г. Краснодар |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А53-25354/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Черных Л.А., Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиной А.А. при участии в судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Штыренко М.Е., секретарь Намалян А.А.) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Карат" (ИНН 6163017097, ОГРН 1026103170610) - Ефремовой К.Ю. (доверенность от 30.12.2022), от заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Лиманского М.А. (доверенность от 09.01.2023), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104) - Балашовой М.Ю. (доверенность от 09.08.2023), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону (ИНН 6164065015, ОГРН 1026103284393), Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Ростовской области и общества с ограниченной ответственностью "Карат" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А53-25354/2022, установил следующее.
ООО "Карат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) о взыскании 10 306 450 рублей убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном общественном транспорте общего пользования льготных пассажиров регионального регистра, в том числе за период с ноября по декабрь 2019 года - 1 049 854 рубля, за 2020 год - 3 965 676 рублей, за 2021 год - 4 049 320 рублей, за период с января по март 2022 года - 1 241 600 рублей (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Ростовской области; Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону; Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано тем, что общество не заключило контракт на возмещение расходов за бесплатные перевозки льготных категорий граждан на автомобильном транспорте по пригородным маршрутам на 2020 год, представленные обществом за ноябрь - декабрь 2019 года, 2020 - 2022 годы таблицы с указанием цифрового обозначения перевезенных граждан не могут заменить реестры, предусмотренные контрактами для возмещения расходов за фактически произведенные поездки региональных льготников в ноябре - декабре 2019 года, 2021, 2022 годах, или быть приравнены к ним, поскольку не соответствуют действующему нормативному регулированию и контрактам на возмещение расходов за бесплатные перевозки льготных категорий граждан на автомобильном транспорте по пригородным маршрутам в области осуществления пригородных маршрутов, а также положениям заключенных контрактов, и не являются основанием для возмещения затрат.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2023 2022 (с учетом исправительного определения от 16.06.2023) отменено в части решение суда от 27.01.2023, в отменённой части принят новый судебный акт. Исковые требования общества удовлетворены частично. С Ростовской области в лице министерства финансов за счет средств казны Ростовской области в пользу общества взысканы 6 411 338 рублей убытков. Также с общества в доход федерального бюджета взысканы 28 618 рублей государственной пошлины, в пользу общества с Ростовской области в лице министерства финансов за счет средств казны Ростовской области взысканы 1 854 рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление мотивировано тем, что министерство финансов и министерство труда, заявляя о несоответствии формы реестров, не представили возражений в отношении возможности идентификации категорий и количества льготников, а также их идентификации. Во взыскании убытков за 2020 год отказано в связи с незаключением обществом с уполномоченным органом договора на возмещение расходов за бесплатные перевозки льготных категорий граждан на автомобильном транспорте по пригородным маршрутам на соответствующий год.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 16.06.2023 в части отказа в возмещении убытков за 2020 год и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Ростовской области в лице министерства финансов в пользу общества 3 965 676 рублей убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров регионального регистра за 2020 год. Заявитель жалобы считает, что при вынесении постановления в части отказа во взыскании убытков за 2020 год судом сделаны не соответствующие обстоятельствам дела выводы, в результате чего неправильно истолкован закон. Отсутствие договора на возмещение расходов по перевозке региональных льготников не является основанием для отказа в возмещении убытков ввиду того, что общество осуществляло перевозку региональных льготников в соответствии с нормативными документами Администрации города Ростова-на-Дону и Правительства Ростовской области и заключенными договорами на присоединение к транспортной системе Ростовской области. Отказ в возмещении убытков в виде неполученной платы за проезд региональных льготников на основании транспортных персонифицированных карт за 2020 год ставит общество в неравное положение с другими перевозчиками, которым возмещены расходы за перевозку региональных льготников на основании учтенных транзакций по транспортной персонифицированной карте.
