г. Краснодар |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А32-43040/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "СиЛайф-Юг" (ИНН 2308174363, ОГРН 1102308011574) - Шулики В.Н. (доверенность от 21.12.2020), ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Хромцовой Н.В. (доверенность от 06.04.2022), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А32-43040/2020, установил следующее.
ООО "СиЛайф-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о возложении на Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обязанности в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести новый расчет размера арендной платы по договору аренды земельного участка находящегося в государственной собственности от 25.05.2016 N 0000004132 с кадастровым номером 23:42:0201001:43 площадью 18 480 кв. м с видом разрешенного использования "аквапарк, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения", расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Шмидта, 6, исходя из ежегодной ставки арендной платы в размере, не превышающем размер земельного налога, установленного для земельных участков, предназначенных для использования в сходных целях, равного 0,6047% от кадастровой стоимости земельного участка за период с 12.08.2017 по 31.12.2021.
Решением от 07.07.2021 заявленные требования удовлетворены: на департамент возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести новый расчет размера арендной платы по договору аренды земельного участка находящегося в государственной собственности от 25.05.2016 N 0000004132 с кадастровым номером 23:42:0201001:43 площадью 18 480 кв. м, исходя из ежегодной ставки арендной платы в размере, не превышающем размер земельного налога, установленного для земельных участков, предназначенных для использования в сходных целях, равного 0,6047% от кадастровой стоимости участка за период с 12.08.2017 по 31.12.2021; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суд исходил из того, что договор аренды от 25.05.2016 N 0000004132 земельного участка, изъятого из оборота, заключен без проведения публичных процедур, поэтому, арендная плата за его использование является регулируемой и подлежит определению с учетом принципа N 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582, принцип N 7).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2022 решение от 07.07.2021 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. В целях проверки довода департамента о расположении на спорном земельном участке объектов не капитального строительства, принадлежащих обществу, суд назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручено эксперту ООО "Юг-Эксперт". Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 10.01.2022 N 251/2022 размещение строений аквапарка, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:43, соответствует утвержденному градостроительному плану земельного участка, строительство объектов осуществлено на основании разрешения на строительство, выданного в установленном законом порядке, после завершения строительства оформлено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Здания и сооружения аквапарка с кадастровыми номерами 23:42:0201001:74, 23:42:0201001:75, 23:42:0201001:76, 23:42:0201001:77, 23:42:0201001:84, 23:42:0201001:88, 23:42:0201001:89, 23:42:0201001:91, 23:42:0201001:93, 23:42:0201001:94, 23:42:0201001:95, 23:42:0201001:96, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:43, имеют прочную связь с данным участком и перемещение их без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Экспертное заключение признано апелляционным судом допустимым доказательством; нарушений при производстве экспертизы не установлено; доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представлено; заключение эксперта является ясным и полным, не вызывает сомнений в обоснованности, не содержит неясностей, противоречий.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 07.07.2021 и постановление апелляционного суда от 02.02.2022 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что суды дали ненадлежащую оценку капитальным/некапитальным сооружениям, образующим "аквапарк" на набережной г. Ейска по ул. Шмидта, 6. Учитывая отсутствие признаков недвижимого имущества у объекта "аквапарк", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:43 площадью 18 480 кв. м, находящемся в государственной собственности Краснодарского края, принцип N 7 не может применяться в настоящем споре. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:42:0201001:43 находится в собственности Краснодарского края, размер арендной оплаты определяется в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 121). Изменения в законодательстве, регулирующие арендные отношения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, произошли 26.03.2018, а именно постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2018 N 118 введен пункт 6.3, согласно которому арендная плата в отношении земельного участка, предоставленному собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере, равном земельному налогу, установленному в отношении предназначенного для использования в сходных целях и занимаемого зданиями, сооружениями земельного участка, для которого указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
У департамента отсутствуют основания для перерасчета размера арендной платы с 12.08.2017 по договору аренды земельного участка от 25.05.2016 N 0000004132, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 23:42:0201001:43. Истец не исполнил требования гражданского законодательства по урегулированию отказа департамента изменить условия договора аренды от 25.05.2016 N 0000004132 в части исчисления размера ежегодной арендной платы. Заявление общества от 26.08.2020 не является предложением об изменении договора аренды от 25.05.2016 N 0000004132, поскольку не указан период, с которого изменения должны применяться сторонами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель общества просил оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:42:0201001:43 площадью 18 480 кв. м, расположенный относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, район Ейский, г. Ейск, ул. Шмидта, 6, категория земель - земли населенных пунктов, вид размешенного использования - аквапарк, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (регистрационная запись от 09.04.2013 N 23-23-20/040/2013-123).
