Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело инициативу участников XI Международного форума "Экология" и сообщает следующее.
Рослесхоз придает большое значение сотрудничеству с общественным советом АНО "Общественный форум "Экология", высоко ценит его работу и вклад в сохранение и приумножение лесных богатств России.
Инициативы участников форума направленны на совершенствование системы управления лесным хозяйством и сохранение биологического разнообразия лесов. При этом по отдельным инициативам, отмеченным в резолюции, Рослесхозом ведется планомерная работа.
С 1 января 2019 года вступил с силу Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", согласно которому лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лица, в интересах которых осуществлен перевод земель лесного фонда, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Реализация указанного федерального закона позволит предотвратить потери лесов, связанные с созданием инфраструктуры.
Предложения Рослесхоза по совершенствованию механизма "компенсационного" лесовосстановления, включая его монетизацию и увеличение сроков выполнения работ, направлены в Минприроды России письмом от 27.05.2020 N АА-09-42/9620.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования лесовосстановления и лесоразведения" предусмотрено возложение обязанности по проведению агротехнических уходов на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с протоколом совещания у исполняющего обязанности Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 08.05.2020 N АБ-П13-75пр.
Кроме того, во исполнение пункта 14 раздела 1 Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утверждённого Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко 01.10.2020 N 9282п-П11 Рослесхозом разработан проект федерального закона, предусматривающего передачу обязанности по "компенсационному" лесовосстановлению специализированным учреждениям, выполняющим мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Указанный проект федерального закона направлен в Минприроды России письмом от 23.10.2020 N АА-09-42/21039.
Рослесхоз готов принять участие в доработке проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения".
По вопросу вывоза за территорию Российской Федерации низкосортной древесины Рослесхоз сообщает, что согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Функции по поддержке экспорта промышленной продукции в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, осуществляет Минпромторг России.
Вместе с тем необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрен механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190. Данный механизм направлен на стимулирование создания и модернизации мощностей по глубокой и комплексной переработке древесины. К мерам поддержки инвесторов относится: предоставление лесных участков в аренду без проведения торгов и предоставление льготы с применением понижающего коэффициента при определении платы за аренду лесного участка.
По состоянию на 25.02.2021 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено 159 проектов (действующие и завершенные) с объемом заявленных инвестиций более 654,2 млрд руб. и необходимым объемом потребляемого сырья 104 млн куб. м древесины. Фактически всего инвесторами (по завершенным и действующим) в создание лесоперерабатывающих мощностей вложено более 475,1 млрд руб. Объем заготовленной инвесторами древесины за 2020 год составил 41,1 млн куб. м.
Большинство проектов (64% от общего количества) направлено на создание и модернизацию деревообрабатывающих мощностей (строганная продукция, мебельные щиты, клееные конструкции, деревянное домостроение и т.п.). Однако наибольший объем инвестиций (порядка 60%) привлекается в целлюлозно-бумажное производство, в деревообработку - 8%. в производство древесных плит - 8%.
Действенной мерой по вовлечению в оборот низкосортной древесины может стать развитие целлюлозно-бумажного производства при осуществлении государственной поддержки строительства объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов по созданию целлюлозно-бумажных производств.
По вопросу увеличения срока аренды лесных участков Рослесхоз сообщает, что в соответствии с лесным законодательством договор аренды лесного участка заключается на срок до 49 лет. При этом Лесным кодексом Российской Федерации (статья 74) предусмотрена возможность заключения нового договора аренды лесного участка без проведения торгов с лесопользователем, который надлежащим образом исполнил договорные обязательства по ранее заключенному договору аренды такого лесного участка, что фактически позволяет осуществлять непрерывное использование лесов - один из принципов лесного законодательства, закрепленный в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации.
По вопросу конкретизации условий расторжения договоров аренды лесных участков Рослесхоз сообщает, что Минприроды России в рамках исполнения пункта 12 раздела I Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 01.10.2020 N 9282п-П11, подготовлен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в части определения случаев досрочного расторжения договора аренды лесного участка в одностороннем порядке по инициативе арендодателя.
По пункту 16.4 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что в соответствии с подпунктом 22 пункта 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, предусмотрена возможность выделения особо защитных участков лесов в случае, если "к объектам национального лесного наследия относятся участки лесов, имеющие научное, историческое, культурное, религиозное значение, и малонарушенные лесные территории".
Особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.
По пункту 16.5 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что пунктом 16 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, предусмотрено, что при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных). Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества.
