Преступность на рынке ценных бумаг
Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Участники рынка ценных бумаг
Современная криминогенная ситуация на рынке ценных бумаг
Злоупотребления, совершаемые при выпуске ценных бумаг (эмиссии)
Преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных ценных
бумаг
Преступления, совершаемые с использованием векселей
Преступления, совершаемые с использованием акций
Злоупотребления, совершаемые с акциями, принадлежащими гражданам
Прогноз развития криминогенной ситуации на рынке ценных бумаг
Основные направления деятельности правоохранительных органов по
предупреждению и пресечению рассматриваемых преступлений
Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут осуществляться создание предприятий, кредитные и расчетные отношения, передача прав на товар, а также другие необходимые в рыночной экономике операции. В зависимости от типов, видов и разновидностей ценных бумаг они могут использоваться как:
средство удостоверения имущественных и обязательственных прав (акции и их сертификаты, облигации, коносамент);
средство финансирования производства (акции, облигации);
способ прогнозирования рыночной ситуации и страхования рисков (фьючерсы, опционы);
форма более полной реализации функций других ценных бумаг (купоны, ордера, варранты);
средство платежа (чеки, векселя, казначейские обязательства);
способ привлечения денежных ресурсов для собственных нужд (банковские сертификаты, векселя);
средство предоставления кредита (вексель);
средство покрытия дефицита государственного бюджета (ГКО, ОФЗ, другие государственные ценные бумаги);
средство покрытия дефицитов местных бюджетов и финансирования региональных инвестиционных программ (муниципальные ценные бумаги);
средство покрытия государством долгов своих органов и учреждений перед их клиентами (облигации внутреннего валютного займа)*(1) и др.
На начальном этапе формирования рынка ценных бумаг недоработки и просчеты в законодательстве, несвоевременность принятия нормативных актов и другие причины повлекли значительный рост преступлений с ценными бумагами. Так, первые выпуски ценных бумаг в 1991-1995 гг. осуществлялись в условиях абсолютно недостаточной нормативно-правовой базы и неразвитости системы регулирования рынка ценных бумаг.
В это время эмитенты сами котировали, покупали и продавали ценные бумаги, превратив на короткий исторический период времени фондовый рынок в сферу мошенничества. Продажа акций и других ценных бумаг означала по сути обмен денег на цветные бумаги. Покупатели не вполне осознавали, что они покупали и для чего, не было и законодательства, которое регламентировало бы права инвесторов и эмитентов. В результате этих операций активные и не очень законопослушные лица завладели средствами доверчивых и бесправных граждан, а миллионы людей лишились всех своих сбережений. Подавляющее большинство акционерных обществ, инвестиционных фондов этого периода развалились, ничего не вернув своим инвесторам-акционерам.
Государство, оказывавшееся в стороне от этих процессов, среагировало на них с опозданием. В результате доверие к фондовому рынку было подорвано на долгие годы, а экономика понесла потери гораздо большие, нежели денежные средства, которые так называемые эмитенты не вернули инвесторам.
Против эмитентов и трастов возбуждались громкие процессы, которые в большинстве случаев закончились безрезультатно, а инвесторы потеряли надежды на возвращение своих средств. Многие руководители финансовых пирамид предпочли перевести похищенные ими средства за границу и продолжают теперь уже легальный бизнес вдали от родных берегов. С этого момента государственное регулирование и контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг неуклонно усиливались.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Необходимость жесткого государственного регулирования и контроля для нормального функционирования рынка ценных бумаг подтверждается и зарубежным опытом. Как показывает изучение зарубежного законодательства, рынок ценных бумаг выделяется в специальную область хозяйственного законодательства с наиболее жестким нормативным регулированием и административным надзором на всех стадиях выпуска и обращения ценных бумаг.
С принятием Гражданского кодекса РФ, федеральных законов от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и других нормативных актов в Российской Федерации появилась соответствующая мировым стандартам законодательная база, необходимая для развития этого сегмента рыночной экономики.
Закон "О рынке ценных бумаг" регламентировал статус участников рынка и правил работы на нем, процедуры выпуска и регистрации ценных бумаг, контроль за реализацией установленных правил, а также применение финансовых санкций и иных мер пресечения в случае нарушения установленных норм.
С принятием названного Закона был создан правовой механизм, содержащий нормы, не допускающие выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг, безлицензионную и бесконтрольную деятельность участников рынка. Закон регламентировал ряд важных вопросов государственного контроля: создание единой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, а также сохранение ряда функций по регулированию ценных бумаг за Центральным банком России (банковские операции с ценными бумагами) и Министерством финансов РФ (государственные ценные бумаги).
Основным субъектом федеральной исполнительной власти, специально уполномоченным на регулирование от имени государства отношений на фондовом рынке, направленное на обеспечение прав инвесторов, акционеров и вкладчиков, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) России.
Федеральная комиссия принимает нормативные акты по вопросам регулирования как самого рынка ценных бумаг, так и деятельности профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций профессиональных участников, а также по вопросам контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.
С принятием Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также Кодекса об административных правонарушениях подразделения ФКЦБ наделены полномочиями по применению мер административного воздействия к нарушителям законодательства.
Наряду с гражданским законодательством, регулирующим полноправные имущественные отношения между различными субъектами и участниками рынка ценных бумаг, принят ряд нормативных актов, направленных на защиту прав и законных интересов акционеров, инвесторов и государства как собственника и акционера. Кроме Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ; от 9 декабря 2002 г. N 162-ФЗ; с изменениями, внесенными федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ; от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ; от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ) среди таких нормативно-правовых актов следует назвать Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" (в ред. Указа Президента РФ от 9 августа 1999 г. N 1022); Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности".
Участники рынка ценных бумаг
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Большую часть рынка ценных бумаг составляет фондовый рынок, поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считают синонимами.
Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот или расчеты по ним. К ним относятся следующие лица.
Эмитенты - юридические лица, выпускающие в обращение ценные бумаги и несущие ответственность по обязательствам перед владельцами этих бумаг. Эмитенты являются основными действующими лицами фондового рынка. Выпуск ими в обращение ценных бумаг и привлечение таким способом дополнительных средств преследует различные цели.
Производственные предприятия пополняют таким способом оборотные средства, проводят модернизацию, увеличивают объемы продукции, банки и финансовые структуры увеличивают свое влияние на финансовом рынке или просто выполняют нормативы собственного капитала, установленные законодательством, государственные органы, как правило, наполняют бюджет и целевые фонды.
Независимо от своих задач все эмитенты привлекают деньги в обмен на те обязательства, которые предусмотрены данным видом ценной бумаги. Именно эмитент и никто другой несет ответственность по ценным бумагам, выпущенным им.
Инвесторы - все те, кто покупают ценные бумаги, выпущенные в обращение.
Финансовые (фондовые) посредники - юридические лица, наделенные полномочиями осуществлять услуги по покупке-продаже, выпуску ценных бумаг. Для осуществления деятельности на фондовом рынке финансовые посредники получают специальные разрешения (лицензии). Как правило, финансовые посредники осуществляют свою деятельность по поручению эмитентов, продавцов или покупателей ценных бумаг. Финансовым посредникам все равно что продавать, кому и по какой цене - их интересует лишь объем сделки и величина комиссионных.
После того как покупатель становится владельцем ценных бумаг, а продавец получает деньги, все формальные отношения между финансовым посредником и его клиентом можно считать завершенными. В дальнейшем финансовый посредник не несет ответственности ни по обязательствам эмитента, ни по обязательствам покупателя или продавца ценных бумаг.
Организации, обслуживающие функционирование рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка, расчетные палаты, клиринговые центры, депозитарии, регистраторы и др.).
Существенное значение в нормальном функционировании рынка ценных бумаг отводится регистратору - специализированной организации, осуществляющей учет держателей ценных бумаг. Непосредственной задачей регистратора является ведение реестров ценных бумаг, своевременное и правильное внесение изменений в реестры, основанных на предоставляемых посредником, покупателем, продавцом, эмитентом или государственными органами распоряжениях. Во избежание возможных злоупотреблений регистратор должен быть независим как от эмитента, так и от финансовых посредников.
