г. Краснодар |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А63-12723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Рассказова О.Л. и Тамахина А.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истцов - общества с ограниченной ответственностью "Авто-Реал" (ИНН 2636091085, ОГРН 1102635009322) и общества с ограниченной ответственностью "Реал-Авто" (ИНН 2636091039, ОГРН 1102635009278) - Сорокиной О.С. (доверенности от 01.01.2023 N 2), от ответчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450) - Сопиной Н.Н. (доверенность от 26.12.2022 N 01-08.1/17229), от ответчика - индивидуального предпринимателя Михно Игоря Леонидовича (ИНН 263511893730, ОГРНИП 314265114200432) - Бурнос Е.Н. (доверенность от 29.03.2023), от ответчика - индивидуального предпринимателя Айрапетяна Руслана Акоповича (ИНН 263602008599, ОГРНИП 304263529400740) - Шеметова Р.В. (доверенность от 20.02.2023), в отсутствие третьих лиц: акционерного общества "Шпаковское ПАТП", общества с ограниченной ответственностью "Паскомсервис", индивидуальных предпринимателей Пыльнова Игоря Анатольевича, Назаренко Георгия Сергеевича, Магарамова Айнудина Шихбубаевича, Худолеева Геннадия Васильевича, Котова Максима Владимировича, Меджидовой Джарият Камиловны, Панарина Сергея Ивановича, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Айрапетяна Руслана Акоповича, министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, индивидуального предпринимателя Михно Игоря Леонидовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023 по делу N А63-12723/2022, установил следующее.
ООО "Авто-Реал" (далее - общество) и ООО "Реал-Авто" (далее - компания) обратились в суд с иском к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) о признании недействительными результатов подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае, организованного министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края 29.07.2022 по лотам N 5,9,10,11,12, оформленного протоколом от 29.07.2022 N 3.
В ходе рассмотрения истцы уточнили требования, согласно которым просили признать недействительными результаты подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае, организованного министерством 29.07.2022 по лотам N 5, 9, 10, 11 и 12, оформленные протоколом от 29.07.2022 N 3; признать недействительным и прекратить действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае серия 260000 N 001363 ("Невинномысск, АС-Пятигорск, АВ-Ставрополь, АС-1") и карт маршрута серия 260001 N 009546, серия 260001 N 009547 лот N 5, свидетельства серия 260000 N 001364 ("Ставрополь, АС-1 Горячеводский") и карт маршрута серия 260001 N 009548, серия 260001 N 009549, лот N 10), свидетельства серия 260000 N 001367 ("Ставрополь, АС-1 Пятигорск, АВ") и карт маршрута серия 260001 N 009566, серия 260001 N 009567, лот N 12), выданные индивидуальному предпринимателю Михно Игорю Леонидовичу (далее - Михно И.Л.); признать недействительным и прекратить действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае серия 260000 N 001365 ("Ставрополь, АС-1-Ессентуки, АВ") и карт маршрута серия 260001 N 009550, серия 260001 N 009551, серия 260001 N 009552 лот N 11), выданных победителю конкурса Михно И.Л., свидетельства серия 260000 N 001366 ("Ставрополь, АВ Восточный-Старомарьевка, АП") и карт маршрута серия 260001, N 009553, серия 260001 N 009554, серия 260001 N 009555, серия 260001 N 009556, серия 260001 N 009557, серия 260001 N 009558, серия 260001 N 009559, серия 260001 N 009560, серия 260001 N 009561, серия 260001 N 009562, серия 260001 N 009563, серия 260001 N 009564, серия 260001 N 009565, по лоту N 9, выданных индивидуальному предпринимателю Айрапетяну Руслану Акоповичу (далее - Айрапетян Р.А.).
Решением от 16.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2023, иск удовлетворен.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Шпаковское ПАТП", ООО "Паскомсервис", индивидуальные предприниматели Пыльнов Игорь Анатольевич, Назаренко Георгий Сергеевич, Магарамов Айнудин Шихбубаевич, Худолеев Геннадий Васильевич, Котов Максим Владимирович, Меджидова Джарият Камиловна, Панарин Сергей Иванович.
