г. Краснодар |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А32-16931/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от индивидуального предпринимателя Насибяна Романа Арменовича (ИНН 231500857632, ОГРНИП 304231525300117) - Михайлова Ф.Г. (доверенность от 07.06.2022), от администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635) - Вдовина А.А. (доверенность от 10.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Насибяна Романа Арменовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А32-16931/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Насибян Р.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) о признании незаконным решения администрации об увеличении периодических (ежеквартальных) платежей по договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18 "О предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Новороссийск" (далее - договор от 04.05.2018 N 02.4-166/18) при продлении указанного договора согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - постановление N 353) и приказу Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 11.08.2022 N 136 "Об утверждении Порядка продления сроков договоров и разрешительных документов в сфере торговой деятельности" (далее - приказ N 136, Порядок N 136); возложении на администрацию обязанности устранить допущенное нарушение, а именно: запретить администрации руководствоваться утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 28.10.2021 N 6650 "О размещении нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск" (далее - постановление N 6650) при продлении договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Новороссийск, осуществляемого согласно Порядку N 136; во исполнение Порядка N 136 обязать администрацию заключить с предпринимателем дополнительное соглашение к договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18, предусматривающее продление в действующей редакции названного договора на срок 7 лет, начиная с 02.06.2023.
Решением от 21.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды квалифицировали требования предпринимателя, заявленные по главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), как подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, указав, что предложенная администрацией редакция дополнительного соглашения к договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18, согласно которой увеличена стоимость ежеквартальных платежей, и несогласие предпринимателя с данным увеличением, в силу действующего законодательства относятся к правоотношениям сторон по урегулированию спора при заключении сделки. По существу спора суды исходили из того, что договор заключен по цене предмета торгов за право размещения нестационарного торгового объекта (НТО), определенной по расчетной методике, устанавливающей базовый размер финансового предложения за 1 кв. м за 1 год. Базовый (минимальный) размер финансового предложения администрация установила, исходя из значений кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с кадастровым кварталом по видам разрешенного использования земельного участка. Базовый размер платы за право размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг устанавливается исходя из значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края, утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 2640). В 2018 году (на дату заключения договора) базовый размер платы за право размещения нестационарных торговых объектов составлял 9092,76 рублей за 1 кв. м в год, а в 2023 году базовый размер финансового предложения для единственного участника торгов на основании кадастровой стоимости по видам разрешенного использования, учитывающий динамику индекса инфляции, коммерческую ценность месторасположения, составил 19 709,43 рубля за 1 кв. м в год. Постановление N 353 и приказ N 136 содержат указания на возможность продления на срок до 7 (семь) лет без проведения торгов сроков действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности; указания на запрет изменения цены в приведенных актах отсутствуют. Из буквального содержания названных подзаконных актов следует, что поддержка предпринимателей заключается в возможности продления договорных отношений без проведения конкурентных процедур, которые могут создавать риски для предпринимателей проигрыша при участии в них и как следствие не заключение договора по итогам торгов. Постановлением N 6650 утверждена методика определения начальной (минимальной) цены предмета торгов на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта по оказанию услуг на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена. Данная методика содержит непостоянные значения, которые могут меняться в зависимости, к примеру, от сезонности, уровня инфляции в стране, регионе и прочих финансовых показателей. Истцом не представлено доказательств, опровергающих несоответствие средней рыночной цены и предложенной ответчиком договорной стоимости. Таким образом, продление срока действия договора в 2023 году на условиях применения минимальной базовой ставки размещения НТО по состоянию на 2018 год по месторасположению НТО истца недопустимо, поскольку может привести к возникновению убытков муниципального бюджета ввиду несоответствия средней рыночной цены и действующей договорной стоимостью.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 21.06.2023 и постановление апелляционного суда от 28.08.