Депозитариями называются организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав собственности на ценные бумаги. Депозитарий ведет счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также хранит сертификаты этих ценных бумаг. Счета, предназначенные для учета ценных бумаг, называются "счетами депо".
Современный рынок ценных бумаг характеризуется высоким уровнем инфраструктуры и наличием основных субъектов - акционерных обществ, коммерческих банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, ассоциаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых бирж. По данным ФКЦБ России на 1 января 2003 г. зарегистрировано 1790 профессиональных участников фондового рынка, осуществляющих брокерскую деятельность и доверительное управление, 890 депозитариев, 11 организаторов торговли, 58 паевых фондов.
Современная криминогенная ситуация на рынке ценных бумаг
Анализ ситуации, сложившейся на рынке ценных бумаг, показывает дальнейшее развитие процессов его криминализации. Устойчивые тенденции к изменению в структуре и динамике преступности, повышению организованности, профессионализма преступников, интеллектуализации преступной деятельности, появлению новых способов посягательств - все это свидетельствует о выходе преступности в данном секторе экономики на качественно новый уровень. Открывшиеся возможности совершения преступлений, в том числе хищений значительных денежных средств, сделали сферу оборота ценных бумаг притягательной для преступников.
В настоящее время в этой сфере совершаются такие виды преступлений, как: злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст.185 УК РФ), злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст.185.1 УК), изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг (ст.186 УК), мошенничество (ст.159 УК), незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст.201 УК) и другие.
При совершении этих преступлений используются практически все виды ценных бумаг. Анализ, проведенный сотрудниками ГУБЭП ФСЭНП МВД России, показал, что наиболее часто предметом преступления являются:
чеки и сертификаты - 37% общего количества преступлений, совершаемых с использованием ценных бумаг;
облигации - 29%;
векселя - 21%;
акции - 13%.
Злоупотребления, совершаемые при выпуске ценных бумаг (эмиссии)
Масштабы негативных социальных последствий и совершаемых преступлений на рынке ценных бумаг не поддаются точному статистическому учету по ряду причин. Во-первых, в статистике Главного информационного центра (ГИЦ) МВД России не выделяются преступления, совершаемые с использованием ценных бумаг (за исключением изготовления и сбыта поддельных ценных бумаг).
Во-вторых, высока латентность данных преступлений вследствие некомпетентности отдельных оперативных работников, их загруженности другими, более серьезными на их взгляд преступлениями.
Так, по данным Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, ею было выявлено около 850 фактов нарушений Уголовного кодекса участниками рынка ценных бумаг, но лишь единицы привлечены к ответственности по ст.185 УК РФ.
На сегодняшний день по данным ФКЦБ около 1000 организаций Москвы и Московской области не раскрывают о себе информацию вообще, за что они привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. Однако штрафные санкции недостаточно эффективны, поскольку большинство директоров акционерных обществ предпочитают платить штрафы, но не раскрывать информацию акционерам.
Только в 1998 г. не были зарегистрированы 2600 выпусков ценных бумаг, что составляет 14% от числа всех эмиссий ценных бумаг. Фактически количество акционерных обществ, не зарегистрировавших выпуски своих бумаг, сегодня в России измеряется десятками тысяч.
Несмотря на эти факты, количество уголовных дел, возбужденных по ст.185 УК РФ, по всей России ничтожно мало. Так, в 2000 г. по ст.185 УК РФ "Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)" по данным ГИЦ МВД РФ было возбуждено всего лишь 2 уголовных дела, в 2001 г.- ни одного, в 2002 г.- 4 дела.
Следует отметить, что Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 23-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг" внесены изменения в ст.185 УК РФ "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", ужесточающие ответственность за недостоверность проспекта эмиссии и за размещение незарегистрированных ценных бумаг до трех лет лишения свободы и введена новая ст.185.1 "Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах".
Названные нововведения явно запоздали и не позволили привлечь к ответственности недобросовестных эмитентов, распространявших свои акции под обещание выплаты высоких дивидендов (например, АО "МММ", объем выпуска акций которого в сотни раз превышал указанный в проспекте эмиссии), более того, в настоящее время они весьма редко применяется к лицам, нарушающим порядок выпуска и размещения ценных бумаг.
Среди типичных преступлений при эмиссии ценных бумаг можно отметить:
перевод активов на баланс других структур;
эмиссия акций на сумму, значительно превышающую уставный капитал эмитента;
внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;
утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию;
злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами инвестору или контролирующему органу;
предоставление заведомо неполной или ложной информации этим лицам.
Преступления, связанные с изготовлением и сбытом
поддельных ценных бумаг
По данным ГИЦ МВД России, за период 2000-2002 г.г. отмечается достаточно высокое и постоянное количество выявленных преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных ценных бумаг. Для наглядности сведения об этом представлены в виде таблицы.
Таблица1
Динамика преступлений, связанных с изготовлением и сбытом
поддельных ценных бумаг в 2000-2002 г.г.*(2)
/------------------------------------------------------------------------\ ----------
|Вид ценных| Год |Количество|Количество|Изъято из обра-|Изъято из об-|
|бумаг | |выявленных|приоста- |щения фальшивых|ращения фаль-|
| | |преступле-|новленных |ценных бумаг по|шивых ценных|
| | |ний |уголовных |выявленным прес-|бумаг по вы-|
| | | |дел |туплениям на|явленным |
| | | | |сумму |преступлениям|
| | | | | |в штуках |
|-----------+-------+----------+----------+----------------+-------------|
|Российские |2000 г.| 112 | 26 |207,5 млн.руб. и| 317 |
|государст- | | | |более | |
|венные |2001 г.| 79 | 33 |более 120 млн.| 89 |
| | | | |руб. | |
| |2002 г.| 81 | 36 |570 млн.руб. | 90 |
|-----------+-------+----------+----------+----------------+-------------| ----------
|Российские |2000 г.| 72 | 17 |более 240 млн.| 19 |
|иные | | | |руб. | |
| |2001 г.| 205 | 109 |более 135 млн.| 409365 |
| | | | |руб. | |
| |2002 г.| 183 | 111 |более 360 млн.| 285 |
| | | | |руб. | |
|-----------+-------+----------+----------+----------------+-------------| ----------
|Иностранные|2000 г.| - | - | - | - |
| |2001 г.| 2 | - | 600 у.е. | 2 |
| |2002 г.| 3 | 2 | 2500 у.е. | 6 |
\------------------------------------------------------------------------/ ----------
Данные по другой группе распространенных преступлений за тот же период представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о мошенничестве с ценными бумагами, связанном с
дорисовкой, наклейкой нулей и т.п. и их сбытом за 2000-2002 г.г.
/-----------------------------------------------------------------------\ --------- - ------ -------------
|Годы |Количество |Количество |Изъято из обращения|Изъято из обращения|
| |выявленных |приостанов- |фальшивых ценных|фальшивых ценных|
| |преступлений|ленных уго-|бумаг по выявленным|бумаг по выявленным|
| | |ловных дел |преступлениям на|преступлениям в|
| | | |сумму |штуках |
|-----+------------+------------+-------------------+-------------------| --------- - ------ -------------
|2000 | 12 | - | 50,6 млн.руб. | 7 |
|-----+------------+------------+-------------------+-------------------| --------- - ------ -------------
|2001 | 21 | - | около 11 млн.руб.| 38 |
|-----+------------+------------+-------------------+-------------------| --------- - ------ -------------
|2002 | 11 | 5 | 4,5 млн.руб. | 8 |
\-----------------------------------------------------------------------/ --------- - ------ -------------
Подделка ценных бумаг относится к числу трудно раскрываемых преступлений, о чем свидетельствуют стабильно высокие показатели уголовных дел, расследование по которым приостановлено. Так, из общего числа возбужденных в 2002 г. уголовных дел по ст.186 УК РФ по фактам изготовления и сбыта поддельных ценных бумаг (267), количество приостановленных уголовных дел в связи с неустановлением и нерозыском виновных лиц составило 149, то есть более 55% от их общего количества.
