г. Краснодар |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А32-9281/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Первая пассажирская компания" (ИНН 7816568425, ОГРН 1137847319169) - Соколовой Ю.Л. (доверенность от 14.06.2022), от ответчиков: администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635) - Слащевой Л.Ш. (доверенность от 09.01.2023), общества с ограниченной ответственностью "Югсервис" (ИНН 2315189314, ОГРН 1142315004347), общества с ограниченной ответственностью "Автолайн" (ИНН 2315095585, ОГРН 1032309085797), общества с ограниченной ответственностью "Автокомтранс" - Зарафова П.В. (доверенности от 14.06.2022, 17.10.2022 и 17.11.2022), директора общества с ограниченной ответственностью "Автокомтранс" Михайленкова В.Н., директора общества с ограниченной ответственностью "Автолайн" Вьюгова А.А, от индивидуального предпринимателя Акопян Валерика Григорьевича - Аваняна А.В. (доверенность от 29.10.2022), индивидуальных предпринимателей Карпович Александра Николаевича, Тимофеева Александра Викторовича, Хачатрян Давида Эдуардовича, Физер Василия Михайловича, Нуралиева Кафлан Вердиевича, Карапетян Хачатура Герасимовича, Костандян Камо Гургеновича, Авакова Вячеслава Ервантовича, Корытного Юрия Владимировича, Макаренко Николая Алексеевича, Гришокина Виктора Владимировича, Александровича Игоря Викторовича, Закалова Виталия Георгиевича, Ибрагимова Камила Камилпошаевича, Бадаляна Альберта Анушавановича, Галич Юрия Георгиевича, Асуатряна Артура Арамовича, Мирзояна Артуша Бориковича, Бабаяна Сережи Сарвановичи, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по делу N А32-9281/2019, установил следующее.
ООО "Первая пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация), МУП "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" (далее - предприятие), ООО "Югсервис", сторонам договора простого товарищества "Автолайн", сторонам договора простого товарищества "Автокомтранс", ООО "Туристическое агентство "Акватория"", в котором просило признать недействительным открытый конкурс, проведенный администрацией на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск, извещение о проведении которого размещено 16.11.2018 на официальном сайте администрации, а результаты оформлены протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2018 N 3 по лотам N 1 - 4; применить последствия признания торгов недействительными в виде прекращения действия свидетельств и карт маршрута регулярных перевозок, выданных администрацией в лице Управления транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск по результатам проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск:
1. Предприятию по лоту N 1 - по маршрутам N 8, 23, 24 и 30;
2. ООО "Югсервис" по лоту N 2 - по маршрутам N 6А, 14А, 15, 15А, 19, 22, 25, 32 и 108;
3. Участникам договора простого товарищества "Автокомтранс" по лоту N 3 - по маршрутам N 5, 7А, 10, 11А, 13, 17, 27, 28, 38 и 106;
4. Участникам договора простого товарищества "Автолайн" по лоту N 4 - по маршрутам N 2, 8а, 18, 20, 21, 31, 34, 101, 102, 103 и 105.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2020 решение суда от 16.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 02.12.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением суда от 18.08.2022 прекращено производство в части требований истца относительно лота N 1 оспариваемых торгов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда решение от 18.08.2022 в части прекращения производства по делу в части требования о признании недействительным открытого конкурса по лоту N 1 отменено. В указанной части в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение суда от 18.08.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суды не учли, что договор поставки от 03.12.2018 N 63-ГН является сделкой с отлагательным условием. До начала исполнения своих обязательств по выборке автобусов по договору поставки истец утратил правовой интерес в исполнении сделки ввиду незаконного отстранения от участия в конкурсе, поэтому не имеет возможности представить суду доказательства оплаты и принятия автобусов по договору поставки от 03.12.2018 N 63-ГН. Вывод судов о фактическом отсутствии автобусов не может являться доказательством невозможности начисления баллов; суды не проверили правомерность начисления баллов победителям обжалуемого конкурса.
В отзывах на жалобу ответчики просят оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 16.11.2018 администрация (организатор торгов) разместила извещение о проведении открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Организатор торгов утвердил постановление администрации от 13.11.2018 N 4500 "Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск" (далее - постановление N 4500), которое регламентирует порядок проведения открытого конкурса.
Открытый конкурс объявлен по четырем лотам на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск:
- лот N 1 - по маршрутам N 8, 23, 24 и 30;
- лот N 2 - по маршрутам N 6А, 14А, 15, 15А, 19, 22, 25, 32 и, 108;
- лот N 3 - по маршрутам N 5, 7А, 10, НА, 13, 17, 27, 28, 38 и 106;
- лот N 4 - по маршрутам N 2, 8а, 18, 20, 21, 31, 34, 101, 102, 103 и 105.
Дата окончания срока подачи заявок - 17.12.2018 до 10.00.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками - 17.12.2018 в 10.00.
Дата рассмотрения заявок - 21.12.2018.
Дата подведения итогов - 26.12.2018.
Общество подало заявки на четыре лота открытого конкурса, которые зарегистрированы организатором конкурса с присвоением регистрационных номеров.
27 декабря 2018 года организатор конкурса разместил Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 21.12.2018 N 3 (редакция N 2; далее - Протокол), согласно которому в отношении заявок общества по всем лотам комиссия по проведению открытого конкурса (далее - Комиссия) приняла решения о несоответствии заявок требованиям.
Заявки общества отклонены по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений названного Закона. Согласно части 3 раздела "б" конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе заявка должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени перевозчика.
Заявка участника не содержит приказ о назначении генерального директора, подтверждающий полномочия лица действовать от имени общества.
Согласно части 5 раздела 6 конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать оригинал или копию справку о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине перевозчика и (или) его работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, выданную государственной инспекцией безопасности дорожного движения ГУ МВД России.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" "документ" - официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти, "реквизит документа" - элемент документа, необходимый для его оформления и организации работы с ним.
Предоставленный обществом документ не содержит номер исходящего документа и не может являться официальным документом, выданным государственным органом.
Ссылаясь на необоснованное отклонение заявок, общество обратилось в УФАС России по Краснодарскому краю с жалобой на действия администрации при организации и проведении конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС России по Краснодарскому краю вынесло решение от 28.01.2019 N 8-Т/2019 о признании обоснованной жалобы общества на действия администрации при организации и проведении конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск.
В связи с тем, что организатор торгов выдал свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск, предписание не выдано.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 по делу N А32-12192/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020, администрации отказано в признании недействительным решения УФАС по Краснодарскому краю от 28.01.2019 N 8-Т/2019.
Полагая, что необоснованное отстранение от участия в конкурсе является существенным нарушением порядка организации и проведения торгов, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным открытый конкурс и применить последствия признания его недействительным в виде прекращения действия выданных победителям конкурса свидетельств и карт маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса).
Суды установили, что УФАС России по Краснодарскому краю вынесено решение от 28.01.2019 N 8-Т/2019 о признании обоснованной жалобы общества на действия администрации при организации и проведении конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-12192/2019 по иску администрации о признании недействительным решения от 28.01.2019 N 8-Т/2019 установлено, что комиссия антимонопольного органа приняла законное решение, поскольку основания для отклонения заявок общества отсутствовали. Организатором торгов нарушен порядок проведения торгов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок.
Таким образом, содержание заявок общества было предметом рассмотрения и оценки УФАС России по Краснодарскому краю, а также судов по делу N А32-12192/2019; антимонопольный орган и суды сделали выводы о наличии в заявках всех необходимых сведений и незаконности их отклонения организатором торгов.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса противоправное отстранение истца от участия в торгах является основанием для признания торгов недействительными.