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что требования предпринимателя заявлены в порядке главы 24 Кодекса. Для защиты своего права заявитель оспаривал действия администрации, которая направила для подписания проект дополнительного соглашения к договору на размещения НТО с условиями, не предусмотренными порядком, утвержденным приказом N 136. Вывод судебных инстанций о допустимости изменения администрацией размера периодических платежей по договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18 при заключении дополнительного соглашения к нему в порядке, утвержденном приказом N 136, неправомерен. Суды ошибочно сочли, что продление действия названного договора в 2023 году на условиях применения минимальной базовой ставки размещения НТО по состоянию на 2018 год недопустимо, поскольку повлечет убытки муниципального бюджета ввиду несоответствия средней рыночной цены и действующей договорной стоимостью. Оснований полагать, что методика определения минимальной базовой ставки при продлении договоров, содержащаяся в муниципальном порядке продления, носит рыночный характер, не имеется. Применительно к названному договору на размещение НТО цена выросла более чем в два раза за пять лет. Использование администрацией методики, утвержденной постановлением N 6650, направлено исключительно на пополнение муниципального бюджета любыми способами, без учета реального положения дел в сфере предпринимательства. Договор от 04.05.2018 N 02.4-166/18 на размещение НТО заключен по цене, установленной по итогам торгов. На дату заключения данного договора на размещение НТО методика (согласно постановлению N 6650) утверждена не была;
ее применение к существующим договорным отношениям сторон не может быть признано законным, при том, что договор на размещение НТО не перезаключается, а продляется согласно постановлению N 353 и приказу N 136.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а также имеющимся доказательствам. Поддержка предпринимателей заключается в возможности продления договорных отношений без проведения конкурентных процедур, которые могут создавать риски проигрыша при участии в них, и как следствие, не заключение договора по итогам торгов. Постановлением N 6650 утверждена методика определения начальной (минимальной) цены предмета торгов на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта по оказанию услуг на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена. Данная методика содержит непостоянные значения, которые могут меняться в зависимости, к примеру, от сезонности, уровня инфляции в стране, регионе и прочих финансовых показателей. Формирование начальной (максимальной) цены договора происходит с учетом внешних финансовых показателей, на которые заинтересованное лицо повлиять не может и вынуждено корректировать ее. Постановление N 6650 предпринимателем не оспаривалось в установленном законом порядке. Суды обеих инстанций правильно указали на экономические риски для бюджета города при применении минимальной базовой ставки размещения НТО по состоянию на 2018 год. Доказательства, опровергающие несоответствие средней рыночной цены и действующей договорной стоимости, предпринимателем не представлены.
В судебном заседании представитель подателя жалобы на ее удовлетворении настаивал; представитель администрации просил оставить в силе обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании от 18.10.2023 объявлялся перерыв до 15 часов 20 минут 24.10.2023; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей спорящих сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании решения конкурсной комиссии по предоставлению права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Новороссийск от 26.04.2018 администрация и предприниматель (участник) заключили договор от 04.05.2018 N 02.4-166/18, согласно которому администрация предоставляет участнику право на размещение нестационарного торгового объекта, характеристики которого приведены в пункте 1.2 данного договора: место размещения: г. Новороссийск, ул. Сипягина/ул. Бирюзова, площадь объекта 40 кв. м, период функционирования - 5 лет, специализация объекта: реализация и производство продуктов питания, тип объекта: киоск. Согласно пункту 1.3 срок действия договора с 01.06.2018 по 01.06.2023 (т. 1, л. д. 33, 34).
Размер платы за право размещения объекта составил 1 812 200 рублей за период 01.06.2018 - 01.06.2023 действия договора (пункт 3.1).
В 2021 году постановлением N 6650 утвержден порядок размещения НТО, НТО по оказанию услуг на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск (далее - Порядок N 6650), согласно которому (пункт 5.2) сторона договора, надлежащим образом исполнявшая обязанности по соответствующему договору, по окончании срока предоставления права на размещение НТО, НТО по оказанию услуг имеет право на продление договора на новый срок без проведения торгов, но не более двух раз подряд. Указанный в договоре срок по соглашению сторон может быть продлен по письменному заявлению участника договора в адрес администрации. Плата за право размещения НТО, НТО по оказанию услуг при продлении договоров рассчитывается в соответствии с методикой определения начальной (минимальной) цены предмета торгов за право размещения НТО, НТО по оказанию услуг на территории муниципального образования город Новороссийск, утвержденной на момент продления договора (т. 1, л. д. 8 - 13).
