г. Краснодар |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А15-152/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего Пономаревой М.А. и участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан (судья Гаджимагомедов И.С.), от заявителей - администрации муниципального образования "Новолакский район" (ИНН 0524004362, ОГРН 1020500909945) - Ханмагомедовой Х.Г. (доверенность от 07.04.2023), администрации муниципального образования "село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан (ИНН 0524005246, ОГРН 1030500908514) - Керимовой Д.М. (доверенность от 14.11.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального района "Кумторкалинский район" (ИНН 0552004445, ОГРН 1070546000271) - Мазанаева Ю.А. (доверенность от 04.05.2023), Ибраиновой З.В. (доверенность от 22.07.2022), Зарагитовой А.С. (доверенность от 09.09.2023), Гаджикаева А.И. (доверенность от 09.09.2023), Муратбекова М.К. (доверенность от 20.01.2023), Дидиалиева С.М. (доверенность от 16.05.2023), в отсутствие заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Казбекова" (ИНН 0524005292, ОГРН 1090534000590) и третьих лиц - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, администрации муниципального образования "село Новолакское", управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения Лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, Правительства Республики Дагестан, администрации муниципального образования "сельсовет "Коркмаскалинский"", конкурсного кредитора сельскохозяйственного производственного кооператива "Казбекова" Будайчиева Камалутина Шихамировича, муниципального унитарного предприятия "Тухчарский", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального района "Кумторкалинский район" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 по делу N А15-152/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Новолакский район" (далее - администрация Новолакского района) обратилась в арбитражный суд к администрации муниципального района "Кумторкалинский район" (далее - администрация Кумторкалинского района) с заявлением, в котором просила:
- признать недействительными распоряжения от 20.07.2020 N N 378-р, 379-р, 380-р "Об образовании и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории";
- обязать снять с государственного кадастрового учета земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 05:50:000078:202, 05:50:000085:739, 05:50:000085:751.
Требования мотивированы отсутствием у администрации Кумторкалинского района законных оснований для распоряжения указанными земельными участками в связи с тем, что такое право принадлежит муниципальному образованию "Новолакский район".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан; министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан; администрация муниципального образования "село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан (далее - администрация села Тухчар); администрация муниципального образования "село Новолакское"; управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения Лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района; Правительство Республики Дагестан, администрация муниципального образования "сельсовет "Коркмаскалинский""; сельскохозяйственный производственный кооператив "Казбекова" (далее - кооператив); конкурсный кредитор кооператива Будайчиев Камалутин Шихамирович; муниципальное унитарное предприятие "Тухчарский".
Кооператив заявил ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями в части спора по земельному участку площадью 2 090, 81 га, предоставленному в бессрочное (постоянное) пользование колхозу им. Казбекова (правопредшественник кооператива) для сельскохозяйственного использования согласно государственному акту N 0-18. Также кооператив просил признать недействительными распоряжения от 20.07.2020 NN 378-р, 379-р, 380-р и обязать администрацию Кумторкалинского района снять с кадастрового учета земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 05:50:000078:202, 05:50:000085:739, 05:50:000085:751.
Требования кооператива мотивированы следующим. В результате образования земельных участков на основании указанных распоряжений, затронуто его право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 2090,81 га согласно государственному акту N 0-18, поскольку образованные участки накладываются на земельный участок, находящийся в пользовании кооператива.
Определением от 15.11.2021 суд первой инстанции исключил кооператив из числа третьих лиц и привлек его к участию в деле в качестве заявителя.
От администрации села Тухчар поступило ходатайство о признании ее заявителем по требованиям в части образования и постановки на кадастровый учет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 05:50:000085:739, 05:50:000085:751. Требования мотивированы тем, что указанные земельные участки, образованные оспариваемыми распоряжениями, расположены на территории муниципального образования "село Тухчар" и на основании решения Новолакского районного суда Республики Дагестан от 26.01.2022 передаются в введение данного муниципального образования.
Определением от 11.05.2022 суд первой инстанции исключил администрацию села Тухчар из числа третьих лиц и привлек ее к участию в деле в качестве заявителя.
