г. Краснодар |
|
23 июля 2024 г. |
Дело N А53-22388/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (судья Штыренко М.Е.), от заявителя - автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" - Ставыриной М.Е. (доверенность от 19.01.2024), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области - Булаевой Ж.В. (доверенность от 25.06.2024), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества "Российский экспортный центр" - Касьян А.А. (доверенность от 28.12.2021), Журавлевой О.В., (доверенность от 20.02.2024), от Министерства экономического развития Ростовской области - Хомиченко О.А. (доверенность от 24.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А53-22388/2023, установил следующее.
АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление) от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3820 и представления управления от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3820 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах в 1, 2, 3, 4, 5, 6 представления, об обязании управления устранить допущенное нарушение прав и интересов АНО "ЦПЭ" по Ростовской области (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ"), Министерство экономического развития Ростовской области (далее - министерство).
Решением от 20.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2024, суд удовлетворил заявленные требования. Предписание и пункты 1 - 6 представления признаны судом недействительными. Судебные акты мотивированы достижением организацией показателей целей субсидии; соответствием действий организации соглашениям и договору о предоставлении субсидии; устранением организацией допущенных нарушений на момент начала контрольного мероприятия.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных организацией требований. По мнению управления, в соответствии с пунктом 3 Приложения N 14 приказа Минэкономразвития России от 14.02.2018 N 67 "Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которым предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - приказ N 67), расходы на финансирование центра (агентства) координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала в размере 500 тыс. рублей предусмотрены только для центров, создаваемых в текущем году. Поскольку организация создана в 2012 году, в 2019 году у организации отсутствовало право расходования средств, предусмотренных данным пунктом. Управление полагает, что показатели результативности должны быть достигнуты в году предоставления субсидии (до 20 декабря соответствующего года предоставления субсидии). При проверке достижения показателей результативности: "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг АНО "Центр поддержки экспорта", "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего"; "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства всего (млн долл. США)", управлением установлено, что АНО ЦПЭ в Отчете о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 01.01.2022 к договору от 20.05.2021 N 40-2021-01020 указало не только результат предоставления субсидии по данному договору, но и результат предоставления субсидии по договорам от 24.04.2019 N 2, от 26.05.2020 N 40-2020-00343, т. е. указал 34 субъекта малого и среднего предпринимательства, услуга которым оказана в 2019 и 2020 годах, что противоречит положениям пункта 1.1 договора от 20.05.2021 N 40-2021-01020. Неверное толкование организацией норм бюджетного законодательства и, как следствие, не достижение показателей результативности, привело к предоставлению недостоверной отчетности. Выявленные в ходе проверки нарушения отражаются в представлении с требованием об устранении причин и условий их совершения, данное требование не нарушает права заявителя, поскольку является превентивной мерой и направлено на предотвращение нарушений в будущем.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Для исполнения пункта 58 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "налог на профессиональный доход" в субъектах Российской Федерации, утвержденных Приложением N 10 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 (далее - Правила N 316) для согласования конкретных направлений расходования средств субсидии АО "РЭЦ" направило в Минэкономразвития России форму проекта соглашения, заключаемого АО "РЭЦ" и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2019 году, что подтверждается письмом АО "РЭЦ" от 21.12.2018 N 4565. Письмом Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 39090-ВЖ/Д13и согласован проект соглашения, содержащий смету, отличную от рекомендуемого образца сметы, определенного приказом Минэкономразвития России от 14.02.2018 N 67, в указанной форме сметы предусмотрена возможность приобретения основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала, в том числе, в связи с увеличением штатной численности персонала организации. Эффект от оказанных услуг организацией носит отложенный характер, так как от начала консультаций экспортера до момента начала экспорта товаров может пройти значительный срок (от 6 месяцев до 2,5 лет); организация не вправе отказать какому-либо претенденту в услуге или выбрать исключительно наиболее подготовленных для выхода на экспорт субъектов предпринимательства, учитывая необходимость достижения показателей результативности, поэтому второй и третий показатели необходимо рассчитывать в текущем году по результатам услуг, оказанных организацией за последние 3 (три) года. На момент проведения проверки деятельности организации все вменяемые ей нарушения были устранены, поэтому не должны отражаться в представлении управления. Представители управления в судебном заседании 13.12.2023 согласились с тем, что относительно 2019 года в акте выездной проверки и представлении от 02.05.2023 ошибочно указано нарушение "соответствие сотрудников организации поддержки экспорта квалификационным требованиям (отсутствует подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы школы экспорта АО "Российский экспортный центр".
