Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Ларионовой Т.В. (доверенность от 23.05.2011 N 5-01/014309),
рассмотрев 30.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Алкон" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.06.2011 (судья Кузема А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Потеева А.В.) по делу N А44-814/2011,
установил
Открытое акционерное общество "Алкон", место нахождения: 173015, город Великий Новгород, ул. Германа, д. 2, ОГРН 1025300782517, (далее - Общество, ОАО "Алкон") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция), выразившегося в отказе списать недоимку по налогам и задолженность по пеням и штрафам в сумме 2 177 005 руб. 64 коп., а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем списания недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам в сумме 2 177 005 руб. 64 коп.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2011, заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, суды обязаны удовлетворить требование Общества безотносительно к положениям статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку из судебных актов по двум делам: N А44-2070/2010 и N А44-244/2009 следует вывод об утрате Инспекцией права на бесспорное взыскание налоговых платежей.
В судебном заседании представитель Инспекции отклонил доводы жалобы.
ОАО "Алкон" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 05.03.2011 обратилось в Инспекцию с заявлением о списании недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 2 177 005 руб. 64 коп., указав, что основанием для списания данной суммы является вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.01.2011 по делу N А44-2070/2010, которым признано недействительным требование Инспекции N 1016 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 21.04.2010. Кроме того, в мотивировочной части решения по делу N А44-244/2009 во взыскании суммы 2 177 005 руб. 64 коп. по встречному иску Инспекции отказано.
Инспекция, рассмотрев указанное заявление, письмом от 10.03.2011 N 2.10-28/006675 отказала Обществу в списании недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам, ссылаясь на подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и на приказ Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам".
Посчитав бездействие Инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пункту 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка списанию подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации (далее - задолженность).
Пунктом 2 Порядка установлено, что последний применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Согласно пункту 3 Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.1 - 2.3 Порядка; руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Суды правильно указали на то, что с учетом вышеперечисленного, а также принимая во внимание положения статьи 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
При этом установление факта безнадежности взыскания возложено законодателем на судебные органы.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается наличие недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 2 177 005 руб. 64 коп.
Суды правильно не приняли во внимание ссылку Общества на решения по делам N А44-2070/2010 и N А44-244/2009, поскольку в судебных актах по указанным делам не содержится вывод об утрате Инспекцией права на бесспорное взыскание налоговых платежей в спорной сумме.
Согласно решению Арбитражного суда Новгородской области от 31.01.2011 по делу N А44-2070/2010 признано недействительным требование налогового органа N 1016 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.04.2010, в связи с тем, что названное требование является повторным. Кроме того, судебные инстанции пришли к выводу о том, что в требование N 1016 включены налоговые обязательства, которые заявлены Инспекцией к взысканию в судебном порядке.
При этом в судебных актах по делу N А44-2070/2010 не содержится выводов о том, что Инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам в общей сумме 2 177 005 руб. 64 коп. в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В судебных актах по делу N А44-244/2009 также отсутствуют выводы судов о признании безнадежными к взысканию спорных сумм.
Таким образом, суды обоснованно указали на отсутствие у Инспекции правовых оснований для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в сумме 2 177 005 руб. безнадежной к взысканию и для списания этой суммы с лицевого счета ОАО "Алкон".
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы ОАО "Алкон" отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.06.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по делу N А44-814/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Алкон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.