Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
труда и социального
развития Краснодарского края
от 07.03.2024 N 298
Порядок
предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае
1. Общие положения
1.1. Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае (далее - Порядок) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), определяет правила предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Краснодарского края, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания и которым предоставляются социальные услуги.
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам пожилого возраста, имеющим право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и инвалидам в возрасте старше 18 лет, в том числе страдающим психическими расстройствами, частично или полностью утратившим способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, нуждающимся в постоянном уходе (далее - получатель социальных услуг).
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Краснодарского края, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями (далее также - поставщик социальных услуг, организация социального обслуживания).
Понятия, используемые в Порядке, применяются в значениях, определенных Законом N 442-ФЗ.
Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания включает в себя деятельность поставщиков социальных услуг по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности.
Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания устанавливается нуждающимся в ежедневной посторонней помощи получателям социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании их в организации социального обслуживания в случае, если при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и (или) форме социального обслуживания на дому не достигается улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг.
Решение (приказ) о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании принимается уполномоченным органом Краснодарского края по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальной программы - государственными казенными учреждениями Краснодарского края - управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края по месту регистрации гражданина, в том числе временной (далее - уполномоченный орган Краснодарского края).
При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, учитываются нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг:
социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в ведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга;
социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
срочные социальные услуги, направленные на организацию сопровождения получателей социальных услуг при госпитализации в медицинские организации.
Поставщиками социальных услуг обеспечивается предоставление социальных услуг в объеме услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3087-КЗ "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Краснодарского края".
Потребность граждан в формах социального обслуживания, видах, объемах, периодичности, условиях, сроках предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг определяется индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), составленной уполномоченным органом Краснодарского края. ИППСУ составляется в соответствии со стандартом социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
1.2. Стандарт социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, установлен приложением 1 к Порядку.
1.3. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям бесплатно, за плату или частичную плату.
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно категориям граждан, определенным Законом Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. N 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края".
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона N 442-ФЗ.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 442-ФЗ порядком предоставления социальных услуг в Краснодарском крае, размер платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг, подведомственными министерству, не может превышать семидесяти пяти процентов установленного размера пенсии получателя социальных услуг.
Плата за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 Закона N 442-ФЗ (далее - договор).
Порядок взимания платы за социальные услуги определен приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 г. N 981 "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг на территории Краснодарского края и порядка ее взимания".
1.4. Прием граждан в организации социального обслуживания.
1.4.1. Социальное обслуживание граждан в организации социального обслуживания осуществляется на основании решения (приказа) о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании, выданного уполномоченным органом Краснодарского края.
Решение (приказ) о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании принимается уполномоченным органом Краснодарского края на основании документов, перечень которых указан в приказе министерства труда и социального развития Краснодарского края от 31 октября 2017 г. N 1718 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
В целях постановки граждан на учет для помещения в организацию социального обслуживания уполномоченный орган Краснодарского края направляет в отдел министерства труда и социального развития Краснодарского края, курирующий деятельность поставщиков социальных услуг (далее соответственно - отдел министерства, министерство) следующие документы:
заявление (копию) о предоставлении социальных услуг (государственных (муниципальных) услуг), составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг";
решение (приказ) уполномоченного органа Краснодарского края о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме;
документы, послужившие основанием для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме;
заключение уполномоченной медицинской организации о наличии (об отсутствии) противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 202н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии (об отсутствии) таких противопоказаний";
ИППСУ;
документы и удостоверение (при наличии), подтверждающие право гражданина на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания бесплатно, а также внеочередное или преимущественное право приема на социальное обслуживание в стационарной форме;
две фотографии 3 x 4 см (для помещения в организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами).
Отдел министерства в срок не более трех рабочих дней со дня поступления представленных документов рассматривает их и принимает решение о постановке гражданина на учет для помещения в организацию социального обслуживания. Постановка на учет осуществляется по видам организаций социального обслуживания с учетом возраста и состояния здоровья гражданина, на основании заключения врачебной комиссии о рекомендуемом виде учреждения.
При определении гражданина в организацию социального обслуживания отделом министерства формируется направление (путевка) (приложение 2).
Отдел министерства выдает направление (путевку) уполномоченному органу Краснодарского края в срок не позднее одного дня с даты его подписания для вручения гражданину.
