город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2022 г. |
дело N А53-15080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022 по делу N А53-15080/2021
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица акционерного общества "Донэнерго"
о признании незаконными и отмене предписания,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: Науменко Л.В. по доверенности от 24.12.2021, Забора А.Г. по доверенности от 13.04.2022;
от акционерного общества "Донэнерго": Смоленская Т.М. по доверенности от 20.01.2021 N 510, Баршина Ю.В. по доверенности от 27.12.2019 N 336,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания N 201 от 15.02.2021, N 213 от 15.02.2021, N 360 от 09.03.2021, N 595 от 08.04.2021.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено АО "Донэнерго".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022 заявление ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" оставлено без удовлетворения. Взыскано с ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 9 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Донэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на несогласие с выводом суда о том, что АО "Донэнерго" при проверке индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, обязано было проверить схему подключения и место их установки. В соответствии с нормами действующего законодательства сетевой организацией не осуществляется проверка места и способа установки индивидуальных приборов учета в границах жилого дома. В целях соблюдения требований закона сетевой организацией в отношении жилого дома 51 по ул. 31-я Линия, был установлен прибор учета на границе балансовой принадлежности - опора ВЛ-0,4 кВ, о чем составлен соответствующий акт; на спорные жилые дома (общедолевая частная собственность) по пер. Доломановский, д. 65, ул. Донская, д. 22, ул. Лермонтовская, д. 30, ул. Лермонтовская, д. 33, ул. Ломоносовская, д. 28, были установлены и допущены в эксплуатацию (совместно с представителем энергосбытовой организации) приборы учёта электроэнергии, установленные на границе балансовой принадлежности (в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности), и учитывающие объем потребления электроэнергии в домовладении в целом, о чем свидетельствует акты допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии.
Апеллянт также указывает на несогласие с выводом суда о нарушении в части уведомления сособственников спорных жилых домовладений об установке приборов учета, а не месте и способе их установки. Все уведомления были представлены гарантирующим поставщиком в ходе проверки. В материалах проверки, а также в материалах настоящего дела отсутствуют сведения об установленных в спорных домовладениях индивидуальных приборах учета, не представлены акты ввода в эксплуатацию указанных приборов, сведения о сроках межповерочного интервала, а также схема установки индивидуальных приборов, отсутствуют сведения об установленных на границе балансовой принадлежности приборов учета.
АО "Донэнерго" считает вывод суда о необходимости применения порядка расчета размера платы за электроэнергию п. 40, 42 Постановления Правительства РФ N 354 несостоятельным по причине того, что ни один из приборов учета, установленный в спорных домовладениях до момента установки приборов учета сетевой организацией, не был установлен на границе балансовой принадлежности в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности и не используется для определения объемов потребления электроэнергии в домовладении в целом.
АО "Донэнерго" не согласно с выводами суда о том, что ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону реализует электрическую энергию собственникам помещений в многоквартирных домах. Принадлежащие собственникам жилые помещения являются частями жилого дома (домовладения), технически присоединенного к сетям энергоснабжения. Заявитель жалобы ссылается на преюдициальное значение обстоятельств, установленных по делу N А53-25112/2018, согласно которым приборы учета сетевой организацией соответствуют требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, предъявляемым к расчетным приборам учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии. При этом схема подключения энергопринимающих устройств заявителей к сетям внешнего энергоснабжения не изменялась.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела от АО "Донэнерго" поступили дополнения к апелляционной жалобе. Также от АО "Донэнерго" поступило ходатайство о приобщении реестра заказных писем с уведомлением. Указанные дополнения и документы приобщены судом к материалам дела.
Представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области представил на обозрение суда судебную практику.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому делу.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Госжилинспекцию области поступили обращения жителей домовладений N 65 по пер. Доломановскому в г. Ростове-на-Дону (peг. N 37-ОГ/124, N 22), по ул. Донской (peг. N 37-ОГ/3536, NN 30 и 33), по ул. Лермонтовской (peг. N 37-ОГ/1877, peг. N 37-ОГ/3538) по вопросу порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению и установки индивидуального прибора учета. В Госжилинспекцию области поступило обращение жителей многоквартирного дома N 10/5 по ул. Ульяновской в г. Ростове-на-Дону (peг. N 37-ОГ/2850) по вопросу порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды.