Кооператив, привлеченный в качестве заявителя по делу, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уточнил требования, просил:
- признать недействительным постановление администрации Кумторкалинского района от 20.07.2020 N 380-р ""Об образовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", в границы которого включен земельный участок кооператива площадью 613 га;
- обязать администрацию Кумторкалинского района снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:50:000078:202 (ныне квартал 05:50:000078) площадью 613 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, границы, координаты поворотный точек которого описаны в таблице;
- истребовать из чужого незаконного владения администрации Кумторкалинского района земельный участок общей площадью 613 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район с кадастровым номером 05:50:000078:202 ныне квартал 05:50:000078 с приведением соответствующих координатами поворотных точек в таблице.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.07.2022 приняты к рассмотрению пункты 1 и 2 уточненных требований кооператива, в остальной части в удовлетворении ходатайства об уточнении требований отказано. Признаны недействительными распоряжения администрации Кумторкалинского района от 20.07.2020 N N 378-р, 379-р, 380-р "Об образовании и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане". Суд обязал администрацию Кумторкалинского района принять меры по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000078:202, 05:50:000085:739, 05:50:000085:751 путем направления в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу в орган государственного кадастрового учета соответствующих заявлений с приложением заверенных судом копий настоящего решения. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 решение от 22.07.2023 отставлено без изменения.
Суды установили, что распоряжением администрации Кумторкалинского района от 20.072020 N 378-р образован земельный участок общей площадью 265 100 кв. м, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории 05:50:000085. Распоряжением от 20.07.2020 N 379-р образован земельный участок общей площадью 1 024 851 кв. м, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории 05:50:000085. Распоряжением от 20.07.2020 N 380 образован земельный участок общей площадью 6 562 056 кв. м, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории 05:50:000078. На основании указанных распоряжений осуществлена постановка образованных земельных участков на государственный кадастровый учет: 04.08.2020 - земельного участка площадью 265 100 кв. м с присвоением кадастрового номера 05:50:000085:739; 30.10.2020 - земельного участка площадью 1 024 851 кв. м с присвоением кадастрового номера 05:50:000085:751; 06.11.2020 - земельного участка площадью 6 130 341 кв. м с присвоением кадастрового номера 05:50:000078:202. Заявители, полагая указанные распоряжения и действия по постановке земельных участков на кадастровый учет незаконными, оспорили их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. Заявители ссылаются в обоснование требований на то, что образованные на основании оспариваемых распоряжений земельные участки имеют частичное или полное наложение с участками, которые находятся в их распоряжении (пользовании). Для установления указанных обстоятельств суд первой инстанции определением от 25.02.2022 назначил по делу судебную землеустроительную экспертизу. Из заключения судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы следует, что фактическая площадь каждого земельного участка составляет: с кадастровым номером 05:50:000078:202 - 613 га, с кадастровым номером 05:50:000085:739 - 26,51 га, с кадастровым номером 05:50:000085:751 - 102,5 га. Земельный участок с кадастровым номером 05:50:000078:202 накладывается на земли колхоза им. Казбекова в юго-восточной части, ныне квартал 05:50:000078. Земельные участки с кадастровыми номерами 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751 накладываются на земли совхоза "Тухчарский" в юго-восточной части, ныне кадастровый квартал 05:50:000085. Площадь наложения указанных земельных участков равна их фактической площади. Установление границ и площади наложения земельных участков экспертом произведено на основании координат поворотных точек земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000078:202, 05:50:000085:739, 05:50:000085:751, а также координат участков, находившихся в пользовании у колхоза им. Казбекова и совхоза "Тухчарский" на основании государственных актов. Согласно акту приема-передачи от 16.02.2009 во исполнение постановлений Правительства Республики Дагестан от 23.03.2005 N 44, от 04.08.2006 N 157 в целях разграничения земель, находящихся в границах муниципального образования "с. Новолакское" Новолакского района, с участием законного представителя кооператива, главой муниципального образования "с. Новолакское" и членов районной комиссии осуществлена прием-передача земель, находящихся в муниципальном образовании "село Новолакское" общей площадью 548 га, в том числе: пашня - 447 га, многолетние насаждения - 60 га, сенокосы - 36 га, прочие - 5 га. Ранее согласно государственному акту от 10.11.1977 А-1 N 205218 исполкомом Новолакского районного Совета депутатов трудящихся за колхозом им. Казбекова с. Новолакское Новолакского района ДАССР на праве бессрочного и бесплатного пользования закреплен земельный участок общей площадью 2720,18 га для сельскохозяйственного использования в границах согласно плану землепользования. Государственный акт А-1 N 205218 зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за N 2, второй экземпляр которого хранится в исполкоме райсовета депутатов трудящихся. Данные обстоятельства установлены также вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2020 по делу N А15-5373/2019 и от 12.07.2021 по делу N А15-1857/2021, в которых участвовали кооператив и администрация Новолакского района. Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:50:000078:202 накладывается на земли колхоза им. Казбекова (ныне - кооператив) в юго-восточной части, ныне квартал 05:50:000078. Земельные участки с кадастровыми номерами 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751 накладываются на земли совхоза "Тухчарский" (ныне - ГУП "Тухчарский") в юго-восточной части, ныне кадастровый квартал 05:50:000085. Во исполнение постановления третьего съезда народных депутатов ДССР "О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов"", осуществлено переселение жителей лакской национальности Новолакского района на новое место жительства. Постановлением третьего Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель для вновь образуемого Новолакского района" решено в целях восстановления Ауховского района переселить лакское население Новолакского района на земли, находящиеся в пользовании колхозов им. С. Габиева, "Труженик" Лакского района, совхоза "Ялгинский" Гунибского района, ОПХ ДНИИСХ г. Махачкалы, совхоза "Дахадаевский" Кизилюртовского района. Махачкалинского мехлесхоза с последующим образованием Новолакского административного района. Указом Президиума Верховного Совета Республики Дагестан от 18.09.1992 образован Кумторкалинский район с центром в селении Коркмаскала в составе сельсоветов: Коркмаскалинского и Учкентского Буйнакского района; Аджидадинского, Алмалинекого, Темиргоевского и Шамхал-Янгиюртовского Кизилюртовского района и рабочего поселка Тюбе, административно подчиненного Кировскому районному Совету народных депутатов города Махачкалы. Совет Министров и Правительство Республики Дагестан во исполнение постановления третьего съезда народных депутатов Дагестанской ССР приняли распоряжение от 05.07.1994 N 300-р, которым утвержден проект межхозяйственного землеустройства вновь организуемых хозяйств, переселяемых из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района, и закрепленных за этими хозяйствами, в том числе, за колхозом им. Казбекова - 2015 га, в том числе сельхозугодий - 1681 га; за совхозом "Тухчарский" - 749 га, в том числе сельхозугодий - 488 га. Согласно государственному акту, выданному 17.06.1994 колхозу им. Казбекова для сельскохозяйственного использования, администрацией Кумторкалинского района передано в бессрочное владение 2090,81 га из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Кумторкалинскому району, в том числе, сельхозугодий - 1681 га. Государственным актом от 17.06.1994 совхозу "Тухчарский" передано в бессрочное владение 749,94 га из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Кумторкалинскому району. Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 25.08.2003 N 108 "О передаче земель, отведенных переселяемым хозяйствам Новолакского района, в введение сельских муниципальных образований Новолакского района" среди прочих земель хозяйств, муниципальному образованию с. Новолакское и с. Тухчар переданы земли, в состав которых, согласно заключению эксперта, входят и образованные администрацией Кумторкалинского района земельные участки. Учитывая изложенные обстоятельства, отсутствие зарегистрированного права на спорные участки, а также разграничения земель на вновь образовываемой территории Новолакского района, то землями сельских поселений, расположенных на территории Новолакского района, куда входят и данные земельные участки, распоряжается администрация Новолакского района. Во исполнение постановления Государственного Совета Республики Дагестан от 25.08.2003 N 108 "О передаче земель, отведенных переселяемым хозяйствам Новолакского района" по акту приема-передачи от 20.08.2004 комиссионно осуществлена передача земель, находящихся в пользовании у МУП "Тухчарский" (государственный акт на право пользования землей общей площадью 749 га) администрации село Тухчар. Решением Новолакского районного суда от 26.01.2022 на администрацию Новолакского района возложена обязанность провести разграничение земельных участков, относящихся к муниципальной собственности с. Тухчар, в том числе, и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751. Таким образом, при образовании и утверждении схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000078:202, 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751 администрацией Кумторкалинского района допущено неправомочное распоряжение указанными участками. Это нарушают права (интересы) как муниципальных образований (обладающих правом на распоряжение участками кадастровыми