После получения направления (путевки) гражданин прибывает в организацию социального обслуживания в течение срока действия направления (путевки). В случае его прибытия позже установленного срока, возможно продление срока действия направления (путевки) на основании документа, подтверждающего наличие уважительных причин, при наличии свободных мест в организации социального обслуживания.
Получение направления (путевки) и неприбытие в организацию социального обслуживания в срок, установленный в направлении (путевке), отказ от его получения, являются основаниями для снятия гражданина с учета на помещение в организацию социального обслуживания.
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с ИППСУ и на основании договора, по направлению (путевке).
Информирование граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания, о порядке предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, перечне предоставляемых социальных услуг осуществляется непосредственно в помещениях уполномоченного органа Краснодарского края и поставщиков социальных услуг, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иными общедоступными способами.
Основанием для приема в организацию социального обслуживания является личное заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг, составленное по форме (приложение 3), и предоставление пакета документов, необходимых для предоставления социальных услуг в стационарной форме.
Предоставляются лично гражданином или его законным представителем следующие документы:
направление (путевка);
паспорт гражданина Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства - вида на жительство) или временное удостоверение личности;
полис обязательного медицинского страхования;
страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при наличии);
пенсионное удостоверение;
результаты медицинских анализов в течение срока действия, установленного приказами организации;
справку об отсутствии инфекционных заболеваний в жилом помещении, в котором гражданин проживал в течение трех недель, предшествующих прибытию в организацию.
Министерством в организацию социального обслуживания направляются документы, послужившие основанием для выдачи направления (путевки), документы, послужившие основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме, в том числе полученные в рамках межведомственного взаимодействия.
Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, не представленные гражданином, могут запрашиваться в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При подаче заявления представителем по доверенности дополнительно представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия.
1.4.2. Право внеочередного приема на стационарное социальное обслуживание предоставляется инвалидам (статья 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) и участникам (статья 15 Закона N 5-ФЗ) Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя", лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Сталинграда" (статья 18 Закона N 5-ФЗ), и недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, не имеющим опекунов или попечителей, в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Право первоочередного приема на социальное обслуживание в стационарной форме предоставляется членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (статья 21 Закона N 5-ФЗ).
Преимущественным правом при приеме на социальное обслуживание в стационарной форме пользуются следующие категории граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (статья 17 Закона N 5-ФЗ);
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (статья 19 Закона N 5-ФЗ);
лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированной территории СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (статья 20 Закона N 5-ФЗ);
ветераны труда (статья 22 Закона N 5-ФЗ);
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения в соответствии Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
1.4.3. Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при наличии заключения уполномоченной медицинской организации в связи с наличием следующих медицинских противопоказаний:
туберкулеза любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденного методом микроскопии или методом выделения дезоксирибонуклеиновой кислоты микобактерии туберкулеза, подтвержденного методом молекулярно-генетического исследования (A15; A17 - A19);
лепры с бактериовыделением, подтвержденным методом бактериоскопии (А30);
инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и требующих оказания медицинской помощи в медицинских организациях в стационарных условиях (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (A00, A01, A20, A22, A36 - A39, A85 - 89, B01, B03 - B06, B08.4, B08.5, B09, B15, B17.2, B17.8, B17.9, B26, B34, J00 - J06, J09 - J18, J20 - J22, U07.1, U07.2);
психических расстройств и расстройств поведения при установлении за гражданином или получателем социальных услуг активного диспансерного наблюдения в связи с наличием у лица в структуре психического расстройства симптомов, обуславливающих склонность к совершению общественно опасных действий (на время осуществления активного диспансерного наблюдения) (F00 - F09, F20 - F29, F30 - F39, F40 - F48, F60 - F69, F70 - F79, F80 - F89, F90 - F98);
синдрома зависимости от психоактивного вещества (употребление психоактивного вещества постоянное) (F10 - F16, F18, F19);
гангрены и некроза легкого, абсцесса легкого (J85.0 - J85.2).
Предоставление социальных услуг в стационарной форме возобновляется после заключения уполномоченной организации об отсутствии медицинских противопоказаний, указанных в настоящем пункте.