В кассационной жалобе министерство финансов просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 16.06.2023 в части взыскания с Ростовской области в лице министерства финансов в пользу общества 6 411 338 рублей убытков, взыскания с министерства финансов в пользу общества 1854 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе и в отмененной части оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что в данном случае отсутствует нарушение прав общества со стороны министерства финансов. Установленный в Ростовской области порядок возмещения расходов был обществу известен, о чём свидетельствует заключение им контрактов с министерством труда в 2019, 2021, 2022 годах. Министерство финансов не отказывало в предоставлении денежных средств министерству труда, все заявки на финансирование были удовлетворены.
В отзыве на кассационную жалобу министерства финансов и дополнении к нему общество считает законным и обоснованным вынесенное постановление в части взыскания 6 340 774 рублей убытков в виде неполученной платы за проезд региональных льготников за период с ноября по декабрь 2019 года, за 2021 год и за период с января по март 2022 года, поддерживает свою кассационную жалобу, а кассационную жалобу министерства финансов просит оставить без удовлетворения.
В отзывах на кассационные жалобы министерство труда считает, что решение суда от 27.01.2023 подлежит оставлению без изменения, а постановление от 16.06.2023 - отмене, поддерживает позицию министерства финансов, изложенную в его кассационной жалобе, возражает против доводов общества.
В отзыве на кассационные жалобы Министерство транспорта Ростовской области считает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции от 16.06.2023, оставить без изменения решение суда от 27.01.2023.
Определением от 12.12.2023 по данному делу в составе суда в связи с отпуском судьи Герасименко А.Н. произведена ее замена на судью Черных Л.А. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Представитель общества поддержал доводы своей кассационной жалобы и просил отменить постановление суда апелляционной инстанции от 16.06.2023 в части отказа в возмещении убытков за 2020 год и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области в пользу общества убытки в виде неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров регионального регистра за 2020 год в размере 3 965 676 рублей.
Представители министерства финансов и министерства труда возражали против удовлетворения кассационной жалобы общества.
Представитель министерства финансов поддержал доводы своей кассационной жалобы и просил отменить постановление суда апелляционной инстанции от 16.06.2023 в части взыскания с Ростовской области в лице министерства финансов в пользу общества убытков в размере 6 411 338 рублей, судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1854 рублей и в отмененной части оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель общества просил кассационную жалобу министерства финансов оставить без удовлетворения, пояснил, что взысканные судом апелляционной инстанции 6 411 338 рублей убытков это сумма неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров регионального регистра, по которым обществом не представлены отчеты в министерство труда.
Представитель министерства труда поддержал доводы кассационной жалобы министерства финансов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, дополнений, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами по городским и пригородным маршрутам города Ростов-на-Дону.
15 апреля 2014 года между Министерством транспорта Ростовской области и обществом заключен договор N 3-Л о выполнении пассажирских перевозок, по условиям которого перевозчик обязуется осуществлять перевозки пассажиров и багажа по внутриобластным маршрутам регулярных перевозок согласно существующей маршрутной сети с использованием остановочных комплексов автовокзалов (автостанций) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, регулирующими пассажирские перевозки автомобильным транспортом.
В соответствии с указанным договором общество в 2019 - 2021 годах и с января по март 2022 года осуществляло перевозку пассажиров по регулярным пригородным маршрутам 163 и 164 в соответствии со свидетельствами на пассажирские перевозки автобусами по пригородным маршрутам города Ростов-на-Дону (серия 000061 N 000051 и серия 000061 N 000829), выданными Министерством транспорта Ростовской области. Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, оно, оказывая услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном пригородном транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, полагало наличие у него права на компенсацию расходов на перевозку льготных категорий граждан. Понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы ему частично за 2019 год, за ноябрь и декабрь 2019 года, 2020 - 2021 годы и с января по март 2022 года расходы общества не компенсированы.
Полагая, что убытки в виде суммы недофинансирования, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию за счет средств бюджета Ростовской области, общество заявило претензии от 19.08.2021 N 251121 Министерству транспорта Ростовской области (6 205 906 рублей) и от 08.08.2022 N 115 122 министерству финансов (10 377 014 рублей). При неудовлетворении ими требований о возмещении общество обратилось в арбитражный суд с уточненным исковым заявлением о взыскании 10 306 450 рублей убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном общественном транспорте общего пользования региональных льготных пассажиров.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 ГК РФ).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Как указано в пункте 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Так, в Ростовской области до 01.04.2022 региональным льготникам Областными законами от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" предоставлено право бесплатного приема на территории Ростовской области независимо от места регистрации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и внутрирайонных маршрутов.
Приложением N 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232) утверждено Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщении в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели министерством труда областным законом об областном бюджете.
Министерство труда в соответствии с действующим законодательством заключает с транспортными организациями контракты (договоры) на возмещение расходов за льготный проезд.
На возмещение расходов за бесплатные перевозки льготных категорий граждан на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам министерство труда заключает контракты (договоры) с транспортными организациями, указанными в перечне транспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области (пункт 3 Положения в редакции, действующей до вступления в силу постановления Правительства Ростовской области от 28.03.2022 N 217).
Транспортные организации, осуществляющие пригородные железнодорожные и водные перевозки, ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда отчеты о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (пункт 5 Положения в редакции, действующей до вступления в силу постановления Правительства Ростовской области от 28.03.2022 N 217).
Возмещение расходов за проезд автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений осуществляется Минтрудом области транспортным организациям в соответствии с заключенными между ними договорами за фактически произведенные перевозки льготных категорий граждан (пункт 7 Положения в редакции, действующей до вступления в силу постановления Правительства Ростовской области от 28.03.2022 N 217).
Акты сверок и реестры представляются в министерство труда транспортными организациями, осуществляющими автомобильные перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, по формам и в сроки, установленные министерством труда.
Во исполнение данных положений на возмещение расходов за проезд региональных льготников автомобильным транспортом пригородного межмуниципального сообщений между министерством труда и обществом заключены следующие контракты:
- в 2019 году - N 18-ап от 22.01.2019;
- в 2021 году - N 61-ап от 04.02.2021;
- в 2022 году - N 49-ап от 31.01.2022.
В 2020 году контракт между министерством труда и обществом не заключался. Истец в министерство труда по указанному вопросу не обращался, доказательства отказа министерства труда либо иного препятствия в заключении контракта истцом не представлены.
Апелляционная коллегия поддержала вывод суда первой инстанции о невозможности взыскания убытков за период, в котором соглашение на возмещение расходов не заключалось (2020 год).
Истец не доказал, что порядок возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда в общественном пригородном транспорте, и определения их размера действует в отсутствие у перевозчика договора с уполномоченным органом о финансировании выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, применительно к позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941.
Таким образом, исковое требование о взыскании 3 965 676 рублей убытков удовлетворению не подлежало. В удовлетворении кассационной жалобы общества на судебные акты в соответствующей части надлежит отказать.
В отношении убытков, связанных с перевозкой региональных льготников в общественном пригородном транспорте, за период с ноября по декабрь 2019 года, за 2021 год, с января по март 2022 года, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истец не подтвердил должным образом перевозку льготной категории граждан в спорные периоды. Министерство труда действовало в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы возмещения затрат перевозчикам, возмещая убытки за 2019 год на основании контракта и представленных реестров. За ноябрь - декабрь 2019 года, 2021 и 2022 годы предусмотренные контрактами реестры в министерство труда не представлялись, соответственно министерство труда не могло без их проверки не могло использовать предусмотренный Положением механизм возмещения неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном общественном транспорте общего пользования льготных пассажиров регионального регистра.
В соответствии с подпунктами 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 заключенных в 2019, 2021, 2022 годах контрактов истец обязался предоставлять ежемесячно министерству труда в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приема-передачи электронных реестров для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, банку данных АИС "ОРСРН"; в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счета, реестры о фактически перевезенных региональных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров.
Министерство труда в свою очередь обязалось возмещать расходы за фактически произведенные поездки региональных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета.
Во исполнение контракта от 22.01.2019 N 18-ап обществом представлены документы для возмещения расходов за фактически произведенные перевозки региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах за период январь - октябрь 2019 года.