номерами 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751), так и кооператива (обладающего правом постоянного (бессрочного) пользования в отношении участка с кадастровым номером 05:50:000078:202). Поскольку распоряжения от 20.07.2020 NN 378-р, 379-р, 380-р не соответствуют закону и нарушают права (интересы) заявителей, они в соответствии с частью 2 статьи 201 Кодекса подлежат признанию недействительными. Суд отклонил доводы администрации Кумторкалинского района о пропуске заявителями срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Из заявления администрации Новолакского района следует, что о постановке на кадастровый учет земельных участков она узнала 15.12.2020 в ходе проведения работ по актуализации информации в сфере оборота земель. При этом постановка на государственный кадастровый учет указанных участков осуществлена 04.08.2020, 30.10.2020 и 06.11.2020. Администрация Кумторкалинского района доказательства направления (вручения) администрации Новолакского района спорных распоряжений в материалы дела не представило. Поэтому суд признал, что администрация Новолакского района о наличии данных распоряжений узнала после 15.12.2020, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Заявление администрацией Новолакского района в суд подано 20.01.2021, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Администрация села Тухчар о нарушении оспоренными распоряжениями своих прав и законных интересов узнала после принятия Новолакским районным судом решения от 26.01.2022, которым суд признал незаконным бездействия администрации Новолакского района по непроведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности села Тухчар, куда входят, в том числе и спорные участки. Указанное решение вступило в законную силу 01.03.2022, а с рассматриваемым заявлением администрация села Тухчар обратилась 26.04.2022. Кооператив привлечен к участию в деле в качестве третьего лица 13.09.2021, представитель которого 04.10.2021 ознакомился с материалами настоящего дела. Ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, подано 14.10.2021. Ходатайство о вступлении в дело в качестве заявителя кооперативом подано в суд 03.11.2021. Таким образом, кооперативом требования по данному делу также заявлены в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Администрация Кумторкалинского района не является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Поэтому суд в качестве восстановительной меры посчитал возможным обязать ее принять меры по снятию с государственного кадастрового учета земельных участков путем направления в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу в орган государственного кадастрового учета соответствующих заявлений с приложением заверенных судом копий настоящего решения. В связи с доводами апелляционной жалобы администрации Кумторкалинского района определением от 23.11.2022 суд апелляционной инстанции обязал представить копию государственного акта серии N 19 А-1 N 410155 на право пользования землей от 12.11.1991. Исследовав данный документ, судебная коллегия не приняла его в качестве надлежащего доказательства по делу. Исходя из содержания представленного государственного акта, выданного исполнительным комитетом Кизилюртовского районного (городского) Совета народных депутатов, за вновь образуемым Новолакским районом Дагестанской ССР были закреплены в бессрочное и бесплатное пользование 9474,73 га земли в границах плана землепользования для сельскохозяйственного использования. То есть указанным государственным актом земли, находившиеся в названный период времени в границах Кизилюртовского района были закреплены за вновь образуемым Новолакским районом. Указом Президиума Верховного Совета Республики Дагестан от 18.09.1992 образован Кумторкалинский район с центром в селении Коркмаскала в составе сельсоветов: Коркмаскалинского и Учкентского Буйнакского района; Аджидадинского, Алмалинекого, Темиргоевского и Шамхал-Янгиюртовского Кизилюртовского района и рабочего поселка Тюбе, административно подчиненного Кировскому районному Совету народных депутатов города Махачкалы. Следовательно, на момент принятия постановления III Съездом народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 и предполагаемой выдачи государственного акта от 12.11.1991 Кумторкалинского района не существовало. Согласно имеющейся в материалах дела архивной справке архивного отдела администрации городского округа "город Кизилюрт" от 26.07.2021 N 540 документы постоянного хранения, которым является государственный акт на право пользования землей в архивный отдел администрации г. Кизилюрт ни за какие годы не передавался и на хранении отсутствует. В связи с тем, что государственный акт выдан исполнительным комитетом Кизилюртовского районного (городского) Совета народных депутатов рекомендовано обратиться с запросом в архивный отдел администрации муниципального района "Кизилюртовский район". Согласно ответу архивного отдела от 17.07.2021 N 237 представить или подтвердить подлинность государственного акта серии А-1 N 410155 не представляется возможным, который в архивный отдел не сдан. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принял соответствующие доводы подателя жалобы.
