г. Краснодар |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А32-39706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Берко М.В. (доверенность от 22.12.2022), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (ИНН 2305011360, ОГРН 1022301070230) - Исаковой С.В. (доверенность от 09.01.2023), от третьего лица - индивидуального предпринимателя Бесчастной Светланы Владимировны - Триголовой И.А. (доверенность от 17.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, муниципального бюджетного учреждения "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ, общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Инвест", управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, прокуратуры Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А32-39706/2020, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) и администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация), в котором просило:
- признать недействительным распоряжение территориального управления от 05.07.2019 N 432-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Горячий Ключ";
- признать недействительным постановление администрации от 26.07.2019 N 1391 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31". Министерство также просило указать, что судебный акт является основанием для аннулирования в ЕГРН записи N 23:41:0707001:31-23/010/2019-6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - департамент), МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ (далее - учреждение), ООО "Прогресс-Инвест" (далее - общество), индивидуальный предприниматель Бесчастная С.В. (далее - предприниматель) и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на избрание министерством ненадлежащего способа защиты нарушенного права и отсутствие полномочий на обращение в суд в защиту нарушенного права на лесной участок.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2021 решение от 18.02.2021 и постановление от 03.06.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела министерство уточнило заявленные требования и просило:
- признать недействительным распоряжение управления от 05.07.2019 N 432-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Горячий Ключ";
- признать недействительным постановление администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 26.07.2019 N 1391 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31";
- указать, что судебный акт служит основанием для аннулирования записи (регистрации) в Едином государственном реестре недвижимости прав на недвижимое имущество N 23:41:0707001:31-23/010/2019-4 (право муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31).
При новом рассмотрении в дело вступила прокуратура Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022, признаны недействительными распоряжение управления от 05.07.2019 N 432-р и постановление администрации от 26.07.2019 N 1391. Суд также признал отсутствующим право собственности муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31 площадью 13 871 +/- 2 061 кв. м, расположенного относительно ориентира: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, квартал 26А, части выделов 2, 3, 8, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - отдых (рекреация), запись о государственной регистрации права от 12.07.2019 N 23:41:0707001:31-23/010/2019-4. Судебные инстанции указали, что изменение категории земельного участка лесного фонда на земли населенных пунктов возможно по результатам согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства генерального плана муниципального образования, предусматривающего такое изменение. Вступившим в законную силу решением Краснодарского краевого суда от 15.11.2021 по делу N 3а-1710/2021 частично удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) о признании недействующими нормативных правовых актов. Признаны недействующими со дня принятия решение Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 06.09.2013 N 243 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края" и решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18.06.2015 N 410 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края" в части включения в границы населенных пунктов г. Горячий Ключ, ст. Бакинская, с. Безымянное, х. Веселый, х. Домики, ст. Имеретинская, х. Красный Восток, п. Кура-Промысел, п. Кура-Транспортный, п. Кутаис, ст. Кутаисская, ст. Мартанская, п. Мирный, х. Молькин, п. Октябрьский, х. Папоротный, х. Первомайский, п. Приреченский, п. Промысловый, ст. Пятигорская, ст. Саратовская, п. Соленый, х. Сорокин, ст. Суздальская, п. Транспортный, с. Фанагорийское, с. Хребтовое, ст. Черноморская, с. Широкая Балка муниципального образования город Горячий Ключ лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Ключевского, Кутаисского, Саратовского, Псекупского участковых лесничеств Горячеключевского лесничества Краснодарского края, в том числе в части спорного лесного участка. Суд установил, что Российская Федерация является собственником, в том числе лесных участков Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества. Проверяя процедуру принятия решения Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 06.09.2013 N 243 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края" и решения Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18.06.2015 N 410 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края", суд общей юрисдикции установил, что административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. В соответствии с письмом Рослесхоза от 15.01.2013 N ЮД-11-42/174 проект генерального