В 2022 году Правительство Российской Федерации издало постановление N 353, пунктом 1 приложения N 15 которого установлена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу данного постановления по 31.12.2026 (т. 1, л. д. 27 - 30).
В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к постановлению N 353 сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На основании постановления N 353 Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края издал приказ N 136, пунктом 2.1 приложения к которому сроки действия договоров на размещение НТО и объектов развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности муниципальных образований Краснодарского края, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления N 353, продлеваются органами местного самоуправления, уполномоченными на заключение договоров, указанных в настоящем пункте, на 7 (семь) лет без проведения торгов, если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, органа местного самоуправления муниципального образования Краснодарский край.
Реализуя свое право на продление договора на размещение НТО, предприниматель обратился в администрацию с соответствующим заявлением.
В ответ на обращение заявителя администрация передала предпринимателю проект дополнительного соглашения к договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18, которым срок действия договора продлен на 7 лет: с 01.06.2023 по 01.06.2030; а также изменен размер ежеквартальной платы за размещение НТО с 90 610 рублей на 197 094 рубля 30 копеек согласно графику (т. 1, л. д. 14 - 22).
Полагая, что повысив плату по договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18, администрация нарушила требования постановления N 353 и приказа N 136, предприниматель в адрес администрации направил письмо от 02.12.2022 N 78/2 с предложением рассмотрения вопроса о продлении срока действия договора на размещение НТО без увеличения размера периодических платежей (т. 1, л. д. 35).
9 января 2023 года администрация направила в адрес предпринимателя письмо N 02-05-2-/23, в котором разъяснила, что постановление N 353 и приказ N 136 не содержат запрет на изменение размера периодических платежей по договорам на размещение НТО (т. 1, л. д. 36, 37).
Полагая, что администрация не выполнила требования постановления N 353 и приказа N 136, а решение об увеличении размера периодических платежей при продлении договора на размещение НТО незаконно и нарушает права участника, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной лицами, участвующими в деле.
По смыслу части 1 статьи 168 Кодекса суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим обстоятельства указания в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном споре нормы материального права не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (абзац 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Нормами Гражданского кодекса понуждение к заключению договора допускается только, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421). В случае отклонения протокола разногласий направившей оферту стороной, для которой заключение договора обязательно, другая сторона вправе передать соответствующие разногласия на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445). В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446).
В пункте 38 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом только при наличии у ответчика соответствующей обязанности. Равным образом разрешаются переданные на рассмотрение суда разногласия, возникшие в ходе заключения договора.
Изучив цель заявленных предпринимателем требований, судебные инстанции, правомерно указали, что рассматриваемый спор обусловлен возникшими между сторонами разногласиями при заключении дополнительного соглашения к договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18 на размещение НТО в части установления платы. Предложенная администрацией редакция дополнительного соглашения к договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18 и несогласие предпринимателя с увеличением платы, в силу действующего законодательства относятся к правоотношениям сторон по урегулированию спора при заключении сделки, о чем правомерно указали обе судебные инстанции.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 15 к постановлению N 353 Правительством Российской Федерации установлена возможность продления на 7 лет без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу названного постановления по 31.12.2026. Аналогичные положения содержит пункт 2.1 приложения к приказу N 136.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суды указали, что из буквального содержания упомянутых актов не следует запрет на изменение начальной (минимальной) цены предмета торгов после заключения договора, в том числе в случае его пролонгации. Продление срока действия договора в 2023 году на условиях применения минимальной базовой ставки размещения НТО по состоянию на 2018 год по месторасположению объекта НТО недопустимо, поскольку может привести к возникновению убытков муниципального бюджета ввиду несоответствия средней рыночной цены и действующей договорной стоимостью.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты состоялись без учета следующего.
По делу установлено, что договор от 04.05.2018 N 02.4-166/18 заключен по цене предмета торгов за право размещения НТО, рассчитанной по методике, утвержденной постановлением администрации от 27.12.2017 N 9707, которая, в частности, для несезонных (постоянных) НТО определяется по формуле: R = C х S х P, где R - стартовый размер финансового предложения за право на размещение НТО за весь период; С - базовый размер финансового предложения за право на размещение НТО, равный 9061 рублю за 1 кв. м за 1 год; S - площадь земельного участка, на котором планируется размещение НТО; P - период функционирования НТО (указывается в годах).
