Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Никитушкиной Л.Л., Серовой В.К.,
рассмотрев 20.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Суоярвский район" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А26-7359/2010 (судьи Кашина Т.А., Медведева И.Г., Смирнова Я.Г.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Суоярвский расчетно-кассовый центр", место нахождения: 186870, Республика Карелия, Суоярвский район, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30Б, ОГРН 1101038000029 (далее - Расчетный центр), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Суоярвский район", место нахождения: 186870, Республика Карелия, Суоярвский район, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6, ОГРН 1021001061839 (далее - Администрация), о взыскании 972 158 руб. 04 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с октября 2009 года по май 2010 года по договору энергоснабжения тепловой энергией от 29.09.2009 N 13т (далее - Договор), заключенному Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "Карелтепло".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карелтепло" (далее - Общество).
Решением от 27.01.2011 иск удовлетворен в части взыскания с Администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу Расчетного центра 935 133 руб. 60 коп. задолженности за фактически потребленную тепловую энергию; в остальной части иска отказано. За рассмотрение дела с Расчетного центра в доход федерального бюджета взыскано 854 руб. 75 коп. расходов по государственной пошлине, с Администрации - 21 558 руб. 42 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2011 решение от 27.01.2011 изменено, резолютивная часть изложена в новой редакции. С Администрации в пользу Расчетного центра взыскано 779 599 руб. 20 коп. задолженности. В остальной части иска отказано. В доход федерального бюджета с Администрации взыскано 17 997 руб. 77 коп. государственной пошлины по иску, а с Расчетного центра - 4445 руб. 39 коп. государственной пошлины по иску и 2000 руб. по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 27.09.2011 в части взыскания с Администрации в доход федерального бюджета 17 997 руб. 77 коп. государственной пошлины по иску. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Администрация, как орган местного самоуправления, выступающий в качестве ответчика по делу, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Стороны, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 АПК РФ проверена в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) и Администрация (абонент) заключили договор энергоснабжения тепловой энергией от 29.09.2009 N 13т (далее - Договор энергоснабжения), в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное в приложении N 2 к Договору энергоснабжения количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи, а абонент - полностью и своевременно оплачивать ее по ценам и в порядке, определенном условиями Договора энергоснабжения.
Общество (принципал) заключило с Расчетным центром (агент) агентский договор от 17.03.2010, согласно которому агент обязался выполнять юридические и фактические действия по сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей и взысканию задолженности за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению с потребителей этих услуг от своего имени, но за счет принципала. В соответствии с пунктом 2.2.2 агентского договора истец обязан принимать все меры для обеспечения полного сбора платежей, в том числе проводить претензионно-исковую работу по взысканию с потребителей задолженности в досудебном порядке и порядке искового и исполнительного производства.
В связи с образовавшейся задолженностью Администрации по оплате тепловой энергии, поставленной в период с октября 2009 года по май 2010 года по Договору энергоснабжения, Расчетный центр обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично. Кроме того, суд первой инстанции взыскал с лиц, участвующих в деле, судебные расходы по уплате государственной пошлины, распределив их пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в то время когда уплата государственной пошлины истцу была отсрочена.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, уменьшив сумму взыскиваемой с ответчика задолженности и взыскал с лиц, участвующих в деле, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску пропорционально удовлетворенным требованиям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене в части.
Из материалов дела следует, что суд взыскал с Администрации задолженность по Договору, который заключен ею с целью отопления зданий, находящихся в оперативном управлении, в числе которых находятся помещения, занимаемые ответчиком.
При этом апелляционная инстанция, взыскав в доход федерального бюджета 17 997 руб. 77 коп. государственной пошлины с Администрации как с проигравшей стороны, не учла следующее.
Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрация входит в структуру органов местного самоуправления и является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Следовательно, ответчик по настоящему делу освобожден от уплаты госпошлины.
Согласно пункту 20.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает ее с ответчика применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ.
В соответствии с указанной нормой законодательства государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.
Поскольку в рассматриваемом случае ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, предоставлена отсрочка от ее уплаты, государственная пошлина по иску взысканию с Администрации не подлежала.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда следует отменить в части взыскания с Администрации в доход федерального бюджета государственной пошлины по иску.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А26-7359/2010 в части взыскания с администрации муниципального образования "Сувоярский район" в доход федерального бюджета 17 997 руб. 77 коп. государственной пошлины отменить.
В остальной части названный судебный акт оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.