Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Боглачевой Е.В. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 16.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргопольском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.07.2011 (судья Хромцов В.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А05-3319/2011,
установил
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргопольском районе Архангельской области, ОГРН 1022901295680; (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Приозерное", ОГРН 1072918000396, место нахождения: 164124, Архангельская область, Каргопольский район, деревня Шелоховская, улица Советская, дом 16 (далее - общество), 61 922 руб. 70 коп. финансовой санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2009 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2011 фонду отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 03.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 2 статьи 11, пункта 2 статьи 14, статей 16 и 25 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Фонд также ссылается на то, что после получения Акта от 09.12.2010 N 11 общество представило в фонд уточняющие формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 в отношении 68 работников, поэтому штраф был исчислен заявителем из суммы страховых взносов, отраженных в корректирующих формах в отношении 68 человек, поэтому сумма штрафа составила 61 922 руб. 70 коп. Податель жалобы считает неправомерным вывод суда о неправильной квалификации фондом совершенного обществом правонарушения и полагает, что привлечение страхователя ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не исключает привлечение его к ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона N 212-ФЗ.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. ООО "Приозерное" во исполнение обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета 27.02.2010 представило в фонд сведения индивидуального персонифицированного учета, в которых за 2009 год указало 1 390 716 руб. 88 коп. исчисленных страховых взносов.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за период с 22.06.2007 по 31.12.2009, инспекция пришла к выводу о наличии расхождений в определении налогооблагаемой базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, поскольку обществом не были учтены суммы суточных (командировочные на обеды), не подтвержденные документально, а также суммы материальной помощи.
Обстоятельства, установленные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, были доведены до сведения фонда.
Фондом составлен акт камеральной проверки от 09.12.2010 N 11 и вынесено решение о привлечении общества как плательщика страховых взносов к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за "недостоверность индивидуальных сведений" в виде взыскания 61 922 руб. 70 коп. штрафа (том дела 1, лист 16, оборот). Следует отметить, что корректирующие индивидуальные сведения, поданные страхователем, и возражения страхователя послужили фонду основанием для уменьшения суммы штрафа, поскольку инспекция в акте выездной налоговой проверки от 25.11.2010 N 09-19/46 указала, что страховые взносы занижены по 73 работникам общества, а фонд пришел к выводу, что неверные сведения поданы на 68 работников.
Требованием от 15.02.2011 N 11 об уплате финансовой санкции обществу предложено в течение 10 календарных дней с момента его получения уплатить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 61 922 руб. 70 коп. штрафа.
Неисполнение обществом данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что ни в акте камеральной проверки от 09.12.2010 N 11, ни в решении фонда от 17.01.2011 N 11 не указано, какие именно и на каких именно (пофамильно) застрахованных лиц общество представило недостоверные индивидуальные сведения. В названных документах имеется только ссылка на составленный инспекцией акт выездной налоговой проверки от 25.11.2010 N 09-19/46. Однако в акте инспекции такие сведения также отсутствуют (том дела 1, листы 26 - 29). На эти обстоятельства правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций. Кроме акта выездной налоговой проверки фонд в своем решении от 17.01.2011 N 11 ссылается на корректирующие индивидуальные сведения, поданные обществом.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ приведен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации один раз в год, не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице. Дополнительно к предусмотренным этим пунктом сведениям страхователь один раз в год, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2010, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов. Деяние, предусмотренное абзацем первым названного пункта, которое совершено умышленно, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Положения Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ, в том числе об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, разъяснены в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Согласно названному информационному письму сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета. Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что фонд завысил сумму начисленного штрафа, поскольку штраф начислен не в соответствии с данными рекомендациями, а от полной суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо за год (расчет суммы штрафа - том дела 1, лист 17).
Суд кассационной инстанции считает, что анализ гипотезы и диспозиции применения ответственности по пункту 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ и по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ позволили судам первой и апелляционной инстанций сделать правомерный вывод о неправильной квалификации фондом правонарушения, допущенного обществом.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.07.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А05-3319/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргопольском районе Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.