г. Краснодар |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А32-53976/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Маркиной Т.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лукьянченко Виталия Александровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А32-53976/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Лукьянченко Виталий Александрович (далее - предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 30.09.2021 N 10309000-2851/2021, N 10309000-2852/2021, N 10309000-2853/2021, N 10309000-2854/2021, N 10309000-2856/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022, оставленным без изменения Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом от 18.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить и направить дело на новое рассмотрение. Предприниматель указал, что выявленное нарушение не повлекло за собой причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью, безопасности государства, предприниматель раскаялся в содеянном, представил все запрашиваемые документы, не уклонялся от объяснений, ранее не привлекался к ответственности за аналогичные правонарушения, является микропредприятием, для которого штраф в размере 100 тыс. рублей является значительным. Предприниматель полагает, что оспариваемые постановления, вынесенные в один день, в рамках одного договора поставки, не несли существенную угрозу для безопасности государства. Кроме того, суд апелляционной инстанции необоснованно не применил положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить без изменений обжалуемые судебные акты, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель и Lilit Jevelry (Республика Казахстан) заключили договор поставки от 25.08.2020 N 346, во исполнение которого предприниматель осуществлял поставку ювелирных изделий.
По товарной накладной от 08.12.2020 N НФФР-166 предпринимателем отгружен товар на сумму 51 100 рублей. Таможенным органом установлено, что статистическая форма (далее - СФ) N 10309210/060821/С054597 на товары, зарегистрированная на сайте Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) - 06.08.2021 и содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный период - декабрь 2020 года, должна быть представлена не позднее 22.01.2021.
По товарным накладным от 18.11.2020 N НФФР-156 и от 25.11.2020 N НФФР-160 предпринимателем отгружен товар на сумму 181 700 рублей. Таможенным органом установлено, что СФ N 10309210/060821/С055299 на товары, зарегистрированная на сайте ФТС России - 06.08.2021 и содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный период - ноябрь 2020 года, должна быть представлена не позднее 14.12.2020.
По товарным накладным от 05.10.2020 N НФФР-132, от 13.10.2020 N НФФР-134, от 22.10.2020 N НФФР-145 и от 30.10.2020 N НФФР-148 предпринимателем отгружен товар на сумму 335 450 рублей. Таможенным органом установлено, что СФ N 10309210/060821/С057469 на товары, зарегистрированная на сайте ФТС России - 06.08.2021 и содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный период - октябрь 2020 года, должна быть представлена не позднее 16.11.2020.
По товарным накладным от 08.09.2020 N НФФР-Ш, от 10.09.2020 N НФФР-114, от 23.09.2020 N НФФР-123 предпринимателем отгружен товар на сумму 331 150 рублей. Таможенным органом установлено, что СФ N 10309210/060821/С058558 на товары, зарегистрированная на сайте ФТС России - 06.08.2021 и содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный период - сентябрь 2020 года, должна быть представлена не позднее 14.10.2020.
По товарной накладной от 25.08.2020 N НФФР-99 предпринимателем отгружен товар на сумму 57 900 рублей. Таможенным органом установлено, что СФ N 10309210/040821/С031366 на товары, зарегистрированная на сайте ФТС России - 04.08.2021 и содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный период - август 2020 года, должна быть представлена не позднее 14.09.2020.
Постановлениями от 30.09.2021 N 10309000-2851/2021, N 10309000-2852/2021, N 10309000-2853/2021, N 10309000-2854/2021, N 10309000-2856/2021 таможенный орган привлек предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса и назначил наказание в виде штрафе в размере 20 тыс. рублей по каждому постановлению.
Считая данные постановления незаконными, предприниматель обратился в суд.
Суды установили все имеющие значение фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне исследовали и оценили доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского Экономического Союза", Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), сделав вывод о наличии в действиях предпринимателя правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса - несвоевременное представление в таможенный орган СФ учета перемещения товаров.
Суды указали, что вина предпринимателя заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые он не мог предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Совершение предпринимателем правонарушений подтверждено материалами дела об административном правонарушении, представленными доказательствами и предпринимателем не оспаривается.
Суды рассмотрели вопрос о возможности квалификации правонарушения как малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса и сделали вывод об отсутствии оснований для квалификации совершенного предпринимателем правонарушения в качестве малозначительного.
Довод жалобы о неправомерном неприменении судами части 1 статьи 4.1.1 Кодекса подлежит отклонению. Замена штрафа на предупреждение либо назначение штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи Кодекса, может производиться судом первой и апелляционной инстанций исходя из установленных по каждому конкретному делу исключительных обстоятельств. Вопрос о снижении санкции связан с оценкой доказательств по делу и входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций, которые не усмотрели наличия к тому правовых и фактических оснований.
Кассационный суд также отклоняет довод кассационной жалобы о необоснованном не применении судом апелляционной инстанции положений Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доводы предпринимателя о применении положений части 5 статьи 4.4 Кодекса рассмотрены апелляционным судом и правомерно отклонены. Согласно примечанию 1 к статье 19.7.13 Кодекса за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Таким образом, положения статьи 4.1.2 Кодекса не подлежат применению при совершении правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 Кодекса.
Однако суды не учли следующее.
Согласно пункту 9 Правил N 891 СФ представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названных правил.
Материалами дела подтверждается представление предпринимателем в таможню в электронном виде 04.08.2021 СФ учета перемещения товаров за август 2020 года N 10309210/040821/С031366 с нарушением установленного срока.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Кодексом предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 Кодекса правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган СФ учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможню СФ учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в данном деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за август 2020 года являлось 14.09.2020, вследствие чего с 15.09.2020 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 15.09.2020 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение предпринимателя к ответственности постановлением от 30.09.2021 N 10309000-2856/2021 незаконно.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, на дату принятия постановления от 30.09.2021 N 10309000-2856/2021 предприниматель уже не мог быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, но в части неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить решение суда от 01.02.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.04.2022 в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Лукьянченко Виталия Александровича о признании незаконным постановления Краснодарской таможни от 30.09.2021 N 10309000-2856/2021 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2021 N 10309000-2856/2021. В остальной части принятые по делу судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А32-53976/2021 отменить в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Лукьянченко Виталия Александровича о признании незаконным постановления Краснодарской таможни от 30.09.2021 N 10309000-2856/2021.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 30.09.2021 N 10309000-2856/2021 о привлечении индивидуального предпринимателя Лукьянченко Виталия Александровича к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
...
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2022 г. N Ф08-7315/22 по делу N А32-53976/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3396/2023
03.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-605/2023
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7315/2022
18.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2966/2022
01.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53976/2021