Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2024 г. N 8-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В силу НК РФ базой по налогу на имущество организаций для отдельных объектов является их кадастровая стоимость. В частности, к ним отнесены торговые центры (комплексы) и помещения в них. Причем здание причисляют к такой категории, в т. ч. если одним из видов разрешенного использования (далее - ВРИ) земли под ним является размещение торговых объектов.

В 2020 г. КС РФ признал указанные нормы конституционными.

Он указал, что налоговую базу не определяют по кадастровой стоимости только лишь из-за соответствующего ВРИ земли, т. е. независимо от предназначения и фактического использования здания.

ФНС России обратилась за разъяснениями.

Госорган пытался выяснить, применять ли указанную позицию к налоговым периодам, предшествующим дате вынесения постановления КС РФ. Также требовалось уточнить ситуацию по аналогичным объектам, включенным в соответствующие региональные перечни до принятия постановления, когда налогоплательщики не обращались по этому поводу в суд.

КС РФ указал, что после опубликования его постановления не допускается включать в соответствующие перечни здания без учета их предназначения и фактического использования.

Если налогоплательщики инициировали судебный процесс до принятия постановления, при определенных условиях не исключена возможность пересмотра судебных актов по их обращениям. Налогоплательщики, которые ранее обращались в суд, могут в судебном порядке потребовать исключить из перечня необоснованно внесенный объект.

В любом случае судебные решения по такого рода спорам не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу постановления, в т. ч. приводить к возврату сумм, уже уплаченных налогоплательщиками, из бюджетов.

Иной подход приводил бы к неоправданному пересмотру размера обязательств неограниченного круга налогоплательщиков.

 

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2024 г. N 8-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Опубликование:

сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 9 февраля 2024 г. N 0001202402090001

Российская газета, 21 февраля 2024 г. N 38

Собрание законодательства Российской Федерации, 19 февраля 2024 г. N 8 ст. 1182