Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 28.12.2023 N 391
Государственная программа
Карачаево-Черкесской Республики "Развитие строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике"
Стратегические приоритеты государственной программы Карачаево-Черкесской Республики
1. Оценка текущего состояния строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
Государственная программа "Развитие строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике" разработана на основании перечня государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.12.2023 N 445-р.
Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и дорожное хозяйство являются одними из самых значимых отраслей экономики республики, во многом определяют динамику ее развития, обеспечивают занятость населения, доходы граждан, вносят ощутимый вклад в создание комфортных условий жизнедеятельности населения республики.
Объем ввода жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2022 году составил 309,02 тыс. кв. метров. Обеспеченность населения жильем по итогам 2022 года составила 22,1 кв. метров на человека. Количество семей, улучшивших жилищные условия, достигло значения 12992 семьи.
Объем выдаваемых ипотечных кредитов в 2022 году составил 6488,3 млн. рублей, что позволило 2405 семьям улучшить жилищные условия.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря 2022 года составила 2716,76 км.
.Жилищно-коммунальное хозяйство Карачаево-Черкесской Республики представляет собой важную отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека. Коммунальная инфраструктура включает в себя 52 водозабора, 63 насосных станций, 10 очистных сооружений водоснабжения, 2695,8 км водопроводных сетей, 758,3 км канализационных сетей, 242 котельных с тепловыми сетями, общей протяженностью 232,6 км в двух трубном исчислении. Жилищный фонд Карачаево-Черкесской Республики включает многоквартирные жилые дома общей площадью 2,88 млн, кв. метров.
Основными ориентирами качества жизни населения республики помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем являются своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Жилищная сфера относится к числу ключевых секторов экономики и во многом определяет решение важнейших задач социально-экономического развития республики.
В соответствии с объективными закономерностями выход республики на высокий экономический уровень возможен при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов.
В целях реализации новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 01.01.2017 по 01.01.2022, на территории Карачаево-Черкесской Республики признанно аварийными 39 многоквартирных домов общей площадью 15,34 тыс. кв. м с численностью проживающих 1126 тыс. человек.
Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда утверждена постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2023 N 199 "Об утверждении республиканской адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2023-2026 годы".
Целевые показатели программы на 2023 год составляют:
количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда - 0,27 тыс. чел.;
количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда - 4,43 тыс. кв. м.
Планируется строительство двух новых микрорайонов (в городе Черкесск и городе Усть-Джегута) с социальным жильем. В рамках проекта предполагается также создание социальной инфраструктуры - две школы на 2500 мест, 4 детских сада, поликлиника на 250 посещений в смену, медицинский диагностический центр, объекты спорта и культуры.
Приоритетными направлениями жилищной политики являются создание условий для динамичного жилищного строительства путем разработки специальных кредитных механизмов для населения и увеличение объемов строительства социального жилья.
Одним из ключевых мероприятий по стимулированию жилищного строительства в республике является стимулирование строительства многоэтажного коммерческого жилья и индивидуального жилищного строительства.
Еще одним важным направлением развития жилищного строительства является строительство коммунальной инфраструктуры.
Массовое жилищное строительство и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования. Необходимо обеспечение территорий документацией для осуществления градостроительной деятельности, приведенной в соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Это является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство.
В целях реализации государственной градостроительной политики, направленной на создание более высокого уровня комплексной и рациональной организации территории и обеспечение социально-экономического развития республики необходимо обеспечить завершение разработки и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования, их корректировку. Задачами здесь являются:
создание условий для проведения единой градостроительной политики в городских округах и населенных пунктах республики, в том числе на межмуниципальном уровне;
выявление потенциальных резервов для развития нового градостроительного освоения и размещения объектов капитального строительства на территориях поселений;
развитие информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
Повышение инвестиционной привлекательности строительного комплекса будет обеспечена за счет:
привлечения частных инвесторов в строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры используя механизмы комплексного развития территории (далее - КРТ).
сокращения фактических сроков предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительства в Карачаево-Черкесской Республике, посредством внедрения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Карачаево-Черкесской Республики (далее - ГИСОГД).
Дорожное хозяйство представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для их нормальной эксплуатации.
Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства. Для взаимосвязанного развития экономики и дорожного комплекса требуется определение государственной политики, направленной на реформирование дорожного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, создание механизмов формирования дорожной сети, отвечающей потребностям общества.
Стремительный рост количества транспортных средств и увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте привели к значительному повышению интенсивности движения, что в существующих условиях способствует появлению системных транспортных заторов, снижению скорости движения, росту транспортных издержек и ухудшению экологической обстановки. Недостаточный уровень развития транспортного обслуживания сельских территорий не позволяет преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом. В создавшейся ситуации необходимо принять меры по качественному изменению состояния дорожной сети для обеспечения развития автомобильных дорог в соответствии с потребностями экономики и населения.
В рамках реализации федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги" в 2023 году запланированы мероприятия на 38 объектах по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог протяженностью - 49,3 км и 5 искусственных дорожных сооружений.
