г. Краснодар |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А53-15080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292 ОГРН1076163010890) - Баршиной Ю.В. (доверенность от 27.12.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023) и заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 06384 9, 06385 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022 и постановление пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022 по делу N А53-15080/2021, установил следующее.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 15.02.2021 N 201, 213, 09.03.2021 N 360, 08.04.2021 N 595, обязании устранить нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован нарушением обществом Правил N 354, принципам исчисления коммунальных платежей, прав собственников и пользователей помещений в многоквартирных и жилых домах (далее - МКД).
В кассационной жалобе акционерное общество "Донэнерго" (далее - организация) просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования общества. Указывает, что при проверке индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, организация не обязана проверять схему подключения и место их установки. Считает правильным способ установки спорных приборов учета потребленной электроэнергии и ошибочным вывод суда о ненадлежащем уведомлении собственников (об установке приборов учета, а не месте и способе их установки). Указывает, что ни один из спорных приборов учета не используется для учета потребления домовладения в целом.
В отзыве на жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя организации, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, на его деятельность на этом рынке услуг распространяются ограничения. Оно также обладает статусом гарантирующего поставщика на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области, реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в МКД без промежуточного субъекта (исполнителя коммунальных услуг).
В инспекцию поступили жалобы собственников помещений в МКД (Ростов-на-Дону: Ломоносовская, 28 (с марта 2020 года по январь 2021 года), Доломановский, 65 (с марта 2020 года по январь 2021 года), Лермонтовская, 33 (с декабря 2019 года по февраль 2021 года), Донская, 22 (с декабря 2019 года по март 2021 года), Лермонтовская, 30 (с декабря 2019 года по февраль 2021 года (далее - МКД и адрес)) на неправомерное определение платы за оказание коммунальной услуги индивидуального электроснабжения и на общедомовые нужды (далее - услуга электроснабжения), а также установку индивидуальных приборов учета. Инспекция при проверке обращений выявила нарушения обществом пунктов 42, 50 Правил N 354 при начислении платы в МКД, выдала обществу предписания от 15.02.2021 N 201, 213, от 09.03.2021 N 360, 08.04.2021 N 595 (акты проверки 15.02.2021 N 684, 343, 09.03.2021 N 1174, 08.04.2021 N 846) о расчете платы за услугу электроснабжения в МКД за спорные периоды по пунктам 42, 50 Правил N 354. Общество обжаловало предписания в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд установил и материалами дела подтверждается наличие следующих обстоятельств.
Жилые помещения в МКД Ломоносовская, 28 оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии (далее - прибор учета), исходя из показаний которых начислялась плата за услугу электроснабжения до марта 2020 года. Каждому собственнику помещения открыт отдельный лицевой счет, которому соответствовал определенный прибор учета (далее - старый прибор учета), препятствия к его использованию отсутствовали. Организация 11.11.2019 установила прибор учета N 00419948, отражающий потребление всех помещений в МКД (далее - новый прибор учета), доказательства уведомления об этом пользователей помещений в МКД, в том числе их подписи в акте ввода в коммерческую эксплуатацию (предписание от 15.02.2021 N 201), не представлены.
Жилые помещения в МКД Доломановский, 65 оборудованы старыми индивидуальными приборами учета, применявшимися при оплате услуги электроснабжения до марта 2020 года. Каждому собственнику помещения открыт отдельный лицевой счет, отражающий данные старого прибора учета, препятствия к их использованию отсутствовали. В МКД сложился способ оплаты за соответствующую в МКД по переулку Доломановскому, состоящему из нескольких строений (литеры А, Б, Г), долю из-за различий в степени благоустройства. Организация 08.11.2019 установила новый прибор учета N 0003817, отражающий потребление всеми помещениями в МКД, доказательства уведомления пользователей об этом, в том числе подписи в акте ввода в коммерческую эксплуатацию, не представлены (предписание от 15.02.2021 N 213).
