Решение Суда по интеллектуальным правам от 14 марта 2024 г. по делу N СИП-897/2023
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 5 марта 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2024 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе: председательствующего судьи Силаева Р.В., судей Борзило Е.Ю., Пашковой Е.Ю.;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Инхереевым А.Б. -
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Соколова Владимира Владимировича (г. Новосибирск, ОГРНИП 320547600077900), индивидуального предпринимателя Сизова Павла Александровича (Москва, ОГРНИП 313774616100671), индивидуального предпринимателя Саттарова Артура Рифгатовича (Республика Татарстан, ОГРНИП 316169000165051) и общества с ограниченной ответственностью "Подарки Там" (ул. 4-я Курская, д. 42Б, литер В, пом. 19, г. Орел, 302004, ОГРН 1185749000810) к обществу с ограниченной ответственностью "Подарки Оптом" (ул. Декабристов, зд. 85Б, пом. 17, оф. 711 г. Казань, Республика Татарстан, 420034, ОГРН 1151690038202) о признании актом недобросовестной конкуренции действий по регистрации товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 850339.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200).
В судебном заседании приняли участие представители:
от индивидуального предпринимателя Соколова Владимира Владимировича - Семченко Н.С., Трифонова Л.С., Зайченко Н.М. (по общей доверенности от 23.08.23);
индивидуальный предприниматель Сизов Павел Александрович лично и его представители - Семченко Н.С., Трифонова Л.С., Зайченко Н.М. (по общей доверенности от 27.07.23);
от индивидуального предпринимателя Саттарова Артура Рифгатовича - Семченко Н.С., Трифонова Л.С., Зайченко Н.М. (по общей доверенности от 27.07.23);
от общества с ограниченной ответственностью "Подарки Там" - Семченко Н.С., Трифонова Л.С., Зайченко Н.М. (по общей доверенности от 04.08.23);
от общества с ограниченной ответственностью "Подарки Оптом" - Иващенко О.И., Лелякина Н.А. (по совместной доверенности от 11.01.2024).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Соколов Владимир Владимирович, индивидуальный предприниматель Сизов Павел Александрович, индивидуальный предприниматель Саттаров Артур Рифгатович и общество с ограниченной ответственностью "Подарки Там" (далее - общество "Подарки Там") обратились в Суд по интеллектуальным правам с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Подарки Оптом" (далее - общество "Подарки Оптом") о признании актом недобросовестной конкуренции действий по регистрации товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации N 859504 и N 850339.
Определением от 04.09.2023 по делу N СИП-828/2023 указанный иск принят к производству Суда по интеллектуальным правам, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Тем же определением в отдельное производство выделено требование о признании актом недобросовестной конкуренции действий по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 850339. Делу присвоен номер СИП-897/2023.
Протокольным определением от 25.09.2023 судом принято уточнение заявленных требований: истцы просят суд признать актом недобросовестной конкуренции действия общества "Подарки Оптом" по регистрации товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 850339 в отношении товаров 21-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) "аэраторы для вина; бокалы; бутыли; графины; емкости бытовые или кухонные; емкости кухонные; емкости стеклянные [бутыли для кислот]; емкости шаровидные стеклянные [сосуды]; изделия из фарфора, керамики, фаянса, терракота или стекла художественные; ковши для вина; колбы стеклянные [сосуды]; кружки пивные; кружки пивные с крышкой; кувшины; насадки для розлива вина; посуда из окрашенного стекла; посуда хрустальная [стеклянная]; сервизы [столовая посуда]; сервизы ликерные; сосуды для питья; стаканы [емкости]; стаканы для напитков; термосы; фляги карманные; фляги спортивные; чашки" и услуг 35-го класса МКТУ "маркетинг; распространение образцов; реклама; услуги по розничной, оптовой продаже товаров; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; услуги розничной продажи товаров по каталогу; услуги розничной продажи товаров с использованием телемагазинов или Интернет-сайтов".
Определением от 16.10.2023 суд по ходатайству истцов истребовал в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у общества с ограниченной ответственность "Вайлдберриз" и общества с ограниченной ответственность "Интернет Решения" сведения о датах создания в принадлежащих им Интернет-магазинах карточек, датах начала продаж, об объемах реализации истцами товаров "бокалы, кружки, стаканы" с обозначением "Для блеска глаз".
Определением от 20.11.2023 суд повторно истребовал у названных маркет-плейсов соответствующие доказательства.
В судебное заседание явились представители истцов, истец Сизов П.А. лично и представители ответчика.
Представители истцов поддержали заявленные требования с учетом аргументов, изложенных в письменных пояснениях и в итоговых письменных пояснениях.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, поддержал позицию, изложенную в отзыве и письменных пояснениях.
Роспатент в отзыве от 11.10.2023 сообщил о своей незаинтересованности в исходе спора и ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
При данных обстоятельствах неявка представителя Роспатента в судебное заседание в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует разрешению спора, по существу.
При разрешении спора суд исходит из нижеследующего.