Администрация Кумторкалинского района обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судебными инстанциями норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба (с учетом дополнения) мотивирована следующим. Заявителями пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Кодекса. Администрацией Новолакского района не соблюдались требования статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), которой работы по актуализации информации в сфере оборота земель надлежаще не проводились. Администрация села Тухчар также не соблюдала требования Закона N 131-ФЗ (статья 14), что и повлекло пропуск процессуального срока на подачу заявления. Вывод суда об исчислении срока с даты вступления в законную силу решения суда общей юрисдикции (01.03.2022) несостоятелен, поскольку данное решение не имеет правового значения для исчисления процессуального срока. Кооператив решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.12.2015 по делу N А15-2005/2015 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Арбитражный управляющий в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязан на постоянной основе осуществлять актуализацию сведений об имуществе должника и должен был своевременно установить факт постановки земельных участков на кадастровый учет. Также судам следовало учесть преюдициальное значение (часть 2 статьи 69 Кодекса) решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2018 по делу N А15-5332/2017. Представленные в материалы дела экспертные заключения не могут быть признаны надлежащими (допустимыми) доказательствами, поскольку в них не отражен полный (поэтапный) ход исследований, в результате которых эксперт пришел к соответствующим выводам, и которые основаны на неполном исследовании всех обстоятельств дела. В связи с недостоверностью экспертных исследований требует проведение повторной экспертизы. Апелляционный суд, не принимая в качестве надлежащего доказательства государственный акт N 19 серии А-1 N 410155 на право пользования землей от 12.11.1991, не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц администрацию муниципального района "Кизилюртовский район" и администрацию городского округа "город Кизилюрт". Допущенные судом нарушения влекут безусловную отмену обжалуемого судебного акта (пункт 4 части 4 статьи 288 Кодекса). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в пределах административных границ Кумторкалинского района, включая спорные участки, осуществляется администрацией Кумторкалинского района. В настоящее время в Арбитражный суд Республики Дагестан группой граждан (жителей селения Дахадаевка) подано заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 22.07.2022 со ссылкой на наличие документов, подтверждающих законность принадлежащих им расположенных на спорной территории земельных участков и домовладений. Назначены судебные заседания по рассмотрению указанных заявлений. При этом административные границы селений Дахадаевка и Тухчар в установленном законом порядке не изменялись.
От конкурсного управляющего кооператива в суд округа поступил отзыв, в котором он ссылался на соответствие выводов судебных инстанций установленным фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Просил в удовлетворении кассационной жалобы администрации Кумторкалинского района отказать.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.05.2023 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
От администрации Кумторкалинского района поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное обращением к кадастровому инженеру для проведения экспертного осмотра территории и предоставления соответствующего заключения в суд кассационной инстанции для подтверждения обоснованности ранее заявленных доводов. Однако кадастровый инженер до настоящего времени не смог (в силу загруженности) подготовить такое заключение.
Определением исполняющего обязанности третьего судебного состава Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.06.2023 произведена замена судьи Анциферова В.А. в связи с нахождением его в очередном трудовом отпуске на судью Драбо Т.Н.
