Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Правительства Республики Дагестан,
установил:
1. Пунктом 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 16 декабря 1999 года N 276 "Вопросы Дагестанского государственного унитарного предприятия "Дагвино" предписано реорганизовать виноградо-винодельческие совхозы в форме их присоединения к ДГУП "Дагвино" согласно приложению к данному постановлению с предоставлением права создания на их базе дочерних предприятий с сохранением прав юридического лица (абзац первый); также определено, что предприятия независимо от форм собственности, не вошедшие в приложение к данному постановлению, осуществляют свою деятельность в виноградо-винодельческой отрасли путем заключения договоров о совместной деятельности с ДГУП "Дагвино" (абзац второй).
Пунктом 4 постановления Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2000 года N 126 "О Комитете Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности" предписано преобразовать дочерние унитарные предприятия ДГУП "Дагвино" в государственные унитарные предприятия, подведомственные Комитету Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности (абзац первый); также постановлено утвердить перечень подведомственных предприятий и организаций Комитета Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности согласно приложению N 2 к данному постановлению (абзац второй).
1.1. Постановление Правительства Республики Дагестан от 16 декабря 1999 года N 276, о проверке которого просит заявитель, было принято, как следует в том числе из его преамбулы, в целях эффективного проведения единой государственной политики в виноградо-винодельческой отрасли республики, возрождения и развития виноградарства, обеспечения государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, увеличения поступлений платежей в бюджеты и воспрепятствования приватизации совхозов.
Данное постановление было признано утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2000 года N 126, которым, в числе прочего, ДГУП "Дагвино" было преобразовано в Комитет Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности (Дагвино), а его дочерние предприятия - в государственные унитарные предприятия, подведомственные названному Комитету.
В свою очередь, постановление Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2000 года N 126 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2008 года N 448 "Вопросы Департамента по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан", принятого во исполнение Указа Президента Республики Дагестан от 14 ноября 2008 года N 228 "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан". Этим постановлением был образован Департамент по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан, ему стали подведомственны названные государственные унитарные предприятия (бывшие совхозы) без каких-либо иных изменений в их правовом положении.
В ходе дальнейшего реформирования системы органов исполнительной власти республики постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2008 года N 448 также было отменено, а полномочия Департамента по виноградарству и алкогольной промышленности переданы вновь образованному органу исполнительной власти. Указанные и иные изменения не повлияли на правовое положение виноградо-винодельческих предприятий, которые продолжали оставаться государственными унитарными, притом что неоднократно менялась их подведомственность органам государственной власти республики.
1.2. По запросу депутата Народного Собрания Республики Дагестан К.О. Габибова (согласно данным публичных реестров являющегося также директором государственного унитарного предприятия Республики Дагестан "Каспий") постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 13 октября 2021 года N 10-П пункт 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 16 декабря 1999 года N 276 и пункт 4 постановления Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2000 года N 126 - в части включения бывшего совхоза "Каспий" Каякентского района в перечень реорганизуемых хозяйств посредством присоединения к ДГУП "Дагвино" с последующим преобразованием его в государственное унитарное предприятие - были признаны не соответствующими Конституции Республики Дагестан, ее статьям 14, 15, 21 и 36, поскольку в нарушение требований федерального законодательства они лишали членов коллектива предприятия права самостоятельно выбрать форму реорганизации совхоза и, соответственно, получить земельные доли и имущественные паи.
При этом в силу части 4 статьи 72 Закона Республики Дагестан от 2 февраля 2010 года N 8 "О Конституционном Суде Республики Дагестан" (утратил силу) акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Дагестан, утрачивают силу и не подлежат применению независимо от решения об отмене указанных актов органами, их принявшими. В связи с этим Правительство Республики Дагестан в своем обращении просит признать пункт 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 16 декабря 1999 года N 276 и пункт 4 постановления Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2000 года N 126 подлежащими действию вопреки указанному постановлению Конституционного Суда Республики Дагестан.
2. Согласно части первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта либо отдельных его положений допустим, если заявитель считает их подлежащими действию вопреки официально принятому решению в том числе высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
С учетом же положений статьи 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также пункта 1 части первой статьи 3 и части второй статьи 85 данного Федерального конституционного закона проверке в указанном порядке подлежат нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Названные положения Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", действующие с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предполагают, что нормативный акт субъекта Российской Федерации подлежит проверке, в том числе если уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности в связи с признанием его не соответствующим конституции (уставу) субъекта Российской Федерации на основании принятого в установленном порядке решения органа конституционного правосудия субъекта Российской Федерации (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П; Определение от 27 декабря 2005 года N 494-О).
2.1. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" находится в системной связи с пунктом 4 части первой статьи 43 того же Федерального конституционного закона, устанавливающей определенные требования, касающиеся в том числе круга нормативных актов, которые могут выступать предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации. По смыслу этого пункта Конституционный Суд Российской Федерации - в качестве общего правила - осуществляет проверку действующих нормативных актов. Отмена же нормативного акта самим принявшим его органом государственной власти с очевидностью свидетельствует о том, что такой нормативный акт расценивается им как более не подлежащий действию, при этом мотивы, которыми руководствовался данный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не имеют существенного значения для целей конституционного судопроизводства (определения от 5 марта 2013 года N 332-О и от 4 июня 2013 года N 882-О).
Между тем само содержание настоящего запроса подтверждает, что постановления Правительства Республики Дагестан, о проверке которых просит заявитель, им же были признаны утратившими силу (отменены) и рассматриваются как более не подлежащие применению. Об этом, в частности, свидетельствует позиция, занятая представителем Правительства Республики Дагестан в ходе разбирательства дела в Конституционном Суде Республики Дагестан.
Как следует из представленных заявителем и имеющихся в открытом доступе материалов, винодельческие предприятия, являвшиеся предметом регулирования постановлений Правительства Республики Дагестан от 16 декабря 1999 года N 276 и от 18 июля 2000 года N 126, продолжили существовать и выступать в гражданском обороте в организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий несмотря на утрату силы (отмену) этих постановлений. Соответственно, оценка, данная этим нормативным актам в постановлении Конституционного Суда Республики Дагестан, - безотносительно к вопросу о наличии у него полномочия проверять конституционность утративших силу актов об учреждении (реорганизации) юридических лиц, а также принимать к производству новые дела и выносить решения после даты вступления в силу Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 года N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" (19 декабря 2020 года) - не должна порождать тех последствий для состояния правовой определенности и стабильности гражданского оборота, на которые указывает заявитель в запросе в Конституционный Суд Российской Федерации.
Таким образом, указанные постановления Правительства Республики Дагестан, утратившие силу (отмененные) до вынесения постановления Конституционного Суда Республики Дагестан от 13 октября 2021 года N 10-П, не могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 4 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Признать запрос Правительства Республики Дагестан не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2024 г. N 1438-О "По запросу Правительства Республики Дагестан о проверке конституционности пункта 2 постановления Правительства Республики Дагестан "Вопросы Дагестанского государственного унитарного предприятия "Дагвино" и пункта 4 постановления Правительства Республики Дагестан "О Комитете Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-