Подделка ценных бумаг причиняет значительный материальный ущерб интересам юридических и физических лиц, государства. Косвенно об этом можно судить по количеству и сумме изъятых из обращения ценных бумаг по выявленным преступлениям. В частности, в 2002 г. по 264 уголовным делам, возбужденным по фактам изготовления и сбыта российских ценных бумаг изъято 375 поддельных ценных бумаг на сумму 257,8 млн.руб., тогда как по 15652 уголовным делам, возбужденным по фактам изготовления и сбыта российских поддельных денег изъято 31769 штук денежных купюр и монет на сумму. 8,6 млн.руб.
Среднеарифметический ущерб от одного преступления по ст.186 УК РФ по факту изготовления и сбыта поддельных денег составил 676 руб., в то время как аналогичный показатель по ценным бумагам равен 976,5 тыс.руб.
Похожая картина наблюдается и по фактам мошенничества (дорисовки, наклейки нулей и т.п.) с деньгами и ценными бумагами. При значительно большем количестве выявленных в 2002 г. случаев мошенничества с деньгами (147), чем с ценными бумагами (11) денежное выражение изъятых из обращения фальшивых ценных бумаг составляет несоизмеримо большую сумму 4,5 млн.руб. против 450 тыс.руб.
Преступления, совершаемые с использованием векселей
Основная экономическая функция векселя - быть средством оформления коммерческих или банковских кредитов. Отношения, связанные с обращением векселей, регулируются Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе", применяемым в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселе, и Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (Женева, 7 июня 1930 г.).
С 1 ноября 1994 г. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" на территории России введены единые бланки простого и переводного векселя. Изготовление векселей осуществляют предприятия, имеющие лицензию Министерства финансов на производство бланков ценных бумаг.
Вексель может быть простым и переводным. Простым векселем называется ценная бумага, содержащая обязательство векселедателя уплатить в пользу векселедержателя вексельную сумму в определенный срок.
Переводным векселем (траттой) называется ценная бумага, содержащая предложение векселедателя (трассанта), адресованное плательщику (трассату), уплатить в пользу третьего лица (векселедержателя) вексельную сумму в определенный срок.
В простом векселе обязанность уплатить возлагается на самого векселедателя, а в переводном- на лицо, указанное дополнительно. Таким образом, в переводном векселе участвуют три лица - векселедатель (трассант), векселедержатель, плательщик (трассат). Платеж по векселю может может быть обеспечен посредством поручительства (аваля). Такое поручительство дается обычно банком как за векселедержателя, так и за каждого другого обязанного по векселю лица.
Исторически сложилось, что вексель является прежде всего средством обеспечения и оформления коммерческого кредита (аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ, услуг). Однако он стал активно использоваться и коммерческими банками для привлечения денежных ресурсов и кредитования клиентов.
Можно выделить следующие группы векселей, имеющих хождение в стране:
1. Государственные векселя, в частности векселя Министерства финансов РФ, выпущенные для погашения задолженности предприятий агропромышленного комплекса, организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера по централизованным кредитам.
2. Векселя местных администраций. Так, 10 октября 1994 года было издано распоряжение мэра Москвы N 505-РМ "О системе вексельного кредитования", 14 октября 1998 г.- распоряжение премьера правительства Москвы N 1145-РП "О компенсации убытков организаций и предприятий, связанных с расчетами векселями за выполненные работы и услуги в строительстве", 27 января 1997 г.- постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области N 79 "О выпуске целевых бюджетных векселей администрации области" и т.д.
3. Векселя, выпускаемые отдельными министерствами и ведомствами (некоторые авторы их называют отраслевыми векселями). К ним можно отнести, в частности, энергетические, транспортные и другие. Так, 3 апреля 1996 г. Министерство путей сообщения РФ издало указание N А-287 о выпуске переводных единых векселей МПС для урегулирования финансовых взаиморасчетов железных дорог между собой и с МПС.
4. Банковские векселя.
5. Корпоративные векселя (векселя, выпускаемые различными хозяйственными обществами и товариществами).
Рассматривая финансовые мошенничества, совершаемые с помощью векселей, условно можно выделить следующие виды обмана (мошенничества) в зависимости от лиц, участвующих в сделке:
обман со стороны векселедателя (трассанта);
обман со стороны третьих лиц, участвующих в вексельном обороте.
Наиболее распространенным способом является мошенничество со стороны векселедателя. При этом используется то обстоятельство, что в соответствии со ст.144 ГК РФ вексель как ценная бумага очень формализован и несоответствие предъявляемых к нему требований по форме и реквизитам влечет его ничтожность. Поэтому в соответствии с законодательством даже небольшие отступления от таких требований влекут признание недействительности векселя, что используется мошенниками.
Для этого применяется заведомо неправильное оформление векселей, не позволяющее их своевременно опротестовывать и получать по ним средства:
отсутствие наименования "вексель" в тексте документа;
написание слова "вексель" на иностранном языке, когда сам текст документа составлен на русском языке;
отсутствие даты составления векселя и подписи векселедателя;
отсутствие предложения (обещания) уплатить определенную сумму (т.е. того, что определяет само понятие векселя) и т.д.
Иногда векселя выпускаются не юридическими лицами, а их подразделениями (представительствами, филиалами и т.п.), что дает возможность уклониться от оплаты векселя под предлогом превышения полномочий лицом, его подписавшим.
Имеют место факты полной подделки векселей. Бланки векселей имеют высокую степень защиты. Они печатаются на бумаге высокого качества, содержащей водяные знаки и защитные волокна красного цвета. Краска, которой печатаются серия и номер, обладает магнитными свойствами.
Однако с развитием научно-технического прогресса, широким распространением компьютеров и другой оргтехники резко возросло изготовление поддельных ценных бумаг. Для подделки используются типографская и копировально-множительная техника и капельно-струйные печатающие устройства.
В связи со значительным ростом преступлений, связанных с подделкой ценных бумаг, Правительство Российской Федерации 24 января 1995 г. приняло постановление N 78 "О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации", в соответствии с которым производимые и вводимые в установленном порядке на территории Российской Федерации векселя подлежат экспертной оценке, а также учету Министерством финансов и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Предприятия и организации, имеющие лицензии Минфина России, представляют ежемесячно в этот орган по шесть экземпляров всех изготовленных бланков с приложением сертификата качества. По три экземпляра всех бланков ценных бумаг с приложением сертификатов качества остаются в справочно-информационном фонде Министерства финансов, созданном на базе ВНИИ Гознака, и по три экземпляра передаются в Министерство внутренних дел, где в экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ МВД России) создан справочно-информационный фонд ценных бумаг, образцы которого используются для сравнения при проведении криминалистических исследований поддельных векселей и других ценных бумаг.
Часть преступлений совершается с использованием похищенных подлинных бланков векселей, в которые вносятся заведомо ложные сведения о их выдаче и векселедателе, проставляются оттиски поддельных печатей.
Так, одно предприятие намеревалось приобрести вексель АКБ "Пульс-Банка" на 500 млн.руб. и десять векселей Сбербанка России на 50 млрд. неденоминированных рублей. При проверке оказалось, что АКБ "Пульс Банк" не существует, а векселя Сбербанка России на предъявителя с печатями Рязанского городского отделения СБ РФ оказались фальшивыми. При переговорах о покупке векселя мошенники вручили телефон начальника отдела ценных бумаг Сбербанка РФ некоего Волошина, который подтвердил, что у него находятся векселя на указанную сумму. Однако при более глубокой проверке выяснилось, что телефон не принадлежит Сбербанку России и Волошин там не работает и никогда не работал.
Как выяснилось впоследствии, преступники проводили аферу грандиозных масштабов. Они изготовили и пытались внедрить на российский рынок ценных бумаг поддельные векселя Сбербанка РФ, имеющие семь степеней защиты из одиннадцати, а обозначенные на них цифры колебались от миллиардов рублей до миллиона долларов. Эти векселя имели географию распространения от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Только в один прием оперативниками было изъято искусно подделанных векселей Сбербанка России на общую сумму 240 млн.долларов.
