город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2024 г. |
дело N А53-22388/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от заявителя: Савыриной Н.К. по доверенности от 19.01.2024;
от заинтересованного лица: Ясенкова Д.В. по доверенности от 21.12.2020, Булаевой Ж.В. по доверенности от 28.06.2019;
от третьих лиц: от АО "Российский экспортный центр": Журавлевой О.В. по доверенности от 20.02.2024, Касьян А.А. по доверенности от 28.12.2021; от минэкономразвития области: Глущенко С.В. по доверенности от 03.07.2023,
Калиниченко О.А. по доверенности от 20.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.12.2023 по делу N А53-22388/2023
по заявлению автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области"
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
при участии третьих лиц: акционерного общества "Российский экспортный центр", министерства экономического развития Ростовской области
о признании незаконными предписания, представления,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" (далее - заявитель, организация, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3820 и представления управления от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3820 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах в 1, 2, 3, 4, 5, 6 представления, об обязании управления устранить допущенное нарушение прав и интересов АНО "ЦПЭ" по Ростовской области (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 05.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Российский экспортный центр", министерство экономического развития Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт по п. 1-4 представления указывает, что сам факт формирования отчетности за квартал и год не отменяет обязанность ЦПЭ достичь показатель результативности на 20 декабря, как требует Положение N 1021 и условия договоров. Средства из федерального бюджета (субсидии) доводятся до получателей (субъекта Российской Федерации, а далее юридического лица) с указанием цели их использования, а также результата, который должен быть достигнут в связи с их использованием в году предоставления данных средств (субсидии) для оценки их эффективности. Таким образом, по мнению апеллянта, результатом предоставления субсидии является количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших экспортные контракты в срок до 20 декабря текущего года, по результатам предоставленных услуг ЦПЭ, в рамках мероприятий, предусмотренных и проведенных в текущем году за счет средств, источником финансового обеспечения которых является предоставленная субсидия по договору. По п. 5 представления и предписанию апеллянт ссылается на сноску к пункту 3 Приложения N 14 Приказа N 67, в соответствии с которой расходы на финансирование центра (агентства) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала в размере 500 000,00 руб. предусмотрены только для центров, создаваемых в текущем году. ЦПЭ создано в 2012 году, следовательно, в 2019 году у ЦПЭ отсутствовало право расходования средств, предусмотренных данным пунктом. По п. 6 представления апеллянт указывает, что в период рассмотрения данного дела и РЭЦ, и ЦПЭ подтверждали наличие в 2019-2020 годах выявленных нарушений.
Заинтересованное лицо и третьи лица в отзывах возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители АО "Российский экспортный центр", АНО "Центр поддержки экспорта" и министерства экономического развития Ростовской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 2019 по 2022 годы между заявителем и министерством экономического развития Ростовской области ежегодно заключались договоры о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "ЦПЭ" по Ростовской области, в том числе: договор от 24.04.2019 N 2, от 26.05.2020 N 40-2020-00343, от 20.05.2021 N 40-2021-01020, от 19.04.2022 N 40-2022-000820.
Общий объем полученных средств по данным договорам составил 274 691 600 рублей, в том числе: в 2019 году - 70 842 900 рублей; в 2020 году - 66 883 800 рублей; в 2021 году - 92 148 100 рублей; в 2022 году - 44 816 800 рублей.
В период с 16.01.2023 по 17.02.2023 управлением проведена проверка предоставления и использования АНО "ЦПЭ" по Ростовской области субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих налоговый режим "налог на профессиональный доход" в субъектах Российской Федерации. Проверяемый период - с 01.01.2019 по 31.12.2022.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 17.02.2023.
Нарушения, выявленные в ходе проверки, явились основанием для вынесения в отношении АНО "ЦПЭ" по Ростовской области предписания от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 и представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819.
Из предписания от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 следует, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, пункта 57 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ (приложение N 10), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 (в редакции от 22.05.2019), подпунктов "д", "е" пункта 4.1.1, пункта 3 Приложения N 14 Требований к реализации мероприятий, предусмотренных в рамках направления "Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг)", а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных приказом Министерства экономического развития РФ от 14.02.2018 N 67 (далее - Требования от 14.02.2018 N 67), пунктов 1.1.3, 4.3.9 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "ЦПЭ" по Ростовской области от 24.04.2019 N 2, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области в 2019 году по договору от 29.05.2019 N 12 приняты в соответствии с товарной накладной от 25.06.2019 N 26 и оплачены платежным поручением от 07.06.2019 N 11, от 07.06.2019 N 12 основные средства (компьютеры в сборе, мебель офисная) в размере 500 000,00 руб., с нарушениями Требований от 14.02.2018 N 67, что привело к неправомерному расходованию средств. Организации предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба РФ в размере 500 000,00 рублей.
