30 июня 2014 г. |
Дело N А56-41380/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Корабухиной Л. И., Пастуховой М. В.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приморском районе Санкт-Петербурга Терентьевой Т. С. (доверенность от 27.02.2014 N 11), от общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное объединение юристов и аудиторов" Зубаировой Д. Т. (доверенность от 10.10.2013),
рассмотрев 26.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приморском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2013 (судья Боровлев Д. Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 (судьи Загараева Л. П., Будылева М. В., Семиглазов В. А.), по делу N А56-41380/2013,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, Энгельса пр., д. 73, ОГРН 1027801566396, ИНН 7802196350 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное объединение юристов и аудиторов", место нахождения: 197373, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 14, корп. 3, кв. 236, ОГРН 1057813084581, ИНН 7814331646 (далее - Общество), 4778 руб. 18 коп. штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением от 28.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 07.03.2014 решение от 28.11.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить оспариваемые судебные акты.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просила оставить принятые по делу акты без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена камеральная проверка соблюдения Обществом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки установлено расхождение в суммах страховых взносов, уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии, указанных в расчете РСВ-1 и в форме АДВ-6-2 за полугодие 2012 года.
По результатам проверки составлен акт от 16.10.2012 N 3246, на основании которого Управлением принято решение от 22.11.2012 N 5538 о привлечении страхователя к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Управлением в адрес Общества направлено требование об уплате штрафа в сумме 4 778 руб. 18 коп.
Неисполнение страхователем требования об уплате финансовой санкции послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:
создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты;
развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ приведен исчерпывающий перечень сведений, необходимых для представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом перечисленные в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются совместно со сведениями о начисленных и уплаченных страховыми взносами в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество решением от 22.11.2012 N 5538 привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом как установлено судами, ни акт камеральной проверки, ни принятое решение не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о суммах уплаченных страховых взносов, об ошибках, допущенных Обществом, а также в отношении каких работников представлены недостоверные сведения.
Таким образом, в решении о привлечении страхователя к ответственности не изложены конкретные обстоятельства, на основании которых проверяющими сделан вывод о предоставлении Обществом неполных (недостоверных) сведений.
При проведении камеральной проверки Управление ограничилось сравнением данных, указанных в формах РСВ-1 и АДВ-6-2 за полугодие 2012 года.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, расхождения в данных формах без ссылок на указанные в статье 11 Закона N 27-ФЗ документы не являются сами по себе свидетельством недостоверности представленных Учреждением сведений.
Управление не представило в материалы дела доказательства недостоверности представленных Обществом сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, на основании которых проверяющие пришли к выводу о нарушении порядка представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
При таких обстоятельствах кассационный суд полагает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии зафиксированного и документально подтвержденного факта нарушения страхователем порядка представления сведений о застрахованных лицах в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 размер штрафа, подлежащий взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
В данном случае Управление не установило конкретных застрахованных лиц, о которых Обществом представлены неполные (недостоверные) сведения, как это требуется для установления размера штрафа.
При таких обстоятельствах суды правильно отказали Управлению в удовлетворении требования о взыскании штрафа.
Суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 по делу N А56-41380/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приморском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.