г. Краснодар |
|
31 июля 2023 г. |
Дело N А61-4809/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - сельскохозяйственного производственного кооператива "Закка" (ИНН 1514010908, ОГРН 1121514000453) - Дзарахоховой К.И. (доверенность от 06.09.2022), в отсутствие ответчика - администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1506003030, ОГРН 1021500858697) и третьих лиц - Туаевой Фатимы Бисболатовны, Администрации главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1515906101, ОГРН 1051500414096), министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502023684, ОГРН 1021500582982), министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900318, ОГРН1041502003674), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республика Северная Осетия-Алания и Администрации главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А61-4809/2021, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Закка" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация) о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка от 10.12.2018 N 10, возложении на администрацию обязанности заключить на новый срок договор аренды земельного участка от 10.12.2018 N 10.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Туаева Фатима Бисболатовна, Администрация главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания (далее - правительство), министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство экономического развития), министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство имущества), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление).
Решением суда от 18.01.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2023, признан незаконным формализованный в письме от 15.11.2021 N 5050 отказ администрации в заключении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:0020102:142, 15:06:0020102:280, 15:06:0020102:144; суд возложил на администрацию обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить кооперативу проект договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:0020102:142, 15:06:0020102:280, 15:06:0020102:144 (далее - спорные участки) на условиях договора аренды от 10.12.2018 N 10. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью требований кооператива о заключении договора на условиях договора аренды от 10.12.2018 N 10, в том числе, в части срока его действия.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что кооператив нарушил условия пунктов 4.1, 4.5 договора аренды от 10.12.2018 N 10, что является основанием для расторжения указанного договора; администрация не нарушила положения статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может отвечать за недостатки переданных кооперативу земельных участков; администрация не препятствовала кооперативу в реализации инвестиционного проекта. Кроме того, суды не учли, что на момент предоставления в аренду кооперативу спорных участках на них уже имелись объекты капитального строительства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось правительство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что кооператив не исполнил обязательства, положенные в основу решения Межведомственной комиссии от 01.10.2018 N 33 и распоряжения Главы Республики Северная Осетия-Алания от 26.11.2018 N 351-рг; кооператив обратился в администрацию за продлением договора аренды в отношении тех же участков, на которых, по мнению кооператива, невозможно исполнять взятые кооперативом на себя обязательства. Кооператив был осведомлен о назначениях и характеристиках предполагаемых к передаче в аренду земельных участков; на спорных участках уже имелись объекты капитального строительства на момент предоставления этих участков в аренду кооперативу.
В отзыве на кассационную жалобу Туаева Ф.Б. просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе кооперативу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В отзывах на кассационные жалобы кооператив просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство экономического развития, министерство имущества, управление не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов, выслушав представителя кооператива, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в целях реализации инвестиционного проекта "Развитие СПК "Закка"" на основании распоряжения Главы Республики Северная Осетия-Алания от 26.11.2018 N 351-рг "О предоставлении СПК "Закка" земельных участков в аренду без проведения торгов" администрация и кооператив заключили договор аренды от 10.12.2018 N 10 (далее - договор N 10), согласно которому кооперативу для сельскохозяйственного производства переданы спорные участки: с кадастровым номером 15:06:0020102:280 площадью 1 003 833 кв. м категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; с кадастровым номером 15:06:0020102:142 площадью 2 550 890 кв. м категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции; с кадастровым номером 15:06:0020102:144 площадью 273 353 кв. м категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район. Договор N 10 зарегистрирован в установленном законом порядке 11.03.2019.
Как предусмотрено пунктом 4.5 договора N 10, арендатор обязан соблюдать условия реализации масштабного инвестиционного проекта и показатели реализации масштабного инвестиционного проекта.
Согласно пункту 4.6 договора N 10 арендатор обязан ежегодно, не позднее 1 февраля, представлять арендодателю отчеты о реализации масштабного инвестиционного проекта и о достижении заявленных показателей реализации масштабного инвестиционного проекта с приложением соответствующих доказательств.
Пунктом 2.1 договора N 10 срок аренды установлен с 26.11.2018 по 26.11.2021 и подписан 10.12.2018 сроком на три года, акт приема передачи подписан 10.12.2018.
До истечения срока действия договора N 10 (25.08.2021) кооператив обратился в администрацию с заявлением о продлении срока действия договора N 10 и не получив ответ, 26.10.2021 обратился в администрацию с заявлением об отсутствии ответа на заявление от 25.08.2021.
Письмом от 15.11.2021 N 5050 администрация отказала кооперативу в продлении договора N 10, сославшись на нарушение кооперативом условий договора N 10 в части реализации масштабного инвестиционного проекта, отсутствие законных оснований для продления договора N 10, и в связи с истечением срока действия договора N 10 направила кооперативу для подписания акт возврата земельного участка.
Полагая незаконным формализованный в письме от 15.11.2021 N 5050 отказ администрации, кооператив обратился в арбитражный суд.
Поддержав позицию кооператива, суды верно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют различные формы и методы, в том числе создают благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Из системного толкования указанных норм права следует, что земельное законодательство и законодательство о защите прав инвесторов устанавливают льготный порядок предоставления земельных участков в целях реализации масштабных инвестиционных проектов.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Кодекса случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Удовлетворив исковые требования кооператива, признав незаконным отказ администрации в продлении договора N 10 и обязав администрацию заключить с кооперативом на новый срок договор N 10, суды учли имеющие преюдициальное значение для настоящего дела вступившее в силу решение суда от 19.11.2021 по делу N А61-313/2021 по иску администрации к кооперативу о расторжении договора N 10, в рамках которого установлено, что администрация не исполнила свои обязательства по предоставлению кооперативу в аренду спорных участков, соответствующих целям предоставления, в связи с чем кооператив не смог осуществить полную реализацию масштабного инвестиционного проекта по независящим от него обстоятельствам, в том числе и в связи с наличием на протяжении длительного периода принятых судом обеспечительных мер, принятых в рамках дела N А61-2329/2016.
Суды учли, что судебной землеустроительной экспертизой, проведенной в рамках дела N А61-4357/2019, установлено, что для выполнения инвестиционной программы администрация предоставила кооперативу не соответствующие условиям договора N 10 земли: из общей площади переданных в аренду спорных участков, составляющей 3 828 076 кв. м, земли, на которых невозможно осуществлять сельскохозяйственную деятельность, составляют 2 482 991 кв. м. Фактически кооператив может осуществлять деятельность лишь на площади 1 345 085 кв. м, из которых пашня составляет 642 844 кв. м, а пастбище - 689 390 кв. м. На нарушения прав кооператива обращал внимание Прокурор Республики Северная Осетия-Алания, дважды вынося представления в адрес правительства и администрации с требованием устранить допущенные нарушения.
Суды указали, что заявление о продлении договора аренды N 10 кооператив направил в администрацию 25.08.2021, то есть до истечения срока действия договора N 10, и сделали вывод о том, что обратившись в период действия договора N 10 к арендодателю с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок как надлежащий арендатор, использующий по целевому назначению арендованные им спорные участки на протяжении длительного времени, кооператив вправе требовать предоставления ему в аренду этих участков на новый срок.
Суды также отметили, что правительство не представило доказательства нарушения кооперативом заявленного инвестиционного проекта по результатам контрольных мероприятий, осуществленных в отношении юридических лиц (инвесторов) в сентябре 2021 года, в связи с чем применимы общие нормы земельного законодательства, регулирующие заключение нового договора аренды земельного участка при истечении срока действия ранее заключенного.
Суды сослались на выполнение кооперативом реализации масштабного инвестиционного проекта и показателя реализации масштабного инвестиционного проекта в соответствии с пунктом 4.5 договора N 10, что также установлено в рамках дела N А61-313/2021 и отражено в судебных актах.
Суды критически оценили довод правительства о неправомерном выводе судов относительно передачи кооперативу арендодателем спорных участков, непригодных для реализации масштабного проекта, отметив, что данный довод вывод был предметом рассмотрения в рамках дела N А61-4357/2019 и суды трех инстанций указали, что в силу пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, однако данное обязательство арендодатель ненадлежаще исполнил при предоставлении спорных участков кооперативу (согласно экспертному заключению от 20.02.2020 в границах каждого из предоставленных кооперативу спорных участков сельскохозяйственного назначения выявлены площади (части), занятые реками, кустарниками, лесами).