Из представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 видно, что управлением установлены следующие нарушения (в части оспариваемых пунктов):
1. В нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, подпункта "в" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах РФ (Приложение N 35), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (далее - Правила N 316), пунктов 2.9, 2.10 Положения о порядке определения объема и предоставления субсидии на обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области", утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2012 N 1021 (далее - Порядок от 15.11.2012 N 1021), пунктов 1.1, 4.3.6 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" от 20.05.2021 N 40-2021-01020, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области в 2021 году не обеспечено выполнение обязательств по достижению заданных показателей результативности, а именно:
по состоянию на 20.12.2021:
- "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг АНО "ЦПЭ" по Ростовской области, план 70 ед., факт 37 ед.
- "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта, всего", план 70 ед., факт 37 ед.
- "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего", план 31,4 млн долл США, факт 17,1786 млн долл США.
по состоянию на 01.01.2022:
- "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего", план 500 ед., факт 267 ед.
2. В нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, подпункта "в" пункта 3 Правил N 316, пунктов 2.9, 2.10 Порядка от 15.11.2012 N 1021, пунктов 4.3.7.2, 4.3.11 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" от 20.05.2021 N 40-2021-01020, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области в министерство экономического развития Ростовской области предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2022 с недостоверными данными, а именно:
- "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего", 39 ед. вместо 73 ед.
- "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего (млн долл США)" 18,3086 вместо 36,0511.
3. В нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, подпункта "в" пункта 3 Правил N 316, пунктов 2.9, 2.10 Порядка от 15.11.2012 N 1021, пунктов 1.1, 4.3.6 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" от 19.04.2021 N 40-2022-000820, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области в 2022 году не обеспечено выполнение обязательств по достижению заданных показателей результативности по состоянию на 20.12.2022, а именно:
- "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг АНО "ЦПЭ" по Ростовской области", план 62 ед., факт 16 ед.
- "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта, всего", план 62 ед., факт 16 ед.
- "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего", план 26,9 млн долл США, факт 8,4138 млн долл США.
4. В нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, подпункта "в" пункта 3 Правил N 316, пунктов 2.9, 2.10 Порядка от 15.11.2012 N 1021, пунктов 4.3.7.2, 4.3.11 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" от 19.04.2021 N 40-2022-000820, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области в министерство экономического развития Ростовской области предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2023 с недостоверными данными, а именно:
- "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего", 17 ед. вместо 63 ед.
- "Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, всего (млн. долл. США)" 8,83003 вместо 28,35159.
5. В нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, пункта 57 Правил N 316, подпунктов "д", "е" пункта 4.1.1, пункта 3 Приложения N 14 Требований от 14.02.2018 N 67, пунктов 1.1.3, 4.3.9 Договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" от 24.04.2019 N 2, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области в 2019 году по договору от 29.05.2019 N 12 приняты в соответствии с товарной накладной от 25.06.2019 N 26 и оплачены платежным поручением от 07.06.2019 N 11, от 07.06.2019 N 12 основные средства (компьютеры в сборе, мебель офисная) в размере 500 000,00 руб., с нарушениями Требований от 14.02.2018 N 67, что привело к неправомерному расходованию средств.
6. В нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, частей 2, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209, пункта 4.3.11.1 Договора от 26.05.2020 N 40-2020-00343, АНО "ЦПЭ" по Ростовской области как получателем средств субсидии в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в 2019 году и в 2020 году не соблюдены требования к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами РФ в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к центрам поддержки экспорта и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства", утвержденные приказом Министерства экономического развития РФ от 25.09.2019 N 594, а именно:
в 2019 году:
- Оформление центра поддержки экспорта в едином фирменном стиле (внешнее и внутреннее оборудование и (или) переоборудование центра поддержки экспорта с использованием единого дизайна, единых цветов, навигационных и рекламно-коммуникационных материалов) во всех вновь открываемых и действующих центрах поддержки экспорта в соответствии с руководством по использованию базовых констант фирменного стиля "Мой бизнес" при совместном использовании с логотипом акционерного общества "Российский экспортный центр", включая в том числе техническое оснащение офисного пространства, сувенирную продукцию, канцтовары (ручки, карандаши, блокноты и другое), также флеш-накопители с символикой центра поддержки экспорта;
- размещена экспортная статистика по субъекту РФ (информация на сайте АНО "ЦПЭ" по Ростовской области отсутствует);
- соответствие сотрудников центра поддержки экспорта квалификационным требованиям (отсутствует подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы школы экспорта акционерного общества "Российский экспортный центр").