В случае, если гражданину или получателю социальных услуг отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, организация социального обслуживания информирует медицинскую организацию по месту жительства гражданина или месту нахождения организации социального обслуживания о необходимости оказания ему медицинской помощи, в том числе медицинского наблюдения.
1.4.4. Граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа Краснодарского края.
1.5. Срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи и осуществляются в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя, без составления ИППСУ и без заключения договора.
Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг (приложение 4), содержащий сведения о получателе социальных услуг и поставщике этих услуг, о видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью поставщика социальных услуг и получателя социальных услуг.
1.6. Договор заключается между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его представителями в течение суток с даты предоставления получателем социальных услуг ИППСУ и направления (путевки) поставщику социальных услуг.
Договор о предоставлении социальных услуг получателю социальных услуг, признанному недееспособным или не полностью дееспособным, обязанности опекуна или попечителя которого возложены на организацию социального обслуживания, заключается между организацией социального обслуживания и органом опеки и попечительства - министерством.
Срок действия договора не может превышать срока, указанного в ИППСУ.
При заключении договора гражданин или его законный представитель должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, правилами внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут ему предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости оказания этих услуг.
После заключения договора поставщик социальных услуг издает приказ о приеме получателя социальных услуг на социальное обслуживание.
Поставщик социальных услуг формирует личное дело из документов, указанных в подпункте 1.4.1 Порядка, договора, копии приказа о приеме получателя социальных услуг на социальное обслуживание.
В течение пяти календарных дней после принятия гражданина на социальное обслуживание поставщик социальных услуг осуществляет включение информации о получателе социальных услуг в регистр получателей социальных услуг.
Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания являются:
письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с ИППСУ и (или) истечение срока действия договора;
нарушение получателем социальных услуг (представителем) условий, предусмотренных договором;
смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы;
возникновение у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации.
1.7. Порядок временного выбытия получателей социальных услуг из организаций социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в течение календарного года вправе временно выбывать из организации социального обслуживания по личным обстоятельствам на срок не более одного месяца в году.
В случае проведения во время временного отсутствия лечения и (или) реабилитационных мероприятий по медицинским показаниям, срок временного выбытия получателя социальных услуг из организации социального обслуживания продляется на соответствующий период.
Решение (приказ) о временном выбытии принимается директором организации социального обслуживания на основании письменного заявления дееспособного получателя социальных услуг, заключения врача организации социального обслуживания о возможности выезда из организации социального обслуживания по состоянию здоровья, письменного заявления принимающих родственников или иных лиц о принятии обязательства по обеспечению ухода и наблюдения за получателем социальных услуг в период его временного отсутствия, а также их личного сопровождения.
Решение (приказ) о временном выбытии недееспособных или не полностью дееспособных получателей социальных услуг из организации социального обслуживания принимается директором организации на основании заключения врача организации о возможности выезда получателей социальных услуг по состоянию здоровья, письменного заявления граждан, выразивших желание принять в семью недееспособных или не полностью дееспособных граждан, при наличии решения органа опеки и попечительства о возможности их временного принятия в семью.
Компенсация расходов гражданам, принявшим обязательства по содержанию недееспособного или не полностью дееспособного получателя социальных услуг на период его временного отсутствия в организации социального обслуживания, за приобретение ему продуктов питания, предметов первой необходимости и товаров длительного пользования производится в сумме, не превышающей размер его дохода, пропорционально количеству дней фактического отсутствия, при условии подтверждения произведенных расходов с приложением платежных документов.
Прием в организацию социального обслуживания после временного отсутствия осуществляется при условии представления получателей социальных услуг справки об отсутствии инфекционных заболеваний по месту пребывания.
1.8. Порядок перевода получателей социальных услуг из организаций социального обслуживания.
Перевод получателей социальных услуг из одной организации социального обслуживания в другую осуществляется по письменному заявлению получателя социальных услуг при наличии свободных мест на основании направления на перевод (путевки на перевод) министерства (приложение 5). Преимущественным правом на перевод пользуются получатели социальных услуг, имеющие родственников по месту нахождения организации социального обслуживания, в которую оформляется перевод.
Прием в организацию социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, геронтологический центр, дом социального обслуживания, иную организацию социального обслуживания) в порядке перевода осуществляется при условии предоставления медицинских анализов и документов, указанных в направлении на перевод (путевке на перевод).