По результатам проверки, проведенной ГЖИ РО об устранении нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в домовладениях, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ломоносовская, д. 28 за период с марта 2020 по январь 2021, пер. Доломановский, д. 65 за период с марта 2020 по январь 2021, ул. Лермонтовская, д. 33 за период с декабря 2019 по февраль 2021, ул. Донская, д. 22 за период с декабря 2019 по март 2021, ул. Лермонтовская, д. 30 за период с декабря 2019 по февраль 2021, в соответствии с требованиями п. 42, 50 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходя из показаний индивидуальных приборов учета, допущенных к коммерческой эксплуатации в соответствии с п. 80 Правил, были вынесены предписания N 201 от 15.02.2021, N 213 от 15.02.2021, N 360 от 09.03.2021, N 595 от 08.04.2021, а также составлены акты проверки N 684 от 15.02.2021, N 343 от 15.02.2021, N 1174 от 09.03.2021, N 846 от 08.04.2021.
Согласно вышеуказанным предписаниям обществу необходимо было привести в соответствие с требованиями п. 42, 50 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в домовладениях, расположенных, по адресу: ул. Ломоносовская, 28 за период с марта 2020 по январь 2021, пер. Доломановский, 65 за период с марта 2020 по январь 2021, ул. Лермонтовская, д. 33 за период с декабря 2019 по февраль 2021, ул. Донская, д. 22, за период с декабря 2019 по март 2021, ул. Лермонтовская, д. 30 за период с декабря 2019 по февраль 2021.
Государственной жилищной инспекцией по Ростовской области в рамках предписаний N 201 от 15.02.2021 г., N 213 от 15.02.2021, N 360 от 09.03.2021, N 595 от 08.04.2021 было установлено, что спорные жилые помещения домовладения, были оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Несогласие с выданными предписаниями послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Пунктом 9 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, установлено, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом, в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно, на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения. Кроме этого, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 N Ю/1).
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в многоквартирных домах без промежуточного субъекта, которым является исполнитель коммунальных.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил содержания общего имущества, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на один многоквартирный дом, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2 Правил под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 80 Правил предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
По правилам пункта 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению определен положениями пунктов 42, 40, 44, 50 и иных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, коллегия судей полагает исходит в данном случае из конкретных обстоятельств дела.
Судом первой инстанции верно установлено, что внеплановой проверкой, проведенной Госжилинспекцией области в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на основании распоряжения от 18.01.2021 N 343 было установлено, что жилые помещения домовладения N 65 по пер. Доломановскому были оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до марта 2020 года. Каждому собственнику помещения открыт отдельный лицевой счет, которому соответствовал определенный прибор учета электроэнергии.
В домовладении сложилась устоявшаяся практика внесения оплат за соответствующую часть домовладения N 65 по пер. Доломановскому, состоящего из нескольких строений (лит. А, Б, Г), оборудованных ИПУ электроэнергии.
Основания для признания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в домовладении N 65 по пер. Доломановскому, вышедшими из строя определены пунктом 81.12 Правил.
Документы о непригодности ранее установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии отсутствуют, в рамках проверки не предоставлены.
08.11.2019 ООО "Донэнерго" был установлен прибор учета электроэнергии N 0003817, учитывающий потребление всех жилых помещений домовладения N 65 по пер. Доломановскому.
В дано случае при сложившемся порядке пользования (с отдельными входами), отсутствии мест общего пользования и наличии ИПУ само по себе владение долей в домовладении N 65 по пер. Доломановскому не означает, что восемь собственников пользуются каждым из указанных литеров и обязаны вносить оплату за коммунальную услугу по электроснабжению пропорционально доле, принадлежащей на праве собственности. Согласно полученному обращению собственники проживают в разных строениях, имеющих разную степень благоустройства. Часть домовладения оборудованы газом. Другая часть газового отопления не имеет, отопление происходит за счет потребления электричества.