в 2020 году:
- соответствие сотрудников центра поддержки экспорта квалификационным требованиям (отсутствует подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы школы экспорта акционерного общества "Российский экспортный центр").
В качестве мер по устранению причин и условий нарушений, изложенных в представлении, управление указало:
- по пунктам 1, 3 - усилить контроль за достижением показателей результативности;
- по пунктам 2, 4 - усилить контроль за предоставлением достоверной отчетности о достижении значений показателей результативности;
- по пункту 5 - усилить контроль за правомерным расходованием средств субсидии, предоставленных из средств федерального бюджета;
- по пункту 6 - усилить контроль за соблюдением требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в части центров поддержки экспорта.
Не согласившись с указанным предписанием от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 и представлением управления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 в части пунктов 1 - 6, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный финансовый контроль осуществляется, в том числе, в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В части п. 1-4 представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что в 2021 году субсидия предоставлена заявителю на основании договора от 20.05.2021 N 40-2021-01020, в 2022 года - на основании договора от 19.04.2022 N 40-2022-000821.
Приложением N 3 к обоим договорам "Показатели результативности предоставления субсидии" установлены следующие показатели:
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта в 2021 году - 70 единиц, в 2022 году - 62 единицы.
- объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательстве получивших поддержку центра поддержки экспорта (объем поддержанное экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства) в 2021 году - 31,4 млн. долларов США, в 2022 году - 26,9 млн. долларов США.
Срок достижения показателей - 20.12.2021 и 20.12.2022 соответственно.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка предоставления субсидий на обеспечение деятельности заявителя, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2012 N 1021 (далее - Порядок N 1021) в действовавшей на момент проверки редакции результатом предоставления субсидии организации является количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты в году предоставления субсидии по результатам услуг заявителя.
Буквальное толкование данного пункта говорит о том, что для определения результатов предоставления субсидии учитываются все субъекты малого и среднего предпринимательства, заключившие экспортные контракты в году предоставления субсидии.
Расчет показателя "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, нарастающим итогом" осуществлялся в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23.12.2019 N 832 "Об утверждении методики расчета показателя "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, нарастающим итогом" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В соответствии с разделом I данной Методики показатель рассчитывается нарастающим итогом. Периодичность формирования показателя - ежеквартально и ежегодно.
Несоответствие полученных показателей центром и иными лицами по делу по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги и объему экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства связано с различным порядком расчета указанных показателей.
Как указано выше, согласно п. 2.10 Порядка N 1021 для определения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта необходимо определить общее количество лиц, заключивших экспортные контракты. При этом, управление полагает, что суммировать необходимо только тех субъектов, которыми заключен экспортный контракт и произведен экспорт в году предоставления субсидии.
Учитывая буквальное содержание пункта 2.10 Порядка N 1021 ограничение по включению в итоговую сумму для определения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, только лиц с учетом срока осуществления экспорта является неверным.
Показатель по объему экспорта определен управлением путем сложения объемов экспорта, произведенного только по экспортным контрактам, заключенным в соответствующем году. Иные лица, участвующие в деле полагают, что необходимо определять сумму объемов экспорта по всему экспорту в соответствующем году, вне зависимости от даты заключения экспортного контракта.
Из п. 2.10 Порядка N 1021, в котором указано, что показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку АНО "Центр поддержки экспорта", не следует, что предусмотрены ограничения для определения указанного показателя в части сложения только тех контрактов, которые заключены в соответствующем году, в связи с чем позиция организации не противоречит Порядку N 1021.
Указанные сроки в приказе Минэкономразвития России от 23.12.2019 N 832 по периодичности формирования показателя соответствуют пункту 4.3.7.3.6 договоров на предоставление субсидии, которым предусмотрено, что сроки предоставления указанной в п. 4.3.7.2. и 4.3.7.3 отчетности - не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и не позднее 10-числа месяца, следующего за отчетным годом.
С учетом изложенного, отчетность по достижению показателей результативности субсидии обоснованно предоставлялась заявителем за квартал и за год. По состоянию на 20 декабря соответствующего года заявитель отчетность не формировал.
При таких обстоятельствах, выводы управления о том, что АНО "ЦПЭ" по Ростовской области нарушило требования п. 2.10 Порядка N 1021, условия договоров о предоставлении субсидии за 2021 и 2022 год являются необоснованными, а требование о признании недействительным п. п. 1 - 4 представления от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3819 - подлежащим удовлетворению.
