город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2023 г. |
дело N А32-50843/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)":
от истца: Колпакова А.Ф. по доверенности N 13/45 от 09.01.2023,
от ответчика: Белогуба Л.А. по доверенности N 1 от 14.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара (ИНН 2309053241, ОГРН 1032304934265)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2023 по делу N А32-50843/2022
по иску администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара (ИНН 2309053241, ОГРН 1032304934265)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фудстар" (ИНН 2309170940, ОГРН 1192375028801),
при участии третьих лиц: Баласанян Сираны Ервандовны, Манасяна Юрия Эдвардовича,
о демонтаже информационных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
администрация Центрального внутригородского округа города Краснодара (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фудстар" (далее - ответчик, общество, ООО "Фудстар") о демонтаже информационных конструкций (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Баласанян Сиран Ервандовна, Манасян Юрий Эдвардович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что предметом спора являются не рекламные конструкции, а информационные, и соответственно в данном случае подлежат применению другие нормы права; неправильное применение норм материального права заключается в том, что отношения в области государственного контроля (надзора) муниципального контроля предметом данного спора не являются.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Фудстар" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Краснодар.
Правила устанавливают единые требования по надлежащему техническому и санитарному содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве и обеспечении чистоты и порядка на прилегающих территориях, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Краснодар (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и обязательны для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Краснодар независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар (пункт 2 раздела I Правил).
В соответствии с подпунктом 19.2 пункта 19 раздела II Правил размещение информационных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, за исключением информационных указателей, должно осуществляться в соответствии с архитектурными решениями объектов, согласованными в соответствии с Порядком рассмотрения архитектурных решений объектов и предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.
В силу подпункта 19.2.2 подпункта 19.2 пункта 19 раздела II Правил определены общие требования к информационным конструкциям на территории муниципального образования город Краснодар.
Размещение информационных конструкций в нарушение требований настоящего Порядка не допускается.
Согласно подпункту 19.2.3.2 пункта 19.2 раздела II Правил на зданиях, строениях (сооружениях), расположенных вдоль границ полосы отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар, относящихся к магистральным въездным маршрутам, в нишах над проемами окон, витрин, дверей допускается размещение:
- информационных вывесок из отдельных букв и знаков;
- информационных вывесок из отдельных букв и знаков на подложке нейтрального цвета.
В соответствии с пунктом 39 Правил в целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Краснодар запрещается повреждать или изменять фасады (внешний облик) зданий, строений и сооружений, ограждений и (или) самовольно наносить на них надписи и рисунки, размещать на них рекламные, информационные и агитационные материалы.
В свою очередь работниками администрации округа установлено, что информационная конструкция "Дело в кофе" и панель-кронштейн "Дело в кофе", расположенные на фасаде объекта по ул. Ставропольская, 120 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, принадлежащие ООО "Фудстар", не соответствуют подпункту 19.2.2 подпункта 19.2 пункта 19 Правил в части несоблюдения владельцем информационных конструкций запрета на:
- размещение информационных конструкций способом пристройки, надстройки к зданию, строению (сооружению);
- размещение информационных конструкций на боковых сторонах конструкций входных групп, на ограждении лоджий, балконов, над козырьками и на боковых торцах козырьков.
Ответчиком также допущены нарушения Правил в части окраски и покрытия декоративными пленками поверхности остекления фасада, содержащими сведения информационного характера (подпункт 19.2.5 Правил), и размещения на тротуаре выносной конструкции (штендера) (подпункт 19.3 Правил).
Кроме того, как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 08.08.2022 N 12472/29 в архивных материалах департамента информация о положительно рассмотренных архитектурных решениях по информационным конструкциям, расположенным в том числе по ул. Ставропольской, 120 в городе Краснодаре отсутствует, в связи с чем данные информационные конструкции размещены без разрешения и согласования с департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, что также является самостоятельным нарушением Правил
Согласно пункту 59 раздела IV Правил индивидуальные предприниматели, юридические лица всех организационно-правовых форм обязаны обеспечить надлежащее содержание принадлежащих им на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве зданий, строений, сооружений, земельных участков в установленных границах. В связи с этим, информационная конструкция "Дело в кофе" и панель-кронштейн "Дело в кофе", расположенные на фасаде объекта по ул. Ставропольская, 120 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, подлежат демонтажу осуществившим его лицом либо за его счет.
Поскольку функции по контролю в сфере благоустройства отнесены к числу основных функций администрации округа (подпункт 7.5.5 пункта 7 раздела III Положения об администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 N 69 п. 13) указанный орган как уполномоченное лицо вынужден обратиться в суд с иском об обязании ответчика привести фасад здания в соответствие с требованиями Правил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований администрации, Арбитражный суд Краснодарского края руководствовался следующим.
Решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования территории муниципального образования город Краснодар (далее - Правила благоустройства).
В соответствии со статьей 2 раздела I Правил благоустройства, настоящие Правила устанавливают единые требования по надлежащему техническому и санитарному содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве и обеспечении чистоты и порядка на прилегающих территориях, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Краснодар (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и обязательны для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Краснодар независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар.
