Постановление Верховного Суда РФ от 20 декабря 2023 г. N 47-АД23-9-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Николаева А.П. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года, вынесенные в отношении Николаева Александра Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2022 года Николаев А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года указанное постановление судьи районного суда изменено: исключено указание на нарушения Николаевым А.П. требований подпункта 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", выразившиеся в том, что он в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР; в течение четырех календарных дней после прибытия на территорию Российской Федерации не разместил информацию о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации против COVID-19 на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https:www.gosuslugi.ru/400705Zl). Размер назначенного Николаеву А.П. административного штрафа снижен до 7 500 рублей. В остальной части постановление по делу оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Николаев А.П. выражает несогласие с вынесенными по делу судебными актами, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет назначение административного наказания.
За аналогичные действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установлена административная ответственность частью 2 названной статьи.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 указанного Федерального закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 данного Федерального закона).
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждено постановление от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (далее - Постановление от 18 марта 2020 года N 7).
В силу подпункта 2.1 пункта 2 Постановления от 18 марта 2020 года N 7 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Новикова А.П. к административной ответственности) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
Подпунктом 2.2 пункта 2 Постановления от 18 марта 2020 года N 7 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) перечисленные выше граждане Российской Федерации также должны в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на ЕПГУ путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Как усматривается из материалов дела и установлено нижестоящими судами, Николаев А.П., прибывший 12 июня 2021 года в 06 часов 34 минуты на территорию Российской Федерации в аэропорт города Екатеринбурга (Кольцово) из Республики Таджикистан, в нарушение требований подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 Постановления от 18 марта 2020 года N 7 не обеспечил выполнение требований по заполнению на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию"; в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР; не разместил в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации в ЕГПУ обязательные сведения о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР либо о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 11 февраля 2022 года в отношении Николаева А.П. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его последующего привлечения к административной ответственности по данной статье постановлением судьи Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2022 года.
При рассмотрении жалобы Николаева А.П. на данное постановление судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь приведенными в обжалуемом постановлении положениями статьи 54 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 2.1, пункта 5 части 1 статьи 24.5 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 22 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" действие подпункта 2.2 пункта 2 означенного постановления N 7 с 21 октября 2022 года признано утратившим силу.
А постановление о назначении Николаеву А.П. административного наказания не исполнено, - исключил из объема вмененного Николаеву А.П. противоправного деяния нарушения в части не прохождения в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации однократного лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и не размещения в течение четырех календарных дней информации о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации.
Вместе с тем, поскольку подпункт 2.1 пункта 2 Постановления от 18 марта 2020 года N 7, обязывающий граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации заполнить на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru) анкету для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию, на момент рассмотрения судьей кассационный инстанции жалобы на постановление по делу являлся действующим, в данной части постановление по делу обоснованно оставлено без изменения.
Ссылки жалобы на то, что Николаев А.П. заполнил соответствующую анкету для прибывающих на территорию Российской Федерации централизованно на борту самолета, безосновательны, так как сведений о том, что данная анкета была заполнена Николаевым А.П. на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru) в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию, в материалах дела не имеется.
Размер назначенного Николаеву А.П. административного штрафа снижен судьей кассационного суда до 7 500 рублей с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует положениям пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что положения подпункта 2.1 пункта 2 Постановления от 18 марта 2020 года N 7 в настоящее время также утратили силу, заслуживают внимания.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 10 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" действие подпункта 2.1 пункта 2 означенного постановления N 7 с 25 августа 2023 года признано утратившим силу.
Таким образом, положения, устанавливающие обязанность для граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом, обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), утратили силу, что улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.
Материалами дела исполнение постановления судьи Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2022 года о назначении административного штрафа не подтверждается.
В открытом доступе на сайте ФССП России (fssp.gov.ru) сведений об исполнении возбужденного 1 декабря 2022 года на основании указанного постановления в отношении должника Николаева А.П. исполнительного производства N 198358/22/56046-ИП также не имеется.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года, состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3. утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса), а также с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов нижестоящих судов по иным требованиям Николаева А.П. не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года, вынесенные в отношении Николаева Александра Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 20 декабря 2023 г. N 47-АД23-9-К6
Опубликование:
-