Словесный товарный знак "" зарегистрирован на имя общества "Подарки Оптом" 27.01.2022 по заявке N 2021760457 с датой приоритета от 21.09.2021, в т.ч. в отношении товаров 21-го класса МКТУ "автоклавы для приготовления пищи неэлектрические / скороварки неэлектрические; аквариумы комнатные; аэраторы для вина; бадьи / ведра; банки для печенья / коробки для печенья; баночки для создания свечи; безделушки китайские из фарфора; блюда; блюда бумажные; блюда-подносы для овощей; блюдца; бокалы; бонбоньерки / коробки для конфет; бутыли; бутыли оплетенные; бюсты из фарфора, керамики, фаянса или стекла; вазы; вазы для обеденного стола; вазы для фруктов; ванночки детские надувные; ванночки для птиц; ванны детские переносные; вантузы; вафельницы неэлектрические; ведра для использованных подгузников / утилизаторы для подгузников; ведра для льда; ведра для отжима швабр; ведра из тканей; венчики бытовые неэлектрические; вертела металлические / шампуры металлические;
вешалки в виде колец и перекладин для полотенец; вешалки для растягивания одежды / распялки; волос для щеточных изделий; волос конский для изготовления щеток; вольеры для птиц / клетки для птиц; воронки; воскоплавы электрические и неэлектрические / нагреватели воска электрические и неэлектрические; выбивалки для ковров; вывески из фарфора или стекла; гасильники для свечей; головки для электрических зубных щеток; горшки для цветов; горшки ночные; горшочки для клея; графинчики для уксуса или масла; графины; гребни для волос; гребни для животных; грелки для чайников; губки абразивные для кожи; губки для макияжа; губки для хозяйственных целей; губки туалетные; держатели для губок; держатели для детских ванночек; держатели для зубочисток; держатели для мыла; держатели для салфеток; держатели для цветов и растений [в цветочных композициях]; держатели для чайных пакетиков; держатели кисточек для бритья; держатели туалетной бумаги; диспенсеры мыла; диспенсеры туалетной бумаги / раздатчики туалетной бумаги; диффузоры для отпугивания комаров, подключаемые к электросети; диффузоры масляные ароматические, за исключением тростниковых, электрические и неэлектрические; доски гладильные; доски для резки кухонные; доски для резки хлеба; доски стиральные; дробилки кухонные неэлектрические; дуршлаги бытовые; дымопоглотители бытовые; емкости бытовые или кухонные; емкости кухонные; емкости стеклянные [бутыли для кислот]; емкости термоизоляционные; емкости термоизоляционные для напитков; емкости термоизоляционные для пищевых продуктов; емкости шаровидные стеклянные [сосуды]; задвижки для крышек кастрюль; замша для чистки; зубочистки; изделия бытовые керамические; изделия из майолики; изделия из фарфора, керамики, фаянса, терракота или стекла художественные; измельчители кухонные неэлектрические; инструменты с ручным управлением для чистки; кабаре [подносы для напитков]; кастрюли; кастрюли для приготовления кускуса неэлектрические / кускусницы неэлектрические; кашпо, за исключением бумажных; кисточки для бритья; кисточки для макияжа; кисточки кухонные / щетки кухонные; клетки для комнатных животных; коврики для выпечки; ковши для вина; кожа для полирования; кокотницы неэлектрические; колбы стеклянные [сосуды]; колодки обувные; кольца для салфеток; кольца маркировочные для домашней птицы; кольца маркировочные для птиц; контейнеры из алюминиевой фольги одноразовые бытовые; копилки; копилки-свиньи; корзинки для хлеба бытовые; корзины бытовые; корзины для бумаги; кормушки; кормушки для домашних животных, автоматические; кормушки для животных; коробки для завтрака; коробки для чая; корыта для стирки; котелки глиняные; котелки походные / котелки солдатские; котлы; кофеварки неэлектрические; кофейники неэлектрические; кофемолки ручные; кремнезем [частично обработанный], за исключением используемого для строительных целей; кружки пивные; кружки пивные с крышкой; крысоловки; крышки для горшков; крышки для комнатных аквариумов; крышки для масленок; крышки для посуды; крышки для сырниц; крышки силиконовые многоразовые для пищевых продуктов; крючки для застегивания обуви или перчаток; кубики льда многоразовые; кувшины; курильницы для благовоний; лейки; ловушки для мух; ловушки для насекомых; ложки для мороженого; ложки для перемешивания [кухонная утварь];
ложки разливательные [кухонная утварь]; лопатки для тортов; лопатки косметические / шпатели косметические; лопатки кухонные; лотки туалетные для домашних животных; масленки; материалы для изготовления щеток; материалы для придания блеска, за исключением препаратов, бумаги и камня; маты на стол, за исключением бумажных или текстильных; машинки для изготовления лапши [ручные инструменты]; машинки для снятия катышков электрические или неэлектрические; машины для изготовления макаронных изделий ручные; машины и приспособления для полирования бытовые неэлектрические; мельницы для перца ручные; мельницы ручные бытовые; метелки перьевые; метлы; мешки изотермические; мешочки кондитерские; миски [чаши]; миски для домашних животных; мозаики стеклянные, за исключением строительных; мочалки для мытья посуды; мочалки металлические для чистки кухонной посуды; мыльницы; мышеловки; наборы кухонной посуды; насадки для леек; насадки для наливания; насадки для розлива вина; насадки и трубки для украшения кондитерских изделий; насадки шлангов для орошения / насадки шлангов для поливки; несессеры для пикников с набором посуды; несессеры для туалетных принадлежностей; нити зубные; нити из стекловолокна, за исключением текстильных; ножи для резки бисквитов [кухонные принадлежности]; ножи для теста; опрыскиватели; опрыскиватели для цветов и растений; отделители яичного