Таким образом, установка одного прибора учета на такое домовладение не предусматривает всех условий предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в данное домовладение.
Согласно пункту 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее Основные положения), в редакции, действующей до 17.01.2020, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Таким образом, ООО "Донэнерго" при проверке индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, обязано было проверить схему подключения и место их установки. Документы, подтверждающие установку индивидуального прибора учета в местах, не соответствующих местам разграничения балансовой принадлежности, не представлены, отсутствуют.
Доводы ООО "Донэнерго" о выполнении требований пункта 150 Основных положений по направлению уведомлений собственникам помещений в данном случае при наличии вышеуказанных обстоятельств, не влияют на правовые выводы по делу. Акт ввода в коммерческую эксплуатацию прибора учета N 0003817 с потребителями не подписан.
Внеплановой проверкой, проведенной Госжилинспекцией области в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на основании распоряжения от 08.04.2021 N 1846 также установлено, что два жилых помещения домовладения N 22 по ул. Донской были оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до декабря 2019 года. Одно помещение было оборудовано прибором учета электроэнергии с истекшим сроком поверки. Начисление платы по нему производилось по нормативу потребления до декабря 2019 года.
Основания для признания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в домовладении N 22 по ул. Донской, вышедшими из строя определены пунктом 81.12 Правил.
Документы о непригодности ранее установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии отсутствуют, в рамках проверки не предоставлены.
19.11.2019 АО "Донэнерго" был установлен прибор учета электроэнергии N 011554141285877, учитывающий потребление всех жилых помещений домовладения N 22 по ул. Донской.
Сведения о получении собственниками помещений домовладении N 22 по ул. Донской уведомлений и иных приложенных документов также не представлено.
Таким образом, порядок установки общего прибора учета в домовладении N 22 по ул. Донской был нарушен, что свидетельствует о невозможности применения его показаний при расчете размера платы.
Госжилинспекцией области были правомерно выданы предписания ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" об устранении выявленных нарушений, соответствующие требованиям законодательства.
Внеплановой проверкой, проведенной Госжилинспекцией области в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на основании распоряжения от 15.02.2021 N 1174 установлено, что жилые помещения домовладения N 33 по ул. Лермонтовской (лит. А, В, Ф) были оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до декабря 2019 года.
Документы о непригодности ранее установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии отсутствуют, в рамках проверки не предоставлены.
17.12.2019 АО "Донэнерго" был установлен прибор учета электроэнергии N 007791142144906, учитывающий потребление всех жилых помещений домовладения N 33 по ул. Лермонтовской. Акт ввода в коммерческую эксплуатацию прибора учета N 007791142144906 с потребителями не подписан.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" производило начисления собственникам данного домовладения аналогично домовладениям N 65 по пер. Доломановскому и N 22 по ул. Донской. Однако в феврале 2021 года нарушение были устранены, все начисления по общему прибору учета сняты.
В феврале 2021 года АО "Донэнерго" было изменено место разграничения балансовой принадлежности и шесть ИПУ жилых помещений установлены на опоре. В суде первой инсатнции ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" признало несостоятельность установки 1 прибора учета на домовладения, имеющие разные строения и степень благоустройства.
При этом ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" был установлен еще и общий прибор учета, учитывающий потребление всех 6 ИПУ. С февраля 2021 года расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению был произведен по индивидуальным и общему прибору учета.
Вместе с тем, подобный порядок расчета для домовладения не предусмотрен Правилами, поскольку фактически общий прибор учета фиксирует потребление электроэнергии всеми шестью ИПУ и электроэнергию для работы этих шести ИПУ. Собственники платят от 1 до 8 кВт/ч за электроэнергию, затраченную на потребление шести ИПУ. Основания для установки общего прибора учета у сетевой организации отсутствовали.
