Обзор нормативных документов
Налогообложение и бухгалтерский учет
Банковское законодательство
Предпринимательская деятельность
Трудовое законодательство и социальная защита
Налогообложение и бухгалтерский учет
Федеральный закон от 8.12.03 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. увеличивается сумма платежей (взносов), не облагаемых налогом на доходы физических лиц, по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенными работодателями в пользу своих работников. С 1 января 2004 г. отменяются дополнительные льготы по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные субъектами Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 г. Устанавливается обязанность налоговых агентов уплачивать НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах при реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации. Не облагаются налогом на прибыль средства, полученные в 2003 г. на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, образованных при федеральных органах исполнительной власти.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12.11.03 г. N 04-04-04/131 "О налогообложении денежной компенсации, выплачиваемой работодателем работнику при нарушении установленного срока выплаты заработной платы". В соответствии со ст.255 НК РФ в состав расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, включаются компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. Денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы не отвечает указанным требованиям, и, следовательно, расходы по выплате данной компенсации не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Поскольку денежная компенсация, выплачиваемая работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, не включается у налогоплательщика в состав затрат на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то указанная компенсация не подлежит обложению ЕСН.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4.12.03 г. N 04-03-11/100 "Об учете налога на добавленную стоимость". Разъясняется порядок учета НДС при приобретении железнодорожных билетов для командировок за наличный расчет. Поскольку для целей вычета НДС исчислять сумму этого налога самостоятельно налогоплательщик не вправе, в случаях, когда в железнодорожных билетах, приобретенных за наличный расчет, сумма НДС не указывается, такие билеты следует учитывать в расходах на командировки по стоимости их приобретения. В расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, следует включать полную стоимость приобретенных железнодорожных билетов.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8.12.03 г. N 04-03-11/102 "О применении налога на добавленную стоимость". Если учетная политика плательщика НДС утверждена по моменту поступления оплаты, то по товарам, отгруженным до 1 января 2004 г. с учетом ставки налога в размере 20%, момент определения налоговой базы наступит в день поступления оплаты данных товаров, т.е. в 2004 г. При этом согласно счету-фактуре, оформленному поставщиком товаров покупателю, оплата товаров будет произведена с учетом ставки НДС в размере 20%, поэтому поставщик должен уплатить НДС в бюджет из расчета 20%.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8.12.03 г. N 04-03-11/103 "О применении налога на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов". По поставкам товаров, подлежащим обложению НДС, начиная с 1 января 2004 г. применяется ставка НДС в размере 18%, а сумма налога, уплаченная в бюджет с авансовых платежей, полученных в счет выполнения таких поставок в 2003 г. с учетом ставки налога в размере 20%, подлежит зачету в общеустановленном порядке.
Приказ Госкомстата России и Минфина России от 14.11.03 г. N 475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики". Указанные в названии Коды применяются организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений) при представлении в территориальный орган Госкомстата России годовой бухгалтерской отчетности. Приказ вводится в действие, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2003 г.
Приказ МНС России от 3.09.03 г. N АС-3-29/486 "О внесении изменений в приказ МНС России от 2.04.2003 N БГ-3-29/159". Изменяется Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке. Исключается положение о том, что в случае возвращения судебным приставом-исполнителем постановления налогового органа о взыскании налога (сбора), а также пени, не исполненного в связи с нарушением срока предъявления исполнительного документа, невозможностью установить адрес, либо с отсутствием имущества у должника, налоговый орган осуществляет комплекс мероприятий по инициированию процедуры банкротства.
Приказ МНС России от 31.10.03 г. N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год". Утверждаются новые формы отчетности по налогу на доходы физических лиц и порядок их заполнения: форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2003 год".
Приказ МНС России от 4.11.03 г. N БГ-3-05/598 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 26.12.2002 N БГ-3-05/747". Уточняется порядок заполнения декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В новой редакции излагаются содержание листа 06 приложения 1 формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядок его заполнения.
Приказ МНС России от 11.11.03 г. N БГ-3-02/614 "Об утверждении формы Декларации по налогу на прибыль организаций". Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль организаций.
Приказ МНС России от 17.11.03 г. N БГ-3-06/627@ "Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам". В целях автоматизации формирования статистической налоговой отчетности определяются разделы информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам, приводятся описание формирований этих разделов и реквизиты для их формирования.