На основании статьи 153.1 Кодекса судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан.
В судебном заседании представители администрации Кумторкалинского района, присутствующие в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, поддерживали доводы кассационной жалоб и ходатайства об отложении судебного заседания. Также ходатайствовали о приобщении к материалам дела документов (выписок из похозяйственных книг, сведений из органов Росреестра и справок бюро технической инвентаризации), подтверждающих, что на спорной территории проживают граждане, являющиеся собственниками земельных участков и домовладений.
Представитель администрации села Тухчар, присутствующий в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения жалобы и заявленных ходатайств.
Представитель администрации Новолакского района, также присутствующие в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения жалобы, вопросы разрешения ходатайств оставил на усмотрение суда.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа, либо в арбитражный суд, организующий проведение сеанса видеоконференц-связи, не обеспечили.
Рассмотрев заявленные администрацией Кумторкалинского района ходатайства, выслушав позиции участвующих в судебном заседании представителей, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения. Заявляя об отложении судебного заседания с целью предоставления заключения кадастрового инженера и ходатайствуя о приобщении к делу новых доказательств, податель жалобы не учитывает, что суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по исследованию и оценке новых доказательств (часть 1 статьи 286, часть 2 статьи 287 Кодекса). Новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются (абзац второй пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей администрации Кумторкалинского района, администрации Новолакского района и администрации села Тухчар, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, распоряжением администрации Кумторкалинского района от 20.072020 N 378-р образован земельный участок общей площадью 265 100 кв. м, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории 05:50:000085. Распоряжением от 20.07.2020 N 379-р образован земельный участок общей площадью 1 024 851 кв. м, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории 05:50:000085. Распоряжением от 20.07.2020 N 380 образован земельный участок общей площадью 6 562 056 кв. м, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории 05:50:000078.
На основании указанных распоряжений осуществлена постановка образованных земельных участков на государственный кадастровый учет: 04.08.2020 - земельного участка площадью 265 100 кв. м с присвоением кадастрового номера 05:50:000085:739; 30.10.2020 - земельного участка площадью 1 024 851 кв. м с присвоением кадастрового номера 05:50:000085:751; 06.11.2020 - земельного участка площадью 6 130 341 кв. м с присвоением кадастрового номера 05:50:000078:202.
Заявители, полагая указанные распоряжения и действия по постановке земельных участков на кадастровый учет незаконными, оспорили их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. Заявители ссылаются в обоснование требований на то, что образованные на основании оспариваемых распоряжений земельные участки имеют частичное или полное наложение с участками, которые находятся в их распоряжении (пользовании).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений (действий) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Заявление о признании незаконными решений (действий) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Возражая против заявленных требований, администрация Кумторкалинского района заявила о пропуске администрацией Новолакского района, администрацией села Тухчар и кооперативом процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Данные доводы проверены судом первой инстанции, которым отклонены со ссылкой на установленные при разрешении спора обстоятельства и доказательства, представленные в материалы дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются участниками земельных отношений (пункт 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением III съезда народных депутатов Дагестанской Советской Социалистической Республики от 23.07.1991 "О практических мерах по выполнению решений съезда народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов"" принято решение об отводе земель под переселение лакского населения Новолакского района с последующим образованием на этих землях одноименного района.
Указом Президиума Верховного Совета Республики Дагестан от 18.09.1992 образован Кумторкалинский район с центром в селении Коркмаскала в составе сельсоветов: Коркмаскалинского и Учкентского Буйнакского района; Аджидадинского, Алмалинекого, Темиргоевского и Шамхал-Янгиюртовского Кизилюртовского района и рабочего поселка Тюбе, административно подчиненного Кировскому районному Совету народных депутатов города Махачкалы.
