г. Краснодар |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А20-3058/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Кумыковой Розы Ахядовны (ИНН 070102742905, ОГРНИП 305070114600052), органа, осуществляющего публичные полномочия - местной администрации Баксанского муниципального района (ИНН 0701004162, ОГРН 1020700510962), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кумыковой Розы Ахядовны на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А20-3058/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кумыкова Роза Ахядовна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд к местной администрации Баксанского муниципального района (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просила:
- признать незаконным отказ администрации в приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 07:01:2600000:331, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю на праве собственности, изложенный в письме от 12.07.2022 N 48-02/18-2001;
- обязать администрацию провести приобретение земельного участка с кадастровым номером 07:01:2600000:331 в собственность предпринимателя.
Заявление основано на положениях статьей 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и мотивировано незаконностью оспариваемого отказа администрации, нарушающего права (интересы) предпринимателя как собственника объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции, отказывая предпринимателю в удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы для определения площади, необходимой для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости, сослался на часть 2 статьи 108 Кодекса и разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе". Заявитель не внес на депозитный счет суда денежные средства для проведения по делу экспертизы в установленном размере. В этой связи суд рассмотрел дело по имеющимся в нем доказательствам. Суд установил, что между Аталиковым Сафарби Хаталиевичем (первоначальный арендатор земельного участка) и предпринимателем (новый арендатор) заключен договор от 20.11.2017 N У/20-17 уступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. По условиям договора первоначальный арендатор, уведомив администрацию (арендодателя) уступает предпринимателю права и обязанности из договора аренды от 12.04.2013 N 20. Объектом аренды является земельный участок площадью 60 001 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:331, расположенный в Кабардино-Балкарской Республике, Баксанском районе, сельское поселение Баксаненок (контур N 68). Участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственных культур, на земельном участке отсутствуют строения и сооружения. На основании постановления администрации от 14.03.2022 N 323-п "О привидении видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков", заявления предпринимателя от 22.03.2022 N К-119/4, дополнительным соглашением от 24.03.2022 в договор аренды от 12.04.2013 N 20 внесены изменения. В преамбуле договора предприниматель указана в качестве арендатора земельного участка (с приведением в тексте соглашения даты и места рождения, паспортных данных и места регистрации). Также согласно уточненной редакции пункта 1.1 арендодатель передает, а арендатор принимает земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования площадью 60 001 кв. м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский муниципальный район, сельское поселение Кишпек, контур N 68, с кадастровым номером 07:01:2600000:331. Из представленных в дело выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) следует, что за предпринимателем на праве собственности зарегистрированы объекты недвижимости: нежилое здание сторожевой площадью 10,6 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:1335; нежилое здание сторожевой площадью 10,8 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:1336; нежилое здание проходной общей площадью 11 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:1337. Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:01:2600000:331, они возведены на основании выданных предпринимателю разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию. Предприниматель 06.07.2022 обратилась к главе администрации с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) указанного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей объекты недвижимости с кадастровыми номерами 07:01:2600000:1335, 07:01:2600000:1336 и 07:01:2600000:1337. Письмом от 12.07.2022 N 48-02/18-2001 администрация по результатам рассмотрения обращения сообщила предпринимателю о том, что согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2020 N 59-РЗ пункт 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики утратил силу, в связи с чем продажа испрашиваемого земельного участка не представляется возможной. Предприниматель, ссылаясь на незаконность решения администрации, нарушающего ее права (интересы) как собственника объектов недвижимости, оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались положениями Земельного кодекса, нормами Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Закон N 23-РЗ). Земельным кодексом провозглашен принцип деления земель по целевому назначению, подразумевающий, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Закон N 101-ФЗ, принятый в связи с необходимостью установления на федеральном уровне единых правил использования и оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них, определяет, в том числе условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального Закона N 101-ФЗ при решении вопроса о предоставлении заинтересованным лицам земельного участка в собственность. Согласно статье 3 Закона N 23-РЗ (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2012 N 67-РЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной (то есть в федеральной собственности и в собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу данного Закона (06.11.2004). Следовательно, субъектом Российской Федерации установлен мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, направленный на защиту государственной и муниципальной собственности на землю соответствующей категории. Таким образом, оспариваемое заявителем решение администрации соответствует закону. При этом установленный Законом N 23-РЗ мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает предпринимателя возможности оформить право аренды на земельный участок сельскохозяйственного назначения для целей эксплуатации принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости. Довод заявителя о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, апелляционным судом отклонен. Закон N 23-РЗ регулирует отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике. Испрашиваемый предпринимателем в собственность земельный участок с кадастровым номером 07:01:2600000:331 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, поэтому суд первой инстанции правомерно применил к спорным правоотношениям положения Закона N 23-РЗ.
Предприниматель обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на положения статей 1, 27, 39.1, 39.3, 39.16, 39.17 Земельного кодекса, статьи 1 Закона N 101-ФЗ, статьи 3 Закона N 23-РЗ и мотивирована следующим. На спорные правоотношения не распространяются нормы регионального законодательства о моратории на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что на испрашиваемом участке расположены принадлежащие предпринимателю объекты недвижимого имущества. При обращении предпринимателя в администрацию документы на недвижимое имущество предоставлялись в орган местного самоуправления. Сведения и документы об объектах недвижимости, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 07:01:2600000:331, предпринимателем также предоставлялись суду первой инстанции. Испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для эксплуатации (обслуживания) расположенного на нем комплекса строений и сооружений. Администрацией не представлены в опровержение доводов заявителя доказательства наличия обстоятельств, препятствующих приобретению земельного участка в собственность заявителя как собственника недвижимого имущества. Поэтому отказ администрации, изложенный в письме от 12.07.2022 N48-02/18-2001, не соответствует закону и нарушает права (интересы) предпринимателя.
От администрации отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Аталиковым Сафарби Хаталиевичем (первоначальный арендатор земельного участка) и предпринимателем (новый арендатор) заключен договор от 20.11.2017 N У/20-17 уступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. По условиям договора первоначальный арендатор, уведомив администрацию (арендодателя) уступает предпринимателю права и обязанности из договора аренды от 12.04.2013 N 20. Объектом аренды является земельный участок площадью 60 001 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:331, расположенный в Кабардино-Балкарской Республике, Баксанском районе, сельское поселение Баксаненок (контур N 68). Участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственных культур, на земельном участке отсутствуют строения и сооружения.
На основании постановления администрации от 14.03.2022 N 323-п "О привидении видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков", заявления предпринимателя от 22.03.2022 N К-119/4, дополнительным соглашением от 24.03.2022 в договор аренды от 12.04.2013 N 20 внесены изменения. В преамбуле договора предприниматель указана в качестве арендатора земельного участка (с приведением в тексте соглашения даты и места рождения, паспортных данных и места регистрации). Также согласно уточненной редакции пункта 1.1 арендодатель передает, а арендатор принимает земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования площадью 60 001 кв. м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский муниципальный район, сельское поселение Кишпек, контур N 68, с кадастровым номером 07:01:2600000:331.
В соответствии с выписками из ЕГРН за предпринимателем на праве собственности зарегистрированы объекты недвижимости: нежилое здание сторожевой площадью 10,6 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:1335; нежилое здание сторожевой площадью 10,8 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:1336; нежилое здание проходной общей площадью 11 кв. м с кадастровым номером 07:01:2600000:1337. Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:01:2600000:331, они возведены на основании выданных предпринимателю разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Предприниматель 06.07.2022 обратилась к главе администрации с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) указанного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей объекты недвижимости с кадастровыми номерами 07:01:2600000:1335, 07:01:2600000:1336 и 07:01:2600000:1337.
Письмом от 12.07.2022 N 48-02/18-2001 администрация по результатам рассмотрения обращения сообщила предпринимателю о том, что согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2020 N 59-РЗ пункт 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики утратил силу, в связи с чем продажа испрашиваемого земельного участка не представляется возможной.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность решения администрации, нарушающего ее права (интересы) как собственника объектов недвижимости, оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В части 1 статьи 198 Кодекса закреплено право граждан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 07:01:2600000:331 в собственность предпринимателя администрация мотивировала тем, что согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2020 N 59-РЗ пункт 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики утратил силу, в связи с чем продажа испрашиваемого участка не представляется возможной.