В 2021 году постановлением N 6650 утвержден порядок размещения НТО, НТО по оказанию услуг на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск.
Согласно методике определения начальной (минимальной) цены предмета торгов на право заключения договора о размещении НТО, НТО по оказанию услуг на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена (приложение N 5 к постановлению N 6650) базовый размер платы за право размещения НТО, НТО по оказанию услуг (С) устанавливается исходя из значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края, утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 2640), в соответствии с кадастровым кварталом земельного участка, на котором находится НТО, НТО по оказанию услуг.
Для несезонных (постоянных) НТО и НТО по оказанию услуг используется формула: R - начальная (минимальная) цена предмета торгов за право на размещение НТО, НТО по оказанию услуг за весь период; С - базовый размер финансового предложения за право на размещение НТО, НТО по оказанию услуг за 1 кв. м за 1 год, в соответствии с кадастровым кварталом; S - площадь земельного участка, на котором планируется размещение НТО, НТО по оказанию услуг; P - период функционирования НТО, НТО по оказанию услуг (указывается в годах). При этом значение минимальной начальной цены в денежном выражении эта методика (в отличие от предыдущей) не содержит.
Позиция администрации, поддержанная судами обеих инстанций, сводится к тому, что в 2023 году базовый размер финансового предложения для единственного участника торгов на основании кадастровой стоимости по видам разрешенного использования, учитывающий динамику индекса инфляции, коммерческую ценность месторасположения, составил 19 709 рублей 43 копейки за 1 кв. м в год (то есть увеличился более чем в два раза). При этом подробный расчет, со ссылкой на методику либо нормативные правовые акты, каким образом получена названная величина, материалы дела не содержат.
При этом согласно сведениям, приведенным в приложениях N 2, 3, утвержденных приказом N 2640 (в применимой редакции) удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земельных участков по городу Новороссийску для группы 7 (коммерческая деятельность) указан 9061,85, как и на момент заключения договора с предпринимателем (доказательства иного не представлены).
Таким образом, нормативного обоснования расчета базового размера платы за право размещения НТО в 2023 году администрация не представила. В свою очередь, в нарушение требований статьи 71 Кодекса, суды не исследовали порядок расчета и определение базового размера финансового предложения, составившего на дату продления договора 19 709 рублей 43 копейки.
Кроме того, судами не изучен вопрос относительно периода функционирования НТО предпринимателя: несезонный (постоянный) либо сезонный, поскольку формула расчета по критерию сезонности различна.
Необходимо также отметить, что, исходя из правовой природы преддоговорного спора, положений статьи 446 Гражданского кодекса, статьи 173 Кодекса, результатом разрешения преддоговорного спора (который имеет место в данном случае) по существу является не удовлетворение иска либо отказ в его удовлетворении, а определение судом содержания всех спорных условий договора (дополнительного соглашения), по которым у сторон возникли разногласия.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Выявление кассационным судом несоответствия содержащихся в судебных актах выводов судов предыдущих инстанций об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, является основаниями для их отмены. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, исследовать методику при расчете цены договора на момент его продления; исследовать вопрос, касающийся сезонности НТО; установить подлежащую применению формулу расчета; после чего разрешить спор об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения к договору от 04.05.2018 N 02.4-166/18.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А32-16931/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимо также отметить, что, исходя из правовой природы преддоговорного спора, положений статьи 446 Гражданского кодекса, статьи 173 Кодекса, результатом разрешения преддоговорного спора (который имеет место в данном случае) по существу является не удовлетворение иска либо отказ в его удовлетворении, а определение судом содержания всех спорных условий договора (дополнительного соглашения), по которым у сторон возникли разногласия.
...
Выявление кассационным судом несоответствия содержащихся в судебных актах выводов судов предыдущих инстанций об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, является основаниями для их отмены. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2023 г. N Ф08-10509/23 по делу N А32-16931/2023
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4866/2024
16.04.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3659/2024
12.02.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16931/2023
27.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10509/2023
28.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12591/2023
21.06.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16931/2023