По результатам проверки представленных сведений министерством труда перечислены денежные средства обществу за оказанные услуги по проезду, осуществленному в 2019 году, по региональным льготникам в сумме 342 648 рублей.
В оставшейся части требование истца исполнено не было.
Представитель общества в судебном заседании кассационной инстанции пояснил, что взысканные судом апелляционной инстанции 6 411 338 рублей убытков это сумма неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном общественном транспорте общего пользования льготных пассажиров регионального регистра, по которым обществом не представлены отчеты в министерство труда, в том числе за ноябрь - декабрь 2019 года.
Суд первой инстанции указал, что в 2021, 2022 годах истцом реестры, предусмотренные контрактами для возмещения расходов за фактически произведенные поездки региональных льготников, в министерство труда не предоставлялись, соответственно, возмещение не производилось. Представленные истцом за 2020 - 2022 годы таблицы с указанием цифирного обозначения перевезенных граждан не могут заменить вышеуказанные реестры или быть приравнены к ним, поскольку не соответствуют нормативным правовым актам, а также положениям заключенных контрактов и не являются основанием для возмещения затрат.
Форма реестра фактически предоставленных льгот региональным льготникам по услугам автомобильного транспорта пригородного внутриобластною сообщения была утверждена приложением N 4 к постановлению N 232. Согласно утвержденной форме возмещению подлежат поездки идентифицированных граждан, т. е. перевозчиком в обязательном порядке должны быть указаны персональные данные лиц, которым предоставлен бесплатный проезд, серия и номер удостоверения, льготная категория, дата проезда, норме проездного билета, маршрут, сумма льготы.
Отменяя решение суда в части отказа во взыскании 6 411 338 рублей убытков, суд апелляционной инстанции сослался на то, что между ООО "Карат" и ООО "АРПС" (оператор) также заключены договоры N 15 от 18.10.2018 на оказание услуг оператора, N 11/п от 17.01.2019 на присоединение перевозчика к транспортной системе Ростовской области и договор N 35 от 22.10.2019.
В соответствии с пунктом 6.1.4 приложения N 1 к постановлению N 232, которым руководствовался суд апелляционной инстанции, льготный проезд в соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС, от 22.10.2004 N 163-ЗС, от 22.10.2004 N 164-ЗС и от 20.09.2007 N 763-ЗС лиц, имеющих право на бесплатный проезд и зарегистрированных по месту жительства в городе Ростове-на-Дону, осуществляется по социальной проездной карте, выдача которой производится органами социальной защиты населения города Ростова-на-Дону бесплатно, при реализации пилотного проекта согласно распоряжению Правительства Ростовской области от 13.06.2018 N 304 (в ред. постановления Правительства Ростовской области от 28.03.2022 N 217). Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на территории города Ростова-на-Дону осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления города Ростова-на-Дону ежемесячно согласно заключенным договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, о количестве фактически совершенных поездок лицами, указанными в подпункте, и установленных тарифах на регулярные перевозки пассажиров в общественном транспорте городского сообщения.
Контроль за правильностью предоставляемых отчетов транспортными предприятиями о количестве фактически совершенных поездок на территории города Ростова-на-Дону лицами, указанными в подпункте, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления города Ростова-на-Дону.
Суд апелляционной инстанции исходя из переписки с ООО "АРПС" (письма от 08.06.2022 N Р-110 и от 24.08.2021 N Р-148) полагал, что фактическое количество перевезенных региональных льготников можно установить на основании транспортных персонифицированной карты с чипом, то есть исходя из учтенной транзакции по карте, можно определить, кому она выдана. В сведениях транспортной персонифицированной карты содержатся все сведения, которые подлежат указанию в реестрах для министерства труда, поэтому в отсутствие возражений министерства финансов и министерства труда относительно категорий и количества льготников требования истца подлежат удовлетворению в следующей части: за период с ноября по декабрь 2019 года в размере 1 049 854 рубля, за 2021 год в размере 4 049 320 рублей, за период с января по март 2022 года в размере 1 241 600 рублей.