В другом случае Ф. по сговору с Г. приобрели 100 бланков векселей финансового управления Администрации Калининградской области. Затем по ксерокопиям различных оттисков печатей, в том числе и финансового управления, заказали и приобрели поддельные печати, в 23 векселях заполнили титульный лист, индоссаментные записи, заверили их оттисками поддельных печатей. Затем они вступили в сговор с С. и Н., чтобы последние реализовали векселя. Для реализации 23 векселя были переданы В., а тот свою очередь передал их для сбыта Д.
Д. из объявлений, размещенных в газете, узнал, что АОЗТ "Сельхозинвест" реализует линолеум. Предварительно приняв меры для изменения внешности (покрасив волосы в черный цвет), Д. направился туда для реализации векселей с паспортом на имя П. и печатью 000 "Ленком". В АОЗТ "Сельхозинвест" он представился начальником коммерческого отдела 000 "Ленком" и путем обмана заключил договор купли-продажи линолеума на сумму 229703467 рублей. В уплату за линолеум от имени "Ленкома" по акту приема-передачи Д. передал поддельные векселя на общую сумму 230000000 рублей. В результате этих преступных действий Д. получил в АОЗТ "Сельхозинвест" линолеум и вывез его на реализацию в Москву.
Значительно реже мошенничество совершается с использованием подлинных векселей. Примечателен такой случай. В г.Калининграде гражданин Д., увидев в темное время суток около одной из торговых палаток хорошо одетого нетрезвого мужчину, рядом с которым стоял кейс, похитил этот кейс и убежал. У себя дома он обнаружил в кейсе 23 векселя, 2 ксерокопии векселей, печать организации и деньги. В векселях были проставлены все печати и выполнены все записи. Используя часть этих векселей, Д. заключал договоры на приобретение товаров и осуществлял ими оплату товаров, совершая таким образом их хищение.
Распространено совершение преступлений путем подделки индоссамента, что приводит к неправомерности действий участников вексельного обращения. Лицевая сторона таких векселей, как правило, составлена и заполнена с соблюдением всех предусмотренных законодательством норм, зато на обратной стороне отсутствуют или неправильно записаны реквизиты предполагаемых индоссантов, что делает передаточные надписи (индоссаменты) недействительными. Векселя, в которых индоссаменты недействительны, не могут быть признаны ценной бумагой, так как в силу своих юридических и физических свойств не могут быть переданы от одного лица к другому (т.е. не обладают свойством передаваемости).
Так, Спирина совместно с Быковым в г.Грязи Липецкой области организовала преступную группу с целью завладения имуществом АООТ"Плавицкий ферментный завод", расположенного в Добринском районе Липецкой области, путем использования поддельных векселя и других документов от имени несуществующего ЗАО"Воланд" (г.Воронеж). Целью преступников было получить на заводе продукцию (спирт), "оплатив" ее поддельным векселем.
Спирина и Быков приобрели в г.Москве несостоятельный и неакцептованный, неавалированный переводной вексель Финансово-эенергетического союза Министерства топлива и энергетики на сумму 1000000000 рублей, алонже которого имеет прерванный индоссамент. На этом векселе сообщники сделали индоссамент, в котором индоссантом указали несуществующее ЗАО "Воланд", а индоссатом - АООТ "Плавицкий ферментный завод". Для оформления векселя Быков заранее приобрел в Воронеже у бывшего директора ООО "Дионис" Яковлева В.В. клише круглой печати несуществующего ЗАО "Воланд".
Указанный вексель был предъявлен в бухгалтерию АООТ "Плавицкий ферментный завод" в оплату полученного на заводе спирта вместе с актом приемки-передачи векселя, в котором подписи от имени директора несуществующего ЗАО "Воланд" и директора АООТ "Плавицкий ферментный завод" выполнены неустановленными следствием лицами.
При вексельной форме расчетов мошенники нередко выбирают в качестве наименования плательщика название, созвучное с названием какого-либо известного и платежеспособного государственного предприятия, используя ассоциативную положительную реакцию на такое наименование в мошеннических целях.
Вот один из примеров. В системе Министерства топлива и энергетики РФ рядом федеральных министерств и администраций регионов РФ была создана некоммерческая организация "Финансово-энергетический союз" (ФЭС) в целях разрешения кризиса неплатежей с помощью векселей. Каждый вексель выпускался под конкретную цепочку взаиморасчетов между субъектами хозяйствования и мог использоваться только в пределах этой цепочки. Ряд лиц с криминальным прошлым, пользуясь свойством положительной ассоциативной реакции, создали некое ЗАО "ФЭС", которое выпустило ничем не обеспеченные векселя и через подставные фирмы внедряло их в систему взаимозачетов.
Платеж по векселю может быть обеспечен посредством поручительства (аваля). Такое поручительство дается как за векселедателя, так и за иное лицо, обязанное по векселю. Для аваля достаточно одной лишь подписи, поставленной авалистом на лицевой стороне векселя. В авале должно быть указано, за кого он дан. При отсутствии такого указания он считается данным за векселедателя. В связи с этим имеют место случаи подделки аваля. Так, на рынке появился вексель с поддельным авалем за подписью заместителя председателя Банка России, который сопровождался письмом Банка на сфабрикованном бланке с использованием несуществующих реквизитов.
Наиболее опасными и сложными с точки зрения выявления и раскрытия, а также уголовно-правовой квалификации на сегодняшний день являются преступления с использованием акций. Поэтому остановимся на них более подробно.
Преступления, совершаемые с использованием акций
При противоправном посягательстве данного вида правонарушители преследуют две основные цели:
а) извлечение финансовой выгоды от похищенных акций;
б) установление контроля над предприятием и его имущественными активами путем приобретения контрольного пакета акций для получения значительных материальных прибылей (легальных или полулегальных).
Хищения акций, совершаемые с целью получения финансовой выгоды. Регистрируя переход права собственности на акции, реестродержатель большее внимание уделяет крупным сделкам. Для подтверждения легитимности перехода прав нередко назначаются дополнительные проверки. Такая проверка в ряде случаев может помешать реализации преступных замыслов. Поэтому похищаются как правило небольшие пакеты акций, поскольку в этом случае сделки с акциями вызывают меньше подозрений.
Кроме того, завладевшим акциями похитителям нужно как можно скорее избавиться от них - продать третьим лицам и скрыться с полученной прибылью. Однако быстро найти покупателя, способного сразу оплатить крупный пакет ценных бумаг, сложно. Если же продавать акции небольшими частями, то резко возрастает риск привлечь внимание не только контролирующих и правоохранительных органов, но и эмитента похищенных акций либо их законного собственника.
Собственник ценных бумаг может довольно долгое время не замечать списания с его счета стоимости небольшого числа акций, особенно если они были украдены у профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые ежедневно заключают значительное количество сделок с акциями отечественных эмитентов.
Чтобы акции перешли от одного лица к другому, необходимо представить регистратору передаточное распоряжение, в котором собственник выражает свою волю по поводу принадлежащих ему ценных бумаг. Закон не требует представлять регистратору договор купли-продажи акций, поэтому мошенникам, желающим присвоить чужие акции, часто достаточно подделать лишь один документ - передаточное распоряжение*(3). При этом подпись генерального директора подделывается с помощью графического изображения факсимиле или иным образом. Также изготавливается по имеющемуся оттиску поддельная круглая печать. Установить конкретного исполнителя подписи и подделки печати в ряде случаев бывает довольно сложно.
В связи с этим наиболее распространенным способом хищений является подделка передаточного распоряжения акций от имени собственника, на основании которого реестродержатель списывает акции со счета этого собственника и зачисляет их на счет нового владельца. Новый владелец (похититель) продает присвоенные таким образом акции и завершает преступную операцию.
