г. Краснодар |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А32-33445/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зотовой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка"" (ИНН 2902060361, ОГРН 1082902002677) - Белоконского А.Н. (доверенность от 10.01.2024), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А32-33445/2023, установил следующее.
АО "Центр судоремонта "Звездочка"" в лице филиала - лечебно-оздоровительного комплекса "Звездочка-юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 28.03.2023 N КУВД-001/2022-56474339/6, о возложении обязанности на управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества на здание "Магазин курортных товаров", расположенное на земельном участке кадастровый номер 23:37:0107001:5 по адресу: Краснодарский край, Анапский р-н, г. Анапа, просп. Пионерский, д. 18, документы на регистрацию которого представлены с заявлением от 16.12.2022 N MFC-0504/2022-65727-1.
Решением суда от 06.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.02.2024, заявленные требования удовлетворены. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что суды не учли обстоятельства, установленные в рамках дела N А32-50869/2019. Выводы судов о статусе спорного объекта как объекта вспомогательного назначения сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела и являются преждевременными.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам; пояснил, что спорный объект является частью объектов "входной группы" детского оздоровительного комплекса "Салют", в настоящее время на один из объектов вспомогательного назначения "входной группы", здание бар-мороженое, уже зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество создано в 2008 году путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительное предприятие "Звездочка"" в открытое акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка"". Имущественный комплекс филиала приобретен ФГУП "МП "Звездочка"" в 2000 году. Постановлением главы города-курорта Анапа от 29.09.2000 N 10014/1 обществу предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107001:5, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский р-н, г. Анапа, просп. Пионерский, д. 18. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2008 серии 23-АЛ 674295 и кадастровым паспортом земельного участка от 07.08.2008.
Приказом генерального директора общества от 05.04.2003 N 393 создан филиал лечебно-оздоровительный комплекс "Звездочка-юг", в состав которого включен детский оздоровительный комплекс "Салют". По заказу филиала подготовлена проектная документация "Детский оздоровительный комплекс "Салют" в г/к Анапа (корректировка). Вспомогательные помещения 07-06-АР Альбом N 1 2007 год".
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.11.2008 N 1435-р ФГУП "ЦС "Звездочка"" подлежало приватизации путем преобразования в ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"". На момент приватизации и составления передаточного акта магазин курортных товаров не был достроен и не входил в состав основных средств предприятия, поэтому не был включен в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.
В связи с преобразованием общества подлежали изменениям сведения в государственном кадастре недвижимости о собственнике земельного участка. На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14.09.2012 N 686-р "О предоставлении открытому акционерному обществу "Центр судоремонта "Звездочка" в аренду земельного участка, расположенного в г/к Анапа" заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 23.04.2013 N 7700002744 (регистрационная запись от 10.07.2013 N 23-23-26/083/2013-019), по которому земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107001:5 и расположенные на нем филиал и спорный объект были переданы в аренду обществу. Согласно пункту 1.1 договора аренды целевое назначение земельного участка - для эксплуатации базы отдыха. В пункте 1.2 договора аренды указано, что на земельном участке, занимаемом филиалом, расположены основные здания для эксплуатации базы отдыха, в том числе спальные корпуса, административное здание, изолятор, баня-прачечная, продовольственный склад с холодильником, хозяйственный корпус, склад, склад-гараж и др.
Поскольку право собственности на "Магазин курортных товаров" на момент заключения договора аренды не было зарегистрировано, данный объект недвижимости не вошел в указанный перечень.
16 декабря 2022 года общество обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 16.12.2022 N MFC-0504/2022-65727-1 и приложило документы: технический план здания, копию договора аренды земельного участка от 23.04.2013 N 7700002744, технический отчет о выполнении геодезических работ по определению планово-высотного положения объекта от 02.12.2022, платежное поручение об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности, доверенность.
28 декабря 2022 года управление вынесло уведомление N КУВД001/2022-56474339/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что общество не представило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, обществу рекомендовано представить проектную документацию на основное строение, которая будет содержать информацию о вспомогательном объекте недвижимости.
Общество подготовило технический план здания "Магазин курортных товаров", в который включена проектная документация "Детский оздоровительный комплекс "Салют" в г/к Анапа (корректировка). Вспомогательные помещения 07-06-АР Альбом N 1 2007 год". 15 марта 2023 года общество представило в управление технический план с проектной документацией.