В кассационных жалобах министерство, Михно И.Л. и Айрапетян Р.А. просят отменить судебные акты и отказать в иске. Заявители указали, что общество и компания в качестве документа, подтверждающего опыт осуществления регулярных перевозок, представили паспорт маршрута, который не предусмотрен действующим законодательством в качестве подобного документа. Указание заявителями на то, что у победителей торгов отсутствуют транспортные средства с заявленными характеристиками, необоснованно, поскольку министерство не уполномочено принимать от участников торгов документы, подтверждающие данные характеристики. Кроме того, ответственность за несоответствие транспортных средств заявленным характеристикам предусмотрена законодательством об административных правонарушениях уже после проведения торгов. Признание недействительными результатов конкурса по лоту N 9 не приведет к восстановлению прав компании, поскольку второе место в данном конкурсе заняло АО "Шпаковское ПАТП".
В отзыве на жалобы общество и компания указали на законность и обоснованность решения и постановления и отклонили их доводы.
В судебном заседании представители министерства, Михно И.Л. и Айрапетяна Р.А. поддержали доводы своих жалоб, просили суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Представитель общества и компании возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) министерством 01.06.2022 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае (далее - конкурс), в том числе, по лотам: N 5 (маршрут N 557 "Невинномысск, АС-Пятигорск, АВ-Ставрополь, АС-1"), N 9 (маршрут N 103 "Ставрополь, АВ Восточный-Старомарьевка, АП"), N 10 (маршрут N 739 "Ставрополь, АС-1- Горячеводский"), N 11 (маршрут N 634 "Ставрополь, АС-1-Ессентуки, АВ") N 12 (маршрут N 556 "Ставрополь, АС-1 Пятигорск, АВ").
Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов от 11.07.2022 N 1 на участие в открытом конкурсе: по лоту N 5 поданы заявки общества, предпринимателей Пыльнова И.А., Назаренко Г.С., Михно И.Л., Магарамова А.Ш., Худолеева Г.В., по лоту N 9 поданы заявки компании, АО "Шпаковское ПАТП", предпринимателей Арепетяна Р.А., Меджидовой Д.К., Панарина С.И., Магарамова А.Ш. и Худолеева Г.В., по лоту N 10 поданы заявки общества, предпринимателей Пыльнова И.А., Назаренко Г.С., Михно И.Л., Магарамова А.Ш., Котова М.В., и Худолеева Г.В. по лоту N 11 поданы заявки компании, ООО "Паскомсервис", предпринимателей Михно И.Л., Магарамова А.Ш. и Худолеева Г.В., по лоту N 12 поданы заявки общества, предпринимателей Меджидова Д.К., Михно И.Л., Магарамова А.Ш., Котова М.В., и Худолеев Г.В.
По результатам подведения итогов открытого конкурса победителем по лотам N N 5,10,11,12 признан Михно И.Л., победителем по лоту N 9 признан Айрапетян Р.А. (протокол от 29.07.2022 N 3). Михно И.Л. выданы следующие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае и карты соответствующего маршрута: свидетельство серия 260000 N 001363 (маршрут N 557 "Невинномысск, АС Пятигорск, АВ-Ставрополь, АС-1") и карты маршрута серия 260001 N 009546, серия 260001 N 009547 (по лоту N 5), свидетельство серия 260000 N 001364 (маршрут N 739 "Ставрополь, АС-1 Горячеводский") и карты маршрута серия 260001 N 009548, серия 260001 N 009549 (по лоту N 10), свидетельство серия 260000 N 001367 (маршрут N 556 "Ставрополь, АС-1 Пятигорск, АВ") и карты маршрута серия 260001 N 009566, серия 260001 N 009567 (по лоту N 12), свидетельство серия 260000 N 001365 (маршрут N 634 "Ставрополь, АС-1 Ессентуки, АВ") и карты маршрута серия 260001 N 009550, серия 260001 N 009551, серия 260001 N 009552 (по лоту N 11).
Айрапетяну Р.А. выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае серия 260000 N 001366 (маршрут N 103 "Ставрополь, АВ Восточный Старомарьевка, АП") и карты соответствующего маршрута серия 260001, N 009553, серия 260001 N 009554, серия 260001 N 009555, серия 260001 N 009556, серия 260001 N 009557, серия 260001 N 009558, серия 260001 N 009559, серия 260001 N 009560, серия 260001 N 009561, серия 260001 N 009562, серия 260001 N 009563, серия 260001 N 009564, серия 260001 N 009565 (по лоту N 9).