Приказ МНС России от 18.11.03 г. N БГ-3-24/633 "Об утверждении формы расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядка его заполнения". Утверждаются новая форма расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядок ее заполнения.
Приказ МНС России от 20.11.03 г. N БГ-3-03/644 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость". Утверждается новая форма декларации по НДС и форма декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%. Приказ вводится в действие, начиная с налогового периода за январь (I квартал) 2004 г.
Письмо МНС России от 17.12.03 г. N ОС-6-03/1316@ "Об особенностях исчисления и уплаты НДС в переходный период в связи с введением налоговой ставки 18 процентов". В соответствии с Федеральным законом от 7.07.03 г. N 117-ФЗ с 1 января 2004 г. ставка НДС понижается с 20 до 18%. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) независимо от поступления оплаты за указанные товары (работы, услуги) счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки.
Письмо МНС России от 17.12.03 г. N ШС-6-33/1321@ "О применении контрольно-кассовой техники". До принятия соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной ГМЭК в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, до вступления в силу п.2 ст.10 Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ.
Постановление ФСС РФ от 4.12.03 г. N 134 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам". Определяются единые требования к назначению, проведению отделениями ФСС РФ и их филиалами документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок. Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда с учетом численности работающих у страхователя, объема произведенных им расходов, транспортных и иных условий. Срок проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных перечисляемых случаях проверка может быть продлена на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства. По результатам рассмотрения материалов проверки страхователя может быть вынесено решение о его привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов. Приводится сводная таблица размеров пени, начисляемой в случае нарушения страхователем или банком установленных сроков уплаты страховых взносов и других платежей.
Банковское законодательство
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также порядок выплаты возмещения по вкладам. Закон также регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Законом регулируются отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. Страхование вкладов не требует заключения вкладчиками договора страхования. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 000 руб. Банк, имеющий разрешение Банка России на день вступления в силу Федерального закона, ставится на учет в системе страхования вкладов путем внесения его Агентством в реестр банков на основании уведомления Банка России.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 291 Налогового кодекса Российской Федерации". При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Данные доходы отнесены к имуществу, полученному в рамках целевого финансирования. Суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, относятся к расходам, понесенным при осуществлении банковской деятельности. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 69 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Из компетенции Банка России исключается определение порядка гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Изменения и дополнения обусловлены принятием федерального закона о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Устанавливается, что организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Такая организация не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ею в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Такая организация не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Устанавливается, что обязательным условием для принятия кредитными организациями вкладов физических лиц является не только наличие лицензии Банка России, но и участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и постановка на учет в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Исключается норма о том, что сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций (долей), гарантируются государством.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации". При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования не только граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, но и организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках.
Инструкция Банка России от 1.12.03 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)". Устанавливается единый порядок проведения комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов), определяются особенности проведения проверок по вопросам выполнения нормативов обязательных резервов, совершения операций с наличной иностранной валютой, а также проверок зарубежных филиалов и представительств уполномоченных банков. Создается комплексный механизм взаимодействия кредитных организаций и уполномоченных представителей Банка России при проведении проверок кредитных организаций (их филиалов). В новом порядке повышаются требования к качеству результатов проверок и смещается акцент с выявления недостатков, нарушений и недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций на качественную оценку на основе мотивированного суждения о системе управления рисками и организации внутреннего контроля, финансовом состоянии и перспективах деятельности кредитных организаций. Устанавливаются требования к порядку планирования и организации проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов), определяются процедуры организации повторных проверок кредитных организаций (их филиалов).
Указание Банка России от 1.12.03 г. N 1346-У "О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка". Минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков независимо от доли участия в них иностранного капитала на день подачи документов в территориальное учреждение Банка России должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн евро. Размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов по состоянию на 1-е число месяца, предшествующее дню подачи документов в территориальное учреждение Банка России, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро.
Указание Банка России от 1.12.03 г. N 1347-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России". В связи с вступлением в силу с 20 декабря 2003 г. инструкции Банка России от 25.08.03 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" приводится в соответствие с ней ряд актов Банка России, регламентирующих порядок осуществления проверок кредитных организаций.
