Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Племенной завод "Рабитицы" Хапугиной И.А. (доверенность от 01.11.2011 N 01/11), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе Башиловой Е.А. (доверенность от 21.09.2011 N 72-11-ПИ-06/16184),
рассмотрев 12.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2011 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 (судьи Фокина Е.А., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-20074/2011,
установил
Закрытое акционерное общество "Племенной завод "Рабитицы", место нахождения: 188413, Ленинградская обл., Волосовский р-н, дер. Рабитицы, ОГРН 1024702010673 (далее - ЗАО "Племенной завод "Рабитицы", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, д. 15, ОГРН 1037843053214 (далее - Региональное отделение, РО ФСФР России в СЗФО), от 09.12.2010 N 72-11-235/пн о назначении заявителю административного наказания по делу об административном правонарушении N 1164-2010-Ю-002-002 по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 500 000 руб. штрафа.
Решением от 20.05.2011 суд удовлетворил заявление Общества.
Постановлением от 24.08.2011 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Региональное отделение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы отмечает, что в письме Общества от 14.10.2010 N 225 не сообщается о мерах, принятых ЗАО "Племенной завод "Рабитицы" для недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований пункта 4 статьи 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), пунктов 3.6, 2.14 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.05.2002 N 17/пс (далее - Положение N 17/пс).
Региональное отделение считает, что Общество самостоятельно должно было принять меры для недопущения в будущем выявленных нарушений и впоследствии направить в РО ФСФР России в СЗФО соответствующий отчет о принятых мерах, который явно свидетельствовал бы о добросовестном осознании и исполнении ЗАО "Племенной завод "Рабитицы" предписания административного органа.
По мнению подателя жалобы, действия по принятию мер в целях надлежащего исполнения предписания административного органа напрямую были связаны с функциями единоличного исполнительного органа, который обязан был принимать соответствующие меры, необходимые для недопущения нарушений законодательства впредь.
В судебном заседании представитель Регионального отделения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 01.09.2010 Региональное отделение направило в адрес ЗАО "Племенной завод "Рабитицы" предписание N 72-10-ПИ-04/1986пд об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Согласно данному предписанию в тридцатидневный срок с даты его получения Обществу было предписано совершить следующее.
1. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований пункта 4 статьи 88 Закона N 208-ФЗ и пунктов 3.6, 2.14 Положения N 17/пс.
2. Представить отчет об исполнении предписания в рабочий день, следующий за установленным днем исполнения. К отчету должны быть приложены надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью Общества) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Общество 16.09.2010 получило названное предписание.
ЗАО "Племенной завод "Рабитицы" во исполнение указанного предписания направило в Региональное отделение письмо от 14.10.2010 N 225, в котором сообщило, что выявленные нарушения будут устранены при подготовке и проведении очередного общего собрания акционеров Общества.
По результатам проверки РО ФСФР России в СЗФО, установив, что предписание от 01.09.2010 N 72-10-ПИ-04/1986пд исполнено не в полном объеме, составило протокол об административном правонарушении от 25.11.2010, согласно которому действия Общества квалифицированы административным органом по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Регионального отделения от 09.12.2010 N 72-11-235/пн ЗАО "Племенной завод "Рабитицы" привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного взыскания 500 000 руб. штрафа.
ЗАО "Племенной завод "Рабитицы" оспорило указанное постановление Регионального отделения в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на отсутствие события административного правонарушения. Суды не установили нарушения РО ФСФР России в СЗФО порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 88 Закона N 208-ФЗ годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
Бюллетени для голосования на годовом общем собрании акционеров должны содержать разъяснения, определенные пунктом 2.14 Положения N 17/пс.
Согласно пункту 3.6 Положения N 17/пс годовой отчет общества, выносимый на утверждение годового общего собрания, должен содержать в числе прочего отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям общества; описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества; перечень совершенных обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Законом N 208-ФЗ крупными сделками, а также иных сделок, на совершение которых в соответствии с уставом общества распространяется порядок одобрения крупных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления общества, принявшего решение о ее одобрении; сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения.
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (пункт 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, именуемого далее Положение N 317).
В соответствии с пунктом 5.3.7 Положения N 317 (действовавшего в проверяемый период) Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В ходе судебного заседания суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предписание РО ФСФР России в СЗФО от 01.09.2010 N 72-10-ПИ-04/1986пд не конкретизировано, указав на отсутствие ясности в том, какие документы, подтверждающие принятие мер, направленных на недопущение в дальнейшем выявленных нарушений, Обществу следовало представить Региональному отделению для признания данного предписания исполненным.
При этом суды установили, что представленным в материалы дела письмом заявителя от 11.04.2011 N 33 подтверждается направление Обществом в адрес Регионального отделения в соответствии с ответом от 14.10.2010 N 255 на предписание N 72-10-ПИ-04/1986пд документов, подготовленных для проведения общего годового собрания акционеров ЗАО "Племенной завод "Рабитицы" за 2010 год, назначенного на 20.04.2011, выполненных в соответствии с требованиями законодательства (лист дела 59).
В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к правильному выводу о том, что направление Обществом письма от 14.10.2010 N 225 с указанием на представление после проведения очередного общего собрания акционеров доказательств недопущения нарушения законодательства об акционерных обществах свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 по делу N А56-20074/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.