город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2023 г. |
дело N А53-3013/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.03.2023 по делу N А53-3013/2023
по исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ростовской области
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению
Большеремонтненской средней школе
о взыскании финансовых санкций,
при участии:
от отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области: представитель Александрова М.М. по доверенности от 09.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Большеремонтненской средней школе (далее - ответчик, учреждение) о взыскании финансовых санкций в сумме 3 200 руб. за недостоверное и неполное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июнь 2021 года, декабрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2023 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большеремонтненской средней школы в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области финансовые санкции в сумме 1 700 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд неправильно оценил собранные в ходе судебного разбирательства доказательства, дал неправильную правовую оценку обстоятельствам дела и представленным доказательствам (платежным поручениям от 01.07.2022, 29.07.2022), сделал неверные выводы о частичной уплате финансовых санкций в части зачета их в счет погашения задолженности по следующим требованиям: N 07ISO 1220018319 от 31.08.2022 (сумма санкций 500,00 руб.) и N 071S01220023012 от 24.10.2022 (сумма санкций 2 000,00 руб.).
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеремонтненская средняя школа является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В ходе проверки фондом установлено, что исходные и дополняющие сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год были представлены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока, установленного пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходные сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года были представлены обществом своевременно - 09.01.2022.
В результате аудита базы данных персонифицированного учета, фондом пенсионного и социального страхования были выявлены ошибки в представленной ответчиком исходной форме СЗВ-М за декабрь 2021 года.
В связи с чем, в соответствии с п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление, об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что и было сделано заявителем.
Уведомление об устранении нарушений было направлено страхователю 17.05.2022.
Страхователь устранил допущенные нарушения и представил дополняющую форму отчета за декабрь 2021 года только 29.06.2022, то есть по истечении пяти рабочих дней.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год ответчиком были представлены 14.02.2022, в то время как должны были быть представлены до 01.03.2022.
По результатам проверки контролирующим органом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.07.2022 N 071S18220015954, от 08.09.2022 N 071S18220019858, а также вынесены решения о применении финансовых санкций к страхователю в общем размере 2 500 руб. от 15.08.2022 N 071S19220019195, от 07.10.2022 N 071S19220023808.
Требованиями N 071S01220018319 от 31.08.2022, N 071S01220023012 от 24.10.2022 ответчику предложено добровольно уплатить штраф в срок до 12.09.2022, 07.11.2022, соответственно.
Однако требования фонда в добровольном порядке в полном объеме не исполнены.
Ответчиком финансовые санкции были оплачены частично в сумме 800 руб., что подтверждается представленными истцом скриншотами из системы электронного документооборота - администрирование СВ.
С 01.01.2017 года в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию, взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с иском о взыскании финансовых санкций.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27 страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; -документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27 страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27 установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона N 27 страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27 за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. п. 2 - 2.2 ст. 11 закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в части взыскания с ответчика финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в сумме 1 700 руб. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, учитывая произведенную ответчиком частичную оплату в сумме 800 рублей (2500 руб. - 800 руб.).
Из материалов дела также следует, что исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2021 года были направлены ответчиком в адрес фонда 12.07.2021, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, с учетов выходных дней.
В последующем, ответчиком самостоятельно обнаружены ошибки и 12.11.2021 ответчик в адрес истца направил дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2021 года в отношении застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается истцом тот факт, что фактически ответчиком 12.11.2021 представлена дополняющая форма СЗВ-М, поданная с целью устранения ранее принятых без замечаний Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за июнь 2021 года.
Диспозиция статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Как указано в пункте 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Выраженная в пункте 39 Инструкции N 766н данная официальная позиция Минтруда России направлена на соблюдение принципов назначения юридического наказания (виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности), и направлена на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок и более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период в установленный действующим законодательством срок, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2021 года. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
Доводы апелляционной жалобы, что Фонд произвел зачет излишне уплаченных платежей в размере 800,00 руб. по неоспоренному страхователем требованию N 07ISO 1220004252 от 18.02.2022, подлежат отклонению. Сам факт того, что страхователь не оспаривал данное требование, не позволяет Фонду в нарушение требований закона засчитывать поступившие платежи в счет несуществующего правонарушения.
Правовая природа финансовой санкции не позволяет Фонду в отсутствие правонарушения произвести зачисление спорных поступивших платежей. Так, в силу п. 38 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2018) ПФР не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, в случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения ПФР и представил исправленные сведения за этот период.
Для применения санкции в отношениях финансовой ответственности необходимо не только нарушение нормы или наличие противоправного поведения, но и прямое указание правонарушения как основания применения санкции.
Цель и сущность охранительного института ответственности направлена прежде всего на сохранение и надлежащее исполнение публичной обязанности в соответствующей отрасли. Обязанность подвластного субъекта состоит не столько в претерпевании неблагоприятных правоограничений, сколько в принуждении к исполнению обязанности в рамках регулятивного правоотношения.
Давая правовую оценку указанному доводу апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции учитывает, что поскольку нарушений за июнь 2021 года установлено не было, суд первой инстанции обоснованно зачел поступившие платежи по последующим требованиям. При этом суд также учитывает, что предметом спора взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В целом доводы апелляционной жалобы фонда направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2023 по делу N А53-3013/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3013/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕРЕМОНТНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА