г. Краснодар |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А32-46232/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Твердого А.А., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Куртакова Василия Сергеевича (ИНН 773713458995, ОГРНИП 312774612600917), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А32-46232/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Куртаков Василий Сергеевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительными уведомления об отказе в осуществлении государственной регистрации права от 12.08.2022 N КУВД 001/2022-17885963/17, КУВД 001/2022-1786/11, КУВД 001/2022-1789586/, КУВД 001/2022-1789586/20, КУВД 001/2022-1789586/21, КУВД 001/2022-1789586/22, КУВД 001/2022-1789586/23, КУВД 001/2022-1789586/24, КУВД001/2022-1789586/36;
о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права собственности по договору купли-продажи от 16.08.2021 N 1 на имущественный комплекс ГСП "Светлый путь", расположенный по адресу: Краснодарский край Темрюкский район, Курчанский сельский округ, состоящий из 61 объекта (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Росимущество).
Решением суда от 03.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.04.2023, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что предпринимателем на государственную регистрацию права собственности представлены все имеющиеся у него документы и сведения в отношении спорного имущества. Поскольку спорные объекты созданы до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости за продавцом не является препятствием для перехода права собственности на него и соответствующей государственной регистрации. В случае ликвидации продавца покупатель, исполнивший договор купли-продажи, вправе рассчитывать на государственную регистрацию перехода права собственности.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при неправильном применении норм материального права, по неполно выясненным обстоятельствам. При проведении правовой экспертизы документов установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности ГСП "Светлый Путь" на спорные объекты недвижимого имущества, на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие возникновение ранее возникшего права собственности и заявление о государственной регистрации ранее возникшего права собственности ГСП "Светлый Путь". Заявление о государственной регистрации перехода права собственности от ГСП "Светлый Путь" на государственную регистрацию также не представлено. В ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости, в связи с чем внести соответствующие сведения невозможно. Суды не учли доводы управления о том, что предпринимателем не представлено доказательства, подтверждающие возникновение ранее возникшего права собственности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2004 по делу N А32-11736/2003 ГСП "Светлый путь" признано несостоятельным (банкротом).
ГСП "Светлый путь" являлось федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Предприятие создано в порядке реорганизации в соответствии с законом от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности" и законом от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ГСП "Светлый путь" зарегистрировано постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 21.01.1993 N 77. Протоколом от 20.11.1992 N 1 общего собрания трудового коллектива решено перерегистрировать совхоз "Светлый путь" в государственное предприятие "Светлый путь".
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 все имущество, находящееся в хозяйственном ведении ГСП "Светлый путь", включено в реестр федерального имущества.
Государственным актом на право пользования землей от 20.11.1979 серии A-I N 247329, совхозу "Светлый путь", правопреемником которого является ГСП "Светлый путь", предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 14 414 га.
Все спорное имущество принадлежало ГСП "Светлый путь" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества, в установленном порядке не зарегистрировано. Росимуществом право собственности на спорное имущество также не оформлено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2005 по делу N А32-3033/2005 установлено, что все имущество, находящееся в хозяйственном ведении ГСП "Светлый путь", является собственностью Российской Федерации. Данным судебным актом отказано Росимуществу, являвшегося собственником унитарного предприятия, об исключении федерального имущества из конкурсной массы ГСП "Светлый путь", поскольку должник признан банкротом, что подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу от 09.11.2004 N А32-11736/2003.
16 августа 2021 года предприниматель (покупатель) и ГСП "Светлый путь" (продавец) заключили договор купли-продажи N 1 по результатам открытых торгов с открытой формой представления предложений о цене в форме открытого аукциона по продаже имущества ГСП "Светлый путь", информация о которых опубликована в газете "Коммерсантъ" от 03.07.2021 N 114(7076), сообщение N 7010319897, оформленным в виде протокола о результатах торгов по лоту N 1, согласно предложения о продаже имущества ГСП "Светлый путь" на основании протокола от 10.08.2021 N 68731-ОАОФ/1 об итогах торгов с учетом положений Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 1.1 договора продавец передал, а покупатель принял имущественный комплекс ГСП "Светлый путь", расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, Курчанский сельский округ, состоящий из спорных объектов. Имущество расположено на земельном участке, принадлежащем ГСП "Светлый путь" на праве постоянного бессрочного пользования на основании государственного акта на право пользования землей от 20.11.1979 серии A-I N 247329.