Общество и компания, ссылаясь на нарушение порядка подсчета баллов, присваиваемых заявкам лиц, допущенных к участию в конкурсе, приведшее к неправильному определению результатов конкурса, обратились с рассматриваемым иском в суд. Заявитель считает, что министерством неверно присвоены баллы по критерию: "опыт осуществления регулярных перевозок", а победителями конкурса-ответчиками по делу по критериям: "оснащение транспортного средства сертифицированным оборудованием для использования на нем газомоторного топлива, наличие низкого пола, кондиционера, сидений повышенной комфортности" умышленно поданы искаженные сведения, для завышения баллов.
В результате чего конкурс проведен в нарушение статьи 24 Закона N 220-ФЗ, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 1, 7, 14, 17, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 39 Закона N 220-ФЗ, статьи 4 Закона N 135-ФЗ, статей 11 и 16 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса) (пункт 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ). В силу пункту 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: 1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе; 3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; 4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; 5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества); 6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 названного Закона.
В соответствии со шкалой для оценки критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, утвержденной постановление Правительства Ставропольского края от 20.06.2016 N 240-п "О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Ставропольском крае"" (далее - шкала для оценки) и конкурсной документацией заявки оцениваются и сопоставляются по определенным критериям, в том числе:
- опыт осуществления регулярных перевозок;
- срок осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (далее - срок осуществления регулярных перевозок): до 1 года - 0 баллов, от 1 года до 3 лет - 1 балл, от 3 до 5 лет - 2 балла, от 5 до 7 лет - 3 балла; от 7 до 10 лет - 4 балла; от 10 лет и более - 5 баллов;
- влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (далее - характеристики транспортных средств), в частности, оснащение транспортного средства сертифицированным оборудованием, предусмотренным конструкцией транспортного средства или установленным в определенном законодательством Российской Федерации порядке, для использования на нем газомоторного топлива (оснащение указанным оборудованием - 1 балл; отсутствие оснащения указанным оборудованием - 0 баллов). Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок и сопоставление заявок участников конкурса по балльной системе в соответствии со шкалой для оценки критериев. Каждой заявке присваивается номер в порядке уменьшения ее итоговой оценки. Победителем открытого конкурса признается участник, заявке которого присвоен первый номер в соответствии с максимальной итоговой оценкой (пункты 8.1, 8.3, 8.4 конкурсной документации).
Согласно подпункту 7 пункта 2.6 конкурсной документации к заявке участники прилагают гарантийное письмо о принятии на себя обязательства в случае предоставления участнику конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтвердить по форме согласно приложению к конкурсной документации, подписанное руководителем организации и скрепленные печатью организации (при наличии) - для юридических лиц; подписанное и скрепленные печатью (при наличии) индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; подписанное и скрепленные печатью (при наличии) уполномоченного участника простого товарищества - для участников простого товарищества.
Вопреки доводам кассационных жалоб, суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленные обществом и компанией паспорта маршрута, оформленные в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.08.2003 N 178 "Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации" (далее - приказ N 178), является надлежащим документом, подтверждающим опыт осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Так, подпунктом 2 пункта 3 шкалы для оценки в отношении упомянутого показателя оценки, устанавливается положение о принятии к оценке не только свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, но и иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В письме от 28.07.2022 N Д3/20123-ИС Министерство транспорта Российской Федерации сообщило следующее. В реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с положениями статьи 39 Закона N 220-ФЗ зарегистрированы следующие межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, на которые оформлены и выданы свидетельства: "Регистрационный номер маршрута в реестре Порядковый номер маршрута Наименование маршрута Наименование перевозчика Информация о выдаче свидетельства 26.09.010 709 г. Ставрополь с. Учкекен ИП Осипова А.С., ООО "Авто-Реал" МТРФ N 005620 (выдано в сентябре 2020) 29.09.007 710 г. Ставрополь с. Учкекен ИП Осипова А.