Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Корпусовой О.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга Мартыновой А.В. (доверенность от 28.02.2012 N 12/03), от общества с ограниченной ответственностью "ПНЕВМОТРАНС" Смирнова А.А. (доверенность от 01.11.2011 б/н), Герцен Ю.С. (доверенность от 01.06.2011 б/н),
рассмотрев 25.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу N А56-49298/2011 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ПНЕВМОТРАНС" (место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д. 15, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1097847329700) (далее - Общество, ООО "ПНЕВМОТРАНС") штрафных санкций в размере 1 962 руб. 80 коп.
Решением от 11.10.2011 суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления.
Постановлением апелляционного суда от 18.01.2012 решение суда от 11.10.2011 по делу отменено. В удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы полагает, что на период представления отчетности по данным Управления, страхователь оплатил менее, чем указал в представленных сведениях. Ошибка о сумме уплаченных страховых взносов влечет за собой недостоверность в расчете задолженности за расчетный период, что в свою очередь влечет необходимость корректировки сведений и является нарушением условий ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) Общество представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах за первое полугодие 2010 года.
Согласно акту камеральной проверки от 13.11.2010 N 883 Общество представило неполные (недостоверные) сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2010 года.
Управлением 20.12.2010 принято решение N 883 о привлечении Общества к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 962 руб. 80 коп. (10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации) и направлено требование N 176 по состоянию на 15.02.2011 об уплате штрафных санкций за непредставление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 1 962 руб. 80 коп.
Поскольку требование N 176 по состоянию на 15.02.2011 об уплате штрафных санкций организацией-страхователем в добровольном порядке Обществом не исполнено, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, посчитав требования Управления обоснованными, удовлетворил заявление и взыскал с Общества 1 962 руб. 80 коп. штрафа.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения жалобы Управления не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ООО "ПНЕВМОТРАНС" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
В силу статьи 2 названного Закона Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице. Дополнительно к сведениям, предусмотренным названным пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, влечет ответственность страхователя по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Штраф взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно акту камеральной проверки от 13.11.2010 N 883, решению от 20.12.2010 N 883 о привлечении к ответственности в виде 1 962 руб. 80 коп. штрафа по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ от суммы начисленных страховых взносов на страховую часть - 13 076 руб., на накопительную часть - 6 552 руб. Основанием привлечения к ответственности указано неверное указание платежей на страховую и накопительные части, однако не конкретизировано в чем выразилось правонарушение.
Управление в качестве недостоверных сведений расценивает то обстоятельство, что задолженность по страховым взносам на конец расчетного периода, указанная страхователем в представленном расчете, не соответствует данным Пенсионного фонда Российской Федерации: суммы уплаченных за первое полугодие 2010 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные Обществом в форме АДВ-11, не соответствуют суммам страховых взносов, учтенным в базе данных Управления.
Основанием для такого вывода послужило неверное указание платежей на страховую и накопительную части (на страховую часть уплачено - 10 560 руб., на накопительную часть - 5 316 руб., а в реестре платежей указано 8 044 руб. и 4 080 руб., соответственно).
Из материалов дела следует, что Общество представило заявителю в установленный законом срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из данных своего бухгалтерского учета, то есть в суммах фактически уплаченных им в первом полугодии 2010 года страховых взносов. Управление при вынесении решения исходило из сумм, поступивших на его счет.
Оспаривая решение суда от 11.10.2011, Общество указало, что на протяжении восьми месяцев (с января по август 2010 года) уплачивало страховые взносы (платежные поручения - л.д. 48 - 59) в соответствии с Законом N 167-ФЗ, однако в платежных поручениях указывались неверные ИНН и КПП получателя.
Из платежных поручений видно, что Общество уплатило 19 628 руб., из которых 10 560 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 5 316 руб. на накопительную часть трудовой пенсии (л.д. 48 - 59). При этом, данные сведения совпадают с суммами, указанными в описи сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации (форма АДВ-6-2) (л.д. 29).
Как правомерно посчитал апелляционный суд, тот факт, что в платежных поручениях Обществом указывались неверные ИНН и КПП получателя, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Поступление уплаченных Обществом денежных средств на счет Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается платежными поручениями (л.д. 48 - 59).
Положения Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ, в том числе об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, разъяснены в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Согласно названному информационному письму сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд кассационной инстанции считает, что расчет штрафа произведен фондом в нарушение данных рекомендаций не от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, а от суммы платежей за отчетный период.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Управлением не представлено доказательств направления страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения.
Апелляционным судом установлено, что платежи согласно платежным поручениям поступили полностью, неверное указание Обществом в платежных поручениях ИНН и КПП получателя, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционного суда нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу N А56-49298/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.