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена имущества составляет 8 154 060 рублей 30 копеек. Заявитель надлежащим образом исполнил обязательства по оплате имущественного комплекса, что подтверждается платежными поручениями от 04.08.2021 N 135 и от 03.09.2021 N 268.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2021 по делу N А32-11736/2003 завершено конкурсное производство в отношении ГСП "Светлый путь".
28 апреля 2022 года предприниматель (покупатель) обратился с заявлениями MFC-0545/2022-9080-1, MFC-0545/2022-9058-1, MFC-0545/2022-9105-1 в управление, в которых просил произвести государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, приобретенное на торгах.
Уведомлениями о приостановлении государственной регистрации прав от 12.05.2022 N КУВД 001/2022-17889586/1, КУВД 001/2022-1768230/3, КУВД 001/2022-17868233/5 управление приостановило государственную регистрацию, указав следующие причины приостановки: заявителем не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона N 122 перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности ГСП "Светлый путь" на объекты недвижимого имущества, являющегося предметом договора купли-продажи от 16.08.2021 N 1; не представлены документы, подтверждающие возникновение ранее возникшего права собственности и заявление о государственной регистрации ранее возникшего права собственности ГСП "Светлый путь"; не представлено заявление о государственной регистрации перехода права собственности от ГСП "Светлый путь"; в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, являющегося предметом договора купли-продажи от 16.08.2021 N 1.
Как указывает заявитель, 04.08.2022 он обратился в управление заявлением о продлении срока приостановления государственной регистрации прав на 6 месяцев.
23 августа 2022 года заявитель получил от управления письмо от 09.08.2022 N 45-047922/22, в котором указано, что заявление от 04.08.2022 не соответствует форме и требованиям, установленные Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых заявлений в электронной форме".
25 августа 2022 года, обратившись в управление, заявитель получил уведомления об отказе в государственной регистрации, датированные 12.08.2022. Спорные отказы мотивированы тем, что заявителем по истечении срока приостановки не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона N 122 перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности ГСП "Светлый путь" на объекты недвижимого имущества, являющегося предметом договора купли-продажи от 16.08.2021 N 1; не представлены документы, подтверждающие возникновение ранее возникшего права собственности и заявление о государственной регистрации ранее возникшего права собственности ГСП "Светлый путь"; не представлено заявление о государственной регистрации перехода права собственности от ГСП "Светлый путь"; в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, являющегося предметом договора купли-продажи от 16.08.2021 N 1.
Полагая, что решения управления являются незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 549 Гражданского кодекса по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, договор купли-продажи недвижимости считается заключенным с момента его подписания.
Отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора как основания возникновения соответствующего обязательства. Стороны договора купли-продажи недвижимости вправе обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности к покупателю после оформления данного права за продавцом в установленном законом порядке. При этом право собственности покупателя на объект недвижимости согласно статье 223 Гражданского кодекса возникает с момента его государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.09.2009 N 1395/09.
Согласно пункту 62 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при ликвидации продавца - юридического лица, судам необходимо учитывать следующее. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Кодекса. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ).
Государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие этого закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие названного Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (пункт 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу об отсутствии законных оснований для отказа предпринимателю в государственной регистрации права собственности на приобретенное по договору купли-продажи от 16.08.2021 N 1 недвижимое имущество.
Суды установили, что приобретенное имущество передано покупателю и оплачено последним в полном объеме. Продавец спорного объекта недвижимости ликвидирован, проведенные конкурсным управляющим торги по реализации имущества организации-должника ГСП "Светлый путь" и заключенный по результатам договор купли-продажи в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными; спор о праве собственности на данный объект недвижимости отсутствует.
Из выписок федерального имущества следует, что спорные объекты недвижимости введены в эксплуатацию до 01.01.1998, а потому право собственности на спорное имущество возникло у продавца до вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суды верно пришли к выводу, что отсутствие в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ГСП "Светлый путь" на спорное недвижимое имущество не является препятствием для перехода права собственности на него и соответствующей государственной регистрации. В случае ликвидации продавца покупатель, исполнивший договор купли-продажи, вправе рассчитывать на государственную регистрацию перехода права собственности.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в частности, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А32-46232/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Твердой |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в частности, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июля 2023 г. N Ф08-5414/23 по делу N А32-46232/2022