Помещения в МКД Лермонтовская, 33 (литеры А, В, Ф) оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при оплате услуг электроснабжения до декабря 2019 года. Каждому собственнику помещения открыт отдельный лицевой счет, которому соответствовал определенный прибор учета, препятствия к их использованию отсутствовали. Организация 17.12.2019 установила новый прибор учета электроэнергии N 007791142144906, учитывающий потребление всех помещений в МКД в отсутствие уведомления об этом пользователей и их подписей в акте ввода в коммерческую эксплуатацию. В феврале 2021 года организация изменила место разграничения балансовой принадлежности и установила шесть индивидуальных приборов учета электроэнергии жилых помещений на опоре (предписание от 09.03.2021 N 360).
В МКД Ульяновская 10/5 (литеры А, Б) выбрано непосредственное управление домом. Организация установила прибор учета электроэнергии N 009112065000333, учитывающий потребление всех жилых помещений в МКД, услуга электроснабжения на общедомовые нужды оплачивалась по данным прибора учета с июля 2020 года по сентябрь 2020 года, а с октября 2020 по январь 2021 года - по среднемесячному потреблению (предписание от 08.04.2021 N 595).
Два МКД по Донской, 22 оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, один из них имел истекший срок поверки, услуга электроснабжения по нему оплачивалась по нормативу потребления до декабря 2019 года. Организация 19.11.2019 установила прибор учета электроэнергии N 011554141285877, учитывающий потребление всех помещений в МКД в отсутствие уведомление потребителей услуги об установке нового прибора учета и подписей в акте ввода в коммерческую эксплуатацию (предписание от 08.04.2021 N 595).
Семь МКД по Лермонтовской, 30 оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при оплате услуг электроснабжения до декабря 2019 года. Сведения о потреблении электроэнергии одним из пользователей помещений Макаровым С.В. и заключении договора энергоснабжения на 2/24 доли в праве на МКД, принадлежащую ему, не представлены. Организация 16.12.2019 установила прибор учета электроэнергии N 011554140121259, учитывающий потребление всех помещений в МКД в отсутствие уведомлений об этом пользователей помещений в МКД и подписей в акте ввода в коммерческую эксплуатацию. С декабря 2019 года Макарову С.В. начислялась плата за услугу электроснабжения без подтверждения потребления энергии или соответствующего намерения на потребление (предписание от 08.04.2021 N 595).
Проанализировав пункты 2, 40, 80, 81, 42 Правил N 354, пункты 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), пункт 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Положение N 442), суд правомерно указал, что общедомовой прибор учета для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД устанавливается в один МКД, и на границе балансовой принадлежности сторон либо в месте, максимально к ней приближенном, введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу. Один общедомовой прибор учета не может считаться расчетным (коммерческим), если он учитывает также объем потребленный жильцами других жилых домов в совокупности. Общедомовой прибор учета устанавливается на каждое строение и учитывает объем всей потребленной электроэнергии в помещениях МКД. Учет объема (количества) потребленных услуг электроснабжения производится с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого рассчитывается плата за услугу электроснабжения, производится исполнителем по заявке собственника помещения в МКД. Плата за услугу при этом рассчитывается исходя из показаний приборов учета.
Часть 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязывает энергоснабжающую организацию подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 Гражданского кодекса).
