Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 372132-8 "О внесении изменений в статьи 60.3 и 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения исчисления срока принудительных работ и лишения свободы до направления осужденных к месту отбывания наказания) внесен депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым и другими)
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в часть вторую статьи 60.3 "Исчисление срока принудительных работ" Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), предусматривающие возможность льготного зачисления времени нахождения осужденного к принудительным работам в следственном изоляторе до его направления в исправительный центр под конвоем из расчета один день нахождения в следственном изоляторе до направления в исправительный центр под конвоем за два дня принудительных работ.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в действующую статью 75 "Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания" УИК РФ, предусматривающие возможность зачисления времени нахождения осужденного к лишению свободы в следственном изоляторе до его направления к месту отбывания наказания.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что нормы УИК РФ об исполнении наказаний в виде принудительных работ и лишения свободы на определенный срок не закрепляют положения, регулирующие учет времени нахождения осужденных к данным видам наказаний в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу до направления к месту отбывания наказания.
Таким образом, законодательство, в сущности, предполагает разный подход к лицам, фактически находящимся в одинаковых условиях, - одни находятся в следственном изоляторе до вступления приговора суда в законную силу и в сроки назначенных им наказаний засчитывается время содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу, а другим, также находящимся в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу и ожидающим направления к месту отбывания наказания зачет такого времени в сроки назначенных наказаний не производится.
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет отмечает следующее.
В целях установления единого порядка следования осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания Федеральным законом от 03.04.2023 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" из статьи 60.3 УИК РФ исключены положения, регламентирующие следование под конвоем в исправительный центр осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей. В настоящее время такие осужденные следуют в исправительный центр самостоятельно.
Относительно предложения о внесении изменения в статью 75 УИК РФ в части дополнения ее положениями о порядке зачета времени нахождения осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе до направления их к месту его отбывания в сроки назначенного им наказания отмечаем следующее.
В соответствии со статьей 3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным кодексом. В свою очередь уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных.
В связи с этим представляется, что проектируемые нормы о порядке зачета в срок лишения свободы времени нахождения осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе до направления их к месту отбывания, не могут быть включены в нормы УИК РФ.
Предлагаемые законопроектом проектные части первая.1 - первая.4 статьи 75 УИК РФ аналогичны частям третьей.1 - третьей.3 и четвертой статьи 72 УК РФ, предусматривающей зачет времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок лишения свободы. Таким образом, законопроект распространяет предусмотренный статьей 72 УК РФ порядок зачета времени содержания лица под стражей в срок лишения свободы на период нахождения осужденных в следственном изоляторе после вступления приговора в законную силу и до направления их к месту отбывания наказания.
Следует обратить внимание, что вступивший в законную силу обвинительный приговор суда служит не только формальным основанием для лишения лица свободы, но и обусловливает его правовое положение как осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, определяет основания и условия исполнения наказания, что влечет для него и дифференцированные ограничения прав в зависимости от вида исправительного учреждения и режима, определенного приговором суда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2023 года N 8-П), а для учреждений и органов, исполняющих наказание, - обязанность обеспечить надлежащие условия его отбывания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2023 года N 517-О).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, время содержания под стражей в качестве меры пресечения во всяком случае подлежит зачету при определении общего срока назначенного судом наказания, а также при исчислении срока отбытого наказания, позволяющего применить условно-досрочное освобождение от наказания.
Сам же факт оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе либо их перевода в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве не меняет и не может менять основания и условия исполнения наказания, определенные вступившим в законную силу приговором суда, и обусловленное приговором правовое положение лица как осужденного. Следовательно, такие лица сохраняют свой статус осужденных к лишению свободы с присущими этому статусу и предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством правами и обязанностями. Потому этот период входит в отбываемый таким осужденным срок лишения свободы и не предполагает применения к нему меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, а значит, к нему неприменимы и нормы статьи 72 УК Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 3085-О и от 28 января 2021 года N 34-О).
В законопроекте не нашло отражения решение вопроса о предлагаемом зачете в отношении осужденных к лишению свободы, ранее не отбывавших лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, оставленных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (статья 77 УИК РФ).
Кроме того, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу и в течение этого срока имеют право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами (часть первая статьи 75); осужденные к лишению свободы имеют право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (статья 12.1) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2023 года N 517-О).
Представленная редакция законопроекта соответствует требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует отклонить проект федерального закона N 372132-8 "О внесении изменений в статьи 60.3 и 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.