г. Краснодар |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А32-30581/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Геленджикагрокурортстрой" (ИНН 2304008855, ОГРН 1032301869467) - Дорониной Н.А. (доверенность от 06.07.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А32-30581/2021, установил следующее.
ОАО "Геленджикагрокурортстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в проведении государственной регистрации права собственности на жилое помещение с кадастровым номером 23:40:0406043:89, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, д. 21а, кв. 7; обязании управления осуществить государственную регистрацию права собственности на указанное жилое помещение.
Решением от 24.12.2021, оставленным без изменения постановлением от 26.03.2022, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на регистрацию права собственности общество не представило правоустанавливающие документы.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.08.2022 решение от 24.12.2021 и постановление от 26.03.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением от 09.12.2022, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2023, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение управления об отказе в проведении государственной регистрации права собственности общества на жилое помещение кадастровый номер 23:40:0406043:89, расположенное по адресу Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21А, комната 7 и обязал управление зарегистрировать право собственности общества на жилое помещение кадастровый номер 23:40:0406043:89, расположенное по адресу Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21А, комната 7. Также, с управления в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 09.12.2022 и постановление от 16.02.2023 и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, на регистрацию не представлены необходимые документы. Выявленные в документах противоречия обществом не устранены.
В отзыве на кассационную жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель общества возражал по доводам жалобы и просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены судебных актов ввиду следующего.
Как установили при новом рассмотрении дела суды, решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-17003/2008 от 09.04.2018 общество признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2018 г. по указанному делу конкурсным управляющим общества утверждена Власова Наталия Владимировна.
5 февраля 2021 года общество обратилось в управление с заявлением N КУВД-001/2021-4149766 о государственной регистрации права собственности жилого помещения с кадастровым номером 23:40:0406043:89, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, д. 21а, кв. 7.
Согласно расписке в получении документов общество к заявлению приложило следующие документы: выписка из ЕГРН от 27.01.2021; свидетельство о государственной регистрации права от 05.03.2004 N 421168, 23-АБ; решение торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 14.10.2003; решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2009 N А12-17003/2008; определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2018 N А12-17003/2008; определение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.10.2020 N А12-17003/2008; расходный кассовый ордер от 26.01.2021; квитанцию от 26.01.2021 N 23245582.
Уведомлением от 17.02.2021 N КУВД-001/2021-4149766/1 управление известило общество о том, что государственная регистрация права собственности приостановлена до 17.05.2021, поскольку общество не представило документы, свидетельствующие о возникновении у него права на помещение.
24 марта 2021 года общество с заявлением о предоставлении дополнительных документов N КУВД-001/2021-10950490 представило определение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.02.2021 N А12-17003/2008; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2010 N А32-20920/2006; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 N А32-20920/2006-31/468; заявление-пояснение от 24.03.2021.
Уведомлением от 27.03.2021 N КУВД-001/2021-4149766/2 управление сообщило обществу о невозможности возобновления государственной регистрации права собственности в отношении спорного помещения в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о возникновении у заявителя права.
Согласно сообщению от 17.05.2021 N КУВД-001/2021-4149766/3 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности общества в отношении спорного жилого помещения.
Ссылаясь на неправомерность отказа в регистрации права собственности, общество обратилось в суд с требованием признать его незаконным и обязать управление исправить допущенные нарушения.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В статье 27 Закона о регистрации указано, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона, содержащей 60 оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом об особенностях предоставления гражданам земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Суды установили, что общество обратилось за регистрацией права собственности на квартиру N 7 площадью 15,2 кв. м с кадастровым номером 23:40:0406043:89, расположенную в здании (литера Д), по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, д. 21а,
В рамках дела N А32-20920/2006 рассматривался иск общества к акционерной агростроительно-промышленной корпорации "Росагропромстрой" и администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании права собственности на здания (литера Б) площадью 675, 6 кв. м, (литера В) площадью 858, 7 кв. м, (литера Д) площадью 871, 1 кв. м, расположенные по адресу: г. Геленджик, ул. Пограничная, 21а.
Постановлением Пятнадцатого апелляционного суда от 15.03.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2010, требования общества удовлетворены. Суд признал право собственности общества на здания общежитий (литера Б) общей площадью 754,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21а; (литера В) общей площадью 1100,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21г; (литера Д) площадью 1132,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21в.