Пунктом 24 указанных правил определено, что при отводе лесосек для заготовки древесины сплошными рубками в эксплуатационную площадь лесосек не включаются:
а) нелесные и не покрытые лесной растительностью лесные земли (болота, вырубки, прогалины) независимо от их величины;
б) выделенные семенные группы, куртины и полосы;
в) расположенные среди спелых древостоев участки молодняков, средневозрастных насаждений;
г) участки приспевающих лесных насаждений, находящиеся внутри выделов спелых и перестойных древостоев, площадью более 3 га;
д) участки природных объектов, имеющих природоохранное значение;
е) объекты биоразнообразия площадью более 0,1 га.
В целях сохранения биоразнообразия в разделе 4 технологической карты лесосечных работ, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, приводится информация о неэксплуатационных участках с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение.
По пункту 16.14 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что в соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации типовые договоры аренды лесных участков утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса. Типовой договор аренды лесного участка для нескольких видов использования лесов Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
По пункту 16.15 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В целях обеспечения потребностей граждан в древесине для собственных нужд уполномоченным органам при планировании использования лесов на карте-схеме "зон планируемого освоения" в лесных планах субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять зонирование с учетом приоритетности распределения лесных ресурсов.
По пункту 16.21 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что частью 2 статьи 36 Лесного кодекса установлено, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Перечень объектов охотничьей инфраструктуры утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 N 1469-р.
Перечень случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков определен приказом Минприроды России от 12.12.2017 N 661.
Лесной участок в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставляется в аренду на основании охотхозяйственного соглашения.
Следует также отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" предусмотрен дифференцированный подход к размеру ставок платы для данного вида использования лесов.
- часть площади лесного участка, занятая охотничьими базами, егерскими кордонами (до 4458 тыс. руб. за гектар)
- часть площади лесного участка, занятая вольерами, питомниками диких животных, ограждениями для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (до 321 руб. за гектар)
- часть площади лесного участка, не занятая охотничьими базами, егерскими кордонами, вольерами, питомниками диких животных, ограждениями для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (0,03 руб. за гектар).
По пункту 16.25 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что пунктом 11 правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, предусмотрена возможность увеличения на 12 месяцев сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
По пункту 16.27 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что в целях совершенствования правовою регулирования порядка реализации древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 36, 38-47 Лесного кодекса, Минприроды России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и определения права собственности на древесину".
По пункту 16.29 рекомендаций Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ внесен ряд изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, в том числе в статью 49 "Отчет об использовании лесов", включая требования по предоставлению материалов фиксации.
В целях обеспечения реализации вводимых норм, будут вноситься изменения также в приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 451 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме".
Уровень оплаты труда работников лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета определяется в соответствии с пунктом 3 порядка определения расчета объема расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного приказом Минприроды России от 14.12.2015 N 534. При этом расчет норматива затрат на содержание одного работника органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляется исходя из должностного оклада главного специалиста-эксперта, установленного Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", с учетом соответствующих повышений должностных окладов на основании законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что расчетные величины оплаты труда, определяемые согласно действующим правилам, не соответствуют целевым ориентирам, установленным Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Рослесхозом совместно с Минприроды России прорабатывается вопрос о внесении изменений в действующую методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838), предполагающих повышение базовой величины оклада, из расчета которого определяется размер фонда оплаты труда по уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации.
Так, проектом методики предусмотрено, что расчет норматива затрат на содержание одного работника органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляется исходя из должностного оклада начальника отдела территориального органа, установленного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, а не главного специалиста-эксперта, как указано выше.
Принятие данных изменений должно оказать положительный стимулирующий эффект в трудовых отношениях в лесном хозяйстве.
В то же время следует учесть, что в отношении оплаты труда сохраняют свое действие положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.14 федерального закона размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, пунктом 7 статьи 26.3 данного закона предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 135, 144) заработная плата работнику, в том числе государственного учреждения, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Для государственных учреждений, в том числе в сфере лесного хозяйства регулирование вопросов заработной платы осуществляется с учетом принципа подведомственности. Соответственно, системы оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются государственными opганами субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений.
Учитывая изложенное, решение вопроса, связанного с повышением уровня оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе лесопожарных подразделений, реализующим переданные полномочия в области лесных отношений, находится в компетенции данных органов власти (учредителей государственных учреждений) и правительственных органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Рослесхоз считает необходимым обратить внимание на то, что проблемы недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами исполнения переданных полномочий в области лесных отношений не позволяют в полной мере использовать возможности по увеличению материального стимулирования работников лесного хозяйства.
Также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" реализуется федеральный проект "Сохранение лесов" в рамках национального проекта "Экология". Предусмотренный комплекс лесохозяйственных мероприятий в области воспроизводства лесов, модернизация парка лесохозяйственной и лесопожарной техники, проведение единовременной инвентаризации фонда лесовосстановления направлены на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.