желтка; отходы хлопчатобумажные для уборки; отходы шерстяные для уборки; очесы льняные для уборки; пакеты охлаждающие для продуктов питания и напитков; палочки для еды [принадлежности кухонные]; палочки для коктейлей; пароварки неэлектрические; перечницы; перчатки для барбекю / перчатки кухонные; перчатки для груминга / перчатки для ухода за животными; перчатки для домашнего хозяйства; перчатки для мытья автомобиля; перчатки для полирования; перчатки для садово-огородных работ; пестики кухонные; пипетки для бытовых целей; пипетки для взятия проб вина / сифоны для взятия проб вина; пипетки для косметических целей; пластины для рассеивания ароматических масел; пластины-сторожа, используемые при кипячении молока; поддоны; подносы бытовые; подносы бытовые бумажные; подносы вращающиеся [кухонные принадлежности]; подогреватели бутылок с сосками для детского питания неэлектрические; подсвечники; подставки для блюд [столовая утварь]; подставки для графинов, за исключением бумажных или текстильных; подставки для грилей / подставки под рашперы; подставки для меню; подставки для ножей для сервировки стола; подставки для утюгов; подставки для яиц; подушечки абразивные кухонные; подушечки для чистки; поилки; половники сервировочные; порошок стеклянный для украшений; посуда глиняная; посуда для варки; посуда для тепловой обработки пищи; посуда из окрашенного стекла; посуда столовая, за исключением ножей, вилок и ложек; посуда фарфоровая; посуда фаянсовая; посуда хрустальная [стеклянная]; предметы домашней утвари для косметики; предметы домашней утвари туалетные; прессы гладильные для брюк; прессы для выдавливания зубной пасты из тюбиков; прессы для приготовления тортилий неэлектрические [кухонная утварь]; приборы дезодорирующие индивидуальные; приборы для растительного масла и уксуса; приборы для снятия макияжа; приборы для специй; приспособления для натирания воском неэлектрические; приспособления для открывания бутылок, электрические и неэлектрические; приспособления для растягивания перчаток; приспособления для снятия сапог; приспособления для собирания крошек; приспособления для сохранения формы галстуков; прихватки; прищепки; пробки стеклянные; пудреницы, пустые; пульверизаторы для духов; пуховки для пудры; пылеуловители неэлектрические; разделители для пальцев ног для педикюра; расчески электрические; расчески; рашперы [кухонная утварь]; решета [бытовые]; рога для питья; рожки для обуви; розетки подсвечников; ручки для метел; салатницы; салфетки под столовые приборы, за исключением бумажных или текстильных; самовары неэлектрические; сахарницы; сбивалки неэлектрические; сепараторы для яиц бытовые неэлектрические; сервизы [столовая посуда]; сервизы кофейные [столовая посуда]; сервизы ликерные; сервизы чайные [столовая посуда]; сетки кухонные, не предназначенные для микроволновок; сита [бытовая утварь]; сита для золы [бытовая утварь]; ситечки чайные; сифоны для газированной воды; скалки для теста бытовые; сковороды; скребки [чистящие инструменты]; скребки для чистки полов металлические; скребницы; смешиватели бытовые неэлектрические; совки бытовые; соковыжималки бытовые неэлектрические; соломинки для дегустации напитков / трубочки для питья; солонки; сосуды для питья; сосуды для приготовления льда и напитков со льдом металлические; сосуды охлаждающие; спринцовки кулинарные грушевидной формы; стаканчики бумажные или пластмассовые; стаканы [емкости]; стаканы для напитков; статуи из фарфора, керамики, фаянса, терракота или стекла; статуэтки из фарфора, керамики, фаянса, терракоты или стекла; стекла для окон транспортных средств [полуфабрикаты]; стекло листовое [необработанное]; стекло матовое;
стекло необработанное или частично обработанное, за исключением строительного; стекло опаловое; стекло с введенными внутрь тонкими электрическими проводами; стекло эмалевое, не для строительства; стекловата, за исключением используемой для изоляции; стекловолокно кварцевое прозрачное нетекстильное; стекловолокно, за исключением используемого для изоляции или как текстиль; ступки кухонные; сумки-холодильники переносные неэлектрические; супницы; сушилки для белья; сушилки для белья зонтичные; тажины неэлектрические; тазы [емкости]; тарелки; тарелки одноразовые; терки кухонные; термосы; террариумы для выращивания растений в комнатных условиях; террариумы комнатные [виварии]; трубки для очистки чеснока; тряпки для мытья полов; тряпки для полировки; тряпки для уборки; тряпки для удаления пыли; тряпки для удаления пыли с мебели; устройства аэрозольные, за исключением медицинских; устройства для натирания обуви неэлектрические; устройства для орошения ротовой полости; устройства для приманивания и уничтожения насекомых электрические; устройства оросительные; утварь бытовая; утварь кухонная; утварь кухонная для приготовления пищи неэлектрическая; фильтры для кофе неэлектрические; флаконы; фляги карманные; фляги спортивные; формодержатели для сапог; формы [кухонная утварь]; формы для варки яиц без скорлупы; формы для выпечки; формы для льда; формы кулинарные; фритюрницы неэлектрические; футляры для расчесок; хлебницы; хлопушки для мух; чайники заварочные; чайники неэлектрические; чашки; чеснокодавилки [кухонная утварь]; чехлы для гладильных досок; шарики для заварки чая; шары стеклянные декоративные; швабры отжимные; швабры; шейкеры коктейльные; штопоры, электрические и неэлектрические; щетина животных [щетки и кисти]; щетина свиная для изготовления щеток; щетки для мытья посуды; щётки для натирания лыж; щетки для чистки емкостей; щетки для чистки ламповых стекол; щетки для чистки лошадей; щетки жесткие; щетки зубные; щетки зубные электрические; щетки механические для ковров; щетки обувные; щетки половые; щетки туалетные; щетки электрические, за исключением деталей машин; щетки; щеточки для бровей; щеточки для ногтей; щеточки для ресниц; щипцы для колки орехов; щипцы для льда; щипцы для салата; щипцы для сахара; этикетки для декантеров; яйца подкладные для несушек искусственные; ящики для выдачи бумажных салфеток; ящики для мусора; ящики для растений; ящики стеклянные" и услуг 35-го класса МКТУ "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг;
маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг / предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы / службы по связям с прессой; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов / прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом;
управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик" / услуги PPC; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования; услуги по розничной, оптовой продаже товаров; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; услуги по развозной продаже товаров, включенные в 35 класс; услуги розничной продажи товаров по каталогу; услуги розничной продажи товаров с использованием телемагазинов или Интернет-сайтов; экспертиза деловая".
Полагая, что действия общества "Подарки Оптом" по приобретению исключительного права на указанный товарный знак и по его дальнейшему использованию содержат признаки недобросовестной конкуренции, истцы обратились в Суд по интеллектуальным правам с рассматриваемым заявлением.
В обоснование исковых требований с учетом письменных объяснений от 12.10.2023 и от 25.01.2024 истцы привели следующие доводы:
- на дату подачи заявки на регистрацию спорного товарного знака (21.09.2021) истцы, представляющие собой консолидированную группу хозяйствующих субъектов, зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательской деятельности на территории различных субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность по продаже бокалов и кружек с надписями и изображениями, находились с ответчиком в конкурентных отношениях;
- истцы, равно как и иные лица, правомерно приступили к использованию обозначения "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ" для маркировки товаров 21-го класса МКТУ, в частности, бокалов и кружек, задолго до даты приоритета спорного товарного знака, о чем ответчику было известно;
- обозначение "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ" не является средством индивидуализации, потому что представляет собой общеизвестную фразу, слоган, используется иными лицами в качестве пожеланий, фраз и выражений юмористического характера, призванных подчеркнуть черты личности обладателя соответствующего сувенира и сделать для него процесс использования такого рода продукции позитивно окрашенным;
- ответчик не мог не знать об использовании товарного знака иными лицами до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака, потому что деятельность по продаже подарочных бокалов осуществляется преимущественно с использованием одних каналов реализации и распространения информационных площадок (маркет-плейсов) OZON и Wildberries;
- ответчик, приобретая исключительное право на товарный знак, имел намерение причинить вред истцам, что подтверждается направлением в адрес истцов и иных лиц досудебных претензий и исковых заявлений о защите исключительного права;
- причинение вреда либо вероятность причинения вреда истцам, последние видят в возможности предъявления ответчиком судебных исков о взыскании компенсации, направления претензий в адрес маркет-плейсов, что может привести к приостановлению продаж товаров и, как следствие, к убыткам, в приостановлении и/или прекращении использования спорных обозначений, что способно привести к убыткам в виде упущенной выгоды; - ответчик аккумулирует товарные знаки, что подтверждается тем, что на имя ответчика зарегистрировано более 40 товарных знаков и подано свыше 30 заявок на регистрацию.
В обоснование доводов искового заявления истцами представлены следующие доказательства в отношении товарного знака "Для блеска глаз", имеющие отношение к периоду времени, предшествующему, по утверждению истцов, дате приоритета спорного товарного знак:
1) в отношении предпринимателя Соколова В.В. - товарная накладная от 05.02.2021 N 15 в подтверждение поставки бокалов с гравировкой "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ" в суммарном количестве 73 шт., Скриншоты с маркет-плейса "Wildberries";
2) в отношении предпринимателя Сизова П.А. - отчеты о реализации товаров на маркет-плейсе "OZON" за период с 01.08.2021 по 31.08.2021 N 724142 (бокалы с гравировкой "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ" в количестве 4 шт.), за период с 01.09.2021 по 30.09.2021 N 779192 (в количестве 10 шт.), Ответ общества с ограниченной ответственностью "Интернет Решения" на адвокатский запрос от 14.08.2023 N 045/2023, скриншоты из социальной сети Instagram;
3) в отношении предпринимателя Саттарова А.Р. - отчеты о реализации товаров на маркет-плейсе "КазаньЭкспресс" в период с 24.11.2020 по 17.05.2021 (в количестве 19 шт.); ответы общества с ограниченной ответственностью "КазаньЭкспресс" от 28.09.2023 на адвокатский запрос и от 12.12.2023 на судебный запрос;
4) в отношении общества "Подарки Там" - скриншоты страниц маркет-плейса "Wildberries" в отношении товара с артикулом 30350759;
5) сведения об использовании обозначения "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ" иными лицами, не являющимися истцами по настоящему делу.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 1512 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.
