г. Краснодар |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А32-24065/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании должника - Солнцева Романа Александровича (ИНН 231003763261), его представителя Сорокиной Р.А. (доверенность от 01.03.2022), в отсутствие финансового управляющего Кудеева С.В., Федеральной налоговой службы, иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Солнцева Р.А. на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по делу N А32-24065/2018, установил следующее.
В рамках дела о банкротстве Солнцева Р.А. (далее - должник) уполномоченный орган обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 6 304 701 рубля 93 копеек, из которых 3 263 045 рублей 09 копеек основного долга, 3 041 656 рублей 84 копейки пени.
Определением от 06.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.11.2022, в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены 3 263 045 рублей 09 копеек основного долга и отдельно 3 041 656 рублей 84 копейки финансовых санкций.
В кассационной жалобе должник просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие оснований для начисления таможенных платежей и штрафных санкций, заявленных уполномоченным органом, поскольку перемещаемые через таможенную границу культурные ценности освобождены от уплаты таможенных платежей; должник не извещался о проведении таможенным органом проверки; срок на взыскание спорных платежей пропущен; пени начислены необоснованно.
В судебном заседании должник и его представитель повторили доводы жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 26.01.2023.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части.
Как видно из материалов дела, определением от 29.04.2019 введена процедура реструктуризации долгов гражданина; решением от 26.11.2020 должник признан банкротом, введена процедура реализации имущества; сведения о введении процедуры опубликованы в газете "Коммерсантъ" 23.01.2021.
19 марта 2021 года уполномоченный орган обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований об уплате таможенных платежей, пеней и утилизационного сбора.
Согласно пункту 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В обоснование заявленных требований уполномоченный орган сослался на следующие обстоятельства. Должник при ввозе на территорию Российской Федерации автомобиля Ford Galaxie 1967 года выпуска (далее - автомобиль) 12.02.2016 представил экспертное заключение от 20.11.2015, в котором указано, что автомобиль является культурной и исторической ценностью. Автомобиль выпущен как историческая и культурная ценность с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Таможней 16.11.2016 составлен акт камеральной таможенной проверки, в котором таможня указала на получение информации о том, что ввезенный на территорию Российской Федерации автомобиль не является культурной и исторической ценностью, так как представленное должником письмо-подтверждение ввоза культурной ценности, выданное 20.11.2015, не подлежит применению, автомобиль не может быть отнесен к культурным ценностям по году изготовления, поскольку изготовлен позднее конца 1950 года.
В материалы дела представлено письмо от 23.08.2016, в котором на запрос таможни Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам (далее - управление) указало, что экспертное заключение от 20.11.2015, представленное Солнцевым Р.А., признано ненадлежащим, поскольку исследование автомобиля осуществлялось по фотографиям без визуального осмотра, такая форма осмотра не позволяет идентифицировать оригинальность частей, узлов и агрегатов; не приведены доказательства, подтверждающие особую историческую, научную или культурную ценность ввозимого автомобиля; автомобиль не имеет непосредственной связи с историческими личностями и событиями; автомобиль не может быть отнесен к культурным ценностям по году изготовления, так как на момент проведения экспертизы к этой категории относились автомобили, произведенные до конца 1950 года
Таможня приняла решение от 11.11.2016 об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенной пошлины в сумме 3 252 645 рублей и необходимости уплаты таможенных платежей.
Мировым судьей судебного участка N 40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара выдан судебный приказ от 27.01.2017 о взыскании с должника таможенных платежей и пеней.
Определением от 04.10.2019 судебный приказ от 27.01.2017 по заявлению должника отменен.
Таможней 25.10.2019 в Прикубанский районный суд подано административное исковое заявление о взыскании таможенных платежей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в подлежащей применению редакции заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса).
С учетом изложенного, срок на принудительного взыскание таможенных платежей в данном случае не пропущен.
Определением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 15.06.2022 административное исковое заявление Краснодарской таможни оставлено без рассмотрения ввиду того, что в отношении должника введена процедура банкротства.
Приложением 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 в подлежащей применению редакции утвержден перечень товаров, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, в пункт 9 которого включены культурные ценности при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза.