Судебными актами по данному делу установлено, что все имущество организаций, входящих в состав объединения "Геленджикагрокурортстрой", перешло к обществу в порядке реорганизации независимо от содержания актов администрации г. Геленджика. Спорные общежития законно созданы правопредшественниками общества и переданы в его уставный капитал. Право собственности общества возникло в порядке реорганизации. Доказательства возведения спорных объектов, имеющих адреса, за счет государственных средств не предоставлено.
Общество указывало, что 05.03.2004 управление произвело государственную регистрацию права собственности общества на здание общежития (литера Д), расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Пограничная, 21а, на основании решения постоянно действующего третейского суда для разрешения экономических споров при Краснодарской торгово-промышленной палате от 14.10.2003 дело N ТС-16-2002, о чем в ЕГРН сделана запись о регистрации 23-01.12-4.2004-322 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АБ N 421168.
Впоследствии, в связи с регистрацией права собственности третьих лиц на отдельные помещения в здании, право собственности общества на все здание (литера Д) погашено, в связи с открытием новых разделов.
Как указало общество, и данное обстоятельство не опровергнуто, спорное помещение расположено в здании (литера Д), право собственности на которое ранее признано постановлением Пятнадцатого апелляционного суда от 15.03.2010 по делу N А32-20920/2006.
Довод заинтересованного лица о том, что государственная регистрация права собственности общества на здание (литера Д) площадью 871,1 кв. м с кадастровым номером 23:40:0406043, была прекращена на основании заявления общества, что подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2014 N А32-42461/2013, оценен судами и признан несостоятельным в силу следующего. Здание общежития (литера Д), в котором расположено спорное помещение, фактическое существование не прекратило, а погашение записи о праве собственности общества на целый объект было связано с регистрацией прав третьих лиц на отдельные помещения в указанном здании.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, действовавший по состоянию на 02.08.2006), в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества, записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах ЕГРП и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов.
Суды учли, что с момента внесения в ЕГРН записи о праве собственности на отдельные помещения в здании (литера Д) прекратилось право собственности общества на здание в целом, однако это не повлекло прекращение существования здания в натуре.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета производится в связи с прекращением существования (уничтожением) этого объекта недвижимости.
Таким образом, поскольку здание (литера Д) имеется в натуре, то оно не подлежало снятию с кадастрового учета для обеспечения регистрации прав на отдельные помещения в нем, внесения записей об объектах, образованных в результате выделения новых помещений в новые разделы ЕГРН и открытия новых дел правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Довод жалобы управления о том, что сведения о возникновении права собственности у общества в отношении комнаты N 7 площадью 15,2 кв. м в постановлении Пятнадцатого апелляционного суда от 15.03.2010 по делу N А32- 20920/2006 отсутствуют, правомерно отклонен, поскольку суд ранее признал право собственности общества на здание (литера Д) в целом, при этом, спорное помещение входит в состав данного здания (расположено внутри него). Расхождения в площади здания (литера Д), указанные управлением, устранены пояснениями ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация Краевое БТИ" Отдела по городу-курорту Геленджику Департамента имущественных отношений Краснодарского края, данными в ответе от 19.10.2021 N 13-10/ГЗ-30668, согласно которым в техническом паспорте содержится арифметическая ошибка в части указания общей площади здания (литера Д) в связи с повторным включением площади мест общего пользования.
Кроме того, в дело представлены решения Геленджикского городского суда Краснодарского края о признании права собственности на отдельные помещения (комнаты) в здании (литера Д), из которых усматривается, что общество как собственник реализовывало помещения в указанном здании и права собственности на данные помещения были признаны судом на основании заключенных договоров купли-продажи.