Судебные инстанции, признавая оспариваемое заявителем решение, оформленное письмом от 12.07.2022 N 48-02/18-2001, соответствующим закону, пришли к выводу о наличии моратория на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленного пунктом 1 статьи 3 Закона N 23-РЗ. Данный вывод судов первой аи апелляционной инстанции ошибочен.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию на территории такого субъекта Российской Федерации, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время в пункте 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 8 названного Закона в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами, а приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона). В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"" (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
На момент обращения предпринимателя с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 07:01:2600000:331 на территории Кабардино-Балкарской Республики действовал Закон N 23-РЗ.
Названный закон в соответствии с полномочиями Кабардино-Балкарской Республики, установленными Законом N 101-ФЗ, регулирует отношения, связанные с оборотом государственных и муниципальных земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (пункт 1 статьи 1).
Пункт 1 статьи 3 Закона N 23-РЗ (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2012 N 67-РЗ) устанавливает мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Вместе с тем, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции не учли, что действие Закона N 101-ФЗ не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом (абзац второй пункта 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В пункте 7 статьи 27 Земельного кодекса также указано, что пункт 6 настоящей статьи не распространяется, в том числе, на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Таким образом, на правила оборота испрашиваемого земельного участка действие Закона N 101-ФЗ не распространяется. В исключение из норм указанного специального закона предоставление собственникам зданий, строений, сооружений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам Земельного кодекса.
Судебные инстанции, неправильно применив к спорным правоотношениям положения статьи 1 Закона N 101-ФЗ и нормы статьи 3 Закона N 23-РЗ (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2012 N 67-РЗ), не рассмотрели по существу требования заявителя, законный интерес (нарушенное право) которого подлежит защите на основании статей 39.1, 39.3, 39.20 Земельного кодекса.
Основаниями для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя сделан судебными инстанциями при неправильном применении норм 1 Закона N 101-ФЗ и Закона N 23-РЗ, что исключило надлежащую проверку доводов заявителя о наличии у него права на приобретение в собственность спрашиваемого земельного участка. Поскольку для принятия обоснованного судебного акта требуются исследование и оценка представленных доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, обжалуемые решение и апелляционное постановление подлежат отмене в соответствии с пунктом 3 статьи 287 Кодекса, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, исследовать представленные сторонами доказательства с учетом положений статьи 71 Кодекса, надлежаще проверить доводы и возражения участвующих в деле лиц. В связи с отклонением судом первой инстанции ходатайства предпринимателя о проведении по делу судебной экспертизы суд округа полагает необходимым отметить следующее.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его приобрести (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2). Таким образом, в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на часть земельного участка, занятого этим объектом и необходимого для его использования. В этой связи заявителем должна быть доказана потребность в испрашиваемом участке с учетом функционального назначения недвижимого имущества, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости. Из материалов дела следует, что площадь земельного участка составляет 60 001 кв. м, а совокупная площадь принадлежащих заявителю объектов недвижимости, расположенных на этом участке - 32,4 кв. м.
Спор необходимо разрешить исходя из установленных фактических обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что предприниматель при подаче кассационной жалобы уплатил государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 150 рублей (чек-ордер от 26.06.2023).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А20-3058/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его приобрести (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2). Таким образом, в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на часть земельного участка, занятого этим объектом и необходимого для его использования. В этой связи заявителем должна быть доказана потребность в испрашиваемом участке с учетом функционального назначения недвижимого имущества, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости. Из материалов дела следует, что площадь земельного участка составляет 60 001 кв. м, а совокупная площадь принадлежащих заявителю объектов недвижимости, расположенных на этом участке - 32,4 кв. м.
...
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что предприниматель при подаче кассационной жалобы уплатил государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 150 рублей (чек-ордер от 26.06.2023)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2023 г. N Ф08-7586/23 по делу N А20-3058/2022