Вместе с тем, разрешая спор, суды установили, что допущенные организатором торгов при рассмотрении заявок истца нарушения не привели к неправильному определению победителей и неправомерной выдаче им свидетельств на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам ввиду следующего.
Согласно пункту 8.4.1 постановления N 4500 заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать следующие документы и (или) их копии:
- оригинал документа, подтверждающий принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества открытого конкурса на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе на дату подачи заявки, к заявке юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества открытого конкурса дополнительно прилагаются (при наличии) документы, подтверждающие наличие транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении в количестве, необходимом для обслуживания маршрута, а именно: копия паспорта транспортного средства; копия свидетельства о регистрации транспортного средства; копия талона государственного технического осмотра (диагностической карты).
Суды установили, что по договору поставки от 03.12.2018 N 63-ГН, заключенному с ООО "РЕ:БАС", общество намеревалось приобрести автобусы ГАЗ A64R42 Next в количестве 511 единиц и ПАЗ 320435-04 Vector в количестве 23 единиц.
Каких-либо иных транспортных средств в его заявках не указано.
Между тем документы, перечисленные в пункте 8.4.1 постановления N 4500, в отношении заявленных автобусов ГАЗ A64R42 Next в количестве 511 единиц и ПАЗ 320435-04 Vector в количестве 23 единиц, полученные либо им самим, либо поставщиком ООО "РЕ:БАС", обществом в дело не представлены.
Доказательства наличия у ООО "РЕ:БАС" (поставщика) на момент заключения и срока исполнения договора поставки, а затем у общества (участника торгов) на праве собственности или ином законном основании автобусов, предусмотренных в его заявке на участие в открытом конкурсе, в том числе на момент получения свидетельств об осуществлении перевозок в соответствии с порядком, установленным в разделе 16 конкурсной документации (в целях подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе), отсутствуют; реальность и возможность фактического исполнения договора поставки от 03.12.2018, в частности, наличие у общества на счете в сопоставимый период необходимых для приобретения транспортных средств денежных средств в размере 881 804 тыс. рублей также не подтверждены материалами дела.
Кроме того, пунктом 4.2.1 договора поставки было предусмотрено, что предоплата товара подлежащего поставке, производится в размере 30 процентов от стоимости транспортных средств, подлежащих поставке, в течение 15 дней рабочих дней с момента заключения договора, т.е.18.12.2018.
Протокол организатора конкурса N 3, которым заявки истца были отклонены, размещен на сайте организатора конкурса 27.12.2018. Однако доказательства внесения предоплаты в срок, установленный пунктом 4.2.1 договора поставки, либо до 27.12.2018, в материалах дела также отсутствуют.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), представленные в материалы дела доказательства, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса условия договора поставки от 03.12.2018 N 63-ГН, учитывая условия конкурсной документации и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды сделали обоснованный вывод о том, что отклонение заявок истца не оказало влияние на правомерность выдачи ответчикам свидетельств на право осуществления перевозок ввиду неподтверждения истцом наличия у него транспортных средств, а также возможности их приобретения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанций обоснованно отменил решение суда в части прекращения производства по делу в отношении требования по лоту N 1, рассмотрел указанное требование и отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют, постановление суда апелляционной инстанции и решение суда первой инстанции (в части, не отмененной постановлением суда апелляционной инстанции) следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по делу N А32-9281/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса).
...
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса противоправное отстранение истца от участия в торгах является основанием для признания торгов недействительными.
...
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), представленные в материалы дела доказательства, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса условия договора поставки от 03.12.2018 N 63-ГН, учитывая условия конкурсной документации и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды сделали обоснованный вывод о том, что отклонение заявок истца не оказало влияние на правомерность выдачи ответчикам свидетельств на право осуществления перевозок ввиду неподтверждения истцом наличия у него транспортных средств, а также возможности их приобретения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2023 г. N Ф08-1592/20 по делу N А32-9281/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1592/20
03.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18011/2022
18.08.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9281/19
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1592/20
02.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19976/19
16.09.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9281/19