г. Ессентуки |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А15-2288/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сулейманова З.М., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2023 по делу N А15-2288/2023, принятое по заявлению акционерного общества "Дорожно-строительное управление", г. Махачкала (ИНН 0570001084, ОГРН 1100570001003) к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, г. Махачкала (ИНН 0572019545, ОГРН 1170571015691) о признании незаконным решения, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дорожно-строительное управление" (далее - АО "ДСУ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554, в части отказа в исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами министерства от 30.11.2020 N 314 и от 01.12.2021 N 177.
Решением суда от 28.06.2023 признано незаконным решение, изложенное в письме от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554, в части отказа в исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами от 30.11.2020 N 314 и от 01.12.2021 N 177. Суд первой инстанции обязал министерство в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу исключить объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами от 30.11.2020 N 314 и от 01.12.2021 N 177.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерством подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества отказать. Настаивает на позиции, что спорные объекты недвижимости правомерно включены в соответствующие перечни на 2021, 2022 годы. Просит обратить внимание, что избранный обществом способ защиты не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку противоречит сложившейся судебной практике судов общей юрисдикции. Полагает, что заявление об исключении объектов из перечней подано обществом по истечении срока, установленного для его подачи, в связи с чем оно не может быть удовлетворено.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2023 по делу N А15-2288/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985.
Приказом министерства от 30.11.2020 N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" в указанный перечень под номерами 17470 и 18790 включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1984.
Приказом министерства от 01.12.2021 N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" в указанный перечень под номерами 25277, 25278, 25279, 25280 включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985.
Приказом министерства от 01.12.2022 N 281 "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" объекты недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 включены в указанный перечень.
13.02.2023 общество обратилось в министерство с заявлением об исключении указанных объектов недвижимости из перечней на 2021, 2022, 2023 годы.
Письмом от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554 министерство отказало в удовлетворении заявления общества в части исключения объектов из перечней на 2021, 2022 годы со ссылкой на нарушение срока его подачи, заявление в части исключения объектов с кадастровыми номерами 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечня на 2023 год в связи с непредставлением технического плана (паспорта) оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с указанным решением министерства, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Установив фактические обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 372, 374, 378, 378.1, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" от 08.10.2004 N 22 (далее - Закон РД N 22), Порядком формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2016 N 410 "Об утверждении порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок N 410) суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение министерства, выраженное в письме от 20.02.2023 NЭТ-03/1554 в части отказа в исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие с соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона РД N 22 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них (пункт 1); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2); объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (пункт 3); жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 4).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 410, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, из вышеприведенных положений закона следует, что для установления или отсутствия правовых оснований для включения объекта недвижимости в соответствующий перечень достаточно установления любого их критериев, а именно: либо критерия соответствия вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, цели размещения на нем торговых объектов, либо критерия фактического использования объекта недвижимости для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта обоснованно учел, что министерство на основании заявления общества от 28.03.2023 и проведенного обследования спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985, установив, что фактический вид использования указанных объектов недвижимости не отвечает критериям, установленным подпунктами 3, 4, 4.1, 5 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (акты обследования от 13.04.2023 N 6-23/23, 16-24/23) приняло решение об исключении этих объектов из перечня на 2023 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, признав, таким образом, неправомерность включения спорных объектов перечень объектов недвижимого имущества на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно выписке из ЕГРН и техническому паспорту объект недвижимости с кадастровым номером 05:40:000083:1980 является нежилым зданием (мастерская), а с кадастровым номером 05:40:000083:1981 - нежилым зданием (битумохранилище) и не относятся к видам недвижимого имущества, перечисленного в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, их включение в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость является незаконным.
При таких обстоятельствах, поскольку включение объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимости на 2021, 2022 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Судебная коллегия оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не усматривает.
Доводы министерства о том, что с учетом положений, установленных Порядком N 410 и нормами Налогового кодекса Российской Федерации исключение объектов недвижимости с кадастровыми номерами 05:40:000083:1980, 05:40:000083:1981, 05:40:000083:1984, 05:40:000083:1985 из спорных перечней возможно было только на основании заявления, поданного до 1 ноября текущего налогового периода были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Утверждения министерства о том, что заявленные обществом требования направлены на оспаривание нормативного правового акта, что не отнесено к компетенции арбитражного суда не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку предметом оспаривания, в данном случае, является выраженное в письме от 20.02.2023 N ЭТ-03/1554 решение министерства об отказе в удовлетворении заявления общества, касающееся конкретных объектов недвижимого имущества, не обладающие признаками нормативного акта. Поскольку заявленные требования направлены на устранение нарушения, допущенного в результате действий государственного органа, спор правомерно рассмотрен арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Схожая правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определения от 12.08.2019 N 309-ЭС19-13273, от 15.12.2020 N 309-ЭС20-19912, от 19.04.2021 N 304-ЭС21-4276).
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2023 по делу N А15-2288/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2023 по делу N А15-2288/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2288/2023
Истец: ОАО " ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Миримова Карина Абдулгалимовна