Согласно статье 5 раздела I Правил благоустройства, настоящие правила обеспечивают требования охраны здоровья человека (противопожарные, санитарно-гигиенические, конструктивные, технологические, планировочные требования предотвращающие получение заболеваний и травм), исторической и природной среды, создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения по территории муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 19.2 раздела II Правил благоустройства размещение информационных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, за исключением информационных указателей, должно осуществляться в соответствии с архитектурными решениями объектов, согласованными в соответствии с Порядком рассмотрения архитектурных решений объектов и предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.
Размещение информационных конструкций в нарушение требований настоящего Порядка не допускается.
Пунктом 19.2.2 раздела II Правил благоустройства установлены общие требования к информационным конструкциям на территории муниципального образования город Краснодар, согласно которым запрещается размещение на территории магистральных въездных маршрутов информационных конструкций, за исключением информационных вывесок из отдельных букв и знаков (объемных и плоских); размещение пиксельных, мигающих, подвижных информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 19.2.3 раздела II Правил благоустройства установлены дополнительные требования к размещению и параметрам информационных вывесок, в том числе вывески разных организаций, занимающих помещения в одном здании, строении, сооружении, следует выполнять в едином дизайне (в том числе: тип вывески, размер, цвет, материал).
В соответствии с пунктом 39 Правил благоустройства в целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Краснодар запрещается повреждать или изменять фасады (внешний облик) зданий, строений и сооружений, ограждений и (или) самовольно наносить на них надписи и рисунки, размещать на них рекламные, информационные и агитационные материалы.
Истец полагает, что судом первой инстанции допущено несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и применен закон, не подлежащий применению. В обоснование своей позиции приводят доводы о том, что предметом спора являются не рекламные конструкции, а информационные, и соответственно в данном случае подлежат применению другие нормы права.
Вышеуказанная позиция является несостоятельной, противоречит мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения (часть 17 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
В силу части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Ранее, частью 22 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусматривалось, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. То есть законом был определен специальный способ защиты права - принудительный демонтаж рекламной конструкции в судебном порядке.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ в статью 19 Закона N 38-ФЗ внесены изменения, часть 22 данной нормы изложена в следующей редакции: "Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции".
Таким образом, статья 19 Закона N 38-ФЗ не предусматривает в действующей редакции такого способа защиты права как демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда.
В обжалуемом решении подробно описан порядок демонтажа и рекламных и информационных конструкций, а также применяемые нормы права к этим двум видам правоотношений.
Более того в мотивировочной части судебного решения подчеркивается, что правовое регулирование вопроса демонтажа рекламных и информационных конструкций основано разных нормах права.
Правила благоустройства территории муниципального образования г. Краснодар не регламентируют порядок демонтажа информационных конструкций, а только устанавливают требования к ним.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" были установлены ограничения на проведение плановых проверок и проверочные мероприятия на предмет соответствия информационных конструкций правилам благоустройства.
Указание на проведение проверок в сфере благоустройства появились лишь в новой редакции от 19.06.2023 данного Постановления Правительства Российской Федерации, кроме того, установлена обязательная административная процедура для проведения данных проверок.
В свою очередь администрацией Центрального внутригородского округа г. Краснодара не соблюден установленный порядок проведения проверки, кроме того, проверка проводилась в то время, когда был установлен запрет на ее проведение Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
На основании изложено суд первой инстанции пришёл к выводу, что фактически, обращением в суд с требованием о демонтаже информационной конструкции, администрация допустила обход предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ административной процедуры, а также установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 ограничений, что является недопустимым.
Кроме того спорная информационная конструкция вопреки доводам заинтересованных лиц не нарушает Правила благоустройства г. Краснодара, была установлена законно, о чем имеются доказательства в материалах дела. Ответчиком в материалы дела представлена копия эскизного проекта размещения рекламных конструкций по ул. Ставропольская, 120 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, подписанного от имени департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) А.А. Саламатиным. Из пояснений представителя ответчика также следует, что указанные проекты согласованы с департаментом в 2019 году.
Администрация полагает, что имело место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Согласно данному предположению, неправильное применение норм материального права заключается в том, что отношения в области государственного контроля (надзора) муниципального контроля предметом данного спора не являются; неправильно применены нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Вышеуказанный довод является ошибочным, основан на неправильном толковании норма материального права.
В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Из буквального смысла данной нормы следует, что предметом муниципального контроля является соблюдение правил благоустройства - исковые требования администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара основаны на предполагаемых нарушениях ответчиком Правил благоустройства г. Краснодара.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, вывод о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, является несостоятельным, противоречит действующему законодательству и многочисленной судебной практике.
Приобщенное к апелляционной жалобе письмо Министерства экономического развития от 02.12.2021 N Д24и-38202 "О направлении позиции" не соответствует критериям относимости и допустимости доказательств.
В данном письме не содержатся разъяснений по вопросам соблюдения правил благоустройства, а содержится лишь информация о торговой деятельности, которая не имеет отношения к предмету судебного разбирательства.
Кроме того, данное письмо носит информационный характер, не содержит правовых норм и общих правил.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2023 по делу N А32-50843/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50843/2022
Истец: Администрация Центрального внутригородского округа г. Краснодара
Ответчик: ООО "Фудстар", ООО Фудстар
Третье лицо: Баласанян С Е, Манасян Юрий Эдвардович
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5818/2024
28.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11037/2023
19.09.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13892/2023
18.07.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50843/2022