г. Краснодар |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А61-2093/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания (судья Харченко С.Б., секретарь судебного заседания Хубецова В.Г.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмадовой А.Д., от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Владикавказ" (ИНН 1516609782 ОГРН 1051500531609) - Кабоева Н.Д. (доверенность от 01.01.2024), от заинтересованного лица - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице структурного подразделения в Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 2632101222 ОГРН 1127747288910) - Кисиевой Д.З. (доверенность от 15.01.2024), Бясова В.О. (доверенность от 15.01.2024), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Багаева Олега Николаевича (паспорт), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.11.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу N А61-2093/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Владикавказ" (далее - общество) обратился в суд к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице структурного подразделения в Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) об отмене постановления от 10.04.2023 по делу N Р413-15 о взыскании 220 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности - опасных производственных объектов (далее - ОПО). К участию в рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Багаев Олег Николаевич (далее - Багаев О.Н.).
Решением суда от 15.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2024, в удовлетворении требования отказано по мотивам наличия в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить его требование. Ссылается на отсутствие у него обязанности постановки на учет ОПО, истечение срока давности привлечения к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Багаев О.Н. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07. 2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) по письму прокурора Промышленного района г. Владикавказа от 27.02.2023 о рассмотрении обращения Багаева О.Н., представления главного государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по Республике Северная Осетия - Алания Бясова В.О. от 14.03.2023 N Сл-413-11 о наличии у контрольного (надзорного) органа сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям, управление приняло решение от 14.03.2023 N Р-413-15 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества. В ходе проверки в присутствии представителя общества осматривались территория, помещения (отсеки), производственные и иные объекты, продукция (товары) и иные предметы, образующие, по мнению управления, совокупность сетей газоснабжения (регистрационный номер А37-00409-0001), Ш класс опасности, газопровод высокого давления протяженностью 11072 метров, диаметром 159 мм, расположенный в селе Горная Саниба, что зафиксировано в акте от 22.03.2023. По результатам проверки 23.03.2023 составлен акт выездной внеплановой проверки N Р-413-15 в присутствии работников общества, где отражен факт нарушения обществом обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации им ОПО "сеть газоснабжения, в том числе поселковая", - эксплуатации участка газопровода высокого давления протяженностью 11072 метров, диаметром 159 мм в селе Горная Саниба, входящего в состав ОПО "сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая", в отсутствие правоустанавливающих документов. Названное местоположение соответствует местонахождению газопровода высокого давления, сведения о котором указаны в обращении гражданина Багаева О.Н. (Республика Северная Осетия - Алания г. Владикавказ Пригородный район от села Чми до села Старая (Горная) Саниба). При внесении изменений в государственный реестр ОПО объектов о составе ОПО общество не представило документы, подтверждающие право собственности на этот участок газопровода. Акт выездной внеплановой проверки от 23.03.2023 N Р-413-15 подписан работником общества Худиевым Р.В. без замечаний. Обществу в порядке части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, пункта 6.6. Положения о Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 23.03.2023 N Р-413-15, - нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности. Предписание получено 10.04.2023. Управление уведомлением от 27.03.2023 N 413- 465 уведомило общество о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса в 11 час. 00 мин. 29.03.2023, которое общество получило 28.03.2023, и 29.03.2023 года в присутствии законного представителя общества по доверенности от 01.01.2023 N 04-23 заместителя начальника правового отдела общества Магометова А.А. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N Р-413-15 по части 1 статьи 9.1 Кодекса, он подписан Магометовым А.А. с объяснениями о несогласии с протоколом и ссылкой на отсутствие нарушений обществом закона. Определением от 29.03.2023 по делу N Р-413-15 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества на 10.04.2023 на 12 час. 00 мин., оно вручено Магометову А.А. 29.03.2023, что подтверждается его подписью о получении. Десятого апреля 2023 года в присутствии законного представителя общества - ведущего юриста Кабоева Николая Дзантемировича по доверенности от 01.01.2023 N 06-23 управление рассмотрело материалы дела об административном правонарушении в отношении общества и приняло постановление N Р-413-15 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса в виде взыскания 220 тыс. рублей штрафа, которое оно обжаловало в арбитражный суд.
Признавая доказанным совершение обществом вмененного ему правонарушения и правильной квалификацию его действий, суд правомерно указал, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, принимаемых в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО, в том числе обязанность организации соблюдать его и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Статьей 2 Закона N 116-ФЗ к ОПО отнесены предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ, в котором к ОПО отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, и они подлежат регистрации в государственном реестре (далее - реестр ОПО) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (часть 4 статьи 2 Закона N 116-ФЗ). Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 (далее - Правила. Пунктом 5 Правил установлено, что для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в государственном реестре не позднее 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил).
Регистрация ОПО в государственном реестре осуществляется путем предоставления государственной услуги, оказываемой в соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом управления от 08.04.2019 N 140 (далее - Регламент). Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган управления (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра ОПО (пункт 18 Регламента).
Заявление о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем в соответствии с формой, установленной приложением N 1 к Регламенту (далее - заявление), от руки или с использованием электронных печатающих устройств и подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя, заверяется печатью заявителя (при наличии) или оформляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителя заявителя (далее - ЭЦП) (пункт 19 Регламента). Заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО на праве собственности или ином законном основании (далее - заявители) (пункт 2 Регламента). Следовательно, лицами, осуществляющими эксплуатацию ОПО, являются собственники, арендаторы ОПО либо организации (юридические лица или индивидуальные предприниматели), осуществляющие непосредственную эксплуатацию ОПО на ином законном праве.