Минприроды России совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства прорабатываются альтернативные подходы по строительству тепличных комплексов для выращивания посадочного материала с ЗКС за счет средств инвесторов. В частности, для формирования портфеля новых инвестиционных проектов, реализуемых по инициативе Российской Федерации, с участием Внешэкономбанка и АО "УК РФПИ" подготовлен проект "Строительство тепличного комплекса по выращиванию сеянцев с закрытой корневой системой".
Проект "Строительство тепличного комплекса по выращиванию сеянцев с закрытой корневой системой" был презентован на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей.
Данная мера позволит привлечь частные инвестиции в создание инфраструктуры по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой на всей территории Российской Федерации, что обеспечит увеличивающиеся объемы мероприятий по лесовосстановлению высококачественным посадочным материалом.
По вопросу финансирования мероприятий по лесоустройству в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам пресс-конференции Президента Российской Федерации 19 декабря 2019 г., от 24.01.2020 N Пр-104, пункт 1 "в" Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства и таксации лесов" (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается осуществление лесоустройства в соответствии с планом проведении лесоустройства. При этом в случаях, если в отношении представленных в пользование лесных участков выполнение работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по сохранению лесов не предусмотрено утвержденным планом лесоустройства, то выполнение соответствующих работ осуществляется за счет заинтересованного лица.
В целях повышения ответственности лиц, использующих леса, в приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" подготовлены изменения, предусматривающие основания для расторжения договора аренды лесного участка в одностороннем порядке при невыполнении запланированного объема и недостижении требуемого качества лесовосстановительных работ.
По вопросу мер государственной поддержки молодых специалистов Рослесхоз сообщает, что субвенции из федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не предполагают расходов на указанные цели, Рослесхозом направлено в Минтруд России письмом от 06.07.2017 N АП-08-37/9251 с предложением о рассмотрении возможности финансирования программ поддержки молодых специалистов лесной отрасли. Минтрудом России даны разъяснения (письмо от 17.07.2017 N 16-2/10/В-5462) о том, что финансирование программ субъектов Российской Федерации по поддержке молодых специалистов рекомендуется осуществлять за счет региональных бюджетов с привлечением внебюджетных источников.
Рослесхозом направлены предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по мероприятиям для включения в региональные программы поддержки молодых специалистов, а также письмо с положительным опытом регионов по поддержке молодых специалистов от 05.07.2018 N ИВ-08/-54/11373.
Рослесхозом организован ежегодный мониторинг подготовки программ поддержки молодых специалистов лесной отрасли. По итогам проведенного мониторинга в 2019 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимались меры по поддержке молодых специалистов, прибывших на работу в государственные учреждения лесного хозяйства, в 48 субъектах Российской Федерации. Указанные меры осуществлялись по нескольким направлениям.
В рамках реализации планов мероприятий ("дорожных карт") проводилась работа по поддержке молодых специалистов лесной отрасли в 7 субъектах Российской Федерации: Орловская, Тверская, Архангельская, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия. Следует отметить, что такие планы ("дорожные карты") не предусматривают финансового обеспечения мероприятий и включают, в основном, мероприятия по профессиональной ориентации молодежи, популяризации профессий лесного профиля, сотрудничество с образовательными организациями, организация учебно-производственных практик для студентов лесных образовательных организаций, развитие наставничества и другое.
Также в соглашения о взаимодействии в области лесных отношений, заключаемые Рослесхозом с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации включается пункт о подготовке и реализации комплекса мер по поддержке молодых специалистов лесной отрасли.
В настоящее время в рамках выполнения подпункта "н" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N Пр-1816 по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса 29 сентября 2020 г. прорабатывается вопрос создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем работников, занятых в лесном хозяйстве и проживающих на сельских территориях, в части возможности внесения в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696, изменений, связанных с предоставлением социальной поддержки, в том числе социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, гражданам, изъявившим желание постоянно проживать на сельских территориях и (или) работающим по трудовому договору на сельских территориях в государственных организациях, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесничествах) или в иных организациях, осуществляющих лесохозяйственную деятельность (независимо от их организационно-правовой формы) (основное место работы), и имеющим высшее или среднее профессиональное лесохозяйственное образование.
По вопросу несанкционированных свалок Рослесхоз сообщает, что ликвидация несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений и не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" эту функцию берет на себя региональный оператор по обращению с ТБО, который осуществляет свою деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Отсутствие развитой сети контейнерных площадок, а также отсутствие заключенных с региональными операторами соглашений, в том числе с председателями СНТ, и частными домовладельцами провоцируют рост несанкционированных свалок на примыкающих к ним участках лесного фонда.
Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес дополнения в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, относится:
- установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Исполнение вышеназванных полномочий по ликвидации ТБО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Дополнительно следует отметить, что в случае выявления, в том числе при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), лиц, виновных в загрязнении лесов отходами производства и потребления, должны приниматься меры по привлечению данных лиц к административной ответственности согласно части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по возложению обязанности по их ликвидации на них.
По вопросу снижения нормативов по степени радиационной зараженности Рослесхоз сообщает, что в настоящее время приказом Минприроды России от 08.06.2017 N 283 "Об утверждении особенностей осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов" (далее - приказ N 283) установлено, что в целях заготовки древесины в лесных насаждениях, расположенных в зонах средней и низкой степени загрязнения лесов осуществляются только выборочные рубки. Однако вопрос проведения сплошных рубок поднимается регулярно и является актуальным для субъектов Российской Федерации: Брянской, Тульской, Челябинской и других областей. Проблема связана не только с экономическими потерями арендаторов, но и со всем комплексом работ по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов. Так, ограничение проведения санитарных рубок и других лесозащитных мероприятий осложняет борьбу с вершинным короедом. Приказ N 283 в ходе применения нуждается в существенной доработке, направленной на обеспечение возвращения загрязненных лесов к условиям нормальной жизнедеятельности.
Кроме того, необходимо учитывать сложившуюся позицию общественности по отношению к лесному хозяйству и осуществлению рубок, зачастую излишне эмоциональную, не в полной мере учитывающую объективные процессы в лесных экосистемах и необходимость мероприятий для устойчивого ведения лесного хозяйства.
При этом следует отметить, что снятие избыточных ограничений, в том числе на осуществление рубок и других лесохозяйственных мероприятий, возможно только при условии четкого и однозначного определения полномочий и обязанностей всех субъектов лесных отношений по обеспечению контроля за соблюдением мер радиационной безопасности и выпуску радиационно-безопасной продукции в разрезе требований федерального законодательства в области радиационной безопасности.
Рослесхоз поддерживает позицию о внесении изменений в приказ N 283.
Российские леса играют ключевую роль в сохранении глобального биоразнообразия и поддержании биосферных функций, на территории страны представлены практически все виды внетропических природных экосистем Евразии. Территория Российской Федерации уникальна с точки зрения проявления планетарных широтно-зональных закономерностей формирования биоразнообразия, поскольку имеет четкую смену зональных природных экосистем.
Леса были и остаются основным типом растительного покрова и важнейшим природным комплексом России. Биологическое разнообразие лесов превышает биоразнообразие других наземных экосистем. Сохранение биологического разнообразия лесов является одним из основных принципов лесного законодательства Российской Федерации (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации). Этот принцип подразумевает обеспечение сохранности существующего разнообразия лесных экосистем и зависимых от леса биологических видов, поддержание генетической изменчивости в пределах каждого биологического вида.
Леса Российской Федерации - преимущественно естественные, первичные. Доля лесных культур и плантаций составляет всего 2,3%. Важнейшей особенностью российских лесов является сохранение на огромных территориях естественных лесных экосистем, не подверженных антропогенному воздействию. В России сосредоточено около 25% всех малонарушенных лесов мира. По экспертным оценкам ФБУ ВНИИЛМ, в Российской Федерации насчитывается 260 млн га малонарушенных лесов (30,1%), представляющих собой климаксную стадию сукцессий в бореальной зоне страны.
В соответствии с приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" генетические резерваты отнесены к лесам, имеющим научное или историко-культурное значение.
Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что информация по вопросу дополнения системы ЛесЕГАИС блоком информации о происхождении посевного и посадочного материала, а также информацией о сделках с ними направлена в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации письмом от 31.10.2019 N НК-09-24/21211 и Минприроды России письмом от 06.11.2019 N НК-09-42/21431.
Отдельные инициативы участников X Международного форума "Экология" в части нормативного правового регулирования и региональной специфики, по которым Рослесхоз является соисполнителем, требуют изменения правовых подходов, а также обсуждения с представителями бизнеса, научного сообщества, общественности и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.06.2012 N 906 "О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений переданы Минприроды России, Федеральное агентство лесного хозяйства готово оказать необходимое содействие в обсуждении указанных инициатив.
Одновременно Рослесхоз сообщает, что представители Федерального агентства лесного хозяйства примут участие в XII Международном форуме "Экология" в 2020 году.
Заместитель руководителя |
А.В. Агафонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 26 февраля 2021 г. N АА-09-42/3635 "Об оценке инициативы"
Опубликование:
-