В период ввоза спорного автомобиля письмом Минкультуры России от 07.08.2015 N 272-01-39-ВА были утверждены Методические рекомендации по оформлению документации при ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, содержащие разъяснения о порядке оформления подтверждений об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами товаров (предметов) к культурным ценностям и устанавливающие порядок отнесения уполномоченными экспертами ввозимых товаров (предметов) физическими лицами для личного пользования к культурным ценностям, согласно которому отнесение ввозимого предмета к культурной ценности подтверждается экспертным заключением, при этом экспертиза ввозимых культурных ценностей и оформление писем-подтверждений без визуального осмотра не допускается. В этих же рекомендациях установлены критерии отнесения ввозимых предметов к культурным ценностям, в том числе, указаны транспортные средства, произведенные до конца 1950 года.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что уполномоченный орган доказал наличие оснований для включения в реестр начисленных таможенных платежей. В материалы дела представлено письмо управления от 23.08.2016, в котором указано, что экспертное заключение от 20.11.2015, представленное должником при ввозе автомобиля, признано ненадлежащим. В рамках рассмотрения обособленного спора в суде первой инстанции ходатайство о проведении соответствующей экспертизы не заявлено. Иные доказательства, подтверждающие, что ввезенный автомобиль является культурной ценностью, не представлены; выводы, сделанные в письме управления от 23.08.2016, документально не опровергнуты.
Сведения об оспаривании в установленном порядке решения таможни о начислении таможенных платежей, в материалы дела не представлены.
Довод о неизвещении таможней должника о проведении проверки и принятии решения в данном случае не является основанием для отказа во включении таможенных платежей в реестр, поскольку в рамках настоящего обособленного спора не представлены доказательства, подтверждающие, что ввезенный должником автомобиль является культурной ценностью, перемещаемой через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Довод в части необоснованности начисления утилизационного сбора в сумме 10 400 рублей в кассационной жалобе не приведены.
При включении в реестр штрафных санкций суды не приняли во внимание, что в заявлении уполномоченного органа указано на начисление штрафных санкций по состоянию на 25.10.2019. Согласно пункту 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей. Процедура реструктуризации долгов гражданина введена определением от 29.04.2019.
При таких обстоятельствах судебные акты в части включения в третью очередь реестра отдельно 3 041 656 рублей 84 копеек финансовых санкций следует отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по исследованию доказательств и установлению обстоятельств в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в заявлении уполномоченного органа не приведен расчет размера санкций с указанием сумм и периодов начисления, указаны только общая сумма и дата, на которую она определена.
При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить расчет размера предъявленных уполномоченным органом штрафных санкций с учетом положений пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по делу N А32-24065/2018 в части включения в третью очередь отдельно финансовых санкций в сумме 3 041 656 рублей 84 копеек отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период ввоза спорного автомобиля письмом Минкультуры России от 07.08.2015 N 272-01-39-ВА были утверждены Методические рекомендации по оформлению документации при ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, содержащие разъяснения о порядке оформления подтверждений об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами товаров (предметов) к культурным ценностям и устанавливающие порядок отнесения уполномоченными экспертами ввозимых товаров (предметов) физическими лицами для личного пользования к культурным ценностям, согласно которому отнесение ввозимого предмета к культурной ценности подтверждается экспертным заключением, при этом экспертиза ввозимых культурных ценностей и оформление писем-подтверждений без визуального осмотра не допускается. В этих же рекомендациях установлены критерии отнесения ввозимых предметов к культурным ценностям, в том числе, указаны транспортные средства, произведенные до конца 1950 года.
...
При включении в реестр штрафных санкций суды не приняли во внимание, что в заявлении уполномоченного органа указано на начисление штрафных санкций по состоянию на 25.10.2019. Согласно пункту 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей. Процедура реструктуризации долгов гражданина введена определением от 29.04.2019.
...
При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить расчет размера предъявленных уполномоченным органом штрафных санкций с учетом положений пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2023 г. N Ф08-14518/22 по делу N А32-24065/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7831/2024
03.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7833/2024
02.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14518/2022
14.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14402/2022
02.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17901/2022
26.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11513/2022
26.11.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24065/18