При вынесении постановления суд апелляционной инстанции не учел, что суд первой инстанции отклонил данные электронной системы учета проезда граждан, указав, что указанная система действует только в городском транспорте г. Ростова-на-Дону, тогда как спорные маршруты являются регулярными пригородными маршрутами N 163 и 164.
Пункт 6.1.4 приложения N 1 к постановлению N 232, которым руководствовался суд апелляционной инстанции, касается льготного проезда по социальной проездной карте, выдача которой производится органами социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на территории города Ростова-на-Дону, финансирование расходов за такой проезд осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления города Ростова-на-Дону, а не министерством труда.
Представленные истцом таблицы с указанием суммового обозначения перевезенных граждан не могли заменить необходимые реестры или быть приравнены к ним, поскольку не соответствуют нормативным правовым актам, а также положениям заключенных контрактов и не являются основанием для возмещения затрат.
Форма реестра фактически предоставленных льгот региональным льготникам по услугам автомобильного транспорта пригородного сообщения утверждена приложением N 4 к постановлению N 232. Согласно утвержденной форме возмещению подлежат поездки идентифицированных граждан, т. е. перевозчиком в обязательном порядке министерству труда должны быть указаны персональные данные лиц, которым предоставлен бесплатный проезд, серия и номер удостоверения, льготная категория, дата проезда, норме проездного билета, маршрут, сумма льготы. Такие документы ни министерству труда, ни министерству финансов не представлялись.
Электронная система учета проезда граждан введена на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в г. Ростове-на-Дону, истец не осуществлял регулярные городские пассажирские перевозки в г. Ростове-на-Дону, по которым возмещение расходов осуществлялось с использованием электронной системы учета поездок региональных льготников.
Маршруты N 163 и 164 не отнесены к городским, соответственно, к спорным правоотношениям не применимы нормы, касающиеся возмещения расходов за проезд региональных льготников с использованием электронной системы учета проезда.
Фактически в нарушение Положения и заключенных контрактов истец в одностороннем порядке перешел к иному порядку возмещения расходов, ссылаясь на то, что данные маршруты по большей части проходят по г. Ростову-на-Дону. В связи с этим истец на указанных маршрутах фактически оказал услуги по перевозке категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском транспорте г. Ростова-на-Дону; финансирование расходов за такой проезд осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления города Ростова-на-Дону, а не министерством труда.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Суд установил, что министерство труда действовало в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы возмещения затрат перевозчикам, возмещая убытки за 2019 год на основании контракта и представленных реестров. За ноябрь - декабрь 2019, 2021 и 2022 годы предусмотренные контрактами реестры в министерство труда не представлялись, соответственно министерство труда не могло без их проверки использовать предусмотренный Положением механизм возмещения неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном общественном транспорте общего пользования льготных пассажиров регионального регистра. Министерство финансов не отказывало в предоставлении денежных средств министерству труда, все заявки на финансирование были удовлетворены.
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (абзац 5 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности обществом несения убытков в результате незаконных (противоправных) действий министерства труда и министерства финансов, что, исходя из положений статей 15, 16, 393 ГК РФ исключает возмещение убытков.
Изложенные выводы соответствуют выводам, содержащимся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941.
Учитывая изложенное, требования истца не подлежали удовлетворению в полном объеме, поэтому постановление апелляционной инстанции (с учетом исправительного определения от 16.06.2023) надлежит отменить как принятое с нарушением норм права.
В силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Нарушения процессуальных норм, влекущие изменение или отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не выявлены. Все обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции правильно и не требуется их дополнительного исследования. Выводы суда первой инстанции основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального права не установлены.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А53-25354/2022 (с учетом исправительного определения от 16.06.2023) отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2023 по данному делу оставить в силе.
В удовлетворении кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Карат" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (абзац 5 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности обществом несения убытков в результате незаконных (противоправных) действий министерства труда и министерства финансов, что, исходя из положений статей 15, 16, 393 ГК РФ исключает возмещение убытков.
Изложенные выводы соответствуют выводам, содержащимся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2023 г. N Ф08-9117/23 по делу N А53-25354/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7315/2024
19.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9117/2023
16.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3468/2023
27.01.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-25354/2022