С., ООО "Реал-Авто" МТРФ N 005901" (выдано в декабре 2020 года). Министерство транспорта Российской Федерации также указало, что паспорт маршрута не может быть отнесен к числу документов, подтверждающих опыт осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Между тем, в 2015 году регистрация указанных маршрутов осуществлялась на основании сведений, предоставленных перевозчиком согласно выданному паспорту маршрута в соответствии с положениями приказа N 178, который утратил силу с 11.01.2016 на основании статьи 4 Закона N 220-ФЗ. Согласно реестру межрегиональных 12 маршрутов регулярных перевозок перевозки по маршрутам, регистрационные N 26.09.010 и N 29.09.007 осуществляются с 01.12.2011 года. Указанные свидетельства оформлены и выданы простому товариществу ИП Осиповой А.С., ООО "Авто-Реал", ООО "Реал-Авто" со сроком действия - бессрочно. Согласно утвержденному расписанию, маршруты обслуживаются ежедневно на круглогодичной основе. Данные сведения являются доказательствами по делу и подтверждают опыт осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа компанией и обществом с 2011 года. Изменение законодательства и замена с 2016 года паспортов маршрута на документ новой формы - свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, не может повлечь исключения из срока осуществления перевозок периода, когда право на перевозку оформлялось паспортами маршрута. Таким образом, верны выводы судов о том, что мнение Министерства транспорта Российской Федерации, высказанное в письме от 28.07.2022 N Д3/20123-ИС относительно правовой квалификации упомянутого документа не является обязательным для правоприменителя и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства или доказательства в суде, поэтому доводы ответчиков со ссылкой на указанное письмо о том, что представленные истцами паспорта автобусных маршрутов, не подтверждают опыт осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа с 2011 года, подлежит отклонению.
Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истцов указал, что полученные сведения от ООО "Кисловодский Автовокзал" истребованы неверно, поскольку фактическое осуществление перевозок обществом осуществлялось через автовокзал г. Ессентуки. Указанные обстоятельства ответчиками не оспорены.
Также, одним из обязательных требований к участникам конкурса является наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. В качестве таких критериев, влияющих именно на количество баллов, ответчиками по делу заявлены сведения о транспортных средствах с оснащением в виде низкого пола, наличие сертифицированного оборудования для использования на нем газомоторного топлива, наличие кресел повышенной комфортности, багажного отделения, кондиционера (приложение N 1). Что позволило победителям лота N 9 Айрапетян Р.А. и лота NN 5, 10 11, 12 - Михно И.Л. значительно увеличить количество баллов и получить высшую оценку.
Так в графе "оснащение транспортного средства сертифицированным оборудованием, предусмотренным конструкцией транспортного средства или установленным в определенном законодательством Российской Федерации порядке, для использования на нем газомоторного топлива", "низкий пол", "места повышенной комфортности", "багажное отделение", "кондиционер" победители конкурса Михно И.Л. и Айрапетян Р.А. указали "да", что позволило им получить за каждый пункт дополнительный балл.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2019 N 413 "Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется после получения в подразделении Госавтоинспекции, на которое возложены обязанности по предоставлению соответствующей государственной услуги, разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства с последующей проверкой подразделением Госавтоинспекции выполнения требований технического регламента и выдачей свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Между тем, согласно письму от 08.12.2022 N 3/222608981004 ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю на транспортные средства марки ГАЗ с регистрационными знаками: Н468АЕ126, Н411АЕ126, Н462АЕ126, Н914АВ126, Н474АЕ126, Н643АХ126, Н559АС126, Н564АС126, Н575АС126, Н541АС126, М753МК126, М235НТ126, М244НТ126, межрайонным регистрационно-экзаменационным отделением ГИБДД г. Ставрополь ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю государственная услуга по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности не оказывалась, свидетельства о соответствии указанных транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности не выдавались.
При этом доводы ответчиков о том, что указанные сведения не подлежали проверке министерством путем визуального осмотра транспортных средств, подлежат отклонению, поскольку в ином случае недобросовестные участники открытого конкурса имели бы возможность получения максимальных баллов по установленным критериям путем указания в документах сведений о транспортных средствах, не соответствующих действительности.
Также в судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков сами ссылались на возможность представления сведений об автомобилях, которые могут быть приобретены после конкурса. С учетом указанных обстоятельств, аргумент о том, что общество представило сведения только об одном автомобиле, отклоняется.