Госжилинспекцией области предписано вести расчет по показаниям шести ИПУ, установленных на опоре, так как это не изменяет существенных условий договора ресурсоснабжения между жителями и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и учитывает разницу между степенью благоустройства жилых помещений, расположенных на одном земельном участке.
Внеплановой проверкой, проведенной Госжилинспекцией области в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" установлено, что семь жилых помещений домовладения N 30 по ул. Лермонтовской были оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до декабря 2019 года.
Сведения о потреблении электроэнергии Макаровым С.В. и заключении договора энергоснабжения на часть домовладения N 30 по ул. Лермонтовской (доля в праве 2/24) в г. Ростове-на-Дону, принадлежащую ему, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" не предоставлено.
Начисление платы Макарову С.В. не производилось до декабря 2019 года.
Основания для признания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в домовладении N 30 по ул. Лермонтовской, вышедшими из строя определены пунктом 81.12 Правил.
Документы о непригодности ранее установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии отсутствуют, в рамках проверки не предоставлены.
16.12.2019 АО "Донэнерго" был установлен прибор учета электроэнергии N 011554140121259, учитывающий потребление всех жилых помещений домовладения N 30 по ул. Лермонтовской.
При этом согласно пункту 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Сведения о намерении или потреблении Макаровым В.И. (бывший собственник) коммунальной услуги по электроснабжению или заключении договора в письменной форме ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предоставлены не были.
Вместе с тем, в декабре 2019 года на имя Макаровым С.В. был открыт лицевой счет N 612603019471 и произведены начисления без подтверждения потребления им коммунальной услуги, чем был нарушен пункт 42 Правил.
Начисление платы должно быть произведено лишь после волеизъявления лиц потреблять электроэнергию. Также основания производить начисления по показаниям одного прибора учета, установленного с нарушением порядка, на всех собственников домовладения пропорционально площади не правомерно.
В Госжилинспекцию области поступило обращение жителей многоквартирного дома N 10/5 по ул. Ульяновской в г. Ростове-на-Дону (peг. N 37-ОГ/2850) по вопросу порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 в пункт 44 Правил внесены изменения, согласно которым утратил силу второй абзац указанного пункта, устанавливавший, что размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, начисляется в размере, не превышающем рассчитанный по нормативу потребления, если иное не утверждено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В настоящее время размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Как следует из пункта 40 Правил, положения пункта 44 Правил применяются только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также в случае, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
В многоквартирных домах по адресу N 10/5 по ул. Ульяновской непосредственный способ управления.
В соответствии с требованиями пункта 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на границе балансовой принадлежности сторон либо в месте, максимально к ней приближенном.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно части 9 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее Федеральный закон N 261-ФЗ) с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно информации МУПТИ и ОН по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновской, дом N 10/5 расположены отдельно стоящие строения - литеры "А", "Б".
Внеплановой проверкой, проведенной Госжилинспекцией области в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", установлено, что АО "Донэнерго" был установлен один прибор учета электроэнергии N 009112065000333 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, дом N 10/5, учитывающий потребление квартир, расположенных в разных строениях (литерах) "А", "Б" в нарушение требований Федерального закона N 261-ФЗ.
Начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, дом N 10/5 за период с июля 2020 года по сентябрь 2020 года, исходя из показаний прибора учета электроэнергии N 009112065000333 и с октября 2020 по январь 2021 года по среднемесячному потреблению противоречит действующему законодательству.
Один общедомовой прибор учета не может считаться расчетным (коммерческим), если он учитывает также объем потребленный жильцами других жилых домов - литеров в совокупности, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома.
Общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждое строение - литер, учитывающий объем потребленной электроэнергии именно в этом строении - литере, и общедомовой прибор учета должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу.
Согласно части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу в том числе предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт).
Согласно части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правоотношения, возникшие между заявителем и абонентом, по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению в первую очередь регулируются в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148.54 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил. В случае несоответствия указанного договора положениям настоящих Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 42 правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, рассчитывается исходя из показаний приборов учета.
