г. Краснодар |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А53-3013/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании, представителей отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большеремонтненской средней школы, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А53-3013/2023, установил следующее.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - фонд) обратилось в суд с исковым заявлением к МБОУ Большеремонтненской средней школе (далее - учреждение, страхователь) о взыскании 3200 финансовых санкций за недостоверное и неполное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июнь 2021 года, декабрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Решением суда от 21.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.05.2023, исковые требования удовлетворены частично. С учреждения в бюджет фонда взыскано 1700 рублей финансовых санкций.
В кассационной жалобе фонд просит отменить принятые по делу судебные акты в части суммы удовлетворённых требований и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования оспариваемой части, взыскав финансовые санкции в размере 2 тыс. рублей за непредставление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года (500 рублей), по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год (1500 рублей). По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Суды не приняли во внимание правовые нормы, регламентирующие порядок зачета излишне уплаченных платежей, пеней и штрафов по ним.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В ходе проверки фондом установлено, что исходные и дополняющие сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год представлены учреждением по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока, установленного пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27). Исходные сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года были представлены учреждением своевременно - 09.01.2022.
В результате аудита базы данных персонифицированного учета фонд выявил ошибки в представленной учреждением исходной форме СЗВ-М за декабрь 2021 года.
Уведомление об устранении нарушений направлено учреждению 17.05.2022.
Страхователь устранил допущенные нарушения и представил дополняющую форму отчета за декабрь 2021 года только 29.06.2022, то есть по истечении пяти рабочих дней. Сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год ответчиком были представлены 14.02.2022, в то время как должны были быть представлены до 01.03.2022.
По результатам проверки контролирующим органом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.07.2022 N 071S18220015954, от 08.09.2022 N 071S18220019858, а также вынесены решения о применении финансовых санкций к страхователю в общем размере 2500 рублей от 15.08.2022 N 071S19220019195, от 07.10.2022 N 071S19220023808.
Требованиями от 31.08.2022 N 071S01220018319, от 24.10.2022 N 071S01220023012 ответчику предложено добровольно уплатить штраф до 12.09.2022, 07.11.2022, соответственно. Однако требования фонда в добровольном порядке в полном объеме не исполнены. Ответчиком финансовые санкции были оплачены частично в сумме 800 рублей, что подтверждается представленными истцом скриншотами из системы электронного документооборота - администрирование СВ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 8, 11, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в части взыскания с ответчика финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в сумме 1700 рулей за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, с учетом произведенной учреждением частичной оплаты в сумме 800 рублей (2500 рублей - 800 рублей).
Суды приняли во внимание, что исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2021 года были направлены учреждением в фонд 12.07.2021, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (с учетом выходных дней). В последующем учреждение самостоятельно обнаружило ошибки и 12.11.2021 направило фонду дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2021 года в отношении застрахованных лиц.
Материалами дела подтвержден и фондом не оспаривается тот факт, что учреждение 12.11.2021 представило дополняющую форму СЗВ-М, поданную в целях устранения ранее принятых фондом без замечаний сведений о застрахованных лицах за июнь 2021 года.
Диспозиция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю названного закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
К правоотношениям о привлечении к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения фонда к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2021 года.
Доводы жалобы о том, что суд произвел зачет излишне уплаченных платежей в размере 800 рублей по неоспоренному страхователем требованию от 18.02.2022N 07ISO 1220004252, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен. Суды исходили из того, отсутствие заявления со стороны учреждения о признании недействительным требованию от 18.02.2022N 07ISO 1220004252, не позволяет фонду в нарушение требований закона засчитывать поступившие платежи в счет несуществующего правонарушения. В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) ПФР не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, в случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения ПФР и представил исправленные сведения за этот период. Для применения санкции в отношениях финансовой ответственности необходимо не только нарушение нормы или наличие противоправного поведения, но и прямое указание правонарушения как основания применения санкции. Цель и сущность охранительного института ответственности направлена прежде всего на сохранение и надлежащее исполнение публичной обязанности в соответствующей отрасли. Обязанность подвластного субъекта состоит не столько в претерпевании неблагоприятных правоограничений, сколько в принуждении к исполнению обязанности в рамках регулятивного правоотношения. Поскольку фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа по факту нарушения представления формы СЗВ-М за июнь 2021 года в размере 700 рублей (1500 рублей - 800 рублей), а судами нарушений за июнь 2021 года установлено не было, суды обоснованно учли поступившие платежи по последующим требованиям с учетом действительной обязанности страхователя по уплате штрафа в бюджет. При этом суды приняли о внимание, что предметом спора - взыскание штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А53-3013/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы жалобы о том, что суд произвел зачет излишне уплаченных платежей в размере 800 рублей по неоспоренному страхователем требованию от 18.02.2022N 07ISO 1220004252, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен. Суды исходили из того, отсутствие заявления со стороны учреждения о признании недействительным требованию от 18.02.2022N 07ISO 1220004252, не позволяет фонду в нарушение требований закона засчитывать поступившие платежи в счет несуществующего правонарушения. В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) ПФР не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, в случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения ПФР и представил исправленные сведения за этот период. Для применения санкции в отношениях финансовой ответственности необходимо не только нарушение нормы или наличие противоправного поведения, но и прямое указание правонарушения как основания применения санкции. Цель и сущность охранительного института ответственности направлена прежде всего на сохранение и надлежащее исполнение публичной обязанности в соответствующей отрасли. Обязанность подвластного субъекта состоит не столько в претерпевании неблагоприятных правоограничений, сколько в принуждении к исполнению обязанности в рамках регулятивного правоотношения. Поскольку фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа по факту нарушения представления формы СЗВ-М за июнь 2021 года в размере 700 рублей (1500 рублей - 800 рублей), а судами нарушений за июнь 2021 года установлено не было, суды обоснованно учли поступившие платежи по последующим требованиям с учетом действительной обязанности страхователя по уплате штрафа в бюджет. При этом суды приняли о внимание, что предметом спора - взыскание штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2023 г. N Ф08-7970/23 по делу N А53-3013/2023