В рамках реализации федерального проекта "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" запланировано приведение в нормативное состояние 5,0 км автомобильных дорог.
Сферой реализации государственной программы является строительство объектов, необходимых для устойчивого экономического развития республики, стимулирование развития жилищного строительства Карачаево-Черкесской Республики, развитие ипотечного жилищного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике, создание условий для устойчивого развития территорий Карачаево-Черкесской Республики посредством подготовки, корректировки, утверждения и реализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, развитие архитектуры, градостроительства, поддержка муниципальных образований республики по разработке документов территориального планирования, капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилья, повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах, развитие дорожного хозяйства, модернизация объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Карачаево-Черкесской Республике.
В рамках осуществления жилищной политики в Карачаево-Черкесской Республике и для расселения населения в многоквартирные дома в рамках регионального проекта, не входящего в состав федеральных проектов "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах" направления (подпрограммы) "Обеспечение доступным, комфортным жильем и коммунальными услугами населения Карачаево-Черкесской Республики" осуществляется строительство многоквартирных домов.
Перечень
домов, в целях расселения которых осуществляется строительство многоквартирных домов в рамках регионального проекта, не входящего в состав федеральных проектов "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах" направления (подпрограммы) "Обеспечение доступным, комфортным жильем и коммунальными услугами населения Карачаево-Черкесской Республики" в г. Черкесске
N п/п |
Адрес |
Площадь жилых помещений, м 2 |
Год постройки |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ул. Гутякулова 10А |
629,0 |
1965 |
2 |
ул. Гутякулова 13 |
2515,4 |
1982 |
3 |
ул. Гутякулова 15 |
2444,00 |
1987 |
4 |
ул. Гутякулова 38 |
2316,00 |
1972 |
5 |
ул. Гутякулова 5 |
2407,00 |
1968 |
6 |
ул. Гутякулова 6 |
1029,00 |
1969 |
7 |
ул. Гутякулова 7 |
2630,0 |
1967 |
8 |
ул. Гутякулова 8 |
382,0 |
1961 |
9 |
ул. Гутякулова 9 |
2534,0 |
1967 |
10 |
ул. Демиденко 47 |
516,50 |
1962 |
11 |
ул. Доватора 78 |
2208,0 |
1974 |
12 |
ул. Зеленая 20 |
618,2 |
1968 |
13 |
ул. Зеленая 9 |
635,0 |
1967 |
14 |
ул. Карла Маркса 160 |
377,9 |
1959 |
15 |
ул. Карла Маркса 162 |
374,0 |
1960 |
16 |
ул. Карла Маркса 164 |
348,10 |
1961 |
17 |
ул. Карла Маркса 166 |
418,8 |
1961 |
18 |
ул. Карла Маркса 46 |
2749,9 |
1981 |
19 |
ул. Коста Хетагурова 5А |
1404,4 |
1978 |
20 |
ул. Крайняя 33 |
247,0 |
1959 |
21 |
ул. Крайняя 33А |
391,0 |
1967 |
22 |
ул. Крайняя 35 |
257,3 |
1959 |
23 |
ул. Крайняя 37 |
2247,7 |
1959 |
24 |
ул. Крайняя 39 |
257,0 |
1959 |
25 |
ул. Крайняя 39А |
918,5 |
1968 |
26 |
ул. Крайняя 84А |
3570,0 |
1983 |
27 |
пр. Ленина 10 |
134,2 |
1959 |
28 |
пр. Ленина 2 |
1426,0 |
1966 |
29 |
ул. Леонова 4 |
230,1 |
1969 |
30 |
ул. Леонова 6 |
266,7 |
1966 |
31 |
ул. Леонова 8 |
460,0 |
1959 |
32 |
ул. Новая 7 |
1174,4 |
1971 |
33 |
ул. Октябрьская 15 |
553,5 |
1962 |
34 |
ул. Октябрьская 17 |
540,7 |
1962 |
35 |
ул. Октябрьская 2 |
305,5 |
1960 |
36 |
ул. Октябрьская 3 |
2081,4 |
1974 |
37 |
ул. Привокзальная 1 |
347,9 |
1927 |
38 |
ул. Пятигорское шоссе 3 |
1848,4 |
1985 |
39 |
ул. Тургеневская 80 |
2197,7 |
1986 |
40 |
ул. Шевцовой 20 |
175,4 |
1959 |
41 |
ул. Международная, 8 |
- |
- |
42 |
ул. Ленина, 222/1-1а |
- |
- |
43 |
ул. Крупской, 73 |
- |
- |
44 |
ул. Зеленая, 42-а |
- |
- |
45 |
ул. Крайняя, 41 |
- |
- |
46 |
ул. Октябрьская, 12 |
- |
- |
47 |
ул. Октябрьская, 14 |
- |
- |
48 |
ул. Демиденко, 155 |
- |
- |
49 |
ул. Доватора, 58 |
- |
- |
50 |
ул. Октябрьская, 28 |
457,0 |
1958 |
51 |
ул. Октябрьская, 30 |
459,7 |
1958 |
52 |
ул. Ставропольская, 104 |
1116,4 |
1974 |
53 |
ул. Красноармейская, 142 |
451,0 |
1957 |
54 |
ул. Гутякулова, 13а |
4191,3 |
1986 |
55 |
ул. Демиденко, 157 в |
940,4 |
1969 |
56 |
ул. Кавказская, 48 |
5392,5 |
1958 |
57 |
ул. Кавказская, 50 |
539,8 |
1959 |
58 |
ул. Октябрьская, 13 |
935,7 |
1968 |
59 |
ул. Привокзальная, 5 |
690,3 |
1969 |
60 |
ул. Гутякулова, 3а |
5732,8 |
1981 |
61 |
ул. Пятигорское шоссе, 3а |
5199,3 |
1984 |
62 |
ул. Пятигорское шоссе, 3б |
4189,2 |
1985 |
63 |
ул. Свободы, 62б |
3 467,3 |
1978 |
64 |
ул. Свободы, 62в |
2 648,1 |
1978 |
65 |
ул. Полевая, 33а |
254,2 |
1970 |
Основными проблемами в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства являются:
отсутствие достаточного (соответствующего спросу) количества сформированных и обеспеченных необходимой инженерной (коммунальной) инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства в границах городов и муниципальных районов республики;
недостаточность материальной базы развития социальной и коммунальной инфраструктуры для повышения качества жизни населения республики;
высокая степень износа значительной части дорог общего пользования и их низкая пропускная способность.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере определены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474), Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р, Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 N 239.
Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.
Приоритет в жилищной сфере - создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан.
Приоритет в жилищно-коммунальной сфере - обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды.
К приоритетам государственной политики в сфере дорожного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики относятся сохранение существующей сети автомобильных дорог; увеличение объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения.
Данные приоритеты детализированы в Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.
Целями государственной программы являются:
увеличение объема жилищного строительства до 403 тыс. кв. м;
улучшение жилищных условий не менее 13,6 тыс. семей, обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 86 процентов;
улучшение качества городской среды в полтора раза.
Реализация государственной программы предусмотрена в 2 этапа, 1 этап с 2019-2023 годы, 2 этап с 2024-2030 годы.
Для решения этих целей реализуются следующие основные задачи:
увеличение годового объема ввода жилья;
улучшение жилищных условий семей;
улучшение качества городской среды.
приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения;
строительство (реконструкция), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования на сельских территориях;
проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
обеспечение своевременного выполнения работ в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений в их составе;
оказание поддержки органам местного самоуправления с целью повышения качества местной дорожной сети.
Для оценки эффективности поставленных задач в государственной программе предусмотрено применение показателей.
Достижение показателей государственной программы будет способствовать выполнению национальных целей:
улучшение жилищных условий не менее 55,2 тыс. семей ежегодно и увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 1,039 млн. кв. м в год;
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 86%,
обеспечение прироста среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году 50%.
3. Задачи государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Комфортная и безопасная среда для жизни".
Кроме того, при формировании целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, в том числе по отраслевому принципу, таких как:
государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710;
государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596;
комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1730.
4. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства на федеральном и региональном уровнях направлены на создание комфортной и безопасной среды для жизни населения.
В целях обеспечения достижения цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" предусматривается решение следующих задач:
увеличение годового объема ввода жилья;
улучшение жилищных условий семей;
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям;
улучшение качества городской среды в полтора раза.
Основным показателем государственной программы являются:
объем жилищного строительства;
количество семей, улучшивших жилищные условия;
доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам;
качество городской среды.
Территория Карачаево-Черкесской Республики относится к геостратегическим территориям Российской Федерации и имеет приграничные муниципальные образования, в том числе приграничное муниципальное образование, при модернизации социально-экономической сферы которого в соответствии с положениями Стратегии пространственного развития Российской Федерации оказывается приоритетная государственная поддержка (Карачаевский муниципальный район). В связи с этим, мероприятия, направленные на обеспечение доступным, комфортным жильем и коммунальными услугами населения Карачаево-Черкесской Республики, развитие дорожного хозяйства, в том числе, содействие развитию автомобильных дорог общего пользования местного значения, модернизацию объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод при реализации государственной программы осуществляются с учетом приоритетности развития приграничного муниципального образования - Карачаевского муниципального района.
Порядок распределения, предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета карачаево-черкесской республики бюджетам муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике на софинансирование расходных обязательство обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в собственность на бесплатной основе семьям, имеющим трех и более детей утверждён приложением 1 к государственной программе.
Порядок проведения конкурсного отбора кредитной организации для предоставления субсидий гражданам при получении ими ипотечных жилищных кредитов в связи с приобретением или строительством жилья утвержден приложением 2 к государственной программе.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на компенсацию выпадающих доходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в связи с государственным регулированием органами исполнительной власти карачаево-черкесской республики тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предоставляемые населению теплоснабжающими, водоснабжающими, газоснабжающими организациями (за исключением организаций муниципальной формы собственности) утвержден приложением 3 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.