Установленные индивидуальные приборы учета из эксплуатации в установленном законом порядке в соответствии с требованиями п. 81.12 Правил N 354 выведены не были. Перечень оснований, позволяющих считать прибор учета вышедшим из строя является закрытым, расширенному толкованию не подлежит. Кроме того, как следует из материалов проверки и установлено актами проверок, установка прибора учета электроэнергии, учитывающего потребление всех жилых помещений домовладения было осуществлено в нарушение требований Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами закреплена ч. 2 ст. 153 ЖК РФ.
Исходя из анализа данной правовой нормы, законодатель отделяет бремя несения расходов за помещение, находящееся в собственности от затрат, понесенных при использовании коммунальных услуг. И если размер платы за содержание имущества пропорционален размеру доли в праве, то размер платы за потребленную услугу зависит или от показаний индивидуального прибора учета, или от норматива (в случае отсутствия индивидуальных приборов учета).
Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указано в абзаце шестом пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
По общему правилу приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства смежных субъектов электроэнергетики - потребителей, производителей электрической энергии (мощности), сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности.
В то же время в случае, если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства до места установки прибора учета (пункт 148 Основных положений в редакции, действующей с 01.07.2020; пункт 144 этого документа в редакции, действовавшей до 01.07.2020).
Кроме того, положениями Постановления N 354 оплата потерь потребителем при получении коммунальной услуги по электроснабжению не предусмотрена.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя со ссылкой на положения статей 244 - 247 ГК РФ, поскольку предметом спора является не оплата за содержание помещения, а порядок осуществления расчетов за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению
Ссылка заявителя о неправомерности установки индивидуальных приборов учета в домовладении находящимся в долевой собственности по числу собственников обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку опровергается положениями п. п. 40, 80.1 правил N 354, а также с учетом положений ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как следует из материалов проверки, долевое владение собственников определено по факту владением жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с которыми открыты отдельные лицевые счета на собственников долей.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2017 по делу N А53-2248/2017, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.07.2021 N Ф07-8711/21 по делу N А42-7044/2020.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции о законности предписаний N 201 от 15.02.2021, N 213 от 15.02.2021, N 360 от 09.03.2021, N 595 от 08.04.2021 обоснованным. Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022 является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с нормами действующего законодательства, сетевой организацией не осуществляется проверка места и способа установки индивидуальных приборов учета в границах жилого дома, судебной коллегией подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Довод АО "Донэнерго" об отсутствии необходимости применения порядка расчета размера платы за электроэнергию п. 40, 42 Постановления Правительства РФ N 354 по причине того, что ни один из приборов учета, установленный в спорных домовладениях до момента установки приборов учета сетевой организацией, не был установлен на границе балансовой принадлежности в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности и не используется для определения объемов потребления электроэнергии в домовладении в целом, апелляционным судом отклоняется ввиду следующего.
Так, лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт того, что прибор учета, установленный в спорных домовладениях, является расчетным между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и АО "Донэнерго".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в отсутствие мест общего пользования и разной степени оснащенности жилых помещений в спорных домовладениях, размер платы за электроэнергию не может быть установлен пропорционально размеру доли в праве. Таким образом, установка одного прибора учета на такое домовладение не предусматривает всех условий предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в данное домовладение.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка на обстоятельства, установленные по делу N А53-25112/2018, согласно которым приборы учета сетевой организацией соответствуют требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, предъявляемым к расчетным приборам учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии. При этом схема подключения энергопринимающих устройств заявителей к сетям внешнего энергоснабжения не изменялась. Суд апелляционной инстанции отмечает, что выводы, изложенные в данном решении, основаны на иных фактических обстоятельствах.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022 по делу N А53-15080/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15080/2021
Истец: ПАО "ТНС энерго ростов-на-Дону", ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5872/2022
15.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5054/2022
24.02.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15080/2021
07.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10827/2021