г. Краснодар |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А20-1103/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Довлатовой О.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи, от истца - Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655) - Гучапшевой С.Ю. (доверенность от 09.01.2023), от ответчика - открытого акционерного общества "Станкостроительный завод" (ИНН 0726004559, ОГРН 1110726001682) - Ольмезова Р.Х. (доверенность от 23.01.2023), в отсутствие третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А20-1103/2022, установил следующее.
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Станкостроительный завод" (далее - общество) о признании права собственности Кабардино-Балкарской Республики на защитное сооружение гражданской обороны площадью 800 кв. м, встроенное в административное здание с кадастровым номером 07:09:0000000:1639, площадью 3 584, 7 кв. м, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кабардинская, 158 (далее - защитное сооружение); об истребовании у общества в пользу министерства защитного сооружения, о признании отсутствующим право собственности общества на защитное сооружение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике, Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике, ГУ МЧС по Кабардино-Балкарской Республике.
Решением суда от 10.01.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановление, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что право собственности на защитное сооружение возникло у Кабардино-Балкарской Республики на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1202 и распоряжений Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом от 17.05.1994 N 260 и от 27.10.1997.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что право собственности на защитное сооружение зарегистрировано за обществом 22.08.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.11.2021 N КУВИ-002/2021-152380204.
Согласно паспорту убежища N 223 защитное сооружение введено в эксплуатацию 29.12.1978, и относится к объектам гражданской обороны, в мирное время используется для хранения имущества гражданской обороны, имеет следующие технические характеристики: вместимость, в том числе по плану укрытия - 500 человек; общая площадь - 800 кв. м, общий объем - 2400 куб. м, расположение убежища: встроенное в здание - 4 этажа; количество входов - 2; количество аварийных выходов - 1; количество дверей: защитно-герметических - 9; ДУТУ-2 - 2шт., герметических - ДУ-I-8 - 3 шт., ДУ-IУ-3 - 3шт.
Защитное сооружение расположено в подвальном помещении государственного предприятия "Нальчикский электровакуумный завод".
Распоряжения Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом от 27.10.1993 N 387 на основании статьи 14 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике" проведена приватизация Нальчикского станкостроительного объединения.
Распоряжением Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом от 17.05.1994 N 260 учреждено акционерное общество открытого типа "Нальчикский станкостроительный завод", утвержден План приватизации, акт оценки стоимости имущества акционерного общества открытого типа "Нальчикский станкостроительный завод", с указанием перечня объектов приватизации и объектов, не подлежащих приватизации.
На основании постановления от 22.11.1993 N 1202 в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики переданы государственные предприятия, организации и учреждения, расположенные на ее территории, согласно Приложению N 1, государственное имущество, находящееся в пользовании предприятий и организаций согласно Приложению 2, в том числе "Нальчикский станкостроительный завод".
Защитное сооружение внесено в реестр государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, согласно выписке из реестра от 19.01.2022 N 14. 09.02.2021.
Полагая, что собственником защитного сооружения является Кабардино-Балкарская Республика, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходили из следующего.
При разграничении государственной собственности объекты гражданской обороны переданы в федеральную собственность в силу пунктов 1 и 2 раздела 3 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
В соответствии с постановлением N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр.
Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с положениями, содержащимися в постановлении N 3020-1, объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, не подлежат приватизации и могут быть приватизированы только по решению Правительства Российской Федерации.
К объектам гражданской обороны пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2 названных Правил).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Требование о признании отсутствующим права на недвижимое имущество может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением специального иска. Возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
С учетом того, что спорное недвижимое имущество является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона, в материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности, и владения истцом спорным защитным сооружением, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных министерством требований.
Данный правовой подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 19.03.2021 N 308-ЭС21-1844, а также соответствует сложившейся судебной практике (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2022 по делу N А32-22522/2021, от 29.03.2022 по делу N А20-754/2021, от 18.05.2021 по делу N А63-14316/2020, от 29.01.2020 по делу N А32-16684/2019, от 28.02.2023 по делу N А20-91/2022).
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права или нарушении норм процессуального права, являются позицией заявителя и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А20-1103/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о признании отсутствующим права на недвижимое имущество может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением специального иска. Возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
С учетом того, что спорное недвижимое имущество является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона, в материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности, и владения истцом спорным защитным сооружением, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных министерством требований.
Данный правовой подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 19.03.2021 N 308-ЭС21-1844, а также соответствует сложившейся судебной практике (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2022 по делу N А32-22522/2021, от 29.03.2022 по делу N А20-754/2021, от 18.05.2021 по делу N А63-14316/2020, от 29.01.2020 по делу N А32-16684/2019, от 28.02.2023 по делу N А20-91/2022)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2023 г. N Ф08-5007/23 по делу N А20-1103/2022