Оценив доводы Туаевой Ф.Б. о незаконности предоставления кооперативу в аренду одного из спорных участков - земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:142, на котором расположены принадлежащие Туаевой Ф.Б. на праве собственности нежилые здания свино-товарной фермы, суды указали, что на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0020102:142 расположены следующие объекты: литер "А" - административно-бытовое здание площадью 103,1 кв. с кадастровым номером 15:06:0000000:575 (зарегистрирован за СПК "Виктория" 07.06.2005); литер "а" - веранда площадью 24 кв. м; литер "Б" - слад для кормов площадью 394 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:38; литер "В" - свинарник площадью 221 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:52; литер "В 1" - свинарник площадью 221 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:42; литер "В 2" - свинарник площадью 221 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:44; литер "Г" - склад для кормов площадью 576 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:39; литер "Д" - конюшня площадью 432 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:53; литер "Ж" - коровник площадью 1876,9 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:684 (зарегистрирован за СПК "Виктория" 07.06.2005); литер "Е" - свинарник площадью 510 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:50; литер "3" - кормовая кухня с площадью 60 кв. м; литер "И" - навес для коров площадью 188 кв. м (далее - нежилые здания), которые с 2005 года принадлежали СПК "Виктория" на праве собственности, о чем сделаны соответствующие записи регистрации в ЕГРН. Два объекта (литер "Ж" - коровник площадью 1876,9 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:684, литер "А2 - административно-бытовое здание площадью 103,1 кв. м с кадастровым номером 15:06:0000000:575) зарегистрированы за Туаевой Ф.Б. 27.05.2019, остальные нежилые здания - 03.02.2023, т. е. после заключения договора N 10.
Довод Туаевой Ф.Б. о том, что ей вместе с нежилыми зданиями передан необходимый для использования нежилых зданий земельный участок площадью 105 тыс. кв. м, отклонен как документально не подтвержденный.
Суды также отметили, что по исковому заявлению, поданному во исполнение представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от 24.09.2021 N 18-2021, Ардонским районным судом Республики Северная Осетия-Алания рассматривалось дело N 2-569/2022 о признании недействительным договора N 10 в части предоставления кооперативу земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:142. Решением суда от 11.10.2022 по делу N 2-569/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Как пояснил представитель кооператива в судебном заседании суда кассационной инстанции, арендные платежи кооператив вносит исходя из всей площади спорных участков, переданных по договору N 10, и не препятствует корректировке арендуемой кооперативом площади спорных участков как с учетом интересов Туаевой Ф.Б. как собственника нежилых зданий (расположенных на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0020102:142), так и с учетом требований законодательства о недопустимости формирования для предоставления в аренду земельного участка с включением в его границы поверхностных водных объектов и лесных насаждений.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали обоснованный вывод о том, что кооператив документально подтвердил право на заключение договора N 10 на новый срок, и правомерно удовлетворили заявленные кооперативом требования.
Доводы кассационных жалоб выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационных жалобах администрации и правительства, исключают возможность их удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А61-4809/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды критически оценили довод правительства о неправомерном выводе судов относительно передачи кооперативу арендодателем спорных участков, непригодных для реализации масштабного проекта, отметив, что данный довод вывод был предметом рассмотрения в рамках дела N А61-4357/2019 и суды трех инстанций указали, что в силу пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, однако данное обязательство арендодатель ненадлежаще исполнил при предоставлении спорных участков кооперативу (согласно экспертному заключению от 20.02.2020 в границах каждого из предоставленных кооперативу спорных участков сельскохозяйственного назначения выявлены площади (части), занятые реками, кустарниками, лесами).
...
Доводы кассационных жалоб выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2023 г. N Ф08-6903/23 по делу N А61-4809/2021
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6903/2023
26.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-112/2022
18.01.2023 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4809/2021
24.02.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-112/2022