Порой мошенники представляют регистратору нотариально удостоверенные доверенности акционеров крупных предприятий на право осуществления всех операций с принадлежащими им ценными бумагами, а также подписанные доверителями передаточные распоряжения о переводе части акций на счета третьих лиц. При проверке этих документов нередко оказывается, что нотариуса, удостоверившего представленные документы, не существует, а собственники ценных бумаг не давали никаких поручений на совершение подобных сделок со своими акциями.
Субъектами этих преступлений, как правило, выступают лица, не являющиеся ни работниками предприятия - эмитента акций, ни акционерами, ни работниками предприятий - профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Так, жительница Дагестана С. через неустановленных соучастников получила доступ к реестру акционеров Газпрома, находящемся в ЗАО"Специальный регистратор- держатель реестра акционеров газовой промышленности" (СР-ДРАГ). Частный нотариус Макарова и С. совместно изготовили поддельные передаточные распоряжения и доверенности на право распоряжения ценными бумагами. К реализации преступного замысла был привлечен москвич А., на имя которого оформлялись доверенности. При попытке хищения 9600 акций на сумму 96 тыс.рублей в помещении депозитария А. был задержан, и в отношении названных лиц возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ.
Другой случай. В начале 2002 г. государственная компания "Росгазификация" лишилась принадлежавших ей 0,2% акций Газпрома на сумму 50 млн.рублей, когда акции были переведены из СР-ДРАГ в номинальное держание депозитария Московской фондовой биржи (ДРС), а оттуда - проданы нескольким фирмам. Сделки совершались от имени руководства "Росгазификации", которое на самом деле не имело к ним отношения. Было возбуждено уголовное дело о хищении акций и в ходе следствия установлено, что подписи генерального директора "Росгазификации" на документах, по которым акции переведены в ДРС, - фальшивые. Ущерб по данному преступлению составил 539 млн.рублей.
Иногда на махинации с ценными бумагами идут доверенные лица собственника ценных бумаг. Такие лица либо злоупотребляют полномочиями, данными им собственником для совершения в его интересах определенных операций, либо совершают преступление используя доступ к его бланкам и печатям. Хищения совершаются путем заключения фиктивных договоров купли-продажи ценных бумаг по номинальной стоимости, в то время как их рыночная цена превышает номинал порой в десятки раз.
Некая фирма, владеющая пакетом акций одного предприятия, выдала своему сотруднику, занимавшему должность заместителя финансового директора, доверенность на право совершать сделки по продаже этих ценных бумаг. Предполагалось, что договор будет заключен с определенной компанией. Сумма сделки составляла несколько десятков миллионов рублей. Сотрудник (проработавший в этой фирме три года и пользовавшийся доверием руководства) реализовал пакет акций совершенно другому юридическому лицу и получил в качестве оплаты банковские векселя. Будучи финансистом и по должности имея доверенность на совершение операций с векселями, он в тот же день предъявил полученные векселя к оплате, указав расчетный счет, на который следует перечислить денежные средства. Впоследствии деньги еще несколько раз переводились на различные счета, пока их следы не затерялись в одной из офшорных зон.
Обстоятельством, использующимся при совершении подобных преступлений, является то, что регистратор, получая передаточное распоряжение, не обязан досконально изучать обстоятельства сделки. Он проверяет лишь соответствие подписи и печати на передаточном распоряжении хранящимся у него образцам.
Кроме того, на ряде предприятий полномочия по распоряжению ценными бумагами, находящимися на балансе, имеют не одно, а несколько лиц, что затрудняет контроль.
При совершении этих преступлений используются также обстоятельства, затрудняющие проверку цепочки продавцов и покупателей акций, например, если предприятие было ликвидировано или реорганизовано. В первом случае выяснить, у кого находятся документы, довольно затруднительно, поскольку не все бывшие владельцы (юридические и физические лица) добросовестно их хранят, а нередко документы ликвидированного предприятия оказываются безвозвратно утерянными.
Преступления, совершаемые с целью завладения контрольным пакетом акций. Приобретение контрольного пакета акций является способом проведения реорганизации в форме объединения (слияния или присоединения) компаний. Слияния и присоединения в соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах могут быть осуществлены только после утверждения советами директоров и тремя четвертями акционеров обеих сторон условий реорганизации, содержащихся в договоре о присоединении (слиянии). В случае присоединения необходимо внести изменения в устав общества, избрать новый совет директоров. Если сделка квалифицируется как крупная или "сделка с заинтересованностью", необходимо обеспечить выполнение дополнительных требований законодательства.
Согласно российскому законодательству, приобретение контрольного пакета акций акционерного общества, число акционеров которого превышает 1000, влечет за собой возникновение у приобретателя ряда обязательств. В частности, акционерное общество, приобретающее более 20% голосующих акций другого акционерного общества, обязано опубликовать сведения о таком приобретении, а также сведения о последующих операциях приобретения акций той же компании, если предметом последующего приобретения являются более 5% голосующих акций.
Таким образом, слияние и присоединение, а также покупка 20% (и более) обыкновенных акций акционерного общества в России - сложный процесс, часто связанный со значительными расходами для приобретающей стороны.
Несмотря на сложную процедуру сделки слияния и присоединения (поглощения) очень привлекательны для преступных посягательств на чужое имущество: мошенники стараются завладеть им заплатив лишь малую часть его реальной стоимости.
Разработано множество квазизаконных методов и схем, которые представляют собой реальную альтернативу сложным и дорогостоящим процедурам, предусмотренным Законом об акционерных обществах. Создана уже вполне развитая инфраструктура, состоящая из ряда фирм, специализирующихся на разработке схем силового захвата компаний, на подкупе судей и чиновников.
Наиболее распространенные сегодня в России сценарии "силового поглощения" компаний носят признаки организованной преступности и включают в себя взятки судьям, чиновникам, судебным приставам, запугивание, угрозы и даже физическое насилие. По таким фактам возбужден ряд уголовных дел. Данная практика угрожает экономике и репутации России, препятствует привлечению иностранных и отечественных инвестиций.
Опаснее всего то, что наряду с теневой экономикой формируется и своего рода теневая юстиция. Силовые поглощения практически всегда сопровождаются решениями и определениями судей из одних и тех же регионов, где руководители предприятий, осуществляющих такие поглощения, имеют большой вес. В этих регионах ни один судья, вынесший незаконные решения и необоснованные определения для поддержания силовых поглощений, не был лишен своих полномочий квалификационными коллегиями судей, не говоря уже о привлечении таких судей к уголовной ответственности.
Поскольку при поглощении акции приобретаются не для последующей перепродажи, то правонарушители скрупулезно готовятся к судебным разбирательствам, чтобы доказать в судебном порядке свои права на незаконно полученные ценные бумаги. Если дело удается выиграть, то силой судебного решения незаконно полученные акции становятся легитимной собственностью.
Для приобретения контрольного пакета акций акционерного общества и установления таким образом контроля над ним могут использоваться различные способы.
В ряде случаев для этого используются привилегированные акции, создание системы двойного менеджмента и реестра, использование судебных определений и решений. Алгоритм действий при этом заключается в следующем. Компании, намеревающейся завладеть контрольным пакетом акций, необходимо созвать внеочередное собрание акционеров без ведома акционера, владеющего контрольным пакетом акций, и принять два решения:
а) о конвертации привилегированных акций, принадлежащих компании, намеревающейся завладеть контрольным пакетом акций, в обыкновенные (голосующие) акции;
б) об избрании нового совета директоров из представителей своей компании.
Согласно российскому законодательству внеочередное собрание акционеров может быть созвано решением совета директоров по требованию акционеров, владеющих 10% акций. Уведомление о проведении внеочередного собрания и его повестке дня должно быть направлено всем акционерам. Однако в большинстве случаев существующий совет директоров не уведомляется, и акционер, владеющий контрольным пакетом, также не ставится в известность о созыве внеочередного собрания, в связи с чем не может проголосовать против вынесенных на нем решений.
Другой способ не допустить акционера, владеющего контрольным пакетом акций предприятия, к голосованию на внеочередном собрании получить определение или решение суда, подтверждающее законность решений, принятых на внеочередном заседании.