28 марта 2023 года управление вынесло уведомление N КУВД001/2022-56474339/6 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с тем, что общество не представило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагая, что действия регистрирующего органа являются незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также нарушения оспариваемым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2, 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о государственной регистрации.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями отнесения объектов к объектам вспомогательного использования является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, и невозможность самостоятельного использования объекта для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 47 статьи 3 правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа строения и сооружения вспомогательного использования - любые постройки, за исключением основного здания, которые предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, летние кухни, теплицы, парники, навесы и другие подобные постройки), этажностью до 2 этажей и максимальной высотой от уровня земли до верха перекрытия последнего этажа - 7 метров.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (ПЗЗ) земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107001:5 расположен в зоне для размещения объектов санаторно-курортного назначения (Р-К). Согласно ПЗЗ в число основных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Р-К, входит туристическое обслуживание, код 5.2.1.
Филиал заявителя расположен на земельном участке из земель населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, Пионерский просп., д. 18, кадастровый номер 23:37:0107001:5, назначение: для эксплуатации базы отдыха, общей площадью 70 161 кв. м. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид деятельности "Туристическое обслуживание", код 5.2.1, включает "размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей". На территории филиала осуществляется деятельность детского оздоровительного летнего лагеря, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 15.05.2023 N 23.КК.07.000.М.001509.05.23, выданным территориальным отделом Управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапе.
Согласно пункту 21.24 Требований к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", при выполнении кадастровых работ в отношении объекта вспомогательного использования, строительство (реконструкция) которого предусмотрено проектной документацией по строительству (реконструкции) основного объекта капитального строительства, подготовка технического плана указанного объекта вспомогательного использования осуществляется на основании такой проектной документации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования", строения и сооружения являются строениями и сооружениями вспомогательного использования при их соответствии хотя бы одному из следующих критериев: строение или сооружение строится на одном земельном участке с основным зданием (объектом); строительство строения или сооружения предусмотрено проектной документацией, подготовленной применительно к основному объекту, и предназначено для обслуживания основного объекта.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Суды установили, что обществом представлены для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание "Магазин курортных товаров" договор аренды земельного участка, технический план здания и проектная документация "Детский оздоровительный комплекс "Салют" в г/к Анапа (корректировка) Вспомогательные помещения 07-06-АР Альбом N 1 2007 год", согласованная с Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Анапа. В составе проектной документации указано в качестве вспомогательного помещения - здание магазина курортных товаров. В заключении кадастрового инженера указано, что здание "Магазин курортных товаров" является объектом вспомогательного использования и выполняет вспомогательную функцию по отношению к основному комплексу недвижимости - зданиям и сооружениям детского летнего оздоровительного лагеря. Здание расположено на закрытой, охраняемой территории детского оздоровительного лагеря, не имеющего доступа с территорией общего пользования.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные обществом заключение кадастрового инженера, проектную документацию (в составе которой в качестве объекта вспомогательного назначения указано здание магазина курортных товаров), а также доводы и пояснения сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу, о том, что спорный объект, является строением вспомогательного использования по отношению к комплексу детского оздоровительного лагеря и не имеет самостоятельного хозяйственного значения; управление располагало всеми необходимыми документами для осуществления соответствующих регистрационных действий и не представило доказательства того, что проектная документация, представленная обществом с техническим планом, не отвечает установленным требованиям, поэтому у него отсутствовали основания для вынесения оспариваемого уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с чем уведомление от 28.03.2023 N КУВД-001/2022-56474339/6 не соответствует требованиям статей 26 и 27 Закона N 218-ФЗ.
На основании изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Несогласие управления с оценкой доказательств не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и по существу свидетельствует о необходимости иной оценки доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 Кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Довод жалобы о наличии вступившего в законную силу судебного акта по делу N А32-50819/2019, апелляционным судом признан необоснованным. Суд отметил, что в рамках указанного дела оспаривался отказ управления от 31.07.2019.
Кроме того, в настоящее время один из объектов "входной группы", вспомогательного назначения, здание бар-мороженое поставлено на государственный кадастровый учет и на него зарегистрировано право собственности.
Иные доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А32-33445/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Зотова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал действия регистрационного органа незаконными, удовлетворив требования о признании недействительным уведомления об отказе в кадастровом учете и регистрации права собственности на здание "Магазин курортных товаров", установив, что объект является вспомогательным и документы для регистрации были представлены в полном объеме. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2024 г. N Ф08-2087/24 по делу N А32-33445/2023