Прием в организацию социального обслуживания (психоневрологический интернат, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью, дом милосердия, в дом социального обслуживания, иную организацию социального обслуживания) в порядке перевода осуществляется при условии предоставления медицинских анализов и документов, указанных в направлении на перевод (путевке на перевод), и анализа на группу возбудителей кишечных инфекций со сроком действия не более двух недель.
Получатели социальных услуг, проживающие в организациях социального обслуживания (доме-интернате для престарелых и инвалидов, геронтологическом центре, доме социального обслуживания, у иных поставщиков социальных услуг) и систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных организаций социального обслуживания, переведены в специальные организации социального обслуживания.
1.9. Порядок выбытия (отчисления) получателей социальных услуг из организации социального обслуживания.
1.9.1. Выбытие (отчисление) получателя социальных услуг из организации социального обслуживания (дома-интерната для престарелых и инвалидов, специального дома-интерната для престарелых и инвалидов, геронтологического центра, дома социального обслуживания, иной организации социального обслуживания) производится по письменному заявлению получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при наличии жилой площади или при наличии родственников, которые могут его содержать и обеспечивать необходимый уход, на основании разрешения министерства.
1.9.2. Выбытие (отчисление) получателя социальных услуг из организации социального обслуживания (психоневрологического интерната, реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью, дома милосердия, дома социального обслуживания, иной организации социального обслуживания) производится:
по письменному заявлению дееспособного получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на основании заключения клинико-экспертной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья лицо способно проживать самостоятельно, при наличии жилой площади, с разрешения министерства;
по письменному заявлению законного представителя получателя социальных услуг, признанного в установленном порядке недееспособным или не полностью дееспособным, если такой гражданин по своему состоянию не способен подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным, с разрешения министерства.
Получатель социальных услуг отчисляется из организации социального обслуживания на основании приказа организации социального обслуживания.
При отчислении из организации социального обслуживания получателю социальных услуг выдается одежда, белье и обувь по сезону, справка с указанием времени пребывания в организации социального обслуживания, причины выбытия, а также возвращаются личные вещи, хранящиеся в организации социального обслуживания.
В течение пяти календарных дней со дня прекращения предоставления социальных услуг уполномоченное лицо поставщика социальных услуг вносит соответствующие сведения в регистр получателей социальных услуг.
1.10. Требования к деятельности поставщика социальных услуг.
Основными требованиями к деятельности поставщика социальных услуг являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует организация социального обслуживания;
условия размещения организации социального обслуживания;
укомплектованность организации социального обслуживания специалистами и их квалификация;
специальное и табельное техническое оснащение организации социального обслуживания (оборудование, приборы, аппаратура и другое);
состояние информации об организации социального обслуживания, порядке и правилах предоставления услуг;
наличие порядка проведения внутренних проверок функционирования системы обеспечения качества организации социального обслуживания.
1.10.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует организация социального обслуживания:
устав (положение) организации социального обслуживания, включающий в себя сведения о предназначении организации социального обслуживания, порядке ее формирования, содержании, реорганизации, сведения об основных задачах ее деятельности, категориях обслуживаемых лиц, порядке и условиях зачисления на обслуживание, о структурных подразделениях и их основных задачах, сведения об объеме и порядке предоставления услуг и о других организационных и технических задачах и темах;
положения о структурных подразделениях организации социального обслуживания, содержащие сведения о категориях граждан, обслуживаемых тем или иным структурным подразделением, стоящих перед ними задачах, сроках и условиях обслуживания граждан, сведения о дополнительных документах, необходимых для зачисления на обслуживание в данное подразделение, сведения о количестве сотрудников подразделения, их основных обязанностях и т.д.;
руководства, служебные инструкции, правила, методики технологий, предназначенные для регламентирования процесса предоставления услуг, определения методов (способов) их предоставления и контроля, а также для совершенствования работы организации социального обслуживания;
документация на оборудование, приборы и аппаратуру, способствующая обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии;
национальные стандарты, составляющие нормативную основу практической работы организации социального обслуживания в области предоставления социальных услуг их получателям;
специальный комплект документов, представляющий собой документальное оформление системы обеспечения качества организации социального обслуживания.