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.06.2024 до 10 часов 50 минут 09.07.2024.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в период с 2019 по 2022 годы заявителем и министерством ежегодно заключались договоры о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности организации (договоры от 24.04.2019 N 2, от 26.05.2020 N 40-2020-00343, от 20.05.2021 N 40-2021-01020, от 19.04.2022 N 40-2022-000820). Общий объем полученных средств по данным договорам составил 274 691 600 рублей (в 2019 году - 70 842 900 рублей; в 2020 году - 66 883 800 рублей; в 2021 году - 92 148 100 рублей; в 2022 году - 44 816 800 рублей).
В период с 16.01.2023 по 17.02.2023 управление провело проверку предоставления и использования организацией субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих налоговый режим "налог на профессиональный доход" в субъектах Российской Федерации (проверяемый период с 01.01.2019 по 31.12.2022), по результатам которой составило акт от 17.02.2023 и вынесло в отношении организации предписание от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 и представление от 02.05.2023 N 5805/23-3819.
Согласно предписанию от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 и пункту 5 представления от 02.05.2023 N 58-23/23-3819 в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 57 Правил N 316 (в редакции от 22.05.2019), подпунктов "д", "е" пункта 4.1.1, пункта 3 Приложения N 14 Требований к реализации мероприятий, предусмотренных в рамках направления "Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг)", а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.02.2018 N 67 (далее - Требования 14.02.2018 N 67), пунктов 1.1.3, 4.3.9 договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности организации от 24.04.2019 N 2, организация в 2019 году по договору от 29.05.2019 N 12 приняла в соответствии с товарной накладной от 25.06.2019 N 26 и оплатила платежными поручениями от 07.06.2019 N 11, от 07.06.2019 N 12 основные средства (компьютеры в сборе, мебель офисная) в размере 500 тыс. рублей, с нарушениями Требований от 14.02.2018 N 67, что привело к неправомерному расходованию средств. Предписанием организации предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в размере 500 тыс. рублей; представлением - усилить контроль за правомерным расходованием средств субсидии, предоставленных из средств федерального бюджета (пункт 5).
Согласно пункту 1 представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 3 Правил N 316 (Приложение N 35), пунктов 2.9, 2.10 Положения о порядке определения объема и предоставления субсидии на обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспорто-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области", утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2012 N 1021 (далее - Порядок от 15.11.2012 N 1021), пунктов 1.1, 4.3.6 договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" от 20.05.2021 N 40-2021-01020, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области в 2021 году не обеспечено выполнение обязательств по достижению заданных показателей результативности, а именно: по состоянию на 20.12.2021 - "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства-экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг организации, план 70 единиц, факт 37 единиц, - "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства-экспортеров, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта, всего", план 70 единиц, факт 37 единиц,- "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего", план 31,4 млн долл США, факт 17,1786 млн долл США; по состоянию на 01.01.2022 - "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего", план 500 единиц, факт 267 единиц.
Согласно пункту 2 представления в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 3 Правил N 316 (Приложение N 35), пунктов 2.9, 2.10 Порядка от 15.11.2012 N 1021, пунктов 4.3.7.2, 4.3.11 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности организации от 20.05.2021 N 40-2021-01020, организация представила министерству отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2022 с недостоверными данными, а именно: "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего" 39 единиц, вместо 73 единиц, - "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего (млн долл США)" 18,3086 вместо 36,0511.
Согласно пункту 3 представления в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 3 Правил N 316, пунктов 2.9, 2.10 Порядка от 15.11.2012 N 1021, пунктов 1.1, 4.3.6 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" от 19.04.2021 N 40-2022-000820, организаций в 2022 году не обеспечено выполнение обязательств по достижению заданных показателей результативности по состоянию на 20.12.2022, а именно: "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства-экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг АНО "ЦПЭ" по Ростовской области", план 62 единиц, факт 16 единиц, - "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта, всего", план 62 единиц, факт 16 единиц,- "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего", план 26,9 млн долл США, факт 8,4138 млн долл США.
Согласно пункту 4 представления в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 3 Правил N 316, пунктов 2.9, 2.10 Порядка от 15.11.2012 N 1021, пунктов 4.3.7.2, 4.3.11 договора от 19.04.2021 N 40-2022-000820 о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности организации, организация представила министерству отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2023 с недостоверными данными, а именно: - "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего", 17 единиц вместо 63 единиц,- "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего (млн. долл. США)" 8,83003 вместо 28,35159.