Чтобы оттянуть на максимально возможный срок слушания по жалобам в порядке надзора, поданным на такие решения, компания, намеревающаяся завладеть контрольным пакетом акций, использует коррупционные отношения с судьями.
Так, имел место случай затягивания пересмотра дела в суде в одном из регионов России в течение полугода по разным основаниям. Вначале председатель суда, принесший протест в порядке надзора, ушел в отпуск. Затем он взял больничный лист на длительное время и дело в его отсутствие не рассматривалось. После этого он отозвал свой протест. Затем протест на то же самое решение принес прокурор и т.д.
Избранный с использованием указанных махинаций новый совет директоров назначает нового генерального директора общества.
После этого компания-захватчик старается взять предприятие под фактический контроль, и, опираясь на определения суда, захватывает предприятие с помощью вооруженных сотрудников частных охранных предприятий или ОМОНа. Известны попытки силовых захватов и при отсутствии судебных определений.
Затем события развиваются примерно так. Участники операции по силовому захвату парализуют работу предприятия с помощью различных судебных решений и определений. Нередко это судебные акты, вынесенные по искам, возбужденным миноритарными акционерами в других регионах России. Подчас возбуждается 50 и более исков в разных регионах России, включая Чечню. Требования, заявляемые по таким искам, могут быть совершенно абсурдными. Содержание иска не имеет значения, ведь цель их подачи обычно состоит единственно в том, чтобы добиться определения суда о принятии мер по обеспечению иска, запрете работы предыдущего совета директоров, генерального директора и др.
Нередко такие "меры обеспечения иска" препятствуют поставкам на предприятие исходного сырья (известны случаи, когда было вынесено несколько судебных решений и определений, запрещающих железным дорогам перевозить продукцию российского комбината, таможенным органампроизводить экспортную очистку продукции комбината, были даже арестованы суда, перевозившие продукцию комбината за рубеж).
В других случаях арестовываются банковские счета компании, прекращается отгрузка продукции. Компания-захватчик берет под свой контроль реестр акционеров общества, назначает нового регистратора, на законность выбора которого порой также получаются определения и решения судов. В результате таких действий прекращается работа производства на несколько месяцев, перекрывается доступ к банковским счетам общества*(4).
После одного из захватов со счетов комбината за несколько месяцев исчезло более 20 млн.долларов США, рабочим не платили зарплату, были заключены кабальные договоры поставки производимой комбинатом продукции.
Иногда продукция захваченной фирмы реализуется по ценам явно ниже рыночных дочерним компаниям захватчика или контролируемым им посредническим структурам для перепродажи по "настоящей" цене либо вырученные от реализации продукции денежные средства переводятся на счета дочерних или подставных фирм за различные фиктивные услуги.
Порой с целью завладения предприятием конкурирующие структуры принимают меры к объявлению компаний банкротами, после чего через суд добиваются направления в них "своих" арбитражных управляющих, с помощью которых завладевают акциями*(5).
В целях создания благоприятного для захватчиков общественного мнения "поглощение" зачастую сопровождается массированной кампанией в средствах массовой информации, включая анонимные публикации в сети Интернет о действиях бывших акционеров и руководства компании, якобы приведших предприятие к плачевному финансовому состоянию.
Очевидно, себестоимость такого поглощения ниже, нежели проведение его в полном соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах.
В преступных схемах захвата компаний широко используются миноритарные акционеры (не владеющие контрольным пакетом акций) и российское приватизационное законодательство. Этот способ применяется в тех случаях, когда контрольный пакет акций принадлежит холдинговой (материнской) компании и с момента приватизации этой компании прошло несколько лет.
Чтобы получить контрольный пакет акций, конкурирующая компания оспаривает факт приватизации. Для этого физические лица в различных регионах России покупают по несколько акций холдинга и становятся миноритарными акционерами, а затем подают в суды по месту своего жительства иски (зачастую миноритарный акционер оформляет доверенность, предоставляя другим лицам заявить от его имени иск к холдингу). Результатом должно стать изъятие и продажа акций, принадлежащих контролирующему акционеру- холдинговой (материнской) компании.
С этой целью миноритарный акционер может заявить о нарушении инвестиционных обязательств контролирующим акционером, которые якобы он принял на себя при приватизации компании несколько лет назад. С помощью подкупа судей заинтересованным лицам нередко удается получить решение суда о невыполнении инвестиционных обязательств, несмотря на имеющиеся письменные подтверждения российских государственных органов (заключения Российского Фонда Федерального имущества, Счетной Палаты РФ и др.) о своевременном их выполнении.
Для получения такого решения необходимо предотвратить любую возможность присутствия ответчика на слушании дела и затягивать рассмотрение любой его жалобы или протеста на принятое решение на максимально возможный срок. В этих целях ответчика "уведомляют" о назначенном дне проведения судебного заседания, направляя ему пустой конверт (который вручается ответчику под расписку) либо повестку по заведомо неправильному адресу. Отметка о доставке такого заказного письма является для суда доказательством "должного" извещения ответчика о слушании дела. Затем рассмотрение дела осуществляется в отсутствие ответчика. Тем временем компания, стремящаяся завладеть контрольным пакетом акций, успевает получить объект под свой контроль до того, как жалоба или протест истца будут рассмотрены.
После завершения такого "судебного разбирательства" и получения благоприятного решения суда, акции, принадлежащие контролирующему акционеру, незамедлительно продаются заранее выбранному покупателю. Для этого компания-захватчик, заручившись поддержкой судебных приставов и (или) соответствующего подразделения Российского Фонда федерального имущества (РФФИ), организует продажу акций без публикации объявления, проведения аукциона и даже без уведомления контролирующего акционера путем проведения комиссионной продажи.
Продажа акций является необходимым элементом рассматриваемой схемы, так как проданные стороннему лицу акции затем (даже в случае возвращения контроля над компанией незаконно отстраненному руководству) практически невозможно истребовать у якобы "добросовестного приобретателя".
В одном из дел контрольные пакеты акций крупнейшего отраслевого холдинга были реализованы судебными приставами по впоследствии отмененному абсурдному решению суда через региональное отделение РФФИ. РФФИ продал эти акции конкурирующей компании путем их комиссионной продажи менее чем за два дня. Впоследствии комиссионная продажа акций была признана судом недействительной, так как Фонд должен был продать акции с публичных торгов. Однако акции уже пошли "гулять" по цепочке "добросовестных приобретателей".
Мы рассмотрели только общие схемы и их наиболее распространенные элементы. Случаи захватов акционерных компаний носят не единичный, а системный характер.
Примеров тому немало и они широко известны. Путем совершения таких преступлений в России происходит беспрецедентный передел собственности захватываются как отдельные заводы, так и огромные холдинги, контролирующие целые отрасли народного хозяйства, успешные предприятия стратегических отраслей промышленности, в том числе принадлежащие государству. Имеет место совершение таких противоправных действий и в отношении иностранных инвесторов, владеющих существенными пакетами акций в предприятиях различных отраслей.
Приобретя финансовую власть в регионах за счет поглощения предприятий, их руководители очевидно будут пытаться подчинить себе и региональную власть (данная стратегия уже используется в ряде регионов), а затем, возможно, и существенно усилить свое давление на принятие решений федеральной властью.
В связи с этим необходимы не только жесткие меры со стороны всех ветвей государственной власти, руководства Верховного и Высшего Арбитражного судов и делового сообщества, но и правоохранительных органов, которые нередко пассивно наблюдают за происходящими процессами.
В то же время имеются факты и своевременного реагирования на такие противоправные действия. Так, в 2002 году частично реализованы материалы дела оперативного учета в отношении группы лиц, совершавших противоправное завладение акциями предприятий для последующего установления контроля за их деятельностью. В результате проверки, проведенной ГУБЭП ФСЭНП МВД России совместно с ФКЦБ России, установлено и задокументировано участие в преступных посягательствах руководителей специализированного регистратора ООО "Пи-Эр".
