Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2023 г. по делу N 3а-247/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2024 г. N 66а-125/2024 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С., при секретаре Ивановой С.С., с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леонтьевой Евгении Николаевны о признании недействующим в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2021 года N 929 "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга",
установил:
Правительством Санкт-Петербурга 30 ноября 2021 года принято постановление N 929 "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 929).
Постановление N 929 опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 02 декабря 2021 года.
Пунктом 1 Постановления N 929 установлено, что на территории Санкт-Петербурга оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Административный истец Леонтьева Е.Н. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив 12 октября 2023 административные исковые требования просила признать недействующим Постановление N 929 в части установления осуществления оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, исходя из общей площади жилого помещения, с возложением обязанности на административных ответчиков принять иной способ расчета.
В обоснование своих требований указала, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления принципа исчисления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, независимо от числа проживающих, установлен в нарушение принципа разумности, справедливости и целесообразности, противоречит конституционному праву на достойный уровень существования, не соизмеримо с реальным количеством образуемых отходов, перерасчет платы невозможен в связи с отсутствием такого правового регулирования. Кроме того, такой порядок исчисления увеличивает финансовую нагрузку, поскольку начисленный объем накопления не соответствует реальному параметру накопления проживающего одного человека в квартире.
Административный истец и ее представитель Татаренко Т.Г. в судебное заседание явились, административные исковые требования поддерживали.
Представитель административных ответчиков Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Власов А.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 25-28, 89-92), согласно которым, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, Правительство Санкт-Петербурга действовало в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением законодательства к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие, не противоречит действующему законодательству.
Представитель заинтересованного лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга по доверенности ФИО в судебное заседание явилась, полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поддерживала доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним (л.д. 65-70, 93-98). Указала, что нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, как федеральное законодательство предусматривает возможность принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации об оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения. Возможность принятия такого решения не обусловлена какими-либо иными условиями.
Представитель заинтересованного лица АО "Невский экологический оператор" по доверенности Рябкова И.А. в судебное заседание явилась, полагала, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, в материалы административного дела представлен письменный отзыв, где указывает, что оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, ранее в материалы дела представлены письменные возражения, где указывалось на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления (л.д.78-80).
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (части 1 и 2 статьи 40).
Во взаимосвязи со статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для получения гражданами коммунальных услуг.
На основании положений, закрепленных в статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Таким образом, полномочия органов власти субъектов Российской Федерации на принятие нормативных правовых актов в сфере жилищного законодательства устанавливаются Жилищным кодексом Российской Федерации, а в том случае, если данным кодексом или принятыми на его основе указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами не установлено правовое регулирование по отдельным вопросам, органы власти субъектов Российской Федерации вправе, но не обязаны осуществить собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующего федерального акта.
Согласно пунктам 1, 14 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Правительство Санкт-Петербурга разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Санкт-Петербурга, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии; осуществляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленные правовыми актами Правительства Российской Федерации, если иное не установлено Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.2.1 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Регламент), Правительство Санкт-Петербурга издает нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга был разработан проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям в занимаемых ими жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга".
Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям в занимаемых ими жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга" в соответствии с Регламентом Правительства Санкт-Петербурга и с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 48-рп "О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга" в период с 13 сентября 2021 года по 27 сентября 2021 года был размещен на едином региональном интернет-портале для размещения проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы и на официальном сайте Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (л.д. 38). Проект постановления согласован в установленном порядке; указанный нормативный правовой акт принят по согласованию с членами Правительства Санкт-Петербурга, подписан Губернатором Санкт-Петербурга 30 ноября 2021 года и опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" gov.spb.ru 02 декабря 2021 года.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении административного дела судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие, по указанным основаниям административным истцом не оспаривается.
Административный истец, являясь жителем Санкт-Петербурга, проживающей в жилом помещении, оплачивает расходы на вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) исходя из площади указанной квартиры.
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Проверяя соответствие оспариваемого Постановления N 929 федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Из Постановления N 929 следует, что оно принято в соответствии с пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Пунктом 148(30) Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения 2 к Правилам, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленной цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (абзац первый). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов (абзац второй).
Пункт 148(30) Правил в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения (абзац второй) был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации на соответствие закону, решением которого от 22 июля 2020 г. по делу N АКПИ20-254 в удовлетворении административного искового заявления отказано).
Правительством Российской Федерации 27 августа 2012 года также утверждено постановление N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857).
Согласно абзацу первому пункта 4(1) Постановления N 857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 4(1) был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации на соответствии закону, решением которого от 13 января 2022 года по административному делу N АПЛ21-499 в удовлетворении административного иска отказано).
Из приведенных нормативных положений следует, что расчет размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, при их отсутствии исходя из количества собственников помещения, а в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.
Правительство Санкт-Петербурга, принимая Постановление N 929, реализовало закрепленное в указанных выше постановлениях Правительства Российской Федерации право Санкт-Петербурга на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, положения оспариваемого постановления в части установления на территории Санкт-Петербурга порядка осуществления оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, а не по количеству граждан постоянно и временно проживающих в жилом помещении, соответствует действующему законодательству Российской Федерации, и принято Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области обращения с ТКО.
Доводы административного истца о противоречии принцам разумности, целесообразности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Таким образом, вопросы целесообразности принятия того или иного положения нормативного правового акта не относятся к полномочиям суда при осуществлении абстрактного нормоконтроля.
Утверждение о противоречии Постановления N 929 в оспариваемой части статье 2, части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации несостоятельно, поскольку данные нормы не регулируют вопросы оплаты коммунальных услуг.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на обусловленную современными условиями становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами специфику соответствующей коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления (Постановление от 2 декабря 2022 года N 52-П, определения от 12 июля 2022 года N 1714-О, от 5 декабря 2022 года N 3211-О и N 3212-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 июля 2022 года N 1714-О указал, что правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного - отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила - способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителю в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2022 года N 3212-О предусмотренный абзацем вторым пункта 148.30 Правил во взаимосвязи с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ссылки административного истца о том, что оспариваемое Постановление N 929 исключает возможность перерасчета размера платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении несостоятельны, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Санкт-Петербурга порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не регламентирует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию каким-либо конкретным положениям федерального законодательства не противоречат.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных административных исковых требований Леонтьевой Е.Н. следует отказать.
Руководствуясь статьями 175, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Леонтьевой Евгении Николаевны о признании недействующим в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2021 года N 929 "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга", отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о данном решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2023 г. по делу N 3а-247/2023
Опубликование:
-