плана муниципального образования Горячий Ключ Краснодарского края не согласован. Суд указал, что процедура принятия решения оспоренных нормативных правовых актов в части включения в границы населенных пунктов г. Горячий Ключ, ст. Бакинская, с. Безымянное, х. Веселый, х. Домики, ст. Имеретинская, х. Красный Восток, п. Кура-Промысел, п. Кура-Транспортный, п. Кутаис, ст. Кутаисская, ст. Мартанская, п. Мирный, х. Молькин, п. Октябрьский, х. Папоротный, х. Первомайский, п. Приреченский, п. Промысловый, ст. Пятигорская, ст. Саратовская, п. Соленый, х. Сорокин, ст. Суздальская, п. Транспортный, с. Фанагорийское, с. Хребтовое, ст. Черноморская, с. Широкая Балка муниципального образования город Горячий Ключ лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Ключевского, Кутаисского, Саратовского, Псекупского участковых лесничеств Горячеключевского лесничества Краснодарского края, не соблюдена. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта "в" пункта 27 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460 решением Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 06.09.2013 N 243 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края" и решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18.06.2015 N 410 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края" включены в границы названных населенных пунктов муниципального образования город Горячий Ключ лесные участки, расположенные на землях лесного фонда Ключевского, Кутаисского, Саратовского, Псекупского участковых лесничеств Горячеключевского лесничества Краснодарского края. В рамках настоящего дела, с учетом названных судебных актов, судебные инстанции указали, что спорный лесной участок включен в границы населенного пункта в отсутствие к тому правовых оснований, и как следствие, передан территориальным управлением в муниципальную собственность в нарушение положений пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Изложенное влечет удовлетворение требования министерства о признании недействительным распоряжения управления от 05.07.2019 N 432-р. У муниципального образования также отсутствовали правовые основания для принятия постановления от 26.07.2019 N 1391. Суд первой инстанции квалифицировал требования министерства об аннулировании записи в ЕГРН, как направленные на признание отсутствующим права собственности муниципального образования город Горячий Ключ на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31. При этом сам по себе факт застройки незначительной части (15,7 кв. м) земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31 (площадью 13 871 кв. м) не лишает собственника, зарегистрировавшего право собственности в установленном порядке, законного владения спорным земельным участком. Нахождение в границах участка канатной дороги с кадастровым номером 23:41:00000000:1821, в силу ее специфики как линейного объекта, расположенного над поверхностью земельного участка, также не влечет утраты публичным собственником фактического владения спорным земельным участком. В целях восстановления нарушенного права на лесной участок суды признали отсутствующим право собственности муниципального образования город Горячий Ключ в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы не согласен с выводами судов о допустимости рассмотрения в рамках настоящего дела требования о признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок. Соответствующее требование министерство не заявляло, поэтому суд первой инстанции вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Кроме того, у министерства отсутствовало право на уточнение предмета заявления без согласования с департаментом.
В поступившем в суд округа отзыве предприниматель указал на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации.
В судебном заседании представитель администрации на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представители министерства и предпринимателя просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда площадью 23 044 га (условный номер 23-23-10/061/2009-147), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, кварталы 1А - 82А, 1Б - 51Б, 1В - 15В.
На основании приказа министерства от 10.07.2018 N 1054 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен участок из состава земель лесного фонда площадью 1,3870 га с кадастровым номером 23:41:0707001:31, расположенный в квартале 26А, части выделов 2, 3, 8 Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества.
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.07.2020 N 150-р образована межведомственная рабочая группа по анализу соблюдения градостроительного и земельного законодательства в области сохранения зеленого фонда на территории муниципального образования город Горячий Ключ.
Межведомственной рабочей группой установлено, что территориальное управление приняло распоряжение от 05.07.2019 N 432-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Горячий Ключ", в соответствии с которым из федеральной собственности в муниципальную собственность передан земельный участок категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - отдых (рекреация), площадью 13 871 кв. м (кадастровый номер 23:41:0707001:31), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, квартал 26А, части выделов 2, 3, 8.
В отношении названного участка 12.07.2019 осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края (запись о регистрации N 23:41:0707001:31-23/010/2019-4; т. 1, л. д. 69).
На основании постановления администрации от 26.07.2019 N 1391 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31.