1.10.2. Условия размещения организации социального обслуживания:
Организация социального обслуживания и ее структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенном(ых) здании(ях) и помещениях, доступных для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения. Для проживания граждан должны быть предусмотрены жилые помещения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, телефонной связью и Интернетом.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной температуры, влажности воздуха, запыленности, загазованности, шума, вибрации и т.д.).
Площадь, занимаемая организацией социального обслуживания, должна обеспечивать нормальное размещение персонала, получателей социальных услуг и предоставление им услуг.
1.10.3. Укомплектованность организации социального обслуживания специалистами и их квалификация:
организация социального обслуживания должна быть укомплектована необходимыми специалистами в соответствии со штатным расписанием;
организация социального обслуживания должна обеспечить четкое распределение обязанностей специалистов, изложенных в должностных инструкциях, методиках и других документах, регламентирующих их обязанности, права и ответственность;
организация социального обслуживания должна обеспечить обязательную аттестацию специалистов в установленном порядке;
организация социального обслуживания должна обеспечить воспитание у всех сотрудников организации социального обслуживания высоких моральных и морально-этических качеств, чувства ответственности и необходимости руководствоваться в своей работе с получателями социальных услуг принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, учитывая их физическое и психическое состояние;
организация социального обслуживания должна принять меры к недопущению разглашения сотрудниками организации социального обслуживания сведений личного характера о получателях социальных услуг, так как эти сведения составляют служебную тайну и за их разглашение виновные несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.10.4. Специальное и табельное техническое оснащение организации социального обслуживания.
Каждая организация социального обслуживания должна быть оснащена оборудованием, приборами и аппаратурой, которые необходимо использовать строго по назначению в соответствии с документацией на их функционирование и эксплуатацию, содержать в технически исправном состоянии, систематически проверять.
Неисправное оборудование, приборы и аппаратуру, дающие при работе сомнительные результаты, необходимо своевременно снимать с эксплуатации, менять или ремонтировать, а пригодность отремонтированных необходимо подтверждать их проверкой.
1.10.5. Состояние информации об организации социального обслуживания и правилах предоставления ей услуг.
Организация социального обслуживания обязана довести до сведения получателей социальных услуг свое наименование и местонахождение любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, предоставлять по требованию получателей социальных услуг необходимую и достоверную информацию о выполняемых услугах, позволяющую им сделать компетентный выбор.
Состав информации об услугах должен включать в себя:
перечень основных услуг, предоставляемых организацией социального обслуживания;
характеристику каждой услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
возможность получения оценки качества услуги со стороны получателя социальных услуг;
установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями получателя социальных услуг;
правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;
гарантийные обязательства организации социального обслуживания.
1.10.6. Наличие порядка проведения внутренних проверок функционирования системы обеспечения качества организации социального обслуживания.
Основным документом системы обеспечения качества организации социального обслуживания является руководство по качеству, в котором должно быть изложено общее описание системы обеспечения качества применительно к конкретной организации социального обслуживания, разъяснена политика организации социального обслуживания в области качества, отражена организационная структура системы обеспечения качества, задачи и функции подразделений и служб организации социального обслуживания в области качества, приведены сведения о комплекте документов всех уровней, составляющих нормативно-методическую базу системы обеспечения качества, установлены порядок внедрения, функционирования и контроля системы обеспечения качества.
Политика в области качества должна устанавливать основные цели, задачи и принципы деятельности организации социального обслуживания в области качества, документально оформленные и принятые к обязательному выполнению в организации социального обслуживания, охватывать все направления деятельности организации социального обслуживания, отвечать потребностям и запросам получателей социальных услуг.
В руководстве по качеству кроме целей, задач и принципов должны быть четко определены и сформулированы порядок и способы (методы) их реализации.
Организационная структура системы обеспечения качества может быть представлена в виде схемы, на которой должны быть изображены все структурные подразделения, непосредственно участвующие в предоставлении услуг или обеспечивающие их предоставление.
В системе обеспечения качества организации социального обслуживания должен быть разработан и поддерживаться в рабочем состоянии порядок проведения внутренних проверок функционирования системы обеспечения качества.
Эффективность системы обеспечения качества организации социального обслуживания определяют по результатам ее оценок, получаемых при проверках.
