Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области Власюк И.М. (доверенность от 11.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2011 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А42-8758/2010,
установил
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - Управление Росфиннадзора) от 15.10.2010 N 89 в части требований о возмещении 6692,20 руб., как излишне начисленной премии с учетом доплат за исполнение обязанностей отсутствующего работника, 12 082,53 руб. как неправомерно начисленной материальной помощи, 3057,94 руб. как излишне начисленного единого социального налога в связи с излишним начислением денежного содержания.
Решением от 24.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2011 решение от 24.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 24.02.2011 и постановление апелляционной инстанции от 30.05.2011.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росфиннадзора просит оставить решение от 24.02.2011 и постановление апелляционной инстанции от 30.05.2011 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление Росфиннадзора о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Росфиннадзора в период с 02.09.2010 по 01.10.2010 проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Росприроднадзора за 2009 год. В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1.4.4 Положения о порядке оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Управления, утвержденного 03.04.2007 руководителем Управления Росприроднадзора по согласованию с заместителем председателя профсоюзного комитета Управления (далее - Положение), приказов руководителя Управления Росприроднадзора от 13.04.2009 N 55-к, от 10.07.2009 N 125-к, от 14.10.2009 N 194-к, от 22.12.2009 N 249-к размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий определялся в процентах от оклада денежного содержания, начисленного за отработанное время в расчетном периоде, а также доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в расчетном периоде. Излишне начисленная и выплаченная из средств федерального бюджета сумма составляет 6189,05 руб., излишние начисление денежного содержания при предоставлении очередного отпуска и отчисление за счет средств федерального бюджета единого социального налога составляют 503,15 руб. и 734,87 руб. соответственно. Сотрудникам Управления Росприроднадзора Артоболевскому А.В. и Хачину В.П. в нарушение пунктов 1.8.1 и 1.8.6 Положения второй раз в календарном году на основании приказа от 14.12.2009 N 244-к выплачена материальная помощь в размере 11 619,52 руб. (названные лица в течение одного года были уволены и вновь приняты на работу), в результате при предоставлении очередного отпуска излишняя выплата денежного содержания составила 463,01 руб., а единый социальный налог и отчисления во внебюджетные фонды за счет средств федерального бюджета излишне перечислены в сумме 2323,07 руб.
По данному факту Управлением Росфиннадзора составлен акт от 01.10.2010 и выдано представление от 15.10.2010 N 89, в соответствии с которым заявителю предложено принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и возмещению незаконно использованных средств федерального бюджета.
Полагая представление от 15.10.2010 N 89 незаконным, Управление Росприроднадзора оспорило его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается). Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
Пунктом 1.8.1 Положения установлено, что материальная помощь гражданским служащим выплачивается один раз в календарном году в размере одного оклада денежного содержания с начислением районного коэффициента и северных надбавок за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданскому служащему, не отработавшему в Управлении Росприроднадзора календарный год, материальная помощь выплачивается пропорционально времени исполнения служебных обязанностей до окончания календарного года в размере 1/12 оклада денежного содержания гражданского служащего за каждый полный отработанный месяц, при этом излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (пункт 1.8.4 Положения). Получившим материальную помощь в текущем календарном году гражданским служащим, уволенным из Управления Росприроднадзора и вновь в этом же году принятым на работу, материальная помощь не выплачивается (пункт 1.8.6 Положения).
Судом по материалам дела установлено, что сотрудники Управления Росприроднадзора Артоболевский А.В. и Хачин В.П. при увольнении по собственному желанию в 2009 году получили материальную помощь. В том же году названные лица были приняты на работу и им вновь выплачена материальная помощь в сумме 11 619,52 руб. Поскольку материальная помощь Артоболевскому А.В. и Хачину В.П. в сумме 11 619,52 руб. была предоставлена в нарушение пункта 1.8.6 Положения, содержащего прямой запрет на выплату при указанных обстоятельствах материальной помощи, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для признания в этой части представления Управления Росфиннадзора от 15.10.2010 N 89 незаконным.
Согласно пункту 1.4.2 Положения премирование гражданских служащих Управления Росприроднадзора производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления в пределах экономии фонда оплаты труда. Размер премии отдельному гражданскому служащему за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с пунктом 1.4.4 Положения определяется в процентах от его оклада денежного содержания, начисленного за отработанное время в премируемом периоде, и максимальными размерами не ограничивается. Оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания) состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) (часть 2 статьи 50 Закона N 79-ФЗ).
Из материалов дела следует, что сотрудникам Управления Росприроднадзора Подольской О.А. и Орловой Г.С. в нарушение пункта 1.4.4 Положения за выполнение особо важных и сложных заданий в 2009 году выплачены премии в процентном отношении не только от оклада денежного содержания, но и от начисленных в расчетном периоде доплат за исполнение данными сотрудниками обязанностей временно отсутствующих работников. Ссылки Управления Росприроднадзора на нарушение положений статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации правомерно отклонены судом как несостоятельные, так как указанные нормы не определяют порядок начисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным представления Управления Росфиннадзора от 15.10.2010 N 89 и в этой части кассационная инстанция считает правильным, равно как и вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого представления в части обязания заявителя возвратить излишне начисленный социальный налог в размере 3057,94 руб. Указанные нарушения правомерно расценены Управлением Росфиннадзора как необоснованное расходование средств федерального бюджета.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" бюджетные средства, израсходованные незаконно федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями, использующими средства федерального бюджета, подлежат возмещению.
Доводы Управления Росприроднадзора об отсутствии в данном случае нецелевого использования средств федерального бюджета, приведенные в качестве основания незаконности оспариваемого представления, правомерно отклонены судом со ссылкой на статью 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве оснований применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации не только нецелевое использование бюджетных средств, но и иные основания.
При таких обстоятельствах, в отсутствие данных, свидетельствующих о незаконности оспариваемого представления, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Управлением Росприроднадзора требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу N А42-8758/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судья |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.