Одним из объектов криминального интереса преступной группы стало АОЗТ "Москомплектмебель", являющееся одним из крупнейших производителей отечественной мебели. Ведение реестра акционеров общества закрытого типа осуществлялось ООО "Пи-Эр".
Решением собрания в 1998 г. филиал предприятия в г.Киржач Владимирской области был выделен в самостоятельное юридическое лицо. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, обязанный в этом случае аннулировать часть акций АОЗТ "Москомплектмебель", не сделал этого и зарегистрировал массовую скупку фактически несуществующих акций членами преступной группы.
Представив фиктивные документы о владении пакетом более 20% акций, участники преступления незаконно провели в апреле 2002 г. внеочередное собрание акционеров, на котором избрали своего ставленника В. директором предприятия.
В. для окончательной реализации преступного замысла обратился в Останкинский межмуниципальный суд г.Москвы с иском о признании его полномочий и обеспечении решения собрания акционеров. Иск был удовлетворен, но впоследствии решение суда отменено Мосгорсудом.
Зная об отмене Мосгорсудом решения межмуниципального суда, судебный пристав Загудаева с группой спецназа Минюста России 10 апреля 2002 г. попыталась обеспечить доступ В. в административное здание "Москомплектмебель". Были применены физическая сила и специальные средства.
По материалам проверки ГУБЭП МВД России Прокуратурой Южного административного округа г.Москвы в отношении руководителей ООО "Пи-Эр" 28 мая 2002 г. возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.201 УК РФ (превышение полномочий). В отношении судебного пристава и сотрудников Минюста России прокуратурой Южного административного округа г.Москвы возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг 15 мая 2002 г. отозвала у ООО "Пи-Эр" лицензию на осуществление деятельности по ведению реестров.
Значительный ущерб причиняют и злоупотребления с акциями, принадлежащими гражданам.
Злоупотребления, совершаемые с акциями, принадлежащими гражданам
Эта группа злоупотреблений направлена в одних случаях на приобретение контрольного пакета акций, в других - на получение существенной прибыли руководителями акционерных обществ.
Ряд руководителей акционерных обществ, воспринимая рыночные отношения не иначе как возможность обогатиться законоподобным способом, умудряются завладеть контрольными пакетами возглавляемых ими предприятий, не вложив ни одной копейки собственных денег. Для исключения акционеров, владеющих незначительным количеством акций (обычно это физические лица) эмитент нередко увеличивает номинальную стоимость акций или размещает дополнительные акции.
Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров. Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Установлены случаи, когда в нарушение Устава предприятия эмитенты продают (а чаще меняют на акции никому не нужное имущество, оцененное во много раз больше его реальной стоимости) и регистрируют акции на подконтрольное юридическое лицо.
Во всех перечисленных способах злоупотреблений используются поддельные протоколы общих собраний или решения совета директоров общества. Протокол общего собрания акционеров представляет из себя документ, в котором говорится, сколько акционеров (с указанием количества принадлежащих им акций) присутствовало на собрании, какие вопросы обсуждались и какие решения были приняты. Заверяется такой документ подписями председателя собрания (как правило, руководителя АО) и секретаря собрания, а также печатью акционерного общества. Фактически этот документ, оформляющий передел собственности в акционерном обществе, является самым уязвимым звеном для подтасовок и злоупотреблений.
В связи с этим любые необходимые решения руководитель АО может легко "организовать" за несколько минут. Следует также отметить, что в протоколах часто не указывается список акционеров, прибывших на собрание (особенно это характерно для периода 1995-1996 г.г.), в связи с чем при большом количестве акционеров, имея на руках протокол общего собрания, нельзя определить, присутствовал ли акционер на собрании и правильно ли посчитаны кворум и голоса, отдаваемые за те или иные решения.
В ряде случаев эмитент использовал деньги нового инвестора для приобретения пакета акций второй эмиссии. Заключая сделку купли-продажи с новым инвестором по цене выше номинальной, эмитент поступившие от инвестора деньги в сумме номинальной стоимости оформлял как оплату за акции, а остальные суммы- как прибыль либо как оплату за акции от других, подконтрольных эмитенту лиц.
Такая схема чаще использовалась в тех случаях, когда финансовые средства проходили несколько подконтрольных эмитенту банковских счетов, и промежуточные юридические лица могли по окончании операции исчезнуть. При этом эмиссия нередко регистрировалась по поддельному протоколу собрания акционеров.
Применяется и такой способ, когда эмитент тормозит оформление акций одних акционеров через подконтрольного регистратора, который использует различные "зацепки" чтобы притормозить перерегистрацию этих акций и предоставляет "зеленую улицу" в регистрации акций других акционеров. С этой целью регистраторы в ряде случаев определяют свою плату в размере, значительно превышающей стоимость самих акций, чем делают операции с этими акциями практически невозможными.
Нормативные документы Федеральной комиссии по ценным бумагам обязывают эмитента заключить договор с независимым регистратором на ведение реестра акционеров, но многие эмитенты не спешат этого делать, ссылаясь на нехватку финансовых ресурсов.
С целью присвоения средств акционеров эмитент порой привлекает государственные органы для имитации вмешательства в свою хозяйственную деятельность. Суть этого метода заключается в том, что процветающее акционерное общество, куда акционеры внесли достаточные финансовые средства, подвергается проверке со стороны правоохранительных органов, которые изымают финансовые документы, часть из которых "теряется", например, баланс или свидетельство о регистрации. В связи с этим эмитент якобы не может выплатить дивиденды и наметить перспективы развития предприятия.
Иногда эмитент выделяет из своего состава структуры с реальными активами, выводя из-под контроля акционеров активы, и проводя через акционерное общество все валовые расходы. Таким образом руководство акционерных обществ присваивает прибыль, образующуюся вне досягаемости формальных прав акционеров (на подконтрольных предприятиях, на счетах за рубежом, в иных высоколиквидных активах) и оставляет акционерам все возрастающие убытки. В связи с этим нередко руководители АО богатеют, в то время как их предприятия не вылазят из долгов*(6).
Перечисленные приемы по своей сути являются хищением коллективной собственности, в связи с чем должны находиться под пристальным вниманием оперативных сотрудников.
Акционеры, пытаясь при помощи законных возможностей достичь справедливости, нередко становятся жертвами иллюзий о цивилизованном правосудии и честном ведении бизнеса- громкие скандалы по поводу дополнительных эмиссий заканчиваются ничем.
Законодательство позволяет в определенных случаях бороться за свои права. Акционеры, в сумме владеющие пакетом акций стоимостью в 10% уставного фонда, могут созвать внеочередное собрание акционеров, добиваться предоставления им информации о реальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а акционеры, владеющие пакетом акций в 25%, могут блокировать любое решение, принимаемое акционерным обществом. Но проблема законодательства в этой части заключается в том, что за игнорирование этих прав акционеров не предусмотрено никакой ответственности. Ревизионные комиссии, как правило, зависимые от руководителя, регистраторы, образованные самим эмитентом или получающие плату от него, всегда выступают на стороне эмитента, вернее, на стороне руководителя акционерного общества. Обращаясь в суды, акционеры сталкиваются с двумя проблемами. Первая - судебная система не готова квалифицировано рассматривать такие сложные и специфические вопросы, связанные с собственностью. Вторая - суды, имитируя правосудие, так же находятся под нажимом со стороны реальных распорядителей ресурсов.
Иногда осуществляется массовая скупка акций, которыми владеют физические лица компаний, созданных в процессе приватизации. Эти владельцы ценных бумаг в подавляющем большинстве случаев не посещают регистратора, чтобы оставить образец своей подписи. При приобретении у такого лица его акций регистратору необходимо представить не только передаточное распоряжение, но и анкету зарегистрированного лица с образцом подписи, удостоверенной нотариально. В подобной ситуации скупщики могут либо подкупить нотариуса, чтобы тот удостоверил подпись человека в его отсутствие, либо подделать подпись и печать нотариуса. При этом бывший владелец ценных бумаг долгое время будет считать себя акционером и не знать о списании ценных бумаг. Даже при обнаружении таких фактов владелец незначительного количества акций, не оказывающего существенного влияния на его материальный достаток, вряд ли станет досконально разбираться в сути произошедшего.
