Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 596336-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Проект подготовлен и внесен в Государственную Думу группой депутатов.
Проект состоит из 2 статей и предусматривает изложение в новой редакции статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ) (статья 1 Проекта) и определение срока вступления Проекта в силу в случае принятия его в качестве федерального закона (статья 2 Проекта).
В проектируемой редакции статьи 6 Закона о КФХ предлагается, во-первых, в каждом предложении этой статьи после слов "фермерское хозяйство" в соответствующем падеже добавить слова "не являющееся юридическим лицом", что совершенно избыточно, поскольку в пункте 3 статьи 1 Закона о КФХ, посвященной понятию крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается, что "фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица". Иными словами, деятельность и статус КФХ, существующих в форме юридического лица, Закон о КФХ не регулирует. Применительно к тем КФХ, которые "... созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (пункт 3 статьи 23 Закона о КФХ), цитированное переходное правило в современных условиях и после нескольких реформ законодательства о юридических лицах потеряло актуальность.
Кроме того, проектируемая редакция статьи 6 Закона о КФХ, по выражению авторов пояснительной записки, "актуализирует используемую в ней терминологию "продуктивный и рабочий скот", "хозяйственные и иные постройки" и др., так как в соответствии с действующими нормами градостроительного законодательства и законодательства в области сельского хозяйства используется иная терминология ("сельскохозяйственные животные", "племенные животные", "объекты капитального строительства, некапитальные строения сооружения")". В этой части проектируемые положения представляются не имеющими практического значения, поскольку с точки зрения гражданского права значение может иметь лишь то, могут ли перечисляемые объекты имущества быть объектами права собственности, а поскольку как в действующей, так в проектируемой редакции речь идет об объектах, признаваемых гражданским правом вещами, то нет никакой разницы в том, насколько актуальной и соответствующей градостроительному законодательству или законодательству в области сельского хозяйства будет используемая в законе о КФХ терминология.
Наконец, последняя значимая новелла состоит в указании на то, что "Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством, не являющегося юридическим лицом, в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства, и используются по соглашению между ними". Надо сказать, что именно такой порядок определения юридической судьбы плодов, продукции и доходов - по соглашению участников общей собственности - прямо вытекает из статей 136, 247 и 248 и закреплен в статье 257 Гражданского кодекса Российской Федерации, что лишает проектируемое изменение смысла.
Поскольку ни одно из предлагаемых Проектом изменений не является актуальным, следует сделать вывод об отсутствии необходимости в принятии предложенного Проекта.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 596336-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не может быть поддержан.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.