В границах спорного земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:42:0201001:74, 23:42:0201001:75, 23:42:0201001:76, 23:42:0201001:77, 23:42:0201001:84, 23:42:0201001:88, 23:42:0201001:89, 23:42:0201001:91, 23:42:0201001:93, 23:42:0201001:94, 23:42:0201001:95, 23:42:0201001:96, которые принадлежат обществу на праве собственности.
На основании приказа департамента от 25.05.2016 N 750 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "СиЛайф-Юг" в аренду земельного участка в Ейском районе для эксплуатации объектов недвижимого имущества" департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 25.05.2016 N 0000004132 (т. 1, л. д. 18 - 24), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:42:0201001:43, площадью 18 480 кв. м, расположенный по адресу, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, район Ейский, г. Ейск, ул. Шмидта, 6, с видом разрешенного использования - "аквапарк".
В соответствии с пунктом 2.2 договора размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться по требованию арендодателя в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований.
Пункт 3.1.3 договора аренды земельного участка обязывает арендодателя в случае внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований, связанных с изменением арендной платы, письменно уведомить арендатора о них, приложив новый расчет размера арендной платы.
В приложении к договору аренды указано, что расчет арендной платы произведен исходя из общей ставки арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости участка в год, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов".
Общество обратилось в департамент с предложением от 20.08.2020 об изменении условий договора аренды земельного участка, путем подписания дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 25.05.2016 N 0000004132, о перерасчете арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, исходя из ставки, равной земельному налогу (т. 1, л. д. 52 -53).
Письмом от 24.09.2020 N 52-38-05-34360/20 департамент отказал в удовлетворении заявления, поскольку основания для перерасчета размера арендной платы по договору аренды в соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 постановления N 121 от 21.03.2016 (в редакции от 26.03.2018 N 118) отсутствуют (т. 1, л. д. 83, 84).
Поскольку меры по претензионному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, общество обратилось в суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодек), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившим в законную силу 12.08.2017, внесены изменения в постановление N 582; основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные указанным постановлением, дополнены абзацем следующего содержания: "Принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
В силу пункта 6.3 постановления N 121 арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере, равном земельному налогу, установленному в отношении предназначенного для использования в сходных целях и занимаемого зданиями, сооружениями земельного участка, для которого указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 303-ЭС18-26243, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, сформулирован правовой подход, согласно которому если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
Пунктом 11 решения Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.11.2012 N 50/4 "Об установлении земельного налога на территории Ейского городского поселения Ейского района" (в применимой редакции) ставка земельного налога в отношении земельного участка, предназначенного для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, составляет 0,6047%.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2018 N 305-КГ17-15833, 07.02.2019 N 309-ЭС18-8960).
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о наличии права общества с 12.08.2017 вносить арендную плату в размере, равном земельному налогу. С учетом положений решения Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.11.2012 N 50/4 "Об установлении земельного налога на территории Ейского городского поселения Ейского района" суды указали на необходимость при расчете арендной платы исходить из ставки земельного налога, равной 0,6047% от кадастровой стоимости земельного участка для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Так как действующее законодательство предусматривает регулируемый характер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования. При этом апелляционный суд принял во внимание экспертное заключение ООО "Юг-Эксперт" от 10.01.2022 N 251/2022, в соответствии с выводами которого здания и сооружения аквапарка, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:43, относятся к капитальным. Размещение строений аквапарка на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:43 соответствует утвержденному градостроительному плану земельного участка, строительство объектов осуществлено на основании разрешения на строительство, выданного в установленном законом порядке, после завершения которого оформлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А32-43040/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о наличии права общества с 12.08.2017 вносить арендную плату в размере, равном земельному налогу. С учетом положений решения Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.11.2012 N 50/4 "Об установлении земельного налога на территории Ейского городского поселения Ейского района" суды указали на необходимость при расчете арендной платы исходить из ставки земельного налога, равной 0,6047% от кадастровой стоимости земельного участка для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Так как действующее законодательство предусматривает регулируемый характер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования. При этом апелляционный суд принял во внимание экспертное заключение ООО "Юг-Эксперт" от 10.01.2022 N 251/2022, в соответствии с выводами которого здания и сооружения аквапарка, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:43, относятся к капитальным. Размещение строений аквапарка на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:43 соответствует утвержденному градостроительному плану земельного участка, строительство объектов осуществлено на основании разрешения на строительство, выданного в установленном законом порядке, после завершения которого оформлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2022 г. N Ф08-4220/22 по делу N А32-43040/2020
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6602/2023
24.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5433/2023
22.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4220/2022
02.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14312/2021
07.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43040/20