Министерство, указывая, что принятие оспариваемых ненормативных правовых актов привело к незаконному выбытию земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31 из земель лесного фонда, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
На основании статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 7 статьи 111 Лесного кодекса запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В статье 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) предусмотрены основания для перевода земель лесного фонда в другую категорию в связи с: организацией особо охраняемых природных территорий; установлением или изменения границы населенного пункта; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; созданием туристско-рекреационных особых экономических зон.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса). Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельным кодексом).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Противоречие акта органа местного самоуправления нормативному акту, в том числе закону, имеющему большую юридическую силу, исключает возможность применения такого акта органа местного самоуправления, независимо от того, был ли этот акт объектом оспаривания в судебном порядке (соответствующая правовая позиция приведена Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 04.02.2016 N 308-КГ15-13732).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для признания недействительными распоряжения управления от 05.07.2019 N 432-р и постановления администрации от 26.07.2019 N 1391. При этом суды правомерно учитывали решение Краснодарского краевого суда от 15.11.2021 по делу N 3а-1710/2021, оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 N 66а-584/2022 (т. 4, л. д. 83 - 101), установившее отсутствие предусмотренных законом оснований для включения спорного лесного участка в границы населенного пункта. Поскольку данный участок относится к землям лесного фонда у управления отсутствовали основания для его передачи в муниципальную собственность. Администрация не получила правомочий на распоряжение участком, поэтому не могла принимать ненормативный правовой акт о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения. Оспаривание акта государственного органа, послужившего основанием для внесения в реестр записи о праве на участок ответчика, одновременно с требованием, направленным на восстановление нарушенного права, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 Кодекса) и не противоречит положениям статей 1 и 12 Гражданского кодекса. Ссылка истца в заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. При очевидности преследуемого истцом материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению. Суд первой инстанции правильно определил направленность воли министерства и удовлетворил требование о признании отсутствующим права собственности муниципального образования город Горячий Ключ в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31. При этому суды установили, что Российская Федерации не утратила владение спорным участком лесного фонда.
Доводы кассационной жалобы администрации суд округа отклоняет.
До момента незаконного включения в границы населенного пункта земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, квартал 26А, части выделов 2, 3, 8, относился к землям лесного фонда, имел вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, категория лесов - защитные леса (т. 1, л. д. 56 - 63). Признание недействующими нормативных правовых актов об изменении границ населенного пункта влечет необходимость восстановления нарушенного права Российской Федерации на участок лесного фонда, который в силу норм Лесного кодекса находится в федеральной собственности. С учетом изложенного суды правильно квалифицировали и правомерно удовлетворили фактически заявленное исковое требование министерства к муниципальному образованию город Горячий Ключ в лице администрации о признании отсутствующим права муниципальной собственности. При этом оспаривание в самостоятельно определенном судом процессуальном порядке акта государственного органа, послужившего основанием для внесения в реестр записи о праве на участок ответчика, одновременно с требованием, направленным на восстановление нарушенного права, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 Кодекса) и не противоречит положениям статей 1 и 12 Гражданского кодекса. Поскольку департамент поддерживал требования министерства, направленные на восстановления права Российской Федерации на участок лесного фонда, необходимость согласования с ним уточненного требования отсутствовала.
С учетом изложенного основания для изменения (отмены) решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А32-39706/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До момента незаконного включения в границы населенного пункта земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, квартал 26А, части выделов 2, 3, 8, относился к землям лесного фонда, имел вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, категория лесов - защитные леса (т. 1, л. д. 56 - 63). Признание недействующими нормативных правовых актов об изменении границ населенного пункта влечет необходимость восстановления нарушенного права Российской Федерации на участок лесного фонда, который в силу норм Лесного кодекса находится в федеральной собственности. С учетом изложенного суды правильно квалифицировали и правомерно удовлетворили фактически заявленное исковое требование министерства к муниципальному образованию город Горячий Ключ в лице администрации о признании отсутствующим права муниципальной собственности. При этом оспаривание в самостоятельно определенном судом процессуальном порядке акта государственного органа, послужившего основанием для внесения в реестр записи о праве на участок ответчика, одновременно с требованием, направленным на восстановление нарушенного права, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 Кодекса) и не противоречит положениям статей 1 и 12 Гражданского кодекса. Поскольку департамент поддерживал требования министерства, направленные на восстановления права Российской Федерации на участок лесного фонда, необходимость согласования с ним уточненного требования отсутствовала.
С учетом изложенного основания для изменения (отмены) решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф08-8599/21 по делу N А32-39706/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8599/2021
26.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21481/2022
19.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39706/20
22.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-543/2022
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8599/2021
03.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5467/2021
18.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39706/20