г. Краснодар |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А53-45601/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 6163069320; ОГРН 1046163001499) - Ярославцевой Е.И. (доверенность от 07.07.2022), в отсутствие ответчика - Каракашяна Геворга Карленовича, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А53-45601/2021, установил следующее.
ОАО "Дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - общество) в лице конкурсного управляющего Хасанова Р.И. обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о привлечении Каракашяна Г.К. (далее - ответчик) к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам должника - ООО "Зетта"; взыскании с ответчика 7 369 649 рублей 62 копеек в состав конкурсной массы общества.
Решением от 24.03.2022, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2022, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что само по себе наличие у ООО "Зетта", впоследствии исключенного из ЕГРЮЛ, неисполненного обязательства, не является основанием для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности. Суды указали на отсутствие доказательств, подтверждающих, что ответчик совершал какие-либо действия, которые могли быть оценены как неразумные либо недобросовестные и повлекшие неисполнение обязательства (например, распорядился активами ООО "Зетта").
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. По мнению общества, суды неверно распределили бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылаются стороны, поскольку отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Аналогичная презумпция, а именно наличие вины причинителя вреда пока им не будет доказано обратное, установлена пунктом 2 статьи 1064 (глава 59) Гражданского кодекса Российской Федерации. Неосуществление ответчиком ликвидации общества при наличии на момент исключения из ЕГРЮЛ долга перед кредиторами, может свидетельствовать о намеренном пренебрежении контролирующим общество лицом своими обязанностями, попытке избежать рисков привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве общества. Суды не учли разъяснения, изложенные в постановлении от 21.05.2021 N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации, согласно которым кредиторы объективно ограничены в сборе и предоставлении доказательств неразумного и недобросовестного поведения контролирующих должника лиц. Именно привлекаемые к ответственности лица должны доказывать, что при ликвидации они действовали добросовестно и приняли все меры для исполнения обществом обязательств перед своими кредиторами.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и материалам дела соответствует, что ответчик является учредителем ООО "Зетта" (доля 100%) и одновременно генеральным директором в период с 19.09.2017 по 11.07.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2018 по делу N А40-133970/18-5-399 с ООО "Зетта" в пользу общества взыскано 7 369 649 рублей 62 копейки задолженности, а также 58 701 рубль расходов по уплате государственной пошлины.
Задолженность ООО "Зетта" не исполнена перед обществом и включена в конкурсную массу согласно инвентаризационной описи от 18.06.2021 N 3.
27 марта 2019 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве приняла решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
11 июля 2019 года внесена запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Таким образом, 11.07.2019 ООО "Зетта" исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Ссылаясь на то, что ответчик, как должностное лицо общества, действуя разумно и добросовестно, не мог не знать о недостоверности адреса общества, а также о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, должен был знать о наличии у ООО "Зетта" непогашенных обязательств перед истцом, в том числе в связи с тем, что они установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2018 по делу N А40-133970/18-5-399, при этом, не предпринял никаких действий к исполнению обязательства, своими действиями (бездействиями) причинил обществу убытки в размере 7 369 649 рублей 62 копеек, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу, что отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрены случаи, при которых юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, а также порядок действий регистрирующего органа по исключению юридических лиц из реестра.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов.
Пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Предусмотренный указанной статьей порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, 27.03.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
11 июля 2019 года внесена запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Возможность привлечения лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса к субсидиарной ответственности ставится в зависимость от наличия причинно-следственной связи между неисполнением обществом обязательств и недобросовестными или неразумными действиями данных лиц.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" судам, применяя положения статьи 53.1 Гражданского кодекса об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, следует принимать во внимание, что негативные последствия, наступившие для юридического лица в период времени, когда в состав органов юридического лица входило названное лицо, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности его действий (бездействия), так как возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды указали, что в данном случае недобросовестность либо неразумность в действиях ответчика, а также связь его поведения с неисполнением обязательств не установлены, соответствующие доказательства не представлены. Не доказано и то, что при наличии достаточных денежных средств (имущества) ответчик уклонился от погашения задолженности перед истцом или скрывал имущество должника.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.01.2020 N 306-ЭС19-18285, само по себе исключение юридического лица из реестра в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), равно как и неисполнение обязательств не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Требуется, чтобы неразумные и/или недобросовестные действия (бездействие) лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса, привели к тому, что юридическое лицо стало неспособным исполнять обязательства перед кредиторами, то есть фактически за доведение до банкротства.
В данном деле такие обстоятельства отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022
по делу N А53-45601/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" судам, применяя положения статьи 53.1 Гражданского кодекса об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, следует принимать во внимание, что негативные последствия, наступившие для юридического лица в период времени, когда в состав органов юридического лица входило названное лицо, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности его действий (бездействия), так как возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
...
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.01.2020 N 306-ЭС19-18285, само по себе исключение юридического лица из реестра в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), равно как и неисполнение обязательств не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Требуется, чтобы неразумные и/или недобросовестные действия (бездействие) лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса, привели к тому, что юридическое лицо стало неспособным исполнять обязательства перед кредиторами, то есть фактически за доведение до банкротства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 октября 2022 г. N Ф08-10229/22 по делу N А53-45601/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10229/2022
22.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8078/2022
24.03.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-45601/2021
03.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1543/2022