Согласно сведениям технического паспорта, выданного Филиалом ГУП Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация по городу Геленджик" по состоянию на 07.06.2006 (страница 7), а также сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорная комната N 7 площадью 15,2 кв. м состоит на кадастровом учете, имеет кадастровый номер 23:40:0406043:0:32/1 и расположена на первом этаже двухэтажного здания общежития (литера Д) 1977 года постройки по адресу г. Геленджик, ул. Пограничная, дом 21а инвентарный номер здания 3258 кадастровый номер здания 23:40:0406043.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.03.2004 серия 23-АБ N 421168, зарегистрировано право собственности АООТ "Геленджикагрокурортстрой" на здание общежития (литера Д) общей площадью 871,1 кв. м на основании решения третейского суда от 14.10.2003.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу N А32-20920/2006 суд признал право собственности общества, в том числе, на объект недвижимости: здание общежития (литера Д) общей площадью 1132,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, ул. Пограничная, д. 21в, здание общежития (литера Б) площадью 754,7 кв. м по адресу Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21а. Данное постановление оставлено без изменения судом кассационной инстанции. Как следует из текста постановления арбитражного суда апелляционной инстанции от 15.03.2010 общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на объекты недвижимости, в том числе на здание (литера Д) площадью 871,1 кв. м, расположенное по адресу Краснодарский край, ул. Пограничная, 21а. При этом судом установлено, что литер и площадь здания с момента первичной технической инвентаризации здания неоднократно изменялись, двухэтажное здание общежития (литер Д), расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. Пограничная, 21в ранее имело (литера Б) и по состоянию на 06.09.2007 имеет полезную площадь 858,7 кв. м (страницы 3 - 4 постановления).
Также судом установлено, что площадь общежитий (литеры В и Д) в решении Третейского суда Краснодарской торгово-промышленной палаты были перепутаны, а также указаны не общие площади зданий, а полезная благоустроенная площадь. В связи с этим суд апелляционной инстанции удовлетворяя исковые требования, указал общую площадь зданий в соответствие с техническими паспортами 2003 года и адресной привязки филиала ГУП КК Краевое БТИ от 06.07.2006. Таким образом, из вышеуказанного постановления суда следует, что предметом спора явилось именно то здание общежития (литера Д), право собственности на которое было ранее признано за обществом решением третейского суда и зарегистрировано 05.03.2004. При этом право собственности на здания общежитий было признано с характеристиками в соответствие с техническими паспортами зданий 2003 года. Согласно техническому паспорту филиала ГУП КК "Краевое БТИ по г. Геленджик" по состоянию на 07.06.2006 двухэтажное здание общежития имеет (литер Д), адрес г. Геленджик, ул. Пограничная, 21а и общую полезную площадь 885,8 кв. м общую площадь 1068,4 кв. м.
Ответом ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризацияКраевое БТИ" Отдел по городу-курорту Геленджику Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19.10.2021 N 13-10/ГЗ-30668 сообщено, что согласно сведениям инвентарного дела N 3258 при проведении первичной инвентаризации учтен объект недвижимого имущества общежитие (литера Б) общей площадью 858,9 кв. м количество этажей 2, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21в. При проведении обследования объекта недвижимого имущества 22.08.2003 общежитие (литера Б) изменена литеровка на литера Д в связи с объединением всех общежитий в одно инвентарное дело. Общежитие (литера Д) (ранее - литера Б) учтено с характеристиками: общей площадью 871,1 кв. м, количество этажей 2, адрес: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21а. Кроме того, ФГУП КК Краевое БТИ сообщило, что согласно сведениям учетно-технической инвентаризации от 07.06.2006 учтен объект недвижимого имущества общежитие (литера Д) общей площадью 858, 5 кв. м количество этажей 2, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Пограничная, 21в. Заключение о присвоении адреса объекту недвижимости общежитие (литера Д) г. Геленджик, ул. Пограничная, 21в произошло 28.09.2010. С 14.01.2016 объект общежитие (литера Д) учтен с характеристиками: общая площадь 885,5 кв. м, количество этажей 2, адрес г. Геленджик, ул. Пограничная, 21в. Изменение площади связано с учетом перепланировок при обследовании отдельных помещений по текущим заявкам их собственников, в том числе с учетом пристройки к зданию (литера Д). Далее указанным учреждением сделан вывод, что характеристики здания (литера Д), указанные в инвентарном деле N 3258, дают основания полагать, что этот объект соответствует объекту, указанному в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 N А32-20920/2006. Таким образом, из вышеуказанного ответа ФГУП КК Краевое БТИ от 19.10.2021 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 N А32-20920/2006 судом сделан правомерный вывод о том, что право собственности заявителя на здание общежития кадастровый номер 23:40:0406043, в котором расположена в том числе комната N 7, было признано вступившим в законную силу судебным актом. При этом противоречия в характеристиках объекта, имеющиеся в заявлении о проведении регистрации и в представленном правоустанавливающем документе - постановлении суда от 15.03.2010 не давали основания заинтересованному лицу отказать в проведении государственной регистрации права собственности по основаниям, указанным в решении об отказе государственной регистрации прав от 17.05.2021.
