г. Краснодар |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А32-23076/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н., Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управление" (ИНН 2304061055, ОГРН 1112304006033) - Коптева В.В. (доверенность от 23.12.2022), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Бойко И.В. (доверенность от 09.01.2023), Суховой Д.А. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А32-23076/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), выразившееся в нарушении установленного законом срока предоставления государственной услуги по проведению повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка по договору аренды от 03.08.2012 N 11-07а-021-3;
- обязать министерство в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть и выдать повторное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного обществом 24.09.2021 входящий N 202-41916/21 по договору аренды лесного участка от 03.08.2012 N 11-07а-021-3;
- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в нарушении установленного законом срока предоставления государственной услуги по проведению повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка по договору аренды от 24.03.2014 N 14-01а-040;
- обязать министерство в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть и выдать повторное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного обществом 17.08.2021 входящий N 202-36-940/21 по договору аренды лесного участка от 24.03.2014 N 14-01а-040;
- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в нарушении установленного законом срока предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка по договору аренды от 28.03.2014 N м14-01а043;
- обязать министерство в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть и выдать заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного обществом 28.01.2021 входящий N 202-3045/21, 02.12.2021 входящий N 202-53883/21 по договору аренды лесного участка от 28.03.2014 N 14-01а-043.
Решением суда от 01.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2022, признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в нарушении установленного законом срока предоставления государственной услуги по проведению повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка по договорам аренды от 03.08.2012 N 11-07а-021-3, от 24.03.2014 N 14-01а-040, от 28.03.2014 N 14-01а043 и на министерство возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть и выдать повторные заключения государственной экспертизы по проектам освоения лесов лесного участка, представленных обществом 24.09.2021 входящий N 202-41916/21 по договору аренды лесного участка от 03.08.2012 N 11-07а-021-3, 17.08.2021 входящий N 202-36-940/21 по договору аренды лесного участка от 24.03.2014 N 14-01а-040, 28.01.2021 входящий N 202-3045/21, 02.12.2021 входящий N 202-53883/21 по договору аренды лесного участка от 28.03.2014 N 14-01а-043; с министерства взысканы в пользу общества 9 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что министерством допущено бездействие при проведении государственной экспертизы представленных обществом проектов освоения лесов.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.08.2022 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества в полном объёме. Заявитель жалобы считает, что заявителем пропущен установленный срок для подачи заявления об обжаловании незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Ввиду значительного количества единовременно поступивших проектов освоения лесов и подлежащих рассмотрению с учётом соблюдения всех административных процедур, государственная экспертиза проектов проводится в порядке очередности поступления с целью исключения коррупционных рисков.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 03.08.2012 между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и обществом заключен договор N 11-07а-021-3 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, сроком по 30.12.2060. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О Министерстве природных ресурсов Краснодарского края" министерство является правопреемником всех прав и обязанностей Департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
Между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры от 24.03.2014 N 14-01а-040а и от 28.03.2014 N 14-01а-043 аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, сроком по 24.03.2063 и 28.03.2063.
Одним из существенных условий договоров (пункты 8.6 договоров) являлась разработка проекта освоения лесов в установленный законодательством Российской Федерации срок и соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации.
15 декабря 2020 года общество представило проекты освоения лесов по договорам аренды от 03.08.2012 N 11-07а-021-3, от 24.03.2014 N 14-01а-040.
Приказами от 25.06.2021 N 751 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 14.05.2021 N 127" и от 28.05.2021 N 775 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 14.05.2021 N 124" утверждены отрицательные заключения государственной экспертизы проектов освоения на лесной участок по договорам аренды от 03.08.2012 N 11-07а-021-3, от 24.03.2014 N 14-01а-040.
28 января 2021 года общество представило проект освоения лесов по договору от 28.03.2014 N 14-01а-043.
17 августа 2021 года общество обратилось в министерство с заявлением о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору от 24.03.2014 N 14-01а040.
24 сентября 2021 года общество обратилось в министерство с заявлением о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды от 03.08.2012 N 11-07а-021-3.