Кроме того, согласно ответу Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу от 18.04.2023 N 680/2 в отношении победителей конкурса проведены проверки соблюдения требований транспортного законодательства, в ходе которых выявлены нарушения условий лицензии, а также несоответствия единиц транспорта заявленных характеристикам. В отношении Михно И.Л. и Айрапетяна Р.А. поставлен вопрос о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и части 3 статьи 14.12 КоАП РФ. Согласно ответу от 24.07.2023 года N 1512/2 следует, что по результатам специального режима государственного контроля сотрудниками ТО ГАНД по Ставропольскому составлено 4 акта постоянного рейда и вынесено 4 определения о возбуждении дела об административных правонарушениях и назначении административного расследования по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ (использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок).
Таким образом, факт отсутствия дополнительного оборудования на заявленных автомобилях, которое не предусмотрено заводом изготовителем, так как комплектация автомобилей обусловлена перевозками пассажиров только на короткие маршруты, подтверждается дополнительными доказательствами, которые были получены уже после рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Также, как следует из заключения Экспертно-технического центра (индивидуальный предприниматель Фомин Алексей Викторович) от 05.12.2022 N 3871/22, эксплуатация двигателя исключительно на газовом топливе невозможна.
В то же время внесение изменений может повлечь изменение характеристик безопасности транспортного средства и пассажирских перевозок. При установке такого оборудования машина снимается с гарантийного учета. А вес баллонов может нарушить условия грузоподъемности багажного отделения и несущей конструкции автомобиля. Данные выводы заключения ответчиками в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорены.
Следовательно, с учетом указанных обстоятельств суды пришли к правомерным выводам о признании недействительными результатов открытого конкурса, и как следствие, выданных ответчикам свидетельств об осуществлении перевозок по спорным маршрутам.
Иные доводы заявителей жалоб рассмотрены судом апелляционной инстанции и сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с чем, данные доводы не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных актов.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
В связи с принятием по результатам рассмотрения кассационной жалобы постановления об отказе в ее удовлетворении приостановление исполнения судебных актов, произведенное определением суда округа от 04.09.2023, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023 по делу N А63-12723/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2019 N 413 "Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется после получения в подразделении Госавтоинспекции, на которое возложены обязанности по предоставлению соответствующей государственной услуги, разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства с последующей проверкой подразделением Госавтоинспекции выполнения требований технического регламента и выдачей свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Между тем, согласно письму от 08.12.2022 N 3/222608981004 ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю на транспортные средства марки ГАЗ с регистрационными знаками: Н468АЕ126, Н411АЕ126, Н462АЕ126, Н914АВ126, Н474АЕ126, Н643АХ126, Н559АС126, Н564АС126, Н575АС126, Н541АС126, М753МК126, М235НТ126, М244НТ126, межрайонным регистрационно-экзаменационным отделением ГИБДД г. Ставрополь ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю государственная услуга по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности не оказывалась, свидетельства о соответствии указанных транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности не выдавались.
При этом доводы ответчиков о том, что указанные сведения не подлежали проверке министерством путем визуального осмотра транспортных средств, подлежат отклонению, поскольку в ином случае недобросовестные участники открытого конкурса имели бы возможность получения максимальных баллов по установленным критериям путем указания в документах сведений о транспортных средствах, не соответствующих действительности.
Также в судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков сами ссылались на возможность представления сведений об автомобилях, которые могут быть приобретены после конкурса. С учетом указанных обстоятельств, аргумент о том, что общество представило сведения только об одном автомобиле, отклоняется.
Кроме того, согласно ответу Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу от 18.04.2023 N 680/2 в отношении победителей конкурса проведены проверки соблюдения требований транспортного законодательства, в ходе которых выявлены нарушения условий лицензии, а также несоответствия единиц транспорта заявленных характеристикам. В отношении Михно И.Л. и Айрапетяна Р.А. поставлен вопрос о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и части 3 статьи 14.12 КоАП РФ. Согласно ответу от 24.07.2023 года N 1512/2 следует, что по результатам специального режима государственного контроля сотрудниками ТО ГАНД по Ставропольскому составлено 4 акта постоянного рейда и вынесено 4 определения о возбуждении дела об административных правонарушениях и назначении административного расследования по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ (использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф08-10801/23 по делу N А63-12723/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10801/2023
29.08.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3633/2022
16.03.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12723/2022
11.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14785/2022
21.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14240/2022
08.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3705/2022
01.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3633/2022