Предпринимательская деятельность
Федеральный закон от 8.12.03 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Определяются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Уточняется распределение компетенции между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности. Даются уточненные определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт), и вводится ряд новых (международный транзит, зона свободной торговли, таможенный союз). Законом устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера.
Федеральный закон от 8.12.03 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР". Изменения и дополнения вносятся в некоторые законодательные акты (Законы "О государственной пошлине", "О банках и банковской деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц", УК РФ, КоАП РФ и др.) в целях обеспечения реализации порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Закон РСФСР от 7.12.91 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" признан утратившим силу.
Федеральный закон от 10.12.03 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций. Уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж. Устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни. Дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами при условии, если они совершаются с участием нерезидентов. Ограничения, вносимые Законом, носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Крайний срок их действия - 1 января 2007 г. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев. В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России. Закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию. Юридическим лицам это право будет предоставлено лишь через год после вступления закона в силу. Детально расписан порядок предварительной регистрации. С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке открытия/закрытия счетов будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.
Федеральный закон от 10.12.03 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". Документы для государственной регистрации указанных выпусков акций должны быть представлены не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Закона. Отсутствие государственной регистрации выпуска акций не является препятствием для ликвидации или преобразования акционерного общества в случае, если решение о его ликвидации или преобразовании было принято до окончания этого срока. Если акционерные общества не представят в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, то они подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. Государственная регистрация проводится одновременно с государственной регистрацией отчетов об итогах выпуска этих акций. Регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации в срок не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов. Устанавливается, что сделки, на основании которых владельцы ценных бумаг приобрели эти бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами". Ставка налога на операции с ценными бумагами снижается с 0,8 до 0,2% номинальной суммы выпуска. При этом размер налога не может быть более 100 000 руб.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Изменения и дополнения направлены на реализацию принципа "одного окна" при осуществлении процедур государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановки их на налоговый учет и регистрации в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах. Указанный принцип предусматривает однократное обращение юридического лица или индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган, функции которого выполняют органы МНС России, внесение сведений об указанных лицах в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, одновременную постановку их на учет в налоговом органе и выдачу им в 5-дневный срок документов о государственной регистрации и постановке на налоговый учет. На основании указанных документов хозяйствующий субъект приобретает права совершать юридически значимые действия и открывает текущие счета в банке. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей осуществляется на основании сведений единых государственных реестров, получаемых органами государственных внебюджетных фондов от регистрирующих органов без непосредственного обращения лица в указанные фонды.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Утверждается федеральный бюджет на 2004 г. по расходам в сумме 2 659 447,0 млн. руб. и по доходам в сумме 2 742 850,4 млн. руб. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта составляет 15 300 млрд руб. Уровень инфляции - 10% (декабрь 2004 г. к декабрю 2003 г.). Превышение доходов над расходами в сумме 83 403,4 млн руб. направляется в 2004 г. на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации. Утверждаются расходы федерального бюджета на 2004 г. по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 г., применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1. В 2004 г. после утверждения годовой финансовой отчетности Банк России перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли. При этом приостанавливается действие ст.26 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банком России перечисляется 50% полученной прибыли. За выдачу органами внутренних дел Российской Федерации гражданам Российской Федерации паспортов, в том числе заграничных, документов о приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств, а также за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства виз и вида на жительство в Российской Федерации взимается плата в размере 50 руб. С 1 сентября 2004 г. размер средств, направляемых на оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, увеличивается до 25% стипендиального фонда, предусмотренного расходами федерального бюджета по разделу "Образование" функциональной классификации расходов. В 2004 г. при снятии с учета юридического лица с заявителя не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию при ликвидации юридического лица в порядке банкротства.
Положение Минфина России и Банка России от 26.11.03 г. N 106н, 240-П "О порядке завершения операции по счетам федерального бюджета 2003 года, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах)". Устанавливается порядок завершения операций по счетам по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства Минфина России между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, завершения операций по счетам по учету средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах.
Приказ Минфина России от 4.12.03 г. N 111н "О продлении срока действия приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н "Об утверждении Правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". Срок действия указанного в названии приказа продлен на 2004 г. в части порядка оформления и выдачи органами федерального казначейства Минфина России разрешений на открытие счетов в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях на балансовых счетах N 40503 и N 40302.