Пункт 154 Положений N 442 (в актуальной на момент установки приборов учета редакции) устанавливает, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то поверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Следовательно, при проверке приборов учета, установленных в жилых помещениях, организации следовало проверить схему подключения и место их установки. Однако документы об установке индивидуального прибора учета в местах, не соответствующих местам разграничения балансовой принадлежности, как отметил суд, общество и организация в материалы дела не представили, что признано судом невыполнением обязательств по проверке схем подключения и мест их установки приборов учета. Отклоняя ссылки на направление уведомлений собственникам помещений, суд счел их не влияющими на законность предписаний, поскольку акты ввода в коммерческую эксплуатацию приборов учета с потребителями не подписаны. Суд при этом обоснованно отметил, что установка одного прибора учета на МКД из нескольких корпусов не заменяет предоставления услуг электроснабжения при разрозненном благоустройстве. Суд указал, что старые индивидуальные приборы учета не выводились из эксплуатации в установленном пунктом 81.12 Правил N 354 порядке. Основания отнесения прибор учета к вышедшему из строя ограничены и расширительному толкованию не подлежат. Кроме того, как установил суд, установка прибора, учитывающего потребление всех жилых помещений МКД, осуществлено в нарушение требований Положения N 442. Проверяя аргументы в отношении потребителя электроэнергии Макарова С.В., суд отметил, что начисление платы производится после волеизъявления лица потреблять электроэнергию. Необоснованным признано судом и начисление по показаниям одного прибора учета (установленного к тому же с нарушением порядка) на всех собственников домовладения исходя из пропорции принадлежащей им площади помещений. Такой способ начисления платы за услугу электроснабжения законом не предусмотрен. Данные установленных в МКД приборов учета служат основанием расчетов между обществом и организацией. В отсутствие мест общего пользования и разной степени оснащенности жилых помещений в МКД, размер платы за электроэнергию не может устанавливаться пропорционально размеру доли в праве собственности на помещения в МКД. Установка одного прибора учета на такой МКД не учитывает все условия и особенности предоставления услуги электроснабжения в МКД и объем потребления конкретными собственниками помещений в нем.
Выводы суда об отсутствии у общества оснований рассчитывать плату за коммунальный ресурс названными способами при установленных им фактических обстоятельствах дела, соответствующих имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022 и постановление пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022 по делу N А53-15080/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 154 Положений N 442 (в актуальной на момент установки приборов учета редакции) устанавливает, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то поверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Следовательно, при проверке приборов учета, установленных в жилых помещениях, организации следовало проверить схему подключения и место их установки. Однако документы об установке индивидуального прибора учета в местах, не соответствующих местам разграничения балансовой принадлежности, как отметил суд, общество и организация в материалы дела не представили, что признано судом невыполнением обязательств по проверке схем подключения и мест их установки приборов учета. Отклоняя ссылки на направление уведомлений собственникам помещений, суд счел их не влияющими на законность предписаний, поскольку акты ввода в коммерческую эксплуатацию приборов учета с потребителями не подписаны. Суд при этом обоснованно отметил, что установка одного прибора учета на МКД из нескольких корпусов не заменяет предоставления услуг электроснабжения при разрозненном благоустройстве. Суд указал, что старые индивидуальные приборы учета не выводились из эксплуатации в установленном пунктом 81.12 Правил N 354 порядке. Основания отнесения прибор учета к вышедшему из строя ограничены и расширительному толкованию не подлежат. Кроме того, как установил суд, установка прибора, учитывающего потребление всех жилых помещений МКД, осуществлено в нарушение требований Положения N 442. Проверяя аргументы в отношении потребителя электроэнергии Макарова С.В., суд отметил, что начисление платы производится после волеизъявления лица потреблять электроэнергию. Необоснованным признано судом и начисление по показаниям одного прибора учета (установленного к тому же с нарушением порядка) на всех собственников домовладения исходя из пропорции принадлежащей им площади помещений. Такой способ начисления платы за услугу электроснабжения законом не предусмотрен. Данные установленных в МКД приборов учета служат основанием расчетов между обществом и организацией. В отсутствие мест общего пользования и разной степени оснащенности жилых помещений в МКД, размер платы за электроэнергию не может устанавливаться пропорционально размеру доли в праве собственности на помещения в МКД. Установка одного прибора учета на такой МКД не учитывает все условия и особенности предоставления услуги электроснабжения в МКД и объем потребления конкретными собственниками помещений в нем."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2022 г. N Ф08-5872/22 по делу N А53-15080/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5872/2022
15.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5054/2022
24.02.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15080/2021
07.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10827/2021