г. Краснодар |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А32-62476/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Канцеровой Е.А. (доверенность от 22.12.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А32-62476/2022, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, регистрирующий орган), в котором просило признать незаконным решение от 30.09.2022 N КУВД-001/2022-25438054/4/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на недвижимое имущество - здание конторы блочное инвентарный номер Н4Р-01768, расположенное по адресу: Краснодарский край, Славянский район, площадью 89,5 кв. м, год завершения строительства объекта недвижимости - 1957; обязать управление осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности общества на спорный объект недвижимости на основании заявления общества от 20.06.2022 N MFC-0547/2022-24926-1 и приложенных к нему документов.
Решением суда от 07.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2023 заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы. Судебные акты мотивированы тем, что общество представило в управление документы, достаточные для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, по делу - принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Доводы жалобы сводятся к тому, что ввиду не представления обществом необходимого пакета документов согласно действующему законодательству, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, управление правомерно отказало в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации спорного объекта. В акте приема-передачи основных средств от 02.06.2006 отсутствуют идентифицирующие данные о спорном объекте. Общество избрало ненадлежащий способ защиты права, поскольку нахождение рассматриваемого объекта на балансе, его эксплуатация в производственной деятельности относятся к вопросу установления права собственности (в отсутствие разрешительной документации).
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что в результате приватизации производственное объединение ордена Трудового Красного Знамени "Краснодарнефтегаз" (ПО "Краснодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз". 19 мая 1994 года план приватизации ПО "Краснодарнефтегаз" зарегистрирован Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края. B число приватизируемого имущества вошло в результате приватизации вошло здание конторы нефтегазодобывающего управления "Приазовнефть" (одно из структурных подразделений ПО "Краснодарнефтегаз").
На основании протокола общего собрания акционеров от 19.04.1996 N 5 АООТ "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "НК "Роснефть - Краснодарнефтегаз".
ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз"" впоследствии реорганизовано в форме присоединения к обществу (01.10.2006 в ЕГРЮЛ внесена регистрационная запись ГРН 2067757392162), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на здание конторы. Общество в заявлении ссылается на то, что актом приема-передачи 01.10.2006 указанное здание конторы передано обществу от ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз"". Объект находится на балансе общества, фактически эксплуатируется обществом в производственной деятельности ООО "РН-Краснодарнефтегаз" на основании договора аренды 01.02.2022 N 0022/00717Д/2160322/0113Д.
20 июня 2022 года общество обратилось к управлению с заявлением N MFC-0547/2022-24926-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Славянский район, здание конторы блочное инвентарный номер Н4Р-01768 площадью 89,5 кв. м, год завершения строительства объекта недвижимости - 1957.
Регистрирующий орган по результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов уведомил общество о приостановлении регистрационных действий в решении от 30.06.2022 N КУВД-001/2022-25438054/1.
В целях соблюдения требований статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) общество обратилось с заявлением от 08.07.2022 в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении регистрационных действий при управлении.
27 июня 2022 года апелляционная комиссия приняла решение N 23/22/Р-228 об отклонении заявления в связи с тем, что не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в отношении рассматриваемого нежилого здания предусмотрена подготовка проектной документации, соответственно, технический план на здание не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Решением от 30.09.2022 N КУВД-001/2022-25438054/4/5 управление отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимого имущества. Отказ заинтересованного лица мотивирован тем, что в нарушение части 8 статьи 24, части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ), пунктов 20 и 27 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, с заявлением о постановке на государственный учет сооружения не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо документ, эквивалентный указанному документу, разрешение на строительство, проектная документация.
Общество, полагая, что отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного закона.
Возможность оспаривания заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведен в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Действия регистрирующего органа по приостановлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть оспорены заинтересованным лицом в судебном порядке (часть 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Общество, обращаясь с заявлениями о постановке на государственный учет здания конторы, в управление представило, в том числе технический план от 24.05.2022, подготовленный на основании декларации об объекте недвижимого имущества, и письма органов государственной власти, подтверждающие факт утраты проектной и разрешительной документации.
Управление, приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета, указало, что в нарушение части 2 статьи 14, части 4 статьи 18, части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ общество не представило разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к правомерному выводу об отсутствии у управления предусмотренных Законом N 218-ФЗ оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности заявителя на спорный объект, поскольку с заявлением об осуществлении регистрационных действий представлены необходимые документы. Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ, в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т. п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона о недвижимости, пункт 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана. Данная позиция также изложена в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130-КЛ "О подготовке технических планов", письме Росреестра от 16.09.2015 N 14-09057/15. Указание ФГБУ "ФКП Росреестра" в письме на отсутствие разрешительной и (или) проектной документация охватывает также и те случаи, когда документы, предусмотренные градостроительным законодательством для соответствующих объектов капитального строительства, не выдавались, что сообразуется со сложившейся судебной правоприменительной практикой.
Общество с целью поиска, а также в качестве подтверждения факта утраты проектной и разрешительной документации общество направило запросы в органы, осуществляющие хранение соответствующей документации, о наличии сведений по объекту. На запросы общества поступили ответы, содержащие сведения об отсутствии технической документации на указанный объект. Ответы представлены регистрирующему органу. В итоге технический план здания от 24.05.2022 подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости от 18.05.2022, составленной и заверенной в установленном порядке представителем правообладателя объекта недвижимости на основании справки, выданной ООО "РН-Краснодарнефтегаз". С целью постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права данный технический план общество передало в управление с заявлением о регистрации от 20.06.2022 N MFC-0547/2022-24926-1. Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по договору от 16.11.2021 N 100022/01500Д.
Заявитель к заявлению о постановке спорного объекта на кадастровый учет приложил правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета, в том числе: план приватизации, технический план, который содержит описание основных характеристик объекта, ответы органов, осуществляющих (осуществлявших) государственный строительный надзор, учет объектов недвижимости, надзор за осуществлением строительной и иной деятельности на территории спорных объектов, согласно которым сведения о спорном объекте отсутствуют.
Суды, приняв во внимание установленные обстоятельства по делу, учитывая период здания конторы в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе указанного объекта в эксплуатацию, правомерно заключили, что у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку общество представило в управление документы, достаточные для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2022 по делу N А32-8251/2022, от 06.04.2023 по делу N А32-46883/2022). Вопреки выводам управления о невозможности постановки на кадастровый учет объекта в связи с отсутствием акта ввода в эксплуатацию, законодательством предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, на основании представленных органу кадастрового учета технических планов с приложением деклараций об объектах недвижимости по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Приведенные доводы жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А32-62476/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, приняв во внимание установленные обстоятельства по делу, учитывая период здания конторы в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе указанного объекта в эксплуатацию, правомерно заключили, что у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку общество представило в управление документы, достаточные для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2022 по делу N А32-8251/2022, от 06.04.2023 по делу N А32-46883/2022). Вопреки выводам управления о невозможности постановки на кадастровый учет объекта в связи с отсутствием акта ввода в эксплуатацию, законодательством предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, на основании представленных органу кадастрового учета технических планов с приложением деклараций об объектах недвижимости по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2023 г. N Ф08-6229/23 по делу N А32-62476/2022