Согласно пункту 6 представления в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), пункта 4.3.11.1 Договора от 26.05.2020 N 40-2020-00343, организацией как получателем средств субсидии в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в 2019 году и в 2020 году не соблюдены требования к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к центрам поддержки экспорта и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства", утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2019 N 594, а именно: в 2019 году - Оформление центра поддержки экспорта в едином фирменном стиле (внешнее и внутреннее оборудование и (или) переоборудование центра поддержки экспорта с использованием единого дизайна, единых цветов, навигационных и рекламно-коммуникационных материалов) во всех вновь открываемых и действующих центрах поддержки экспорта в соответствии с руководством по использованию базовых констант фирменного стиля "Мой бизнес" при совместном использовании с логотипом акционерного общества "Российский экспортный центр", включая, в том числе, техническое оснащение офисного пространства, сувенирную продукцию, канцтовары (ручки, карандаши, блокноты и другое), также флеш-накопители с символикой центра поддержки экспорта; - размещена экспортная статистика по субъекту Российской Федерации (информация на сайте организации отсутствует); - соответствие сотрудников центра поддержки экспорта квалификационным требованиям (отсутствует подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы школы экспорта акционерного общества "Российский экспортный центр"). В 2020 году: - соответствие сотрудников центра поддержки экспорта квалификационным требованиям (отсутствует подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы школы экспорта акционерного общества "Российский экспортный центр").
В качестве мер по устранению причин и условий нарушений, изложенных в представлении, управление указало: по пунктам 1, 3 - усилить контроль за достижением показателей результативности; по пунктам 2, 4 - усилить контроль за предоставлением достоверной отчетности о достижении значений показателей результативности; по пункту 6 - усилить контроль за соблюдением требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в части центров поддержки экспорта.
Не согласившись с предписанием от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 и представлением управления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 в части пунктов 1 - 6, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", статьями 34, 265, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Порядка от 15.11.2012 N 1021, приказом Минэкономразвития России от 23.12.2019 N 832 "Об утверждении методики расчета показателя "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, нарастающим итогом" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - Методика N 832), письмом Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 39090-ВЖ/Д13и, приказом Минэкономразвития России от 25.09.2019 N 594 об утверждении "Требования к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к центрам поддержки экспорта и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства" (далее - Требования N 594), Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), приказом Минэкономразвития России от 14.02.2018 N 67 "Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Приказ N 67), пришли к выводу о том, что требования организации о признании недействительными предписания управления от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3820 и представления управления от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3819 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, являются законными и подлежат удовлетворению.
Относительно пунктов 1 - 4 представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 суды установили, что в 2021 году субсидия предоставлена заявителю на основании договора от 20.05.2021 N 40-2021-01020, в 2022 году на основании договора от 19.04.2022 N 40-2022-000821. Приложением N 3 к названным договорам "Показатели результативности предоставления субсидии" установлены следующие показатели: количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта в 2021 году - 70 единиц, в 2022 году - 62 единицы; объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательстве получивших поддержку центра поддержки экспорта (объем поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства) в 2021 году составил 31,4 млн. долларов США, в 2022 году - 26,9 млн. долларов США. Срок достижения показателей - 20.12.2021 и 20.12.2022, соответственно.
Судебные инстанции установили и следует из акта проверки, что организация в отчет о показателях результативности включила все субъекты малого и среднего предпринимательства, заключившие экспортные контракты в году, за который предоставляется отчет вне зависимости от года предоставления субсидии из бюджета, что, по мнению управления, неверно, поскольку средства из федерального бюджета (субсидии) доводятся до получателей с указанием цели их использования, а также результата, который должен быть достигнут в связи с их использованием, в году предоставления данных средств (субсидии). Кроме того, управление полагает, что, результативность по показателю "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги" организация определила по состоянию на 01.01.2022 и 01.01.2023, тогда как данный показатель за 2021 год следовало определить по состоянию на 20.12.2021, на 2022 по состоянию на 20.12.2022.
Судебные инстанции проанализировали пункты 1.1, 4.3.6, 4.3.7.2 договора от 20.05.2021 N 40-2021-01020; пункты 1.1, 4.3.6, 4.3.7.2 договора от 19.04.2022 N 40-2022-000820; пункты 4.1.5 названных договоров, в соответствии с требованиями которых министерство обязуется осуществлять оценку достижения организацией результате предоставления субсидии согласно Приложению 2 и пунктам 2 и 3 Приложения N 3 к договорам на основании отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии показателей результативности предоставления субсидии по форме, установленной в Приложении N 4 и N 5 к договорам и, пришли к выводу о том, что расчет показателя "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, нарастающим итогом", осуществлялся в соответствии с Методикой N 832, разделом 1 которой показатель рассчитывается нарастающим итогом, периодичность формирования показателя - ежеквартально и ежегодно; указанные сроки не противоречат пунктам 4.3.7.3.6 договоров от 20.05.2021 N 40-2021-01020 и от 19.04.2022 N 40-2022-00082, согласно которым сроки предоставления указанной в пунктах 4.3.7.2 и 4.3.7.3 отчетности - не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным годом, и соответствуют Приложениям N 3 и N 4 к договорам на предоставление субсидии на 2021 и 2022 годы, с содержанием формы "Отчетов о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 1 20." и установлена периодичность предоставления отчетов - квартальная и годовая. Указанные обстоятельства и послужили основанием для представления организацией отчетности за квартал и за год, отчетность по состоянию на 20 декабря, в связи с указанным, не формировалась.