Махинации намного облегчаются, если в них вовлечен генеральный директор АО. В соответствии с действующим законодательством зарегистрированное лицо вправе удостоверить подлинность своей подписи печатью и подписью должностного лица эмитента. Исходя из этого директор своим приказом поручает кому-либо из доверенных лиц заверить подписи акционеров на анкетах, которые подделываются, и эти документы не вызовут у регистратора ни малейших подозрений.
Отмеченные правонарушения существенно тормозят развитие и функционирование фондового рынка.
Приведенные данные достоверно свидетельствуют о том, что преступления с использованием ценных бумаг приобрели исключительную общественную опасность, угрожая экономической безопасности государства в целом и причиняя значительный материальный ущерб всем участникам хозяйственного оборота.
Прогноз развития криминогенной ситуации на рынке ценных бумаг
Прогнозируемый рост преступлений будет определяться дальнейшим формированием правовой базы рынка ценных бумаг, использованием в хозяйственных расчетах и банковской деятельности векселей, принятием мер экономического, правового и управленческого характера.
В ближайшие годы Россию ожидает рост мошенничества с ценными бумагами с помощью интернета, где размещается реклама о покупке тех или иных акций, публикуются инвестиционные советы. Такие факты имеют широкое распространение в западных странах. Например, комиссия по биржам и ценным бумагам (SEC) возбудила 23 дела против 44 ответчиков (как юридических, так и физических лиц) по обвинению в мошенничестве с ценными бумагами с помощью интернета.
Обвиняемые навязывали акции 235 компаний малой капитализации. Они лгали не только о своей личной незаинтересованности, но и о тех компаниях, акции которых они анализировали, и затем извлекали легкую прибыль из любого колебания цены, быстро продавая свои акции.
Правонарушения в этой сфере в основном совершаются следующими способами:
1. "Мусорная" почта (spamming). Некоторые из обвиняемых рассылали большое количество электронных писем с рекомендациями о покупке акций ("забывая" упомянуть, что рекомендуемые компании платят им за навязывание своих акций).
2. Накачка спроса (pumping and dumping). Маскируясь под "независимых экспертов", некоторые из обвиняемых рекомендовали покупку различных акций с целью увеличения спроса и последующей их перепродажи, когда доверчивые инвесторы поднимут цену.
3. Навязывание (touting). Некоторые из обвиняемых работали на компании за плату, рекомендуя их акции, но при этом не упоминали об этих отношениях в информации о себе.
4. "Скальпирование" (scalping). Скальперы покупали акции, а затем рекомендовали их в письмах и на инвестиционных сайтах, не упоминая о том, что сами владеют данными бумагами. После роста котировок они продавали свои бумаги.
Компания Future SuperStock (www.futuresuperstock.com), по мнению представителей SEC, занималась таким промыслом. Имея более 100 тысяч подписчиков на свою рассылку электронных писем, FSS "рекомендовала" приобретать акции в общей сложности 25 мелких компаний. Подозрения SEC основаны на том, что директор FSS Джефри Брасс не смог внятно объяснить происхождение 1,6 млн.долларов (в виде денег и акций), полученных в период распространения указанной информации от рекомендованных компаний.
SEC выделяет две основные причины распространения интернет-мошенничества с ценными бумагами- увеличение "бычьего" рынка, которое привело на биржу легионы новых и неопытных инвесторов, а также бурное развитие интернета как источника информации. Впрочем, в самих правонарушениях ничего нового нет, новым является лишь место, где мошенники разыгрывают свои партии.
Распространенность инвестиционных сайтов, списков рассылки и дискуссионных форумов трансформировала способы, которыми многие люди собирают информацию об инвестициях. С одной стороны, новостные и информационные сайты дают мелким инвесторам быстрый доступ к детальной финансовой информации, которой ранее располагали лишь брокерские дома и крупные клиенты. Например, The Motley Fool и Silicon Investor (www.siliconinvestor.com) стали основным источником инвестиционной информации для множества людей, позволяя приобщиться к успеху таких компаний, как Netscape, America Online или Amazon.com*(7).
Основные направления деятельности правоохранительных органов по
предупреждению и пресечению рассматриваемых преступлений
Обобщение правоохранительной практики органов внутренних дел свидетельствует о том, что для эффективного предупреждения, выявления и раскрытия преступлений на рынке ценных бумаг оперативным работникам необходимо хорошо знать нормативные акты, регулирующие оборот ценных бумаг, а также устанавливать тесное взаимодействие со специалистами в региональных комиссиях по ценным бумагам, департаментах финансов администраций, территориальных управлениях по антимонопольной политике, органах приватизации.
В целях локализации возможных негативных последствий на фондовом рынке страны необходимо самым тщательным образом отслеживать и прогнозировать складывающуюся ситуацию и с учетом ее развития предпринимать упреждающие меры управленческого характера.
Следует принять меры к укреплению сотрудничества подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с ведомствами, осуществляющими регулирующие функции, в первую очередь, региональными отделениями ФКЦБ России, участниками рынка ценных бумаг, принять участие в разработке законопроектов по внесению изменений в действующую нормативную базу, определяющую взаимоотношения участников фондового рынка.
В целях предупреждения преступлений на рынке ценных бумаг необходимо создание на государственном уровне автоматизированной системы банка данных, содержащей информацию об участниках рынка, их деловой активности, платежеспособности, правонарушениях и лицах, их совершающих. Такой опыт работы совместных баз данных правоохранительных и контролирующих органов имеется в развитых западных странах. Например, в Англии в 1993 г. была создана единая информационная сеть, обеспечивающая противодействие финансовому мошенничеству. Ее участниками являются только финансовые и правоохранительные органы (комиссия по ценным бумагам, Банк Англии, полиция и др.). Сеть позволяет быстро обмениваться информацией о фактах мошенничества и более эффективно пресекать данные преступные действия.
Информационная система оперативного оповещения субъектов финансово-кредитной системы о мошенничествах на фондовом рынке в настоящее время апробируется в рамках деятельности Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).
Налаживание прямого взаимодействия, четкой организации между органами внутренних дел и государственными структурами, осуществляющими регулирование и защиту рынка ценных бумаг, позволят эффективнее проводить предупредительные мероприятия. В качестве примера следует привести соглашение о совместных действиях МРО ФКЦБ и ГУВД г.Москвы "О взаимодействии при осуществлении контроля за соблюдением законности на рынке ценных бумаг".
В.Д. Ларичев,
доктор юридических наук, профессор
Е.А. Орлова,
кандидат юридических наук
В.Н. Токаренко,
соискатель ВНИИ МВД России
"Адвокат", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. Учебное пособие. - М.: Русская Деловая литература, 1997. - С.32.
*(2) В таблицах 1 и 2 приведены данные Главного информационного центра МВД РФ (форма N 5. - Сведения о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности) за 2000-2002 г.г.
*(3) Порядок ведения реестра владельцев именных ценных бумаг регламентирован Положением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27 (в ред. постановлений ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 г. N 45, от 12 января 1998 г. N 1, от 20 апреля 1998 г. N 8).
*(4) См.: Блюм Д., Ратников К., Осипов К., Арешев С. Передел собственности "по-российски": что это такое и как ему противостоять // Финансовый аналитик. - 2003. - N 3.
*(5) См.: Коробейников А. Списывать Живило со счетов преждевременно // Новая Сибирь. - 2000. - 25 августа.
*(6) См.: Фролов А. Финансовый путеводитель // Сайт Finance Guide http: //www.colo.od.ua/FG2.htm.
*(7) Подробнее об этом см.: Закарян И. // Мир Internet, 1999. - N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Преступность на рынке ценных бумаг
Авторы
В.Д. Ларичев - доктор юридических наук, профессор
Е.А. Орлова - кандидат юридических наук
В.Н. Токаренко - соискатель ВНИИ МВД России
"Адвокат", 2003, N 11, 12