Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2011.
Полный текст постановления изготовлен 07.06.2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Кирейковой Г.Г. и Кирилловой И.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Садковой А.А. (доверенность от 09.02.2011) и Морозовой Ю.О. (доверенность от 31.12.2010), от общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" Ефимова В.В. (доверенность от 30.12.2010),
рассмотрев 01.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.11.2010 (судья Куницына Л.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 (судьи Елагина О.К., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-10041/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" (далее - Общество) о взыскании (с учетом уточнения требований) 20 498 859 руб. 86 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, отпущенной в период с 01.02.2010 по 30.06.2010 по договору от 01.08.2008 N 2220 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде (далее - Договор).
Решением суда от 29.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2011, исковые требования Компании удовлетворены.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что расчет объема тепловой энергии по нежилым помещениям, расположенным в жилых домах, должен соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Общество полагает, что вправе отказаться от оплаты некачественной тепловой энергии, поставленной Компанией. Кроме того, податель жалобы указывает, что Компания не вправе увеличивать тариф на размер налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Помимо изложенного Общество считает неправомерным принятие судами расчетов истца по объемам тепловой энергии в размерах, превышающих объем, указанный в счетах-фактурах.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Компании с ними не согласились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Компанией (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен Договор, предметом которого является отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде. По условиям Договора энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, а абонент принимает и оплачивает потребленную энергию на условиях, предусмотренных Договором.
В приложении N 2 к Договору стороны согласовали перечень объектов - многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента. Согласно названному перечню в ряде жилых домов имеются встроенные нежилые помещения (магазины, столовая, музей).
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что Общество является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений.
Истец в спорный период исполнил свои обязательства по поставке тепловой энергии надлежащим образом.
Для оплаты отпущенной тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры от 28.02.2010 N 2000/002960, от 31.03.2010 N 2000/016371, от 30.04.2010 N 2000/017961, от 31.05.2010 N 2000/019378 и от 30.06.2010 N 2000/020299 на общую сумму 42 071 453 руб. 75 коп. Стоимость тепловой энергии, указанная в счетах-фактурах, рассчитана истцом исходя из показаний приборов учета, а также с использованием расчетно-балансового метода в отношении тех жилых домов, в которых приборы учета тепловой энергии отсутствуют.
Произведя расчет объема тепловой энергии, поставленной в жилые помещения домов, не оборудованных приборами учета, с применением нормативов потребления, установленных для населения и приняв во внимание частичную оплату тепловой энергии, Компания обратилась в арбитражный суд с иском, ссылаясь на наличие у Общества 20 498 859 руб. 86 коп. задолженности.
Суды удовлетворили требования, согласившись с их обоснованностью по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как видно из материалов дела, в ряде жилых домов приборы учета тепловой энергии отсутствуют. Следовательно, в таких домах объем услуг отопления и горячего водоснабжения определяется по нормативам, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета в соответствии с положениями Правил N 306.
Таким образом, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Это правило является императивным и подлежит применению сторонами спора, независимо от условий Договора. При таких обстоятельствах выставленные Компанией счета-фактуры на оплату поставленной тепловой энергии, в которых ее объем рассчитан с использованием расчетно-балансового метода по жилым домам, не оборудованным приборами учета, могут использоваться сторонами при корректировке размера платы, производимой в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Как установлено судами, в ряде жилых домов ответчика установлены приборы учета, в связи с чем сторонами не оспаривается предъявление к оплате тепловой энергии по указанным домам исходя из расчета истца в сумме 1 435 451 руб. 45 коп. за период с февраля по июнь 2010 года.
Спор между сторонами возник в связи с несогласием ответчика с расчетом тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение нежилых помещений в домах, не оборудованных приборами учета, в части начисления истцом НДС, а также в части отказа ответчика от оплаты некачественной тепловой энергии.
С доводами ответчика о необоснованном предъявлении к оплате некачественной тепловой энергии суды не согласились, указав, что в соответствии с пунктом 3.6 Договора абонент должен был немедленно сообщать энергоснабжающей организации о нарушениях режима теплопотребления и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В свою очередь энергоснабжающая организация согласно пункту 2.6 Договора должна была направлять своего представителя для участия в оформлении актов о фактах и причинах нарушения условий договора после получения заявки абонента. Поскольку ответчик не представил доказательств того, что он направлял в адрес Компании информацию о необходимости составления актов о нарушении условий Договора, а представленные в материалы дела отчеты о суточных параметрах теплоснабжения составлены в одностороннем порядке, суды посчитали недоказанным факт поставки в спорный период некачественной тепловой энергии.
Переоценка выводов судов, сделанных на основании надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств и с соблюдением норм материального права, не относится в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к полномочиям кассационной инстанции.
Пунктом 20 Правил N 307 установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как установили суды, в данном случае Компания определила количество поставленной в нежилые помещения тепловой энергии расчетным методом, в соответствии с пунктом 4.2 Договора и приложением N 8 к нему, в котором имеется ссылка на Методику определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Суды согласились с расчетом Компании исходя из следующего.