Признание действий по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак актом недобросовестной конкуренции отнесено Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) к компетенции антимонопольных органов (статьи 22, 23 названного Закона).
Право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.
Следовательно, если лицо за защитой своих прав обратится в арбитражный суд, не подавая до этого соответствующего заявления в антимонопольный орган, суд не может со ссылкой на пункт 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставить такое заявление без рассмотрения.
Таким образом, лицо (лица), считающее, что его права или законные интересы нарушены в результате совершения иным лицом недобросовестных действий по приобретению и использованию исключительных прав на средство индивидуализации, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и причиняющих или несущих вероятность причинения убытков, имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о признании таких действий актом недобросовестной конкуренции, минуя административный порядок.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что требование о признании актом недобросовестной конкуренции действий лица по приобретению и использованию исключительного права, поданное в арбитражный суд, рассматривается в порядке искового производства, право на обращение с соответствующим иском возникает только у того истца, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а не у любого лица, которому стало известно о наличии в действиях ответчика признаков недобросовестной конкуренции. При этом бремя доказывания обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, возложено именно на него.
Таким образом, суду при рассмотрении искового заявления о признании действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции надлежит установить наличие у истца заинтересованности в подаче такого иска, нарушения или угрозы нарушения действиями ответчика прав и законных интересов именно истца.
По делу о признании недобросовестными действий лица по приобретению и использованию исключительного права на средство индивидуализации, рассматриваемому судом без предварительного рассмотрения антимонопольным органом, сторона, заявляющая о такой недобросовестности, должна доказать нарушение своих прав на момент приобретения ответчиком исключительного права.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 16.07.2018 по делу N СИП-313/2017, от 02.11.2018 по делу N СИП-795/2017, от 24.06.2019 по делу N СИП-134/2018, от 28.03.2022 по делу N СИП-769/2021 и других.
На это же обращает внимание Верховный Суд Российской Федерации в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2), указывая, что правом на иск обладают лица, чьи права нарушены в результате несоблюдения требований антимонопольного законодательства иными участниками гражданского оборота.
В силу части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
По смыслу положений пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Из приведенного определения понятия "недобросовестная конкуренция" следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно: они должны совершаться хозяйствующими субъектами; быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).
Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает в том числе возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Таким образом, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.
В силу статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Так, подлежат запрету: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
В пункте 30 Постановления N 2 разъяснено, что при рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:
факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;
отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;
направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, на извлечение преимущества из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам - конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).
Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 этого Закона, статьей 10.bis Парижской конвенции.
В пункте 169 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) отмечено, что на основании части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации.
Как разъяснено в абзаце шестом названного пункта Постановления N 10, квалификация действий правообладателя по приобретению исключительного права на товарный знак путем его государственной регистрации в качестве акта недобросовестной конкуренции зависит от цели, преследуемой лицом при приобретении такого права, от намерений этого лица на момент подачи соответствующей заявки. Цель лица, его намерения могут быть установлены с учетом в том числе предшествующего подаче заявки на товарный знак поведения правообладателя, а равно его последующего (после получения права) поведения. В случае если лицо подает заявку на государственную регистрацию в качестве товарного знака обозначения, использующегося иными лицами, оценке подлежат в числе прочего известность, репутация обозначения, вероятность случайности такого совпадения.
Проверяя наличие факта недобросовестного поведения и злоупотребления правом со стороны заявителя в подобных случаях, суд должен также учесть цель регистрации товарного знака или приобретения исключительного права на товарный знак, реальное намерение правообладателя его использовать, причины неиспользования. В случае же установления того, что правообладателем был зарегистрирован товарный знак или приобретено исключительное право на товарный знак не с целью его использования самостоятельно или с привлечением третьих лиц, а лишь с целью запрещения третьим лицам использовать соответствующее обозначение, в защите такого права указанному лицу суд может отказать.
Недобросовестная цель приобретения исключительного права устанавливается единожды, и ее выявление порождает последствия не только для взаимоотношений лиц, участвующих в деле, в котором она анализировалась, но и в целом для самого товарного знака.
С точки зрения определения намерений при выяснении вопроса о добросовестности приобретения исключительных прав на товарный знак изучению подлежат как обстоятельства, связанные с самим приобретением исключительного права, так и последующее поведение правообладателя, свидетельствующее о цели такого приобретения.
Поскольку цель (мотив) совершаемых субъектом действий при недобросовестной конкуренции направлена на создание преимуществ перед конкурентами, в данном случае необходимо установление взаимоотношений между истцом и ответчиком на дату совершения ответчиком действий, направленных на приобретение исключительного права на спорный товарный знак.