Приказ Минфина России от 11.12.03 г. N 115н "О внесении изменений и дополнений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 127н". Изменяются и дополняются Классификация доходов бюджетов Российской Федерации, функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации, экономическая классификация расходов бюджетов РФ, а также перечни целевых статей этих классификаций. В новой редакции излагается классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Постановление пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". Разъясняются отдельные вопросы, связанные с применением арбитражными судами данного Закона с учетом последних изменений и дополнений. В документе нашли отражение вопросы, связанные со сферой действия указанного Закона, порядком учреждения акционерного общества и изменением его типа, порядком разрешения споров, возникающих в связи с формированием уставного капитала общества и обеспечением прав акционеров, признанием недействительными решений органов управления общества и др.
Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.11.03 г. N 17 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ". Разъясняется, что дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций, а также членами советов директоров организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов, собственников имущества или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Указанные дела должны рассматриваться и разрешаться в исковом производстве. В процессе производства по таким делам судья не вправе в качестве меры по обеспечению иска приостановить действие оспариваемого решения об освобождении истца от работы и обязать ответчика, а также других лиц не чинить препятствий истцу в выполнении своих прежних обязанностей.
Трудовое законодательство и социальная защита
Федеральный закон от 8.12.03 г. N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год". На 2004 г. продлевается действие нормы, согласно которой максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб. Сохраняется положение о том, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисляемой в соответствии с Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать 30 000 руб. Сохраняется размер денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", взамен путевки в санаторно-курортное учреждение. Также сохраняется положение о том, что за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным в размере 900 руб. в месяц и расходы на посторонний бытовой уход за застрахованным в размере 225 руб. в месяц. Устанавливается размер средств обязательного социального страхования, направляемых на выплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан. Размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 30 тыс. руб. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере 30 тыс. руб.
Федеральный закон от 8.12.03 г. N 167-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год". В 2004 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые были установлены Федеральным законом от 12.02.01 г. N 17-ФЗ.
Федеральный закон от 23.12.03 г. N 175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год". В 2004 г. финансирование расходов на пенсионное обеспечение будет осуществляться в пределах утвержденной структуры расходов исходя из того, что размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будут индексироваться с учетом темпов роста инфляции, но не более чем на 10,4%. Прогнозируется, что размер страховой части трудовой пенсии будет индексироваться исходя из предполагаемого уровня роста цен за соответствующие периоды на 6,5%. С 1 апреля 2004 г. будет дополнительно увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 9%.
Постановление Правительства Российской Федерации от 2.12.03 г. N 730 "О дополнительных мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений". Утверждается типовой договор об оказании специализированным депозитарием услуг в отношении средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда. Также приводится форма типового договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и государственной управляющей компанией. Срок действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключаемого ПФР с Внешэкономбанком, составляет 5 лет. До 1 января 2005 г. размер вознаграждения, выплачиваемого Внешэкономбанку по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, составляет 10% величины дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, полученных государственной управляющей компанией за отчетный год.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.03 г. N 754 "О внесении изменений в Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Из порядка расчета обеспечения по страхованию, перечисляемого страховщикам, исключаются начисленные пени по страховым взносам. Выплата обеспечения производится страхователем в счет начисленных страховых взносов без учета начисленной пени. Согласно внесенным изменениям устанавливаются только два вида обеспечения по страхованию, выплачиваемого застрахованным, состоящим со страхователями в трудовых отношениях, а именно:
пособие по временной нетрудоспособности, назначенного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с предоставлением страховщиком застрахованному путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.03 г. N 766 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787". Устанавливается, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих содержит характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Приказ Минфина России от 22.12.03 г. N 117н "О трудовых книжках". Утверждаются образцы трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, а также порядок обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в нее.
Постановление Минтруда России от 17.10.03 г. N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При определении права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в страховой стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Данный порядок применяется и в том случае, если гражданин независимо от его возраста до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. При оценке пенсионных прав застрахованного лица расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Материал подготовлен
специалистами компании "Гарант"
Контактный телефон (095) 247-62-38
www.garant.ru
"Аудиторские ведомости", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а