В процессе проверки системы обеспечения качества организации социального обслуживания осуществляют:
контроль соответствия системы обеспечения качества требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2020 "Социальное обслуживание населения. Система обеспечения качества учреждений социального обслуживания" и документации на нее;
анализ и оценку состояния функционирования системы обеспечения качества в целом и отдельных ее составных частей;
анализ соответствия предоставляемых услуг требованиям нормативных документов;
анализ и оценку результатов работы организации социального обслуживания в области качества услуг;
выработку корректирующих действий, направленных на устранение недостатков, выявленных в процессе предоставления услуг, и совершенствования системы обеспечения качества.
При контроле и оценке качества предоставляемых услуг организация социального обслуживания должна:
проверять и идентифицировать услуги на соответствие нормативным документам, регламентирующим их предоставление;
обеспечивать самоконтроль персонала, предоставляющего услуги, как составную часть процесса контроля;
обеспечивать приоритет получателей социальных услуг в оценке качества услуг;
практиковать в организации социального обслуживания регулярную оценку степени удовлетворенности получателей социальных услуг услугами путем проведения социологических опросов.
1.11. Права и обязанности поставщика социальных услуг.
Поставщик социальных услуг обязан предоставлять социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания получателям социальных услуг в соответствии с ИППСУ и условиями договоров на основании требований Закона N 442-ФЗ.
При предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщик социальных услуг обязан:
соблюдать права человека и гражданина;
обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг;
исполнять возложенные на него функции опекуна или попечителя в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
обеспечить ознакомление получателей социальных услуг (представителей) с правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги;
обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", почтовой связи;
информировать получателей социальных услуг о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;
обеспечить получателям социальных услуг условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход;
выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Поставщик социальных услуг имеет право:
в случае отказа гражданина (представителя) от заключения договора отказать гражданину в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора, заключенного с получателем социальных услуг или его представителем;
отказать гражданину или получателю социальных услуг, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
1.12. Права и обязанности получателей социальных услуг.
При получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания получатели социальных услуг имеют право на:
уважительное и гуманное отношение;
выбор поставщика социальных услуг при условии наличия у поставщика свободных мест;
получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
отказ от предоставления социальных услуг;
обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
посещение адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами, с которыми получатель социальных услуг желает встретиться, в установленные правилами внутреннего распорядка поставщика социальных услуг дни и часы;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
сопровождение при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Получатели социальных услуг обязаны:
предоставлять сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
своевременно информировать в письменной форме поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
соблюдать условия договора, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату;
соблюдать правила внутреннего распорядка организации социального обслуживания (приложения 6, 7).
2. Сроки предоставления социальной услуги
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг с даты предоставления ИППСУ и осуществляются в сроки, обусловленные договором.
Срочные социальные услуги предоставляются в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг в их получении (немедленно).
3. Подушевой норматив финансирования социальной услуги
Подушевой норматив финансирования социальной услуги определяется в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа Краснодарского края в сфере социального обслуживания - министерства.
4. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги
4.1. Основными показателями, определяющими качество социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, предоставляемых получателям социальных услуг, являются:
показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе поставщика социальных услуг;
обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере стационарного социального обслуживания (устав (положение), руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности, эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы);
численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика социальных услуг;
доступность условий размещения поставщиков социальных услуг (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, иные условия, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг);
укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация;
наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений поставщика социальных услуг;
состояние информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации социального обслуживания;
повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности поставщика социальных услуг при предоставлении социальных услуг).
4.2. При оценке качества социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:
полнота предоставления социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).