Суд установил, что обществу выдана бессрочная лицензия от 06.10.2016 N ВХ- 37-008807 на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности в Республике Северная Осетия - Алания. Оно является единственным на территории Республики Северная Осетия - Алания субъектом естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам. Как владелец лицензии общество при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов обязано соблюдать требования законодательства в данной сфере деятельности. Газопровод высокого давления диаметром 159 мм от АГРС селения Чми до селения Старая (Горная) Саниба, протяженностью 11072 м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания Пригородный район, принадлежит на праве собственности Багаеву О.Н., не зарегистрирован в государственном реестре ОПО в порядке статьи 2 Закона N 116-ФЗ, общество эксплуатирует и обслуживает этот объект газового хозяйства и его содержит, что не оспаривается. Из выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что объект зарегистрирован на праве собственности за Багаевым О.Н. При этом правоустанавливающие документы на спорный объект ("сеть газоснабжения, в том числе, межпоселковая" участка трассы газопровода высокого давления диаметром 159 мм от АГРС селения Чми до селения Старая (Горная) Саниба протяженностью 11072 м) отсутствуют. Общество не отрицало отсутствие у него правоустанавливающих документов на спорный участок газопровода. Общество обратилось в управление с заявлением от 23.03.2021 N ОПО-413/777 (вх. от 24.03.2021) о предоставлении государственной услуги по регистрации ОПО в части внесения изменений в реестр ОПО по представленному перечню, достоверность сведений заверены подписью и печатью общества, и в графе 1.8 заявления с информацией о правах владения ОПО, вида права на ОПО, реквизитов документов о правах владения, кадастровых номерах (при наличии), отсутствует спорный ОПО. Доказательства регистрации спорного участка газопровода в реестре ОПО в материалах дела не имеется. Отклоняя ссылки общества на отсутствие у него возможности зарегистрировать ОПО в реестре вследствие отсутствия права собственности на него, суд правомерно отметил, что оно как организация, эксплуатирующая ОПО, обязано соблюдать требования промышленной безопасности вне зависимости от того, является собственником газопровода или нет, соответственно, должна иметь законные основания пользования газопроводом (определение Верховного суда Российской Федерации от 14.08.2020 N 25-АД20-4). Нарушение этой обязанности охватывается объективной стороной вмененного обществу правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства о промышленной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Суд проверил и правомерно отклонил ссылки общества на пропуск срока давности привлечения к ответственности и нарушение процедуры привлечения к ответственности. Управление при регистрации иных ОПО общества в марте 2021 года не знало об эксплуатации обществом спорного ОПО, поскольку оно не указало о нем в своем заявлении. Вмененное обществу правонарушение является длящимся и срок привлечения к ответственности исчисляется с момента его обнаружения. Управление 14.03.2023 приняло решение о проведении внеплановой выездной проверки и выявило 14.03.2023 нарушение обществом установленной законом обязанности. В связи с этим годичный срок давности привлечения к ответственности с момента обнаружения правонарушения, как правильно указал суд применительно к установленным им фактическим обстоятельствам дела, соблюден.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.11.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу N А61-2093/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил, что обществу выдана бессрочная лицензия от 06.10.2016 N ВХ- 37-008807 на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности в Республике Северная Осетия - Алания. Оно является единственным на территории Республики Северная Осетия - Алания субъектом естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам. Как владелец лицензии общество при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов обязано соблюдать требования законодательства в данной сфере деятельности. Газопровод высокого давления диаметром 159 мм от АГРС селения Чми до селения Старая (Горная) Саниба, протяженностью 11072 м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания Пригородный район, принадлежит на праве собственности Багаеву О.Н., не зарегистрирован в государственном реестре ОПО в порядке статьи 2 Закона N 116-ФЗ, общество эксплуатирует и обслуживает этот объект газового хозяйства и его содержит, что не оспаривается. Из выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что объект зарегистрирован на праве собственности за Багаевым О.Н. При этом правоустанавливающие документы на спорный объект ("сеть газоснабжения, в том числе, межпоселковая" участка трассы газопровода высокого давления диаметром 159 мм от АГРС селения Чми до селения Старая (Горная) Саниба протяженностью 11072 м) отсутствуют. Общество не отрицало отсутствие у него правоустанавливающих документов на спорный участок газопровода. Общество обратилось в управление с заявлением от 23.03.2021 N ОПО-413/777 (вх. от 24.03.2021) о предоставлении государственной услуги по регистрации ОПО в части внесения изменений в реестр ОПО по представленному перечню, достоверность сведений заверены подписью и печатью общества, и в графе 1.8 заявления с информацией о правах владения ОПО, вида права на ОПО, реквизитов документов о правах владения, кадастровых номерах (при наличии), отсутствует спорный ОПО. Доказательства регистрации спорного участка газопровода в реестре ОПО в материалах дела не имеется. Отклоняя ссылки общества на отсутствие у него возможности зарегистрировать ОПО в реестре вследствие отсутствия права собственности на него, суд правомерно отметил, что оно как организация, эксплуатирующая ОПО, обязано соблюдать требования промышленной безопасности вне зависимости от того, является собственником газопровода или нет, соответственно, должна иметь законные основания пользования газопроводом (определение Верховного суда Российской Федерации от 14.08.2020 N 25-АД20-4). Нарушение этой обязанности охватывается объективной стороной вмененного обществу правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2024 г. N Ф08-2344/24 по делу N А61-2093/2023