В связи с неполучением заключений государственной экспертизы проектов освоения лесов по договорам аренды от 03.08.2012 N 11-07а-021-3, от 24.03.2014 N 14-01а-040, от 28.03.2014 N 14-01а-043 общество 01.02.2022 обратилось с жалобами в министерство.
Письмами от 10.02.2022 N 2020-606/22, 2020-605/22, 2020-607/22 министерство сообщило обществу, что причиной нарушения сроков проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов послужило значительно возросшее количество проектов освоения лесов, поступивших в министерство, в связи с чем не представляется возможным оказать государственную услугу по заявлению в сроки, установленные Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.02.2018 N 57 (далее - Регламент).
3 февраля 2022 года общество направило в министерство претензии с требованием в течение 10 календарных дней с момента получения претензии выдать обществу повторное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договорам аренды от 03.08.2012 N 11-07а-021-3, от 24.03.2014 N 14-01а-040, от 28.03.2014 N 14-01а-043.
14 февраля 2022 года обществом получены ответы министерства от 14.02.2022 о том, что проекты находятся в очереди.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения общества в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь статьей 65, 71, 117, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 88, статьёй 89 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 12493/07 и от 09.11.2010 N 8148/10, правомерно пришли к выводу о том, что обществом не пропущен срок на обращение в суд, а рассматриваемые бездействия министерства являются незаконными в связи несоответствием Лесному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу Положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утверждённого постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 19.10.2010 N 1250, министерство является уполномоченным лицом проводить государственную экспертизу проектов освоения лесов.
Согласно пункту 9 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённого приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513, (далее - Порядок) результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Срок предоставления государственной услуги при получении заявления уполномоченным органом по почте или непосредственно от заявителя, не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, в уполномоченный орган. Повторная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации проекта освоения лесов, доработанного с учётом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы (пункт 12 Порядка).
Подпунктом 3.26 Регламента определено, что в случае отрицательного заключения государственной экспертизы заявитель вправе представить проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на повторную государственную экспертизу при условии его доработки с учётом замечаний и предложений, изложенных в заключении. Повторная государственная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.01.2021, 17.08.2021 и 24.09.2021 общество повторно обратилось в министерство с заявлениями о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов. Срок предоставления данной государственной услуги составляет 10 дней.
Министерство в направленных обществу письмах сообщило о значительном количестве поступивших проектов освоения лесов, в связи с чем представленные обществом проекты поставлены в очередь.
Иных причин, препятствующих проведению государственной экспертизы в установленный срок, министерство не заявило.
Суды верно указали, что нормы пункта 5 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации являются императивными и могут считаться соблюденными в случае, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
В данном случае министерством допущено бездействие при проведении государственной экспертизы представленных обществом проектов освоения лесов.
Суды проверили и отклонили довод министерства о пропуске установленного срока для подачи заявления об обжаловании незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Общество узнало о нарушении своего права из ответов министерства по результатам рассмотрения его претензий (с требованием в течение 10 календарных дней выдать обществу повторные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов), после чего в пределах трехмесячного срока обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Судами правомерно и обоснованно возложена на министерство обязанность рассмотрения и выдачи повторного заключения государственной экспертизы в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по проектам освоения лесов лесного участка, представленных обществом 24.09.2021 по договору N 11-07а-021-3, 17.08.2021 по договору N 14-01а-040, 28.01.2021, 02.12.2021 по договору N 14-01а-043.
Заявитель, указывая в кассационной жалобе на незаконность судебных актов, фактически выражает свое несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств. Однако переоценка доказательств недопустима при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А32-23076/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок предоставления государственной услуги при получении заявления уполномоченным органом по почте или непосредственно от заявителя, не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, в уполномоченный орган. Повторная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации проекта освоения лесов, доработанного с учётом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы (пункт 12 Порядка).
...
Суды верно указали, что нормы пункта 5 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации являются императивными и могут считаться соблюденными в случае, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2023 г. N Ф08-14074/22 по делу N А32-23076/2022