4.2.1. Оценка качества оказания социально-бытовых услуг включает в себя оценку:
жилой площади, предоставляемой поставщиком социальных услуг, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность), которая должна обеспечивать удобство проживания получателей социальных услуг, а также учитывать, по возможности, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическую совместимость при размещении получателей социальных услуг в жилых помещениях (комнатах);
помещений, предоставляемых для предоставления социальных услуг, которые по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать возможность оказания всех видов социальных услуг с учетом специфики получателей социальных услуг, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
мебели и оборудования, которые должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния получателей социальных услуг, отвечать санитарно-гигиеническим нормам;
мягкого инвентаря, предоставляемого получателям социальных услуг, который должен быть удобным, соответствовать росту и размерам получателей социальных услуг, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям и, по возможности, их запросам по фасону и расцветке;
питания, которое должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности получателей социальных услуг по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;
оказания услуг, предоставляемых получателям социальных услуг не способным к самообслуживанию, которые должны обеспечивать выполнение необходимых получателям социальных услуг процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств;
иных социально-бытовых услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
4.2.2. Оценка качества оказания социально-медицинских услуг включает в себя оценку:
своевременного и в необходимом объеме выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг, путем организации ухода за ними с учетом медицинских показаний, физического и психического состояния;
проведения систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
проведения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг, оздоровительных мероприятий, которые должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям социальных услуг;
мероприятий по консультированию получателей социальных услуг по социально-медицинским вопросам, которые должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи получателям социальных услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных проблем, связанных с сохранением здоровья;
оказания помощи в выполнении занятий по адаптивной физической культуре, которая должна обеспечивать овладение получателями социальных услуг доступного и безопасного для здоровья комплекса физических упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления их здоровья;
иных социально-медицинских услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.2.3. Оценка качества социально-психологических услуг включает в себя оценку:
социально-психологического консультирования, которое должно обеспечить оказание получателям социальных услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений, в том числе для предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
психологической помощи, оказание которой должно помочь получателю социальных услуг раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы, решить возникшие социально-психологические проблемы;
социально-психологического патронажа, который должен на основе систематического наблюдения за получателями социальных услуг обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, ухудшающих условия жизнедеятельности получателей социальных услуг, в целях оказания им необходимых социально-психологических услуг;
иных социально-психологических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.2.4. Оценка качества социально-педагогических услуг включает в себя оценку:
социально-педагогической коррекции, осуществление которой должно обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, в которой нуждаются получатели социальных услуг, получающие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций);
формирования позитивных интересов получателей социальных услуг, организацию их досуга, которые должны обеспечивать удовлетворение социокультурных и духовных запросов получателей социальных услуг, расширение кругозора, сферы общения, повышение творческой активности получателей социальных услуг;
иных социально-педагогических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.2.5. Оценка качества социально-трудовых услуг включает в себя оценку:
качества услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования и (или) квалификации инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, которые определяются тем, в какой степени созданные поставщиком социальных услуг условия для получения образования взрослыми инвалидами способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению;
проводимых мероприятий по использованию трудовых возможностей получателей социальных услуг и обучению их доступным профессиональным навыкам, их достаточность и своевременность;
проводимых мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве;
иных социально-трудовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.2.6. Оценка качества социально-правовых услуг включает в себя оценку:
оказания помощи в оформлении и восстановлении документов, которая должна обеспечивать разъяснение получателям социальных услуг содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем;
эффективности оказания юридической помощи получателям социальных услуг, которая должна обеспечить своевременное и объективное решение стоящих перед получателем социальных услуг правовых проблем;
иных социально-правовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.2.7. Оценка качества услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, включает в себя оценку:
обучения инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации, которое должно развить у инвалидов практические навыки и умения самостоятельно пользоваться этими средствами;
проведения социально-реабилитационных мероприятий, которые должны способствовать восстановлению социального статуса получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, улучшить взаимодействие получателя социальных услуг с обществом;
обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, навыкам поведения в быту и общественных местах, которое должно обеспечивать формирование получателя социальных услуг как самостоятельной личности, культурной, вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, а также обучения внутренней дисциплине личности, способной обслужить себя в бытовых условиях;
обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, навыкам компьютерной грамотности, которое должно развить у получателей социальных услуг практические навыки и умения самостоятельно пользоваться компьютером;
иных услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.2.8. Оценка качества срочных социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания включает в себя оценку качества сопровождения получателей социальных услуг при госпитализации в медицинские организации.
4.3. Показатели качества предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и оценка результатов их предоставления поставщиками социальных услуг определяются по результатам предоставления социальных услуг применительно к каждому конкретному получателю социальных услуг.
5. Условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности
Условия предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания устанавливаются с учетом условий, установленных получателю социальных услуг в ИППСУ и договоре.
Результатом предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.
6. Ответственность
6.1. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Порядком, осуществляется в форме регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
6.2. Органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим оценку соблюдения обязательных требований, установленных Порядком, является министерство.
Начальник отдела |
Т.А. Лобченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.