Довод управления о том, что в судебных актах, представленных заявителем в качестве документов-оснований для проведения государственной регистрации в отношении квартиры N 7, отсутствуют сведения о возникновении права собственности у заявителя в отношении квартиры N 7, является необоснованным, поскольку признание права собственности на здание как объект недвижимости целиком означает признание права собственности на все входящие в него части и помещения, в том числе квартиру, расположенную в указанном здании.
Согласно уведомлению об отказе государственной регистрации права от 17.05.2021, равно как и в уведомлении управления о приостановлении государственной регистрации права, заинтересованным лицом не указано на наличие каких-либо расхождений или противоречий в технических характеристиках объекта в представленных заявителем документах, а в качестве основания приостановления и отказа в проведении регистрации указано на отсутствие правоустанавливающего документа, подтверждающий возникновение права собственности за обществом на указанное помещение.
В силу подпункта 49 пункта 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации может быть приостановлено по решению государственного регистратора в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 26 вышеуказанного закона проведение государственной регистрации может быть приостановлено в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из вышеуказанного следует, что непредставление правоустанавливающего документа и наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, являются совершенно разными основаниями приостановления и отказа государственной регистрации. Из представленных документов следует, что в государственной регистрации заявителю было отказано по основанию непредставлению правоустанавливающего документа, в то время как заявителем был представлен правоустанавливающий документ. При этом в случае наличия противоречий в сведениях об объекте и сомнений государственного регистратора о наличии оснований для проведения государственной регистрации государственный регистратор обязан не только приостановить государственную регистрацию, но сообщить заявителю об указанных выявленных противоречиях и предложить заявителю устранить данные противоречия, в том числе путем проведения сличения сведений технического учета либо запросить указанные сведения в органе, проводящем техническую инвентаризацию, самостоятельно по системе межведомственного учета (статья 20 Закона о регистрации).
Однако в указанном случае управление не сообщило заявителю о данных основаниях, не предложило представить документы, подтверждающие технические характеристики объекта на дату вынесения судебного акта. Между тем, указанное противоречие могло быть устранено на стадии проведения государственной регистрации в случае, если бы заинтересованным лицом была приостановлена государственная регистрации по соответствующему основанию.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод управления о том, что заявителем не было представлено на регистрацию письмо ФГУП КК Краевое БТИ от 19.10.2021.
Суд кассационной инстанции отмечает, что все доводы управления проверены судами в полном объеме и мотивированно отклонены.
Оснований не согласиться с выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, повторяют доводы апелляционной жалобы, не свидетельствуют о незаконности и необоснованность принятых судебных актов, а направлены на несогласие заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств.
Переоценка доказательств и выводов судебных инстанций в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Правовых оснований для отмены судебных актов не установлено.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А32-30581/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из вышеуказанного следует, что непредставление правоустанавливающего документа и наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, являются совершенно разными основаниями приостановления и отказа государственной регистрации. Из представленных документов следует, что в государственной регистрации заявителю было отказано по основанию непредставлению правоустанавливающего документа, в то время как заявителем был представлен правоустанавливающий документ. При этом в случае наличия противоречий в сведениях об объекте и сомнений государственного регистратора о наличии оснований для проведения государственной регистрации государственный регистратор обязан не только приостановить государственную регистрацию, но сообщить заявителю об указанных выявленных противоречиях и предложить заявителю устранить данные противоречия, в том числе путем проведения сличения сведений технического учета либо запросить указанные сведения в органе, проводящем техническую инвентаризацию, самостоятельно по системе межведомственного учета (статья 20 Закона о регистрации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2023 г. N Ф08-3606/23 по делу N А32-30581/2021
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10402/2024
11.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3606/2023
16.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-516/2023
09.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30581/2021
04.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5580/2022
26.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-923/2022
24.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30581/2021