Как разъяснено в абзаце первом пункта 171 Постановления N 10, при рассмотрении дела об оспаривании решения Роспатента о признании или об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, об оспаривании решения, вынесенного по результатам рассмотрения возражения на отказ в предоставлении правовой охраны товарного знака, суд на основании положений статьи 10 ГК РФ, статьи 10.bis Парижской конвенции вправе, исходя из имеющихся фактических обстоятельств, признать действия лица по регистрации товарного знака, в том числе подаче заявки на регистрацию товарного знака, злоупотреблением правом или недобросовестной конкуренцией и принять решение о признании недействительным решения Роспатента и об обязании его аннулировать регистрацию товарного знака, оставить в силе решение Роспатента об аннулировании правовой охраны товарного знака или об отказе в предоставлении правовой охраны товарному знаку.
Признание действий лица по регистрации товарного знака, в том числе по подаче заявки на регистрацию товарного знака, злоупотреблением правом или недобросовестной конкуренцией в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется исходя из поданного в Роспатент возражения.
С точки зрения определения намерений при установлении вопроса о добросовестности приобретения исключительных прав на товарный знак исследованию подлежат как обстоятельства, связанные с самим приобретением исключительного права, так и последующее поведение правообладателя, свидетельствующее о цели такого приобретения.
При этом недобросовестность правообладателя должна быть прежде всего установлена на стадии обращения с заявкой на регистрацию обозначения в качестве товарного знака. Последующее же поведение правообладателя может лишь подтверждать либо опровергать тот факт, что при приобретении исключительного права на товарный знак он действовал недобросовестно.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания в действиях правообладателя злоупотребления правом возлагается на заявителя по настоящему делу; обстоятельства, имеющие значение для дела, устанавливаются арбитражным судом исходя из доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Между тем судебная коллегия не усматривает, что истцами были представлены доказательства, с достаточной очевидностью свидетельствующие о совершении ответчиком умышленных недобросовестных действий, направленных на причинение вреда истцам в отсутствие иных, добросовестных целей, либо целенаправленных действий по обходу установленных правил признания действия исключительного права.
Так, совместное предъявление иска в рамках данного дела четырьмя истцами мотивировано ими тем, что они представляют собой консолидированную группу предпринимателей, осуществляющих однородную деятельность по вводу в гражданский оборот подарочной продукции (бокалов, кружек) с оригинальными надписями.
Вместе с тем коллегия судей считает не обоснованным утверждение истцов о наличии совместного интереса в оспаривании действий ответчика, обусловленного их вхождением в консолидированную группу, по отношении к которой ответчиком совершен акт недобросовестной конкуренции, в виду следующего.
Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются:
- член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
В силу части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;
3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;
4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);
6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1-7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1-7 настоящей части признаку;
9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1-8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
Как было указано ранее, недобросовестность правообладателя по отношению к конкуренту должна быть установлена прежде всего на стадии обращения с заявкой на регистрацию обозначения в качестве товарного знака. Следовательно, конкурентные отношения сторон также подлежат определению на соответствующий период времени (21.09.2021).
Доказательства того, что истцы по состоянию на указанную дату образовывали группу лиц по какому-либо признаку из вышеприведенных пунктов статьи 9 Закона о защите конкуренции, состояли в формализованных либо неформализованных партнерских, контрагентских и т.п. отношениях истцами не представлено.
При рассмотрении вышеупомянутого дела N СИП-828/2023 представители истцов, отвечая на вопрос суда, подтвердили отсутствие аффилированности.
То обстоятельство, что истцы осуществляют (декларируют) один вид деятельности, связанный с вводом в гражданский оборот сувенирной (подарочной) продукции из стекла и их интересы в настоящем деле представляют одни представители, не является доказательством их вхождения в группу лиц по смыслу вышеприведенных положений Закона.
Как следствие, действия ответчика подлежат анализу на предмет недобросовестной конкуренции по отношению к каждому истцу в отдельности.
С учетом данного обстоятельства из материалов дела, в том числе процессуальных документов истцов, в частности, итоговых письменных пояснений, усматривается, что на дату приоритета спорного товарного знака (21.09.2021), деятельность по вводу в гражданский оборот товаров из стекла 21-го класса МКТУ, маркированных спорным обозначением "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ", осуществляли только истцы Соколов В.В., Сизов П.А. и Саттаров А.Р.
Так, согласно накладной от 05.02.2021 N 15 Соколовым В.В., находящимся в г. Новосибирске, поставлено обществу с ограниченной ответственностью "Компания Глобал Оптика" в том же населенном пункте 73 бокала с гравировкой "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ" по цене 429 руб./шт.
Отвечая на вопрос суда, представители истцов пояснили (предположили), что общество с ограниченной ответственностью "Компания Глобал Оптика" является организацией, оказывающей услуги общественного питания.
Скриншоты с маркет-плейса "Wildberries" не содержат сведений, позволяющих признать их предшествующими дате приоритета спорного товарного знака. Напротив, из датировки отзывов на соответствующий товар названного истца усматривается, что такие сведения имеют отношение к 2022 году. Кроме того, соответствующие скриншоты имеют отношения к товарам под разными обозначениями, а не только спорным, что не позволят соотнести датированные отзывы покупателей с конкретным товаром.
Сведения, содержащиеся в ответе общества с ограниченной ответственностью "Интернет Решения" от 13.09.2023 о датах создания карточек товаров не позволяют установить момент фактического ввода в гражданский оборот названным истцом товаров под спорным обозначением.