Судебные инстанции установили, что согласно пункту 2.10 Порядка N 1021, в редакции, действующей на момент проверки, результатом предоставления субсидии организации является количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты в году предоставления субсидии по результатам услуг организации.
Суды указали, что сами средства субсидии напрямую не направляются и не оказывают влияние на заключенные экспортные контракты, такое влияние осуществляется посредством проводимых и (или) организуемых организацией мероприятий, на которые ежегодно выделяются средства федерального бюджета. Услуги включают в себя как первичные консультации субъектов малого и среднего предпринимательства, та и последующее завершающее юридическое сопровождение предприятий. При этом в рамках обеспечения установленного действующим законодательством равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к услугам (мероприятиям), организация не вправе отказать какому-либо претенденту в услуге или выбрать исключительно наиболее подготовленных для выхода на экспорт субъектов предпринимательства, учитывая, необходимость достижения показателей результативности. Доказательства обратного управление не представило.
Суды учли положения пункта 2.10 Порядка N 1021, согласно которому момент предоставления (или оказания) организацией услуг не был привязан к году предоставления субсидий, поскольку это противоречило бы возможности оказания услуг предприятиям с наиболее длительным временным периодом выхода на заключение экспортного контракта.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций об обоснованности заявленного организацией требования в части признания недействительными пунктов 1 - 4 представления управления от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3819, является правильным.
При проверке законности предписания от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 и пункта 5 представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819, суды установили, что организация создана в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 20.09.2012 N 902 в целях развития внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области и реализации Областной долгосрочной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2011 -2014 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 09.09.2010 N 173 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2011 - 2014 годы" (с 15.10.2018 - государственная программа Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Ростовской области N 637.
В целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета, в соответствии с Правилами N 316, пунктом 58 которых реализация мероприятия, указанного в пункте 57 Правил N 316 (создание и (или) развитие центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется при методическом и информационном взаимодействии уполномоченного органа с акционерным обществом "Российский экспортный центр" на основании соглашения о взаимодействии, которое содержит направления расходов субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации; ключевые показатели эффективности деятельности; план командировок сотрудников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46.1 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта и импорта реализуются акционерным обществом "Российский экспортный центр" и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с Законом N 164-ФЗ, актами Правительства Российской Федерации, решениями уполномоченных органов управления этих организаций.
В силу статьи 25.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" АО "РЭЦ" в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет проведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, мониторинга соблюдения центрами поддержки экспорта требований к центрам поддержки экспорта, установленных указанным федеральным органом исполнительной власти, и анализа результатов деятельности центров поддержки экспорта.
Проанализировав положения подпунктов "д" и "е" пункта 4.1.1 Приказа N 67, суды указали, что Приложением N 14 к Приказу N 67 утвержден рекомендуемый образец направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра (агентства) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Смета), согласно пункту 3 которого субсидия может расходоваться на "приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала", при этом форма Сметы, является исключительно рекомендованным образцом, которая, исходя из системного толкования Приказа N 67 и постановления Правительства Российской Федерации N 316 при методическом и информационном взаимодействии уполномоченного органа ( Минэкономразвития России) с акционерным обществом "Российский экспортный центр" может быть изменена, суды. Суды установили, что в целях согласования иной формы Сметы АО "РЭЦ" направило в Минэкономразвития России свою форму проекта соглашения, заключаемого АО "РЭЦ" и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2019 году (письмо от 21.12.2018 N 4565); письмом Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 39090-ВЖ/Д13н согласован проект соглашения, заключаемого АО "РЭЦ" и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2019 году, содержащим смету (отличную от рекомендуемого образца Сметы, определенной приказом N 67), которой предусмотрена возможность приобретения основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала - в том числе в связи с увеличением штатной численности персонала организации; 08.04.2019 АО "РЭЦ" и Правительством Ростовской области заключено соглашение о методическом и информационном взаимодействии при реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, содержащее Приложение N 3 - направления расходования субсидии, включающие в себя затраты по приобретению основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала (не более 1 млн. рублей в первый год создания организации, и не более 500 тыс. рублей в целях обеспечения основными средствами дополнительных штатных единиц во второй и последующие годы после создания ЦПЭ.