Согласно разъяснениям Департамента городского хозяйства Мэрии города Архангельска, изложенным в письме от 26.10.2010 N 035-11/4381, при расчете количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, были исключены нагрузки на нежилые помещения, находящиеся на период установления норматива в собственности, аренде и ином владении или пользовании у физических и юридических лиц. Норматив определялся исходя из количества тепловой энергии, потребляемого жилым домом, по максимальным часовым тепловым нагрузкам по жилым помещениям и по нежилым помещениям, предназначенным для содержания общего имущества в многоквартирном доме (лестничные клетки, коридоры в домах коридорного типа и иные места общего пользования).
Суды посчитали, что поскольку на территории города Архангельска в спорный период отсутствовал утвержденный в соответствии с действующим законодательством норматив потребления коммунальных услуг для нежилых помещений, к расчету потребленной тепловой энергии по этим помещениям возможно применить предложенный Компанией метод. При этом суды отметили, что Общество как исполнитель коммунальных услуг не лишено возможности производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по нежилым помещениям в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, с использованием того же расчетного метода. Кроме того, ответчик не представил контррасчет по нежилым помещениям и не обосновал применения иных нормативов для этих помещений.
Относительно приведенных выводов кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 29 Правил N 306 в норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Из пунктов 13 и 14 раздела II приложения к Правилам N 306 следует, что при определении норматива отопления (Гкал на 1 кв. метр в месяц) принимается во внимание количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома за вычетом расхода тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Таким образом, норматив отопления не учитывает расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений.
Вместе с тем, коль скоро на территории Архангельской области не установлен норматив отопления для нежилых помещений, пункт 20 Правил N 307 не исключает возможности применения в отношении нежилых помещений норматива отопления, установленного в соответствии с требованиями Правил N 306, с возможностью производить 1 раз в год корректировку размера платы по этим помещениям.
В настоящем случае ответчик не отрицал заключение с владельцами нежилых помещений договоров оказания коммунальных услуг, однако их в материалы дела не представил. Фактически в спорных правоотношениях Общество является абонентом, а владельцы нежилых помещений - субабонентами, и пункт 20 Правил N 307 не исключает применение между сторонами субабонентского договора нормативных актов, действующих в сфере строительства и теплоснабжения, в том числе Методики N 105. Использование в расчетах с владельцами нежилых помещений расчетного метода исключает необходимость корректировки платежей по итогам года.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса интересов сторон, кассационная инстанция считает, что судам следовало проверить, возможно ли в отношении нежилых помещений отнести Общество к категории потребителей, рассчитывающихся за коммунальные услуги по нормативам отопления, установленным для граждан. В том случае, если Общество является перепродавцом тепловой энергии и в отношениях с владельцами нежилых помещений не применяет пункт 20 Правил N 307, следует согласиться с определенным Компанией объемом тепловой энергии на нужды этих помещений расчетным способом.
Коль скоро указанные обстоятельства имеют значение для правильного рассмотрения спора, и они судами не установлены, принятые по делу судебные акты следует отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При определении суммы задолженности суды сочли, что тариф на тепловую энергию, установленный для Компании постановлением Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30.11.2009 N 67-э/6, не включает НДС, и удовлетворил иск, сумма которого рассчитана Компанией с учетом НДС.
Между тем при оценке произведенного Компанией расчета платы за поставленные Обществу коммунальные ресурсы судами не обращено внимание на то, что истцом для горячего водоснабжения использован тариф, утвержденный в Гкал. Применение этого тарифа не соотнесено с положениями Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), и с пунктом 15 Правил N 307.
Так, согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктом 47 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Судами не проверено, относится ли Компания к организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, и установлен ли органом местного самоуправления тариф на горячую воду в порядке, предусмотренном Основами ценообразования N 520, а также плата населения за коммунальные услуги на 2010 год.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
При наличии тарифа на горячую воду и платы за коммунальные услуги для граждан, предусматривающей в соответствии с жилищным законодательством плату за услуги отопления и горячего водоснабжения, применение тарифа на тепловую энергию, утвержденного для Компании в Гкал, не соответствует положениям Основ ценообразования N 520 и пункту 15 Правил N 307. На это, в частности, указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10.
Кроме того, общеобязательным является толкование правовых норм, содержащееся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10, относительно правомерности начисления исполнителю коммунальных услуг НДС сверх тарифа, утвержденного для ресурсоснабжающей организации, при расчетах за оказанные населению коммунальные услуги.
Так, в названном постановлении указано, что при расчетах ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг за поставленный ресурс должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Несмотря на то, что тариф утвержден ресурсоснабжающей организации без учета НДС, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией (налогоплательщиком) подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствуют основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18%. В связи с этим Президиум сделал вывод о том, что расчет суммы задолженности исполнителя коммунальных услуг за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307.
В данном случае при отсутствии у Компании статуса организации коммунального комплекса и тарифа на горячую воду (платы населения за коммунальные услуги) судам следует, исходя из приведенного толкования Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дать оценку доводам Общества о неправомерном увеличении Компанией задолженности за тепловую энергию, поставленную в жилые дома, на сумму НДС.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное; проверить правильность начисления Компанией Обществу задолженности с учетом объема поставленной тепловой энергии, тарифа, НДС; оценить другие доводы и возражения сторон, принять судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.11.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 по делу N А05-10041/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.