Распоряжением Совета Министров Республики Дагестан от 05.07.1994 N 300-р "Об экспликации земель, закрепляемых за вновь организуемыми хозяйствами, переселяемыми из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района Республики Дагестан" во исполнение постановления III съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение Лакского населения Новолакского района" приняты предложения администрации Новолакского района и Госкомзема Республики Дагестан, согласованные с Минсельхозом Республики Дагестан, Минархстроем Республики Дагестан и администрациями Кумторкалинского района и города Махачкалы. Решено утвердить проект межхозяйственного землеустройства вновь организуемых хозяйств, переселяемых из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района, и закрепить за ними земли, в том числе за колхозом им. Казбекова - 2015 га, за совхозом "Тухчарский" - 749 га.
Согласно государственному акту, выданному 17.06.1994 колхозу им. Казбекова Новолакского района для сельскохозяйственного использования, администрацией Кумторкалинского района передано в бессрочное владение 2090,81 га, из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Кумторкалинскому району, в том числе, сельхозугодий - 1681 га совхозу "Тухчарский" Новолакского района. Аналогичным государственным актом от 17.06.1994 совхозу "Тухчарский" Новолакского района передано в бессрочное владение 749,94 га, из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Кумторкалинскому району.
Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 25.08.2003 N 108 "О передаче земель, отведенных переселяемым хозяйствам Новолакского района в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района" земли, отведенные постановлением III Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 для переселения лакского населения Новолакского района и закрепленные за переселяемыми хозяйствами районы, переданы в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района. Во исполнение данного постановления по акту от 20.08.2004 комиссионно осуществлена передача земель, находящихся в пользовании у МУП "Тухчарский" согласно государственному акту на право пользования землей общей площадью 749 га, администрации села Тухчар.
Решением Новолакского районного суда от 26.01.2022 на администрацию Новолакского района возложена обязанность по проведению разграничение земельных участков, относящихся к муниципальной собственности села Тухчар, включающих и земельные участки с кадастровыми номерами 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751.
Согласно государственному акту А-1 N 205218 от 10.11.1977 исполкомом Новолакского районного Совета депутатов трудящихся за колхозом им. Казбекова с. Новолакское Новолакского района ДАССР на праве бессрочного и бесплатного пользования закреплен земельный участок общей площадью 2720,18 га для сельскохозяйственного использования в границах согласно плану землепользования. Государственный акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за N 2, второй экземпляр которого хранится в исполкоме райсовета депутатов трудящихся.
Из заключений судебного эксперта следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:50:000078:202 накладывается на земли кооператива (правопреемника колхоза им. Казбекова) в юго-восточной части, ныне квартал 05:50:000078. Участки с кадастровыми номерами 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751 накладываются на земли совхоза "Тухчарский" (в настоящее время - ГУП "Тухчарский") в юго-восточной части, ныне кадастровый квартал 05:50:000085. Таким образом, кооператив защищает свое право в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:50:000078:202 как землепользователь, а администрации Новолакского района и села Тухчар в отношении участков с кадастровыми номерами 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751 - как органы, обладающие правом распоряжения ими.
Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о недействительности распоряжений от 20.07.2020 N N 378-р, 379-р и 380-р в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000078:202, 05:50:000085:739 и 05:50:000085:751, нарушающих права заявителей. С целью восстановления законных интересов лиц, обратившихся за судебной защитой, на администрацию Кумторкалинского района возложена обязанность по направлению в орган государственного кадастрового учета заявлений о снятии указанных земельных участков с кадастрового учета.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о пропуске заявителями трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, не принимается. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.12.2013 N 1908-О указал следующее. Согласно буквальному смыслу части 4 статьи 198 Кодекса для исчисления процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов. Необходимо исходить из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении. Таким образом, срок для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов (должностных лиц), осуществляющих публичные полномочия, должен исчисляться с того момента, когда заявитель реально узнал о нарушении своих прав и законных интересов. Такие сроки установлены судом первой инстанции с учетом исследования материалов дела и их надлежащей оценки, оснований не согласиться с этими выводами у суда округа не имеется.
Довод администрации Кумторкалинского района о необходимости учета преюдициального значения для данного дела решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2018 по делу N А15-5332/2017 несостоятелен. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Кодекса). Таким образом, преюдициальное значение для данного дела могут иметь факты, установленные ранее арбитражным судом при рассмотрении другого дела. Однако судами в рамках дела N А15-5332/2017 какие-либо обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для данного спора, не устанавливались. При этом вопросы применения норм материального права, как и правовые выводы, преюдициального значения не имеют.