Согласно отчетам о реализации товаров на маркет-плейсе "OZON" за август и сентябрь месяцы 2021 года предпринимателем Сизовым П.А. (было реализовано не более 14 бокалов с гравировкой "ДЛЯ БЛЕСКА ГЛАЗ", по цене 520 руб./шт.
Сведения, содержащиеся в ответе общества с ограниченной ответственностью "Интернет Решения" от 13.09.2023 о датах создания карточек товаров не позволяют установить момент фактического ввода в гражданский оборот названным истцом товаров под спорным обозначением.
Скриншоты из социальной сети Instagram не позволяют соотнести соответствующую информацию с истцом Сизовым П.А.
Отчеты о реализации истцом Саттаровым А.Р. товаров на маркет-плейсе "КазаньЭкспресс" в период с 24.11.2020 по 17.05.2021 подтверждают реализацию до даты приоритета спорного товарного знака бокалов под спорным обозначением в количестве 19 шт. по средней цене 480 руб./шт.
Ответы общества с ограниченной ответственностью "КазаньЭкспресс" от 28.09.2023 на адвокатский запрос и от 12.12.2023 на судебный запрос (с учетом уточнения в ответе от 12.12.2023 сведений, приведенных в ответе от 28.09.2023) позволяют констатировать, что карточка такого товара создана 18.11.2020, первая продажа состоялась 23.11.2020, первая приемка товара маркет-плейсом состоялась 08.01.2021.
Отчеты о реализации названным истцом товаров на маркет-плейсе "Wildberries" не содержат сведений, позволяющих признать их предшествующими дате приоритета спорного товарного знака, либо не содержат спорного обозначения, либо не позволяют соотнести их с деятельностью Саттарова А.Р.
Скриншоты страниц маркет-плейса "Wildberries" в отношении товара общества "Подарки Там" с артикулом 30350759 не содержат сведений о фактическом введении такого товара в гражданский оборот.
Иные доказательства в отношении истцов не подтверждают ввод в гражданский оборот товаров под спорным обозначением до даты приоритета, оспариваемого в рамках данного дела товарного знака.
Доказательства, представленные истцами в подтверждение фактов использования иными хозяйствующими субъектами, не являющимися истцами по настоящему делу, спорного обозначения до даты приоритета оспариваемого товарного знака, не имеют доказательственного значения для данного частноправового спора.
При этом такие доказательства могут быть предметом оценки в рамках административного разбирательства антимонопольного органа, в которой, как следует из письменных пояснений истцов, они обратились с заявлением о недобросовестной конкуренции в действиях правообладателя спорного товарного знака по его регистрации и использованию.
Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых позиций подлежат оценке на предмет выявления осведомленности ответчика об использовании истцами спорного обозначения до даты приоритета спорного товарного знака, вышеперечисленные документы, в т.ч. документы, подтверждающие ввод истцом Соколовым В.В. в гражданский оборот товаров под спорным обозначением в количестве 73 шт., истцом Сизовым П.А. - не более 14 шт., истцом Саттаровым А.Р. - 19 шт.
Между тем ответчик фактически начал использование обозначения "Для блеска глаз" для маркировки товаров 21-го класса МКТУ с 2017 года, в подтверждение чего представил товарные накладные от 09.01.2017 N 99-3 и от 04.09.2017 N 729.
Проанализировав указанные документы, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу о доказанности наличия между истцами Соколовым В.В., Сизовым П.А., Саттаровым А.Р. и ответчиком конкурентных отношений по использованию спорного обозначения на стеклянных бокалах на момент совершения ответчиком действий по регистрации спорного товарного знака.
Вместе с тем коллегия судей не усматривает в материалах дела доказательств, бесспорно подтверждающих осведомленность ответчика о товарах поименованных истцов, маркированных спорным обозначением. Вышеуказанное незначительное количество таких товаров широкого потребления, невысокой цены, введенных в гражданский оборот незадолго до даты приоритета спорного товарного знака, не позволяет суду сделать вывод о насыщенности соответствующего рынка товарами конкурирующих хозяйствующих субъектов - истцов по настоящему делу.
Так, одним из обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недобросовестном поведении лица, зарегистрировавшего товарный знак, может быть то, что это лицо знало или должно было знать о том, что третьи лица (третье лицо) на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали соответствующее обозначение для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг без регистрации в качестве товарного знака, а также то, что такое обозначение приобрело известность среди потребителей.
Вместе с тем то, что лицо знало или должно было знать об использовании третьими лицами тождественного или сходного до степени смешения обозначения до даты приоритета товарного знака самого по себе недостаточно для вывода о том, что лицо, приобретая исключительное право на товарный знак, действовало недобросовестно. Должно быть также установлено, что лицо, приобретая исключительное право на товарный знак, имело намерение воспользоваться чужой репутацией и узнаваемостью такого обозначения.
Оценивая аргументы истцов о неслучайности выбора ответчиком спорного обозначения в качестве товарного знака, Суд по интеллектуальным правам принимает во внимание то обстоятельство, что истцы не настаивают на своем авторстве в создании такого обозначения либо первенстве в начале его использования. Напротив, согласно позиции истцов, спорное словосочетание является широко употребляемой (расхожей) шуточной фразой, слоганом, тостом.
