г. Краснодар |
|
28 ноября 2023 г. |
Дело N А32-50843/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зотовой И.И., судей Садовникова А.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара (ИНН 2309053241, ОГРН 1032304934265) - Колпакова А.Ф. (доверенность от 09.01.2023 N 13/45), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фудстар" (ИНН 2309170940, ОГРН 1192375028801), в отсутствие третьих лиц: Баласанян Сираны Ервандовны, Манасяна Юрия Эдвардовича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А32-50843/2022 установил следующее.
Администрация Центрального внутригородского округа города Краснодара (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фудстар" (далее - ООО "Фудстар") о демонтаже информационных конструкций (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражного процессуального кодекса)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Баласанян Сиран Ервандовна (далее - Баласанян С.Е.), Манасян Юрий Эдвардович (далее - Манасян Ю.Э.).
Решением от 18.07.2023, оставленным без изменения постановлением от 19.09.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых судами решений, ссылаясь на нарушения норм материального права, допущенных при их вынесении, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Фудстар" приводит аргументы о законности принятых судами решений.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу. Представитель ООО "Фудстар" возражал против кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52 пунктом 6 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Краснодар (далее Правила).
Правила устанавливают единые требования по надлежащему техническому и санитарному содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве и обеспечении чистоты и порядка на прилегающих территориях, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Краснодар (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и обязательны для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Краснодар независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар (пункт 2 раздела I Правил).
В соответствии с подпунктом 19.2 пункта 19 раздела II Правил размещение информационных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, за исключением информационных указателей, должно осуществляться в соответствии с архитектурными решениями объектов, согласованными в соответствии с Порядком рассмотрения архитектурных решений объектов и предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.
В силу подпункта 19.2.2 подпункта 19.2 пункта 19 раздела II Правил определены общие требования к информационным конструкциям на территории муниципального образования город Краснодар. Размещение информационных конструкций в нарушение требований настоящего Порядка не допускается.
Согласно подпункту 19.2.3.2 пункта 19.2 раздела II Правил на зданиях, строениях (сооружениях), расположенных вдоль границ полосы отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар, относящихся к магистральным въездным маршрутам, в нишах над проемами окон, витрин, дверей допускается размещение: информационных вывесок из отдельных букв и знаков; информационных вывесок из отдельных букв и знаков на подложке нейтрального цвета.
В соответствии с пунктом 39 Правил в целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Краснодар запрещается повреждать или изменять фасады (внешний облик) зданий, строений и сооружений, ограждений и (или) самовольно наносить на них надписи и рисунки, размещать на них рекламные, информационные и агитационные материалы.
В свою очередь работниками администрации округа установлено, что информационная конструкция "Дело в кофе" и панель-кронштейн "Дело в кофе", расположенные на фасаде объекта по ул. Ставропольская, 120 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, принадлежащие ООО "Фудстар", не соответствуют подпункту 19.2.2 подпункта 19.2 пункта 19 Правил в части несоблюдения владельцем информационных конструкций запрета на: размещение информационных конструкций способом пристройки, надстройки к зданию, строению (сооружению); размещение информационных конструкций на боковых сторонах конструкций входных групп, на ограждении лоджий, балконов, над козырьками и на боковых торцах козырьков. ООО "Фудстар" также допущены нарушения Правил в части окраски и покрытия декоративными пленками поверхности остекления фасада, содержащими сведения информационного характера (подпункт 19.2.5 Правил), и размещения на тротуаре выносной конструкции (штендера) (подпункт 19.3 Правил).
Как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 08.08.2022 N 12472/29 в архивных материалах департамента информация о положительно рассмотренных архитектурных решениях по информационным конструкциям, расположенным в том числе по ул. Ставропольской, 120 в городе Краснодаре отсутствует, в связи с чем данные информационные конструкции размещены без разрешения и согласования с департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, что также является самостоятельным нарушением Правил
Согласно пункту 59 раздела IV Правил индивидуальные предприниматели, юридические лица всех организационно-правовых форм обязаны обеспечить надлежащее содержание принадлежащих им на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве зданий, строений, сооружений, земельных участков в установленных границах. В связи с этим, информационная конструкция "Дело в кофе" и панель-кронштейн "Дело в кофе", расположенные на фасаде объекта по ул. Ставропольская, 120 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, подлежат демонтажу осуществившим его лицом либо за его счет.
Поскольку функции по контролю в сфере благоустройства отнесены к числу основных функций администрации округа (подпункт 7.5.5 пункта 7 раздела III Положения об администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 N 69 пункт 13) указанный орган как уполномоченное лицо вынужден обратиться в суд с иском об обязании ответчика привести фасад здания в соответствие с требованиями Правил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ N 38) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламой распространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 5 статьи 19 ФЗ N 38 установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения (часть 17 статьи 19 ФЗ N 38).
В силу части 10 статьи 19 ФЗ N 38 установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Ранее, частью 22 статьи 19 Закона N ФЗ N 38 предусматривалось, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. То есть законом был определен специальный способ защиты права - принудительный демонтаж рекламной конструкции в судебном порядке.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ в статью 19 ФЗ N 38 внесены изменения, часть 22 данной нормы изложена в следующей редакции: "Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции".
В частях 21, 21.1, 21.2, 21.3 и 22 статьи 19 ФЗ N 38 установлен административный порядок демонтажа рекламной конструкции, эксплуатируемой без разрешения. В порядке судебной процедуры осуществляются только требования органа местного самоуправления о возмещении затрат на демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса, также содержащей указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее Арбитражный процессуальный кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе разрешение и копию эскизного проекта размещения рекламных конструкций по ул. Ставропольская, 120 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, подписанного от имени департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), установив, что спорная информационная конструкция не нарушает Правила благоустройства г. Краснодара и установлено законно, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлены ограничения на проведение плановых проверок и проверочные мероприятия на предмет соответствия информационных конструкций правилам благоустройства.
Установив, что Администрацией не соблюден установленный порядок проведения проверки, которая проведена во время действующего запрета на ее проведение Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", суды пришли к выводу о том, что фактически, обращением в суд с требованием о демонтаже информационной конструкции является попыткой администрации допустить обход административной процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 ограничений.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам в порядке частей 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса. Арбитражный суд округа не вправе иначе оценивать доказательственное значение имеющихся в деле документов.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А32-50843/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Зотова |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса, также содержащей указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
...
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлены ограничения на проведение плановых проверок и проверочные мероприятия на предмет соответствия информационных конструкций правилам благоустройства.
Установив, что Администрацией не соблюден установленный порядок проведения проверки, которая проведена во время действующего запрета на ее проведение Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", суды пришли к выводу о том, что фактически, обращением в суд с требованием о демонтаже информационной конструкции является попыткой администрации допустить обход административной процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 ограничений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2023 г. N Ф08-11037/23 по делу N А32-50843/2022
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5827/2024
20.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5818/2024
28.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11037/2023
19.09.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13892/2023
18.07.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50843/2022