В части предписания от 02.05.2023 N 58-05/23-3820 и п. 5 представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Как установлено в п. 1, 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что 08.04.2019 между АО "РЭЦ" и Правительством Ростовской области заключено соглашение о методическом и информационном взаимодействии при реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, содержащее Приложение N 3 - направления расходования субсидии, включающие в себя затраты по приобретению основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала: не более 1 млн. рублей - в первый год создания ЦПЭ, и не более 500 тысяч рублей в целях обеспечения основными средствами дополнительных штатных единиц во второй и последующие годы после создания ЦПЭ.
Между министерством экономического развития Ростовской области и заявителем заключен договор о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" N 2 от 24.04.2019.
Согласно п. 4, 4.1 и 4.2 Приложения N 1 к договору к направлениям расходования субсидии на финансирование заявителя отнесено, в том числе, приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала в размере 500 000 рублей.
Судом установлено, что 29.05.2019 между АНО "ЦПЭ" (заказчик) и предпринимателем Родимовым А.И. (поставщик) заключен договор N 12 о поставке компьютеров, их компонентов, а также офисной мебели на общую сумму 500 000 рублей, из которых 420 000 рублей составили расходы на покупку 7 комплектов компьютеров в сборе, а 80 000 руб. - расходы на покупку 4 комплектов офисной мебели.
05.06.2019 товары поставлены, что подтверждается актом приемки-сдачи товара. 07.06.2019 платежными поручениями N 11, 12 поставщику произведена оплата на сумму 420 000 рублей и 80 000 рублей соответственно.
С учетом изложенного, расходы заявителя на приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала являются целевыми.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, письмом Минэкономразвития России N 39090-ВЖ/Д13и от 28.12.2018 согласован проект соглашения, заключаемого АО "РЭЦ" и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2019 году, содержащим смету, отличную от рекомендуемого образца сметы, определенного приказом Минэкономразвития России от 14.02.2018 N 67. В указанной форме сметы предусмотрена возможность приобретения основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала - в том числе в связи с увеличением штатной численности персонала ЦПЭ.
Таким образом, организация правомерно произвела расходование денежных средств в размере 500 000 рублей, в связи с чем предписание управления N 58-23-05/23-3820 от 02.05.2023, а также представление N 58-23-05/23-3819 от 02.05.2023 в части п. 5 являются недействительными.
В части предписания п. 6 представления от 02.05.2023 N 5805/23-3819 суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что приказом Минэкономразвития России от 25.09.2019 N 594 утверждены Требования к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к центрам поддержки экспорта и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательств.
Пунктом 7.2 Требований установлены, в том числе квалификационные требования к сотрудникам Центра поддержки экспорта: к заместителю руководителя ЦПЭ, к специалисту ЦПЭ, к аналитику ЦПЭ.
В качестве одного из квалификационных требований к вышеуказанным сотрудникам ЦПЭ установлено наличие у них удостоверения о прохождении дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ в течение 1,5 лет с даты назначения на должность.
С учетом пояснений управления в заседании суда первой инстанции 13.12.2023, по данному эпизоду рассматривался вопрос об обоснованности п. 6 представления только применительно к 2020 году. Управление указало, что в 2020 году специалист Алпатова Е.А, аналитик Момотова А.А. не имели подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что в ходе контрольных мероприятий управлениям не установлен стаж работы специалиста Алпатовой Е.А., аналитика Момотова А.А., тогда как заявитель настаивает на том, что Алпатова Е.А. в период обучения в Школе экспорта РЭЦ ушла в отпуск по беременности и родам и по этой причине не закончила обучение, а аналитик Момотова А.А. проработала в АНО "ЦПЭ" на момент проверки менее 1,5 лет, в связи с чем на дату составления акта и вынесения оспариваемого предписания не утрачена возможность пройти соответствующее обучение.
Также судебная коллегия учитывает, что нарушения в рамках спорного пункта выявлены в 2020 и 2021 гг. (за 2019 и 2020 гг.) по результатам проведенного РЭЦ мониторинга соблюдения ЦПЭ Ростовской области требований к центрам поддержки экспорта и относятся к разделу III приказа Минэкономразвития России от 25.09.2019 N 594, то есть наличие или отсутствие выявленных в ходе мониторинга случаев несоблюдения требований не влияет на решение о предоставлении (непредоставлении) субсидии, либо на необходимость ее возврата. Также заявитель указывает на устранение выявленных нарушений до начала спорной проверки управлением.
При таких обстоятельствах, выводы управления о том, что организация нарушила п. 7.2 Требований N 594 от 25.09.2019 являются необоснованными, а требование заявителя о признании недействительным п. 6 представления от 02.05.2023 N 58-23-05/23-3819 - подлежащим удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2023 по делу N А53-22388/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22388/2023
Истец: АНО "Центр координации поддержки экспоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области", АНО "ЦЕНТР КООРДИНАЦИИ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "РЭЦ"