Вопреки доводам истцов, суд также не усматривает в материалах дела доказательств того, что сразу после регистрации спорного товарного знака (27.01.2022) ответчик предпринимал действия по запрещению использования такого обозначения истцам Соколову В.В., Сизову П.А. и Саттарову А.Р., представившим доказательства начала использования спорного словесного обозначения до даты приоритета товарного знака ответчика.
Так, из материалов дела усматривается, что претензии в связи с использованием спорного обозначения были предъявлены обществом "Подарки Оптом" предпринимателям Соколову В.В., Сизову П.А. и Саттарову А.Р. не ранее декабря 2022 года. Отвечая на вопрос суда, Сизов П.А. в судебном заседании сообщил, что им претензия ответчика была получена в январе 2023 года.
Данные обстоятельства не исключают, что об использовании истцами спорного обозначения на товарах 21-го класса МКТУ ответчику стало известно после регистрации спорного товарного знака.
Аргумент истцов о том, что из отзыва и письменных пояснений ответчика следует, что причиной регистрации спорного товарного знака были выявленные ответчиком факты использования такого обозначения в оригинальной графической проработке, разработанной по заказу ответчика, подлежит отклонению, поскольку из названных процессуальных документов не следует, что ответчик выявил факты использования такого обозначения именно истцами по настоящему делу.
Иные доводы истцов, в частности, о наличии нарушений прав иных участников гражданского оборота, о неохраноспособности спорного обозначения, о регистрации ответчиком на свое имя множества средств индивидуализации, о нарушении ответчиком общеправового принципа эстоппель не могут повлиять на результаты рассмотрения данного частноправового спора, поскольку не опровергают вышеприведенные выводы судебной коллегии о недоказанности истцами обстоятельств, входящих в их бремя доказывания, и о недоказанности наличия признаков недобросовестности в оспариваемых действиях ответчика по отношению к истцам по данному делу.
При этом коллегия судей принимает во внимание, что доводы истцов о нарушении спорной регистрацией прав и законных интересов иных хозяйствующих субъектов, не являющихся истцами по настоящему делу, подлежит оценке в рамках разбирательства антимонопольного органа, о возбуждении которого сообщили представители истцов в ходе судебного заседания.
Доводы о неохраноспособности спорного обозначения должны являться предметом оценки Роспатента, полномочного рассматривать возражения заинтересованных лиц против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку, и могут быть проверены Судом по интеллектуальным правам только в рамках последующего судебного контроля за ненормативными правовыми актами органов, наделенных публичными полномочиями.
Доводы о необоснованно высоком размере компенсаций, предъявленных к взысканию к ответчикам 2-4 и иным хозяйствующим субъектам, что, по мнению истцов, само по себе свидетельствует о наличии в действиях истца признаков злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) может повлиять на результаты рассмотрения не данного дела, а рассматриваемых арбитражными судами дел о защите исключительного права на спорный товарный знак, номера которых истцы указали в письменных пояснениях.
Кроме того, судом принято во внимание, что несмотря на довод о регистрации ответчиком на свое имя множества товарных знаков, истцы не оспаривают достоверность сведений и доказательств, представленных ответчиком в подтверждение того обстоятельства, что общество "Подарки Оптом" является производственным предприятием, которым задолго до даты приоритета спорного товарного знака совершены действия по подготовке к использованию такого знака и что ответчик начал использовать спорное обозначение за четыре года до подачи заявки на его регистрацию в качестве товарного знака.
Как пояснил ответчик, большое число используемых им средств индивидуализации и объектов авторского права обусловлено большим ассортиментом выпускаемой им продукции.
Доводы истцов о том, что ответчик признал обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, основаны на субъективной интерпретации ими отдельных слов и выражений ответчика, приведенных в его процессуальных документах, вырванных истцами из контекста позиции ответчика по существу спора.
На основании изложенного суд пришел к выводу о недоказанности истцами наличия в действиях ответчика по регистрации и использованию спорного товарного знака признаков недобросовестной конкуренции по отношению к истцам.
Таким образом, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцы не доказали наличие в оспариваемых действиях ответчика всех вышеприведенных критериев недобросовестной конкуренции в совокупности (пункт 30 Постановления N 2).
Как следствие, иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Данный вывод, в свою очередь, является в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отнесения бремени расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение (подачу) иска на истцов.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
исковые требования индивидуального предпринимателя Соколова Владимира Владимировича (ОГРНИП 320547600077900), индивидуального предпринимателя Сизова Павла Александровича (ОГРНИП 313774616100671), индивидуального предпринимателя Саттарова Артура Рифгатовича (ОГРНИП 316169000165051) и общества с ограниченной ответственностью "Подарки Там" (ОГРН 1185749000810) о признании актом недобросовестной конкуренции действий общества с ограниченной ответственностью "Подарки Оптом" (ОГРН 1151690038202) по регистрации товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 850339 оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Силаев |
судьи |
Е.Ю. Борзило |
|
Е.Ю. Пашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 14 марта 2024 г. по делу N СИП-897/2023
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-936/2024
06.05.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-936/2024
14.03.2024 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-897/2023
14.02.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-897/2023
18.12.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-897/2023
20.11.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-897/2023
16.10.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-897/2023
25.09.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-897/2023
08.09.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-897/2023