г. Краснодар |
|
29 декабря 2023 г. |
Дело N А15-2288/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., в отсутствие представителей заявителя - акционерного общества "Дорожно-строительное управление" и заинтересованного лица - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А15-2288/2023, установил следующее.
Акционерное общество "Дорожно-строительное управление" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство) о признании незаконным отказа от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554 об исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимого имущества на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами министерства от 30.11.2020 N 314 и от 01.12.2021 N 177.
Решением от 28.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2023, требования общества удовлетворены, поскольку включение объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 в перечни объектов недвижимого имущества на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нарушает права и законные интересы общества.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, заявленное обществом требование направлено на оспаривание нормативного правового акта, для которого установлен иной порядок обжалования, в связи с чем данный спор неподведомственен арбитражному суду. Министерство отмечает, что оспариваемый отказ направлен обществу во исполнение приказов министерства от 30.11.2020 N 314, от 01.12.2021 N 177, от 01.12.2022 N 281, которые в свою очередь являются нормативными актами.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985.
Приказом министерства от 30.11.2020 N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" в указанный перечень под номерами 17470 и 18790 включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1984.
Приказом министерства от 01.12.2021 N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" в указанный перечень под номерами 25277, 25278, 25279, 25280 включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985.
Приказом министерства от 01.12.2022 N 281 "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 включены в указанный перечень.
13 февраля 2023 года общество обратилось в министерство с заявлением об исключении указанных объектов недвижимости из перечней на 2021, 2022, 2023 годы.
Письмом от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554 министерство отказало в удовлетворении заявления общества в части исключения объектов из перечней на 2021, 2022 годы со ссылкой на нарушение срока его подачи, заявление в части исключения объектов с кадастровыми номерами 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечня на 2023 год в связи с непредставлением технического плана (паспорта) оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с решением министерства, изложенным в письме от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554 в части отказа в исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимого имущества на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами министерства от 30.11.2020 N 314 и от 01.12.2021 N 177, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив фактические обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 372 - 374, 378, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" от 08.10.2004 N 22 (далее - Закон РД N 22), Порядком формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2016 N 410 "Об утверждении порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок N 410), пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришли к выводу о том, что решение министерства, выраженное в письме от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554 об отказе в исключении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечня объектов недвижимого имущества на 2021, 2022 годы в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие с соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 Кодекса (пункт 1 статьи 374 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Согласно статье 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Кодекса, закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" от 08.10.2004 N 22 (далее - Закон N 22) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них (пункт 1); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2); объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (пункт 3); жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 4).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 410 (утвержден постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2016 N 410), вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как правомерно отметили судебные инстанции, из вышеприведенных положений закона следует, что для установления или отсутствия правовых оснований для включения объекта недвижимости в соответствующий перечень достаточно установления любого их критериев, а именно: либо критерия соответствия вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, цели размещения на нем торговых объектов, либо критерия фактического использования объекта недвижимости для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебные инстанции, установив, что фактический вид использования указанных объектов недвижимого имущества не отвечают критериям, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса в отношении объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, пришли к выводу о том, что спорные объекты подлежат исключению из перечня объектов недвижимого имущества на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вывод судебных инстанций о несоответствии действующему в спорном периоде законодательству решения министерства, изложенного в письме от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554, об отказе в исключении объектов недвижимости с кадастровым номером 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимости на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и нарушении отказом прав и законных интересов общества основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц и документально министерством не опровергнут.
Поскольку включение объектов недвижимого имущества с кадастровым номером 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 в перечни объектов недвижимости на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378 Кодекса и нарушает права и законные интересы общества, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Довод министерства о том, что с учетом положений, установленных Кодексом и Порядком N 410, исключение объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимости на 2020, 2021 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, возможно было только на основании заявления, поданного до первого ноября текущего налогового года, был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Судебные инстанции проверили довод министерства о том, что заявленные обществом требования направлены на оспаривание нормативного правового акта, что не отнесено к компетенции арбитражного суда и, с учетом фактических обстоятельств данного дела, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", обоснованно его отклонили, указав, что предметом оспаривания, в данном случае, является выраженное в письме от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554 решение министерства об отказе в удовлетворении заявления общества, касающееся конкретных объектов недвижимого имущества, не обладающих признаками нормативного акта. Поскольку заявленные требования направлены на устранение нарушения, допущенного в результате действий государственного органа, спор правомерно рассмотрен арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Схожая правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определения от 12.08.2019 N 309-ЭС19-13273, от 15.12.2020 N 309-ЭС20-19912, от 19.04.2021 N 304-ЭС21-4276, от 07.12.2023 N 308-ЭС23-23325).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А15-2288/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку включение объектов недвижимого имущества с кадастровым номером 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 в перечни объектов недвижимости на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378 Кодекса и нарушает права и законные интересы общества, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Довод министерства о том, что с учетом положений, установленных Кодексом и Порядком N 410, исключение объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимости на 2020, 2021 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, возможно было только на основании заявления, поданного до первого ноября текущего налогового года, был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
...
Схожая правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определения от 12.08.2019 N 309-ЭС19-13273, от 15.12.2020 N 309-ЭС20-19912, от 19.04.2021 N 304-ЭС21-4276, от 07.12.2023 N 308-ЭС23-23325)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 декабря 2023 г. N Ф08-13082/23 по делу N А15-2288/2023