Доводы жалобы о том, что представленные в материалы дела экспертные заключения не могут быть признаны надлежащими (допустимыми) доказательствами по делу, в связи с чем требуется проведение повторной экспертизы, подлежит отклонению судом округа. Повторная экспертиза назначается в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта (часть 2 статьи 87 Кодекса). Однако в суде первой инстанции администрация Кумторкалинского района не заявляла о необоснованности заключения эксперта или наличии в его выводах противоречий, не просила назначить по делу повторную экспертизу. Кроме того, несогласие с результатом экспертизы само по себе не влечет необходимости в проведении судом повторной экспертизы. При этом определение достаточности и полноты экспертного заключения находится в компетенции суда, разрешающего спор. Суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по переоценке выводов суда, основанных на полной и всесторонней оценке представленных в материалы дела доказательства, в связи с чем доводы в части несогласия с выводами, изложенными в судебных землеустроительных экспертизах, и оценкой этих заключений судом первой инстанции, подлежат отклонению.
Является несостоятельным и довод кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции администрации муниципального района "Кизилюртовский район" и администрации городского округа "город Кизилюрт", не привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц. По смыслу статьи 51 Кодекса основанием для привлечения к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является то, что судебный акт по делу может повлиять на права или обязанности такого лица по отношению к одной из сторон спора. Вместе с тем администрацией Кумторкалинского района в жалобе не указано, какие именно права и обязанности администрации муниципального района "Кизилюртовский район" и администрации городского округа "город Кизилюрт" затронуты постановлением апелляционного суда, из текста которого не следует, что судом установлены какие-либо права и обязанности указанных лиц. Не содержит апелляционное постановление и выводов о правах и обязанностях администрации муниципального района "Кизилюртовский район" и администрации городского округа "город Кизилюрт" по отношению к иным участникам спора.
То обстоятельство, что в Арбитражный суд Республики Дагестан группой граждан (жителей селения Дахадаевка) подано заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 22.07.2022, само по себе не означает, что суд кассационной инстанции должен отменить обжалуемые судебные акты. Администрация Кумторкалинского района не учитывает, что кассационный суд проверяет законность и обоснованность судебных актов по существу спора применительно к имеющимся в материалах дела доказательствам. Если арбитражный суд установит действительные основания для пересмотра указанного судебного акта, предусмотренные положениями главы 37 Кодекса, он отменит данное решение. Исходя из обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора и доказательств, представленных в материалы дела, кассационный суд не усматривает оснований для иных выводов по существу спора.
Противоречий между выводами судебных инстанций о применении норм права и установленными ими фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения судами характера спорного материального правоотношения, не усматривается. Исполнена судебными инстанциями и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Администрация Кумторкалинского района (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы освобождена на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 159, 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайств администрации муниципального района "Кумторкалинский район" об отложении судебного заседания и приобщении новых доказательств отказать.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 по делу N А15-152/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"То обстоятельство, что в Арбитражный суд Республики Дагестан группой граждан (жителей селения Дахадаевка) подано заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 22.07.2022, само по себе не означает, что суд кассационной инстанции должен отменить обжалуемые судебные акты. Администрация Кумторкалинского района не учитывает, что кассационный суд проверяет законность и обоснованность судебных актов по существу спора применительно к имеющимся в материалах дела доказательствам. Если арбитражный суд установит действительные основания для пересмотра указанного судебного акта, предусмотренные положениями главы 37 Кодекса, он отменит данное решение. Исходя из обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора и доказательств, представленных в материалы дела, кассационный суд не усматривает оснований для иных выводов по существу спора.
Противоречий между выводами судебных инстанций о применении норм права и установленными ими фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения судами характера спорного материального правоотношения, не усматривается. Исполнена судебными инстанциями и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2023 г. N Ф08-3721/23 по делу N А15-152/2021