Суды установили, что Министерством экономического развития Ростовской области и организацией заключен договор от 24.04.2019 N 2, пунктами 4, 4.1, 4.2 Приложение N 1 к договору отнесено расходование субсидии, в том числе, на приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала в размере 500 тыс. рублей. 29.05.2019 организацией и предпринимателем Родимовым А.И. (поставщик) заключен договор N 12 на поставку компьютеров, их компонентов, офисной мебели на общую сумму 500 тыс. рублей (420 тыс. рублей на приобретение 7 комплектов компьютеров в сборе, 80 тыс. рублей - на покупку 4 комплектов офисной мебели), который исполнен сторонами.
Вывод судебных инстанций о том, что расходы организации на приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала являлись целевыми и возможность их несения предусмотрена Приказом N 67 с учетом писем АО "РЭЦ" от 21.12.2018 N 4565 и Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 39090-ВЖ/Д13и; Соглашением от 08.04.2019 между Правительством Ростовской области о методическом и информационном взаимодействии; договором от 24.04.2019 N 2 о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности организации, основан на исследовании и оценке представленных в материалы данного дела доказательств.
При таких обстоятельствах вывод судов об обоснованности заявленного организацией требования о признании недействительными предписания управления и представления управления в части пункта 5, является правильным.
Относительно пункта 6 представления судебные инстанции установили следующее.
Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2019 N 594 утверждены Требования к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к центрам поддержки экспорта и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательств, пунктом 7.2 которых установлены, в том числе квалификационные требования к сотрудникам Центра поддержки экспорта: к заместителю руководителя организации, к специалисту организации, к аналитику организации. В качестве одного из квалификационных требований к сотрудникам организации, установлено наличие у них удостоверения о прохождении дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ в течение 1,5 лет с даты назначения на должность.
Как следует из материалов дела, с учетом пояснений управления в заседании суда первой инстанции 13.12.2023, по данному эпизоду рассматривался вопрос об обоснованности пункта 6 представления только применительно к 2020 году. Управление указало, что в 2020 году специалист Алпатова Е.А, аналитик Момотова А.А. не имели подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ.
Вместе с тем, суды установили, что в ходе контрольных мероприятий управлением не установлен стаж работы специалиста Алпатовой Е.А., аналитика Момотова А.А., тогда как Алпатова Е.А. в период обучения в Школе экспорта РЭЦ ушла в отпуск по беременности и родам и по этой причине не закончила обучение, а аналитик Момотова А.А. проработала в организации на момент проверки менее 1,5 лет, в связи с чем на дату составления акта и вынесения оспариваемого представления не утрачена возможность пройти соответствующее обучение в период после проверки до истечения предельного 1,5 годовалого срока в соответствии с пунктом 7.2 Требований N 594. Документально данный вывод управление не опровергло.
При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод об обоснованности заявленного организаций требования в части признания недействительным пункта 6 представления управления.
Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, установленных в ходе его рассмотрения по существу.
Иное толкование заявителем жалобы норм права, обстоятельств дела и его несогласие с выводами судебных инстанций, основанных на оценке доказательств, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства и не является основанием для их отмены на стадии кассационного производства.
Нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А53-22388/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, с учетом пояснений управления в заседании суда первой инстанции 13.12.2023, по данному эпизоду рассматривался вопрос об обоснованности пункта 6 представления только применительно к 2020 году. Управление указало, что в 2020 году специалист Алпатова Е.А, аналитик Момотова А.А. не имели подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ.
Вместе с тем, суды установили, что в ходе контрольных мероприятий управлением не установлен стаж работы специалиста Алпатовой Е.А., аналитика Момотова А.А., тогда как Алпатова Е.А. в период обучения в Школе экспорта РЭЦ ушла в отпуск по беременности и родам и по этой причине не закончила обучение, а аналитик Момотова А.А. проработала в организации на момент проверки менее 1,5 лет, в связи с чем на дату составления акта и вынесения оспариваемого представления не утрачена возможность пройти соответствующее обучение в период после проверки до истечения предельного 1,5 годовалого срока в соответствии с пунктом 7.2 Требований N 594. Документально данный вывод управление не опровергло."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2024 г. N Ф08-4038/24 по делу N А53-22388/2023