г. Краснодар |
|
01 июля 2022 г. |
Дело N А63-13334/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Прокофьевой Т.В., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая нива"" (ИНН 2635049370, ОГРН 1022602820712) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2021 (резолютивная часть от 25.10.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А63-13334/2021, установил следующее.
ООО "Агрофирма "Золотая нива"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ИНН 2635049370, ОГРН 1052600261120, далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2021 N 06-22/09/13 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 100 тыс. рублей штрафа и преставления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15.07.2021 N 06-22/09/13.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 23.12.2021 (резолютивная часть от 25.10.2021), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, дело направить на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указал, что перевозка осуществлялась не покупателю, а на элеватор с целью хранения, в подтверждение чего заявитель представил свидетельство от 21.08.2014 26-АИ N 851900 о государственной регистрации права собственности общества на Крытый ток N 1 по адресу: с. Родыки Красногвардейского района, а также договор от 20.05.2020 N 12 на оказание услуг по приемке, сушке, очистке и хранению с последующим отпуском, зерновых, зернобобовых и технических культур, заключенный между обществом (клиент) и АО "Элеватор с. Красногвардейское" (элеватор). Согласно пункту 1.4 указанного договора прием зерна на хранение осуществляется на складе элеватора по адресу: Ставропольский край, с. Красногвардейское, ул. Красная, 332. Таким образом в данном случае, исходя из положений пункта 2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011), указание в товарно-сопроводительных документах информации о декларации о соответствии не требовалось.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.07.2022.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения анализа документов, полученных при проведении плановой выездной проверки в отношении акционерного общества "Элеватор с. Красногвардейское" управление установило, что обществом нарушены требования ТР ТС 015/2011, а именно: 28.09.2020 осуществлен вывоз продукции "зерна кукурузы на орошении 2020 года" общей массой 52 520 кг в сопровождении товарно-транспортных накладных от 28.09.2020 N 04000001196 и 04000001185, в которых отсутствует информация о декларации о соответствии и назначении (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт) данной продукции.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 06.07.2021 N 06-22/09/13 и вынесения постановления от 15.07.2021 N 06-22/09/13 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа. Также управлением в адрес общества внесено представление от 15.07.2021 N 06-22/09/13 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Определением суда от 30.08.2021 заявление общества принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили положения статей 1, 3, 4 ТР ТС 015/2011, пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и установив, что обществом осуществлен вывоз на элеватор "зерна кукурузы на орошении 2020 года" в сопровождении товарно-транспортных накладных, не содержащих информации о назначении (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт) данной продукции, сделали правильный вывод о том, что управление доказало совершение обществом правонарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса, предусматривающей административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
Суды указали, что идентификация зерна осуществляется на основании информации, указанной в товарно-сопроводительных документах, по маркировке, визуальному осмотру ботанических признаков зерна, характерных для данного вида культуры, а также отличительных признаков (статья 1 ТР ТС 015/2011).
Пунктом 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011 предусмотрено, что каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям данного технического регламента. При выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, предназначенного для направления на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации.
Согласно абзацу 4 статьи 2 ТР ТС 015/2011 выпуск в обращение зерна - это купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.
Если зерно, которое было произведено в России и направлено покупателю на территории России, направляется на обработку и хранение и в договоре не предусмотрено приобретение зерна в целях его дальнейшей перепродажи на пищевые и кормовые цели, то такое зерно декларированию не подлежит (правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2018 N 305-ЭС18-4719).
По договору с АО "Элеватор с. Красногвардейское" на оказание услуг по приемке, сушке, очистке и хранению с последующим отпуском, зерновых, зернобобовых и технических культур от 20.05.2020 общество 28.09.2020 перевозило на элеватор зерна кукурузы общей массой 52 520 кг по товарным накладным N 04000001196 и 04000001185, поэтому в силу пункта 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011 могло сопровождаться товаросопроводительными документами без информации о декларации.
Данное обстоятельство управление не отрицает.
Таким образом, в действиях общества, передавшего на хранение зерно кукурузы на элеватор по товарно-транспортным накладным от 28.09.2020 N 04000001196 и 04000001185, в которых отсутствует информация о декларации о соответствии, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса. В данном случае управление не подтвердило нарушение обществом пункта 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011.
Вместе с тем, заявитель жалобы не учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 16 статьи 4 ТР ТС 015/2011 зерно перевозится бестарным методом, в транспортной таре или потребительской упаковке. Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товарно-сопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию: о виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт); о количестве зерна, в единицах массы; о наименовании и месте нахождения заявителя; о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее - ГМО) в случае, если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.
Таким образом, в соответствии с пунктом 16 статьи 4 ТР ТС 015/2011 информация, подлежащая указанию в товарно-сопроводительных документах, содержит требования безопасности в отношении зерна, в том числе при его хранении и перевозке.
Как видно из материалов дела, общество в строке "продукция" не указало информацию о месте происхождения зерна кукурузы, назначении зерна кукурузы (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт), что является нарушением требований пункта 16 статьи 4 ТР ТС 015/2011.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается нарушение обществом требований действующего законодательства в части отсутствия в товарно-транспортных накладных от 28.09.2020 информации о назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт), суды пришли к правомерному выводу о наличии в его действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса и отсутствии оснований для признания незаконным представления от 15.04.2021 N 06-22/09/13.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Порядок производства по делу об административном правонарушении соблюден. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел. Штраф назначен управлением в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса.
Суды не установили основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса. В каждом конкретном случае применение названных положений является оценочной категорией. Переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2021 (резолютивная часть от 25.10.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А63-13334/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, дело направить на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указал, что перевозка осуществлялась не покупателю, а на элеватор с целью хранения, в подтверждение чего заявитель представил свидетельство от 21.08.2014 26-АИ N 851900 о государственной регистрации права собственности общества на Крытый ток N 1 по адресу: с. Родыки Красногвардейского района, а также договор от 20.05.2020 N 12 на оказание услуг по приемке, сушке, очистке и хранению с последующим отпуском, зерновых, зернобобовых и технических культур, заключенный между обществом (клиент) и АО "Элеватор с. Красногвардейское" (элеватор). Согласно пункту 1.4 указанного договора прием зерна на хранение осуществляется на складе элеватора по адресу: Ставропольский край, с. Красногвардейское, ул. Красная, 332. Таким образом в данном случае, исходя из положений пункта 2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011), указание в товарно-сопроводительных документах информации о декларации о соответствии не требовалось.
...
Если зерно, которое было произведено в России и направлено покупателю на территории России, направляется на обработку и хранение и в договоре не предусмотрено приобретение зерна в целях его дальнейшей перепродажи на пищевые и кормовые цели, то такое зерно декларированию не подлежит (правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2018 N 305-ЭС18